Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение монотеизма и его значение.↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Возникновение монотеизма и его значение. Религии бывают политеистические и монотеистические. Монотеизм - форма религ. верования, почитание единого бога, единобожие, в отличие от политеизма – многобожия. Монотеистич.религии: иудаизм, ислам, христианство и др. Слово «монотеизм» образовано от греч. μονος (monos) — «один», θεος (theos) — «бог».
Возникновение монотеизма связано с понятием «генотеи́зм» (Henotheismus) или энотеизм — термин, введенный в употребление Максом Мюллером, обозначает такое состояние религиозного сознания, при котором из пантеона многочисленных богов или божеств почитается или выделяется один самый верховный и могущественный бог. Генотеизм отличается от монотеизма (единобожия) тем, что выделение одного самого могущественного бога не исключает почитания и поклонения другим богам из имеющегося пантеона. В истории нескольких древних ближневосточных религий начиная с бронзового века можно выявить аспекты монотеизма: введение монотеистического культа Атона в Египте фараоном Эхнатоном, почитание Мардука в Вавилоне и Ахура Мазды в зороастризме.
Первая известная попытка использования монотеизма в качестве государственной религии была предпринята в Египте фараоном Эхнатоном (сменившим своё имя с Аменхотепа IV) в XIV веке до нашей эры — последний пытался оставить в египетском пантеоне одно божество, бога солнечного диска Атона. Однако после смерти Эхнатона Египет возвратился к традиционной религии в форме политеизма. Существуют научные гипотезы, которые устанавливают связь религиозной реформы Эхнатона с монотеизмом пророка Моисея.
Иудаизм (свыше 3000 лет назад) Монотеизм начал оформляться в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения. Монотеистичный иудаизм впоследствии послужил основой для возникновения христианства и ислама. Христианство. (1 ВЕК Н.Э.) Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога,творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе. В связи с приятием догмата Троицы христианство иногда трактуется другими авраамическими религиями (иудаизм, ислам) как тритеизм или политеизм.Подобная концепция о троебожии также неоднократно высказывалась в истории христианства, но была отвергнута на Первом Никейском соборе. Ислам. (7 ВЕК Н.Э.) Ислам является религией со строгим принципом единобожия в своей основе. С исторической точки зрения ислам возник после иудаизма и христианства. С точки зрения Корана, мусульманами (покорившимися) были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в VII веке в проповедях пророка Мухаммеда. Ислам основывается на пяти фундаментальных положениях (Пять столпов ислама). Первое и главное из них — это Шахада, или свидетельство веры: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его»). В этой формуле заключена фундаментальная идея ислама — Таухид, то есть сам монотеизм. И действительно, все ритуалы ислама, все молитвы, все праздники и обряды направлены на то, чтобы показать Единство и Единственность Бога — Аллаха (в переводе с арабского означает «Бог»).
Монотеистические религии имеют огромное значение. 2 из 3 мировых религий являются монотеистическими (ислам, христианство). Появление монотеистических религий создало предпосылки для сплочения различных народов, признающих истинность той или иной веры. В политеизме подобное невозможно, тк боги разнятся от народа к народу.
Священные книги иудеев. Иудаизм основывается на Ветхом завете. Для иудеев 39 книг являются каноническими. Писали на древнееврейском, на пергаменте из шкур животных. Занимались переписыванием массариры, специальное сословие ученых. Греческий перевод возник в 3 в до РХ (70 переводчиков). Вне зависимости от отношения перевода к оригиналу, Ветхий Завет и Танах- разнохарактерные величины. В христианстве Ветхий Завет неразрывно связан с Новым. Танах занимает важнейшее место в раввинской и духовной жизни иудеев. Христианство определяет не по крови, а по вере, в этом важность. В Символе Веры вера в Библию отсутствует, "Буква убивает, а дух животворит". Разная иерархия ценности. Для христиан главное- дух, которым дышит Священное Писание.
