Возникновение и основные этапы развития ислама. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и основные этапы развития ислама.



ИСЛАМ, Общее
622 - 1й год Хиджры, переселение Мухамада, умма верующих, война за объединение арабов, 8 век - экспансия арабов до Европы и Азии, Коран, 114 Сур, т.е.глав, это проповеди, сохранившиеся письменно или устно от Пророка, 5 догм, хаджи - посещение Мекки, шариат. Капиталистическое развитие не могло быть в этом регионе, не разрешены были проценты, ростовщичество, запрещено использование образа человека, поэтому нет живописи.

 

экспансия ислама. Христиан пока больше, но надолго ли, к концу века будет больше, чем христиан. 1,5 млрд сейчас. Ближний и средний восток сейчас привлекает внимание, но больше всего мусульман (230 млн) в Индонезии, потом - Пакистан, Бангладеш, Индия. В Африке - Нигерия, там 50:50 мусульман, Иран, Турция и Египет. Саудовский король - хранитель двух святынь. Катар, 270 тыс коренных жителей, иммигрантов больше, страна, где ввп на душу населения - первое место в мире, самая богатая страна в этом смысле, плюс защищаемая штатами, поэтому не тратит впустую свои ресурсы. Численность населения и обладание ресурсным потенциалом.

Ислам - Быстрое преимущественное возрастание численности, ввиду догм религии.

В основном страны образовывались по национальному признаку (nation state), но есть такие, что по религиозному: Саудовская Аравия, Пакистан.

 

Саудиты, Ваххабизм, объединение племен аравийского полуострова. Иран - исламская республика, вилайяте факих (ولايات فقيح.). Верховное лицо - рахбар, выше по статусу, чем президент.

В других странах структура госвласти не по исламскому принципу напрямую, но ислам имеет важное значение. Есть такие, где умма преобладает, но не является исключительной, и есть такие, где меньшинство.

Ливан, там сосуществует несколько общин, по традиции президент - христианин, премьер-министр суннит, а спикер парламента шиит.

Толков у ислама много. 73 секты. Сама множественность заложена в Коране. Духовенства нет, как в христианстве, иерархии, где церковь является посредницей меж Богом и людьми. Имамы, ведущие молитву, просто более подготовленные, образованные, но кроме способностей выполнять свою функцию ничем не выделяется среди других. Аллах - это просто единый бог, الله.

Разобщенность среди самих мусульман. Жестокости современного мира не было даже в средние века, экспансия ислама проходила, в основном, мирно. В ИГИЛ из России уже уехало 2000 человек.

Политическая религия. Покрывающая все стороны жизни, рецепты на все случаи жизни - глубоко верующий человек найдет все ответы в Коране. В нем заложена концепция власти, политики.

Хантингтон, столкновение моделей общества, цивилизаций - нынешние конфликты.

 

 

7 век, В Аравии. Аравийское общество: территория хиджаза, где возник ислам, - Мекка и Медина, жизнь племенами (трайболизм), 5-7 века - жители веровали отдельных племен и территорий, господствующим видом было идолопоклонство, каменные или деревянные, у каждого рода свои были. Меж собой племена воевали, поэтому ни полит, ни экон единства не было. Кочевые жители, жители пустыни, арабы - не было такой идентичности. И сейчас племенные государства есть: Йемен, Ливия, Алжир. Кагины - через них, считалось, божество передает свои знания людям. Но стали появляться тенденции монотеизма. Постепенно возник культ крупных божеств, признаваемых большинством.

Частый Вопрос - что определяет что. В марксизме, например, базис - экономика.

Пуританский образ жизни кочевников - шедевры в литературе (Арабская поэзия. Луна почиталась больше солнца). Считается, что у этих разрозненных племен была вера в духов предков, в животных и т д. Происходила Эволюция от тотемов к абстрактному идолопоклонству, далее к монотеизму, трансцендентная эпоха. Через политическую дертерминанту - так и возникло единство.

 

Другое объяснение, цивилизационный подход, - появление монотеистических религий, саморазвитие, основопологающее духовное начало. Для верующего монотеизм - результат не развития какого-то, а миссия пророка с требованием уверовать. Но посыл верующего и науки друг другу не противоречат. Это было не абстрактное послание, а обращение к конкретным людям, проживающим на данной территории, обращение именно на арабском языке. Отсюда полемика, например, освободи раба, - конкретно в гражданском статусе, или освободи себя, от земных цепей.

Племена верблюдоводов, исламовед, хамед фюрштамед.

