Иудаизм как монотеистическая религия, этапы его развития, течения в иудаизме. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иудаизм как монотеистическая религия, этапы его развития, течения в иудаизме.



Иудаизм является древнейшей монотеистической религией.

Иудаизм от имени Иуда (на иврите как «Иегуда»), еврей на иврите – «иегуди», т.е. слова «Иуда» и «еврей» практически синонимы. Неудивительно, что иудаизм часто употребляется для обозначения всей еврейской цивилизации. Однако в узком смысле иудаизмом называют только еврейскую религию.

Зачатки иудаистской религии появились во 2-м тысячелетии до н. э. среди евреев, живших на территории Палестины. Возникнув в политеистической форме, иудаизм в 1-м тысячелетии до н. э. постепенно трансформировался в монотеистическую религию.

 

Этапы развития: (согласно приданиям)

Первым евреем по традиции считается праотец Авраам, родившийся где-то на территории современного Ирака. Еще в детстве он с семьей переезжает в Аравийскую землю Харран, сегодня это на границе между Сирией и Турцией. И там, по преданию, ему открывается единый Бог всех людей, который указывает Аврааму, что он должен идти в землю Ханаанскую, то есть современный Израиль.

Там Авраам заключает с Богом завет(завет-договр между Богом и людьми): всевышний обещается отдать ему и его потомству земля Ханаанскую под вечное владение и произвести от Авраама великий народ, который будет царство священников среди народов мира. С тех пор земля Израиля называется «землей обетованной» (др. словами – Палестина). И все религии, считают эту землю, как святую. Авраам, по завету со Всевышнем обязуется ходить путями Господними и следовать заповедям.

Жертвоприношение Исаака. Всевышний повелевает Аврааму принести в жертву своего сына Исаака(рождён Сарой). И уже вознеся нож, это происшествие (акеда - связывание) происходит по-другому. Бог останавливает Авраама, а вместо сына оказывает баран, которого и приносят в жертву. Это событие кладет конец человеческим жертвоприношениям.

Исаак женился на Ревекке - родились Исав и Иаков. Право на благословение должно было быть передано Исаву, но главенство в племени хотел получить Иаков. Исав отдал право первородства на чечевичную похлебку. Бог обещал Иакову потомства так много как пыли на Земле. Бог сменил имя Иакову- Израиль. Появились израильтяне. От Лии и Рахили родились 12 сыновей- 12 колен израильских. Так, происходило расширение народа.

 

Рубеж-исход. Исход из Египта.

Рубеж, приведший к формированию богоизбранного народа- исход израильтян из Египта, им был дан Завет и

дарован Закон. Около 1230 г до н.э. израильтяне были под господством египтян. Когда им было предложено Моисеем идти в новые земли, им было очень трудно, именно поэтому это важный рубеж. 40 лет брожения по пустыни. Исход- побег из рабства к свободе в единении с Богом, это порыв и преодоление. Это событие разорвало циклический, привычный для язычников круг истории. Моисей осознал себя вождем, но это было не своеволие. Поэтому Моисей почитается как великий пророк, как законодатель израильтян. Было даровано ему Пятикнижие- религиозный опыт израильтян. Бог поначалу действовал через своих пророков. Неопалимая купина- горящий куст... Во время перехода через пустыню Моисей напомнил израильтянам о завете с Богом, соорудил скинию. Бог дал Моисею Скрижали Завета, Десять Заповедей, Закон. Когда народ уже принял и завет, и закон, стал Народом Божиим. Аарон- первый священнослужитель. Страх перед неосязаемым Богом привел к тому, что израильтяне создали золотого тельца. Моисей разбил Скрижали. Первая измена богоизбранного народа- отход от Моисея, левины. Равнины Ханаана. Моисей был похоронен вместе с Аароном вне Земли Обетованной.