1) 5 книг – Тора (Пятикнижие) · Книга Бытие повествует о Сотворении мира и образовании евреев в качестве семьи. · Книга Исход имеет пролог и эпилог, отделяющие её от других книг и рассказывает об Исходе из Египта, Даровании Торы на горе Синай и строительстве Скинии — то есть оформлении сынов Израиля в качестве еврейского народа; · Книга Левит посвящена, в основном, священническому законодательству и храмовой службе; · Книги Чисел повествует о скитаниях евреев по пустыне после Исхода из Египта; · Второзаконие представляет собой предсмертную речь Моисея, в которой он повторяет содержание других книг. 2) 8 книг пророков 3) все остальные – писания Наряду с письменным законом- устный (Мишна).
Содержание книг Пятикнижия · Бе-решит (Книга Бытие) — первая книга Торы, Ветхого Завета и всей Библии. В книге Бытие описывается Сотворение мира и всего живого, а также сотворение первых людей — Адама и Евы, первый грех (грехопадение), изгнание из Эдемского сада. История Каина и Авеля. Далее в хронологическом порядке следует описание поколений до Ноя. Описание Всемирного потопа. Жизнь патриархов (праотцов и праматерей будущего еврейского народа) — Авраама, его сына Исаака и Иакова. Творец даёт им обещание благословить их потомство на вечные времена, а также даровать им землю Ханаана «…так долго, как долго существуют небеса над землёй». В конце книги описываются все Двенадцать колен Израиля, жизнь Иосифа в Египте и завершается переселением семьи Иакова в Египет и смертью Иакова. · Шемот (Книга Исход) — история Исхода народа Израиля из Египта под руководством Моисея (Моше). В книге описаны духовный путь Моисея, Десять казней египетских и сам Исход. Далее следует описание Дарование Торы еврейскому народу на горе Синай. Моисей получает от Творца Скрижали Завета с Десятью речениями (заповедями). Во время пребывания Моисея на горе Синай сыны Израиля создали Золотого тельца, вследствие чего, первые скрижали были разбиты. После того, как весь народ раскаялся в содеянном, Всевышним было даровано народу прощение, и Моисей снова поднимается на гору Синай для получения новых скрижалей. Вторые Скрижали Завета были получены в день 10 тишрея, который получил название Йом-Кипур (то есть «День Искупления»). Также в книге подробно описано устройство Скинии Завета. · Ва-йикра (Книга Левит) — посвящена, в основном, священническому законодательству и храмовой службе. Далее следуют законы духовной чистоты и нечистоты, в том числе законы Кашрута, Йом-Кипура (Судного дня) и др.. · Бе-мидбар (Книга Чисел) — посвящена сорокалетнему странствованию евреев по пустыне до вступления в Землю Израиля: от начала второго месяца второго года до одиннадцатого месяца сорокового года. Далее сыны Израиля выходят из пустыни и направляются в обход царств Моава и Эдома в Землю Обетованную. Затем описывается противостояние Израиля Балаку — правителю Моава — и пророку Валааму, грехопадение колена Шимона. Одержав победу, евреи направляются к царствам Ога и Сихона (Трансиорданские царства). После победы над ними израильтяне наконец подходят к границам Ханаана. · Дварим (Второзаконие) — заключительная книга Пятикнижия. Основная её часть — это наставления и пророчества сынам Израиля на все последующие поколения. Моисей подошёл к самому Иордану и мог видеть всю Страну Израиля, однако, как и предсказал Господь, Моисею не было суждено вступить в неё. Книга и всё Пятикнижие завершается смертью Моисея.
Сама Библия – это почти полностью историческая книга, в которой рассказывается о важнейших событиях в мировой и еврейской истории. Все три сборника Священных иудейских книг – это Тора, Невиим и Ктувим – объединены в одну книгу – Еврейская Библия (Танах). Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания: · Тора́, ивр. תּוֹרָה [tōrā] — Пятикнижие · Невии́м, ивр. נְבִיאִים [nəḇīʾīm] — Пророки · Ктуви́м, ивр. כְּתוּבִים [kəṯūḇīm] — Писания (Агиографы) Термин «Танах» появился впервые в трудах средневековых еврейских богословов. Все книги Танаха, подлинники, написаны на древнееврейском языке – на иврите. Только отдельные книги Даниэль, Эзра написаны на арамейском языке, родственном ивриту. В I веке иврит вышел из разговорного языка и на арамейском языке именно говорит Иисус. Танах – это написанная часть учения, то что постоянно читают и поэтому его иначе называют словом микра, то есть читаемо.