Храм кааба, раньше там идолы стояли, туда вроде метеорит упал, стали поклоняться как чему-то, прилетевшему с неба. Мухаммад принадлежал к Хашимитам, курайшитам (род и племя). В Мекке и вообще в хиджазе уже было много христиан и иудеев, знали монотеизм, а сам Мухаммед понял, что ему передается откровение, послание от Бога, Аллаха. Строки будущего Корана носили сначала пугающий характер. Вера в страшный суд. Айяты - это стихи, минимальные единицы мыслей, объединенных потом в суры, части Корана. Письменность у арабов уже была, но не была распространена. Первые надписи арабской вязи в районе Иордании 3-5 века нашей веры. Мухаммед не сразу записывать стал откровения. Указывал: выход - в раскаянии, помощи беднякам, в вере в милостивого бога, но над ним сначала смеялись, не верили, верили в него лишь члены семьи, жена Хадижа, старше него на 15 лет. Ислам - значит вручение себя богу, поклонение, покорность. Религия На арабском языке, но все же подразумевалось, что ислам - не национальная, а общая религия. И общество надо было строить общее, а не арабское. был призыв составить умму - не по принципу племен, а такое, где все люди должны были быть равными, где действовать надо было совместно. 614 - к Мухаммеду стали прислушиваться, проповеди стали дольше, людей, поверивших ему стало больше. Первые проповеди не были радикальными по смыслу, но красивыми лингвистически, люди просили чудес. Разница главная - неверие в двойственную природу пророков, Мухаммад говорил, что он обычный человек. Сначала Аллах открылся Ибрагиму (Аврввму), потом Мусе, т.е. Моисею, потом Исе, Иисусу то есть. Были попытки помешать Мухаммеду со стороны курайшитов. Но род его поддерживал, и многие стали последователями его. Сэйиды, или шарифы - Потомки пророка Мухаммеда, сейчас их очень много в элите мусульман.

617 - Курайшитская знать решила объявить бойкот Хашимитам, но они продолжили защищать своего, хотя им пришлось отселиться в плохую часть города. Хадижа (первая жена) и дядя Абу Талиб погибли. Но численность мусульман в Ясрибе возросла, и там ему пообещали, что будут защищать, 622 год -хиджра, переезд в Ясриб, позже название Медина, переселение, год основания уммы. Редкий случай, когда человек стал главой духовным и гос., но также и военным вождем исламского протогосударства.

Роль личности, обстоятельств, случайностей и предопределенности. Местный товар, самый важный пока что на тот момент - благовония, самое ценное, что было. Переселение - хиджра هجرة, мухаджиры مهجر - это те, кто переселился. Для арабов характерно ведение генеологического древа, память сильна, происхождение. Ансары - это помощники, те, кто дал кров переселенцам. Отношения договора уммы и ансаров и прочими, признание Мухаммеда главою и его авторитета. Строительство молелен, ас-Салят - молитвы. Намаз, Масджид - мечеть. Начало в исламе, символ. Хутба - собрание, а Массово - после пятничной молитвы. Борьба общин, авторитетов в исламе. Первая мечеть была в Ясрибе. Сначала 4 раза в день собирались, потом 5. Главной целью Мухаммеда было подчинение курайшитов, в 622 году организовал набег на Омэйядов, которые потом халифат образовали, Абу Суфьяну помогли, битва при Бадре. Мусульмане победили, хотя их было меньше.

 

Традиция у арабов, сильное племя брало под покровительство слабое, а те взамен платили сильному. Сначала ориентация сначала была в молитве на Иерусалим, потом на каабу. Пятница стала праздничной, оформился Рамадан. - Запрет на распитие спиртного, ритуально — запрет мертвечины, свинины. Мекканские записи больше с философией связаны, а мединские - с кодификацией жизни мусульман. Кааба получила сакральное значение. 628 - Мухаммед заключил договор с мекканцами, чтобы можно было совершать паломничество к святыне. 631- триумфальное шествие мусульман по Аравии, Абу Бакр стал следующим после Мухаммеда, первый Праведный халиф из 4х. В условиях нестабильности и борьбы меж племенами против внешних врагов, Мухаммед смог объединить кого мог. ислам смог вобрать местные обычаи, а место каабы уже было священным, закят по своей форме тоже был не нов. 632 - Мухаммед умер. (достижение 63 лет считается рубежом сейчас в арабских странах, Праздник прям.) возник вопрос, кто следующий. Ансары - это мединцы, считали, что следующим халифом, авторитетом должен быть кто-то из ансаров, так как они Мухамеда поддержали. Но были другие, кто считал, что должен быть преемник из рода хашимитов, шииты. Пошли первые споры. Возник халифат, аль-хыля:фа. Ислам распространился с завоеваниями. Очень быстро. До 1924 халифами были турки, потом, после Ататюрка, халифат был упразднен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.87.137 (0.092 с.)