Тора разделена на определенное количество фрагментов, равное количеству недель в году. Так что каждую неделю в Синагогах и еврейских домах по всему миру читается один и тот же определенный кусок из Торы. В конце годичного цикла прочтения Торы отмечается особый праздник Симхат Тора (Радость Торы). Танах принят в качестве священного писания и в христианстве, где он получил название Ветхого Завета.
Талмуд Иудеи полагают, что Машиах получил на горе Синай не только 10 заповедей и Пятикнижие. Согласно представлению иудаизма господь вручил Моше (Моисею) две Торы: одну письменную, а вторую устную. Письменная Тора и есть Тора (первые 5 книг). А устная Тора долгое время передавалась от одного поколению мудрецов другому, пока не была записана мудрецами иудейскими и составили книгу, которая называется Талмуд. В Талмуде очень много томов и разделов. Например: раздел Незикин содержит только мудрые изречения. Законоучитель Гиллель повторял: «Если не я за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, то чего я стою? Если не теперь, то когда?». Гиллель (умер в 10 веке жил около 120 лет) один из самых знаменитых законоучителей, живших на гране эр, эпох. Почитается как один из создателей этики иудаизма. «Не делай другому то, что ненавистно тебе самому» - это и есть вся Тора, остальное - толкование. Иди и учись. Изучение Торы и Талмуда вменяется в обязанности иудею, в качестве одной из самых главных заповедей. С самых ранних времен в разных странах еврейской диаспоры евреи основывали школы, в которых обязаны были учиться, по крайней мере, все мальчики (с 3-летнего возраста - Тору, с 8-ми лет – Талмуд). Современный раввин, который считается духовным раввином России, живет в Израиле – Берл Лазар. «Талмуд с многих точек зрения - это главная книга еврейской культуры, - писал раввин Адин Штейнзальц - хребет национального существования и творческой активности. Нет другого труда, который бы оказал сомнимое влияние на теорию и практику еврейской жизни, придав форму ее духовному содержанию и служа руководством к поведению. Талмуд есть хранилище тысячелетней еврейской мудрости, громадное собрание правил и легенд, глубокой философии и уникальной логики, смешанной с тонким прагматизмом, исторических фактов и забавных притч, соединение с научным подходом и лукавым юмором. Талмуд – это коллекция парадоксов … Но и сегодня Талмуд остается первоисточником еврейского закона...» Если почитать Талмуд, то в нем нет каких-то окончательных истин. В этом парадокс. Каждый мудрец высказывает свою мысль. И может быть несколько идей, несколько истин, и одна из них не исключает другую. То есть нет, раз и на всегда готового решения. Существует множество мнений по одному и тому же вопросу. И все они принимаются. В этом терпимость Талмуда, терпимость к различным точкам зрения.
То́рa (ивр. תּוֹרָה — тора́, букв. «учение, закон»; в ашкеназском произношении — То́йро). Согласно традиционной иудаистской точке зрения, текст Торы был записан Моисеем со слов Всевышнего. Существует, однако, разногласие по поводу того, была ли записана вся Тора в течение сорока дней на горе Синай, или она писалась в течение сорока лет пребывания еврейского народа в пустыне и была завершена незадолго до смерти Моисея. Многие поколения Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания из поколения в поколения, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а позднее — в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд.
Септуаги́нта; перевод семидесяти толковников (от лат. Interpretatio Septuaginta Seniorum — «перевод семидесяти старцев») — собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III—II веках до н. э. в Александрии. Часто обозначается LXX (число семьдесят, записанное римскими цифрами). Септуагинта является самым старым известным переводом Ветхого Завета на греческий язык. Цитаты из неё встречаются в Новом Завете. Септуагинта сыграла важную роль в истории христианской церкви, став, по существу, каноном Ветхого Завета на греческом языке, с которого впоследствии были сделаны переводы на другие языки, в том числе первый перевод на церковнославянский
Протестантов. Основная догматическая система возникла на I Вселенском Соборе, на II Вселенском Соборе дополнена, на III Вселенском Соборе принята неизменной. Тем не менее, католическая церковь, вопреки запретам III Вселенского Собора добавили к Символам Веры филиокве. (Филиокве (с лат. «и Сына») — добавление к латинскому переводу Никео-Константинопольского символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об происхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына». Стало одним из поводов для разделения Вселенской Церкви). У католиков появились новые догматы, которых нет у православных. Догмат о чистилище. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее - мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди. В 1870 году I Англиканским Собором был принят догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы. В православной церкви высшая власть – Вселенский Собор, в католической – Папа. Поэтому и возник догмат о непогрешимости Папы Римского в делах веры. У протестантов есть свой догмат об оправдании верой – вера оправдывает. Политике Религия теперь, конечно, не стержень общественной жизни, но она нужна как организация между обществом и индивидом, между государством и людьми, как способ достижения компромисса. Во многих странах Востока государство- оплот религии. Несмотря на секулярный ХХ век религия жива. Религия- от лат.связывать- она противостоит мирской, обыденной жизни. Понятие религиозность означает разное. Религия как вера(знает догматы, посещает богослужение), религия как идентичность, религия как образ жизни(соблюдение норм бытовой культуры). Иррелигиозность- духовное мещанство, вялое безразличие, отказ от духовности, поклонение животным страстям. Разделение между религией и духовностью. Идет стремительная христианизация Африканского континента, формируются новые явления- Третья Церковь- не протестантизм и не православная. Япония- постиндустриальный мир, но многие придерживаются религии только в быту. Индия- резкие контрасты. Современная культура отличается тем, что человек верит во всё. Появляется новая духовность в эзотерике, но субъектами остаются религиозные структуры. В жизни католики идут на конфирмацию, отпевания и венчания- а при неверии усталость от веры, соблюдение формальных обрядов при неверии. Коммерциализация религии, свои параметры церковной жизни. "Иисус сегодня наполняет всё вокруг, это стремление людей схватиться за символ, но это десакрализация". Религия этим путём теряет своё содержание, горизонтальная система ценностей. Динамика предпочтения потребителей- "церковный рынок". В конце ХХ века закончилась эпоха идеологий, но сейчас взамен идеологии предлагается религия. Есть использование религии в общественно-политической жизни. Раньше религиозный фактор был косвенным от религиозной жизни, сейчас же наоборот. Очевидность в 1979 г- революция от шахского режима, новый революционный режим на религиозном принципе. Карен Армстронг "Истоки двух революций": большинство жителей исповедовали кальвинизм, секуляристская религиозная идеология. Возрождение религии породило конфликты, стали использовать религиозный фактор в мировой политике сегодня- это активное включение в мирополитические процессы негосударственных акторов(религиозные институты структуры и организации). Христианство влияет на нормы международного права, вызов религиозного фундаментализма. "Борьба за власть- квинтессенция падшего мира". "Отдавайте Кесарево Кесарю, а Божье Богу". Церковь должна быть отделена от политики. Если христианской политики быть не может, зачем политикам религия? Современное проявление папоцезаризма, новые формы идеологии-> используют религию. На фоне катастроф политики используют религиозность, политика мультикультурализма провалилась, религиозный фактор стал реальностью. Рейган использовал религиозную тематику в политической жизни. Папа Иоанн Павел Второй в 1983 г принял членов трехсторонней комиссии. В 1969 г Фейсал создал Исламскую конференцию, организация на религиозной основе, поддержка исламских банков. В США религиозный радикализм- очевидность. "Быть против Израиля- быть против Бога". Индия- в мае 2014 г победила партия индуистов. Кемаль Аттатюрк в Турции секуляризировал, но нынешний президент возрождает религиозные начала. В распаде Югославии- важный момент. Как организовать мобилизацию- этноконфессиональный фактор. Западноевропейская толерантность привела к религиозному исламскому фундаментализму в регионе и нападкам на христианство. Экспансия протестантизма в Африке: стиль и форма богослужения привлекают многих. Маргинализация Церкви, чтобы сопротивляться секуляризации, порой Церковь опускается до доступных форм. Исламский фундаментализм- вроде бы обращение к традиции, но это ответ на вызов современности, порожденный модерном. Фундаментализм- современное течение, происходит борьба. На линии фронта десекуляризации- допустимость в школах молитв и минутах молчания. В судах рассматривался запрет на текст 10 Заповедей, на изображение Рождества. В 2002 г Питер Бергер отмечал, что идет американизированная массовая культура, но также пути, где и повышена религиозность. В мире сейчас не возрождение религии, но идет востребованность идей и идеалов, а не форм и институтов. Десекуляризация принимает разные формы, в том числе и фундаментализм. Папа Франциск, реформатор, пытается приблизить католичество к современности, осуждает тиранию капитализма, поклонение деньгам, уход от культура и государства из экономики. В сентябре 2013 года был осужден крупный бизнес за поклонение деньгам. Патриарх Алексий Второй- Стремление лишить людей духовности, неоязычество еще более страшно, чем атеизм. Религия- духовный, социальный и политический феномен, формируются иррациональные идеалы в рамках одной религии, но затем формируется система рациональных идей и конструкций, формируются материальные интересы, из системы религии остается только обряд. В традиционном обществе только идеалы, идеи, интересы- иерархия. Но теперь человек начинает сам выбирать ценности, эта иерархия нарушается. Забвение говорит о негативных явлениях в религиозной жизни. Силуан Афонский- русский Святой, достиг глубоких тайн веры, молился за весь мир, что очень сложно. Митрополит Антоний(примеры неверия): Профессор догматики издал книгу "Миф о воплощении", студентку изгнали из аудитории за веру в Воскресение, митрополиту запретили вещать для ВВС на английском-> Противоречивые процессы в религиозной и общественной жизни.
22. Иудаизм в XX-XXI вв. Капитализм- Вернер Зомбардт- Евреи в хоз.жизни. Капитализм- особая система отношений между людьми, духовные отношения между людьми. Иудаизм содержит учения, благоприятные для капитализма, не существовало идеала бедности, финансисты процветали, так как среди своих нельзя было брать деньги, а с других можно. "Иудей стремился к наживе и сознавался в этом". Сионизм- светское явление с религиозным аспектами- движение за возвращение в Сион(Святую Землю). Считалось, что это станет возможным с приходом Мессии. В 1862 г Моисей Гесс опубликовал книгу Рим-Иерусалим, который предлагал собрать евреев в Палестину, предлагал разделить понятия еврей и иудей. 1881 г- Возлюбленные Сиона- возвращение в Палестину. В начале ХХ века 1605000 евреев из России уехали в США. В Палестину лишь 35000. Теодор Герцель(1860-1904 гг)- получить согласие на заселение Палестины не на религиозной основе. Первый всемирный конгресс Сионистов в Базеле. 1887 г- была выкуплена Стена Плача. Политическая основа- 2.11.1917 г Бальфур письмо Ротшильду- декларация Бальфура. Министр В/б одобрил национальный очаг еврейского народа. 1920 г- мандат на Палестину- Сайс-Пико. 600000 арабов, 83000 евреев-1922 г. Восстания Палестинских арабов, также охрана прав евреями. В 1947 г В/б отказывается от мандата на Палестину. Резолюция ГенАссамблеи о разделе Палестины. В мае 1948 г- создание государства Израиль, парламентской республики, Кнессета. Сразу начинается арабо-израильская война. В 1947-1949 гг- Палестину покинули млн арабов. Конституция не была принята, так как было много нерелигиозных евреев. В основе отношений- договоренность, о том, что святость субботы соблюдается, браки по религиозному обычаю, религиозные учебные заведения с автономией, соблюдение принципа свободы совести. В самой идее еврейского государства- противоречие. С 1949 г- постоянное противоборство. Эпоха отхода от веры. 1962 г- дело Йозеля Шумахера- похищение дедом. Кого считать евреем- этно-конфессиональный принцип, 1956 г- неопровержимые док-ва чистоты крови по матери. В 1970 г в закон о гражданстве- обращенный иудаизм или рожденный от еврейской матери. 2010 г- 7,5 млн человек- евреи- 5 млн, 1 млн арабов(мусульмане, христиане...), 319000 не евреев. Ортодоксы существуют в Израиле автономно. Хареддим- религиозные ортодоксы- отказ от нововведений, подчеркивание еврейской идентичности, использование иврита, утверждение особого призвания евреев- постоянного изучения Торы-> их называют паразитами. В 2010-2011 гг изменения положения о наборе в религиозную школу- ограничение числа, также доля иудеев для призыва- 1328, 8,8%- доля ультраортодоксов. В стране волна соц.протестов. Иудаизм в России 1 век до РХ- первые поселения на Черном море. 7-8 вв- тюркское государство- Хазарский каганат. Евреи расселялись вдоль торговых путей, в Киеве- еврейская община. Галицко- Волынское княжество. При Иоанне Грозном- запрет на въезд купцов, после 1654 г- крупные общины. 18 век- покровительство крещеным евреям. В 1727 г- выдворение иудеев из страны. Винное дело- главное занятие. В 12.1762 г Екатерина дозволила селиться иудеям в Новороссии. Три раздела Польши- 900000 евреев. Избирательные права евреям. Позволение записываться евреям в купечество. Павел 1 покровительствовал, Александр основал еврейский комитет. Разрешение открывать кабаки и фабрики. В 1812 г евреи поддержали Россию. При Николае политика постепенной ассимиляции. Штиглиц. 1844 г указ об образовании еврейского юношества. При Александре 2 евреи возводились в потомственное дворянство. Гинзбург- династия, Поляковы. Процесс ассимиляции. С 1865-1881 гг- 3-12% доля гимназистов. До 13% в университетах. Александр 3 утвердил проект первой синагоги в Петербурге. В нач.19 века 30% мирового, к нач.20 века- 50% мирового иудейского сообщества. 5%-50%. Отменена черта оседлости, еврейский комиссариат. 1920 г- циркуляр о ликвидации всех религиозных еврейских учреждений, 1922 г- синагоги. 1948 г- 10000 человек, когда приехала Голда Мейер. Три течения: ортодоксальный, реформистский, хазидизм(мистический), институционализация. 1993 г- конгресс еврейских религиозных организаций, федерация религиозных общин России. 2001 г- Конгресс бухарских евреев, горских евреев. Гусинский создал Российский еврейский конгресс. Январь 2011-282 религиозные иудейские организации.
Обществе в XX-XXI вв. В ХХ веке в современную эпоху христианская Церковь столкнулась со многими вызовами. С 16 века- постепенно нарастание и господствование принципа рационализма, христианские ценности вытесняются в умозрительную сферу, начинается замена вертикально ориентированной системы на горизонтально ориентированную(всё уравнено, можно в Бога не верить, христианская система ценностей не обязательна, потеряно абсолютное значение, потеря абсолютного авторитета Римско-Католической Церкви). ВФБР нанесла удар по Церкви, дело здесь не только в новых принципах, но попытались создать нового человека, означало смену системы ценностей и борьбу против Церкви, священников уничтожали, открытая борьба против веры; взамен предлагали культ разума, если убирают Бога, то обожествляют разум, пытались изменить язык, замена обращений, замена календаря- для смены сознания людей). Когда на Западе сформировалось новое общество, появилось течение либерализма. "Оксфордское движение"- приостановить засилье либерализма. В 1845 г Ньюман переходит в католичество и становится кардиналом. Святоотеческие учения были забыты- отсюда поиски. Фридрих Шлейермахер- немец- пытался приспособить христианство к современному миру, "идеи и принципы чужды религии, они принадлежат разуму", пытался оставить религии только чувство. Школы 1) либеральная школа богословия на основе идей Шлейермахера- Адольф фон Махерт. В 1871 г- культуркампф- антикатолическое культурное движение на идеях либерализма- цель- задвинуть католицизм. Духовное образование- под контроль государства, запрет критики гос-ва с церковной кафедры. В 1851 г Изабелла заключила конкордат с Римом, по которому католичество- главная религия. С 1871 Альфонс 12 до 1931 г- католическое королевство. Чудеса 11.02.1858 г в Лурде(Франция): 14-ти летней Бернадетте Субиру явилась Богородица(18 Явлений), в 1862 г- признано истинным. В США многие бежали от притеснений. Квакеры, мормоны, адвентисты. 13.10.1917 г- Явление в Фатиме Богородицы. О будущей войне, об особой роли России в мире. Римский престол долгое время держал это в секрете(Фатимская тайна). В РКЦ были реакции на вызовы времени. Первый Ватиканский Собор- 07.1870 г- новый догмат о папской непогрешимости с кафедры(вне опоры на Священное Писание). Образовалось течение старокатоликов. Пий 11 в 1922 г концепция массовых католических организаций мира: увеличить массовую опору, апостольское служение мирян, в условиях охлаждения людей к вере. Причисление к лику новых Святых, активизация миссионеров в странах Азии и Африки. В 20-30-е гг Ватикан заключает в 32 странах конкордаты, действовали папские нунции(представители). В 1929 г- Латеранские соглашения- признание Папского государства, ликвидированного в 1870 г. 1933 г Пий 11 заключил конкордат с Гитлером. Партия "Немецкие христиане"- Гитлер нашел Хозенфельдера, отрицавшего Ветхий Завет как еврейскую книгу. 1930 г- крестовый поход против коммунизма, 500 православных храмов было разрушено, но на это внимание РКЦ не обращала внимания. Папа Пий 12 1949 г- запрет на общение с коммунистами. Характерная черта жизни на Западе ХХ века- негативная реакция на отрицательные стороны капиталистического уклада, против либеральной этики и норм. Культ конкуренции и индивидуализма, упадок нравственности. Внутри общ.жизни Западных стран существовало убеждение о подчинении прибыли христианским ценностям. Гилберт Честертон- апологет христианства. Принципиальное отличие христианства от других верований. "Вера подобна ключу, о ключе спорить нечего". Форма ключа сложна, он прост лишь в том, что открывает дверь. Гонения на католиков. Во второй пол.ХХ века общественная жизнь менялась- новые вызовы, эпоха массового производства и потребления. Производство ради получения прибыли, возросло значение рекламы. Повышение уровня жизни и комфорта. Отодвигание ценностей, бездумные эгоисты и индивидуалисты. Западный мир индустриальный, а также постхристианский. Клайв Льюис- еще один апологет. Течение Евангельских христиан, неоортодоксия, христианский экзистенционализм, римские католики, феминистская теология и теология освобождения(ЛА, ответ католиков на освободительные движения, сформировано в 1968 г в Колумбии, когда собрались епископы, несправедливость- институоционализированная жестокость-> политизация религии. 1984 г Ватикан одобрил участие христиан в борьбе за человеческое достоинство. Идеи Христа обращены к внутреннему миру человека, а не к политизированной борьбе. Папа Иоанн 23- годы понтификата 1958-1963 гг- середина ХХ века, усугубление духовного кризиса, ослабление авторитета. Новый путь- Второй Ватиканский Собор(Рим, 1962-1965) четыре сессии, важные решения- усиление позиции РКЦ: дип.отношения с СССР, 20 документов: Догматическая конституция о Церкви, о Священной Литургии, декрет о Восточной Католической Церкви, декрет об экуменизме(новые нормы существования в мире), все догматы сохранились. Течение улльтракатоликов- Марсель Лефевр- осуждение декларации о церковной свободе"документ пропитан либерализмом". Лефевристы: не отрицают папства, но принцип экуменизма, свободы совести, Литургическую реформу. Павел 6 тоже пошел по пути исправления- в 12.1965 г в Ватикане и Афинагор в Иерусалиме отменили взаимные анафемы(1054 г). Гуманизация богослужения, главным становится человеческое, а не богообщение. "Да будет воля твоя праздником"- не любая Воля Божья. Иоанн-Павел 2- 1978-2005 гг, пытался следовать традициям обоих Пап. Первый Папа славянин, из Кракова. Большой вклад- 129 стран мира посетил; жесткая позиция в богословских вопросах. "Оппозиция Церковному учению- не законная христианская свобода". Социальная политика предшественников, неолиберальная модель оргазинации, "коммунизм по сравнению капитализма- детская игрушка". Бенедикт 6- Йозеф Ратценгер- богослов, кардинал, противостоял светскому миру. В 2013 подал в отставку. Папа Франциск- Франциск Ассизский, реформирование Церкви. Направление христианства: три конфессии: Православие, Католицизм, Протестантизм, но также Монофизитство(копты, армяне, эфиопы); Несторианство, Апостольская Католическая Ассирийская Церковь Востока; римский Католицизм и неримский; внутри протестантизма: англиканство, лютеранство, кальвинизм, меннонитство, баптизм, адвентизм, пятидесятничество. Деноминация- рел.организация, РПЦ, Вселенская Константинопольская Православная Церковь. Структура: на 2006 г христианство 2173 млн чел. 33% населения мира. 20% населения мира- ислам(1336 млн); 6% буддизм; индуизм-13%; конфуцианство-0,1%, синтоизм-0,05%, иудаизм-0,2% население мира. Католики- З. и В. Европа. Неримские католики- старокатолики, бразильская Кат.Ап.Церковь, итд. Протестанты- 39% всех христиан; В/ б-56%, в Герм.-35%., в США-51%. Кальвинизм- Федерация Протестантских Церквей; баптизм(главное- сознательное Крещение, есть своё богослужение, импровизированные молитвы- всемирный союз баптистов). Экуменизм- 1930-е гг, верующие пытались возродить веру, конференции, 1937 г- в Женеве- союз Церквей, 1954 г- Всемирный Союз Церквей- самостоятельные сообщества; не новая Вселенская Церковь, но объединенные верой во Христа. Вселенская Православная Церковь- церковное общение. Условные наименования для удобства. Диалог в рамках религиозных объединений- англикане(Палмер). Комиссия 1980 г на греческих островах Православия и католицизма: не обсуждали вопросы открытого неприятия(филиоквия, Папская непогрешимость). После экспансии католицизма на Украине диалог затормозился. Тоска по единству, осознание невозможности единства, удовлетворение разделением. Постсекуляризм.
Догматика ислама. Единобожие. Открывающая сура, аль-фатиха, как Отче наш должны все знать. Коран - рифмованная проза. Есть много арабских диалектов, но общий - фусха - литературный, язык Корана, книг, радио, тв, религии, высокоразвитая грамматическая форма, матем формулы. Синтаксическая совершенность. Есть 99 эпитетов Аллаха. 100й- сам Аллах, четки для этого, в них Семечек тоже 99, их перебирают, называя все эти эпитеты, их тоже надо знать (Мусульманам). Микаил, Гавриил, Джабраил, передававший откровения Мухаммеду, Исраил, понимавший души умерших. Еще есть Мункярمنكر («ангел смерти») и Накир, которые допрашивают покойника после смерти. Шайтан شيطان - изгнанный из рая, армия джиннов, сотворенные до человека из огня. Все пророки уважаются мусульманами, но признается главным лишь Мухаммед. «Институт ада», геенны.
Основы. Столпы ислама. Обязательные к исполнению правила, предписанные шариатом. 1. Шахада, свидетельство единобожия, таухид. За этим «свидетельством» стоит вера. Это декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада. Произнесением шахады — Ля иляха илля ллах ва мухаммадун ррасулюллах («Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад — посланник Аллаха») — начинаются мусульманские молитвы и любое религиозные или светские мероприятие, проводимые в исламских странах. 2. Намаз. Ритуальная молитва, 5кратная, - перед рассветом, после полудня, в 4 часа, перед закатом и после него. Место, на котором совершается молитва, должно быть ритуально чистым (тахара), для чего молящиеся могут расстелить молитвенный коврик. Ритуальная чистота мусульман включает в себя действия, цель которых — достижение обрядовой чистоты и имеет «внутреннюю» и «внешнюю» стороны. «Внутренняя тахара» предполагает очищение души от неблаговидных помыслов, гнева и греха, а «внешняя тахара» — очищение тела, одежды, обуви, жилища и т. д Во время коллективного намаза молящиеся становятся рядами за имамом, который руководит молением. Женщины должны молиться отдельно от мужчин или становятся сзади. Во время моления нельзя разговаривать, есть, пить, смеяться, совершать посторонние движения и т.п. Нельзя молиться в опьяненном, одурманенном и бредовом состоянии. Больные и инвалиды имеют послабления в обряде намаза и могут совершать его как сидя, так и лёжа, совершая движения мысленно. Обряд намаза одинаково исполняется последователями всех исламских течений, за исключением самых «крайних», отрицающих любую обрядность. Только в пятницу («день собрания») в мечети собираются
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 4380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.246.53 (0.014 с.) |