 

1219 г до н.э. 12 племен. Яхве- так называли Бога. Племенами управляли судьи- они были вождями и в судопроизводстве, и во время военных компаний. Гидеон- самый известный. После его смерти израильтяне вновь вернулись к идолопоклонству. Живши среди язычников, израильтянам захотелось иметь земного Царя. 1024 г- Саул, возникает первое Израильское государство. Самуил- советник Саула, был пророком. Саул ослушался его, не убил всех пленных, покончил самоубийством. Следующим царём был Давид(1004-965 гг). Иебус- город, на Сионе. Иерусалим- город на основе Иебуса. Туда Давид перенес Скинию с Заветом, Манной небесной и ковчегом Завета. Иудеи ждали Мессию- Земного царя. Давид полюбил Версавию, послал ее мужа на войну, где его убили. Авессалом и Амнон покушались на власть Давида, он их убил. Через пророка Нафана Бог завещал Давиду то, что ему не удастся построить Храм, что это совершит его сын Соломон(965-? гг). Государство стало очень сильным, в Иерусалиме возводился Храм. Приписываются Книга притчей, Книга премудростей, Книга Екклесиаста. Под влиянием своих иноземных жён начал поклоняться иноземным богам. В качестве наказания был распад единого Царства. Два государств- Южное Царство- Иудея, со столицей

Иерусалимом, и Северное Царство, со столицей Самарией. За распадом последовали войны. В 588 г до Р.Х. Навуходоносор захватил Царство Иудейское, народ был выселен в Вавилонию. "Вавилонское пленение"- окончательное очищение еврейства Ветхого Завета.

В 538 г Кир, царь Персии, вернул иудеев на прежнее место. Храм- период второго Царства.

Александр Македонский. Созданная империя сделала греческий язык языком культурного пространства. Поскольку многие евреи уже переселились, забыли язык предков, были сделаны переводы Священного Писания на греческий- Септуагинта- равнозначный Закон. 63 г- захват Палестины Римской империей. Царствование ИродаВеликого(40-4)- формально сохранил верность Риму, но внутри страны правил

самовластно. Его царствование было сильным, произошло рождение Иисуса Христа. 66-70 гг- войны Израиля против Римского владычества. В 70 г был разрушен Иерусалим и Храм Соломона- единственный храм. Падение Храма было предсказано, народ изменил Богу, и за это был наказан. Начинается формирование иудаизма и христианства. Богоизбранный народ оказывается рассеянным.

Пророки в истории Израильского народа.

Религия имеет много непознанного. 4 Книги

великих пророков, 12 книг малых. Пророк- посланник, повинующийся слову Бога. Пророк влияет на решение царя и всего народа израилева, призывает к покаянию. Пророки участвовали в образовании национальной самобытности. Пророк Исаия (~765-680 гг), был казнен. Книга пророка Исаии. Принадлежал к аристократии, из рода Давида. Бог избрал его на служение. Первые проповеди изобличали грехи и отделение от Бога. Ахав, царь, не должен был идти войной на соседей, в итоге Ассирия захватила. Пророчество о чудесном

младенце Еммануиле. "Се Дева во чреве приимет, и нарекут ему имя Еммануил". Старец Симеон. Исаия сравнивал Иерусалим с Содомом. Во времена Манассии пророк впал в немилость, был зверски казнен. Пророк Иеремия(6в). Иеремия взмолился, так как боялся. Иеремия проповедовал, что святость сохранится, только если люди не забудут Бога. Иезекиль и Даниил. Ветхозаветная история закончилась потому, что народ отступил от Бога. Дева Мария. Возможности для появления Мессии появились, но народ Христа отверг.

Только христианство разрушило преграду, вера стала доступна всем.

 

Течения иудаизма.

Ортодоксальный иудаизм — общее название течений в иудаизме, последователи которых являются продолжателями классической формы еврейской религии. Ортодоксальный иудаизм считает обязательным соблюдение еврейского религиозного закона (Галаха) в том виде, в каком он зафиксирован в Талмуде и кодифицирован в своде Шулхан арух. В ортодоксальном иудаизме есть несколько направлений — литовское, хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный иудаизм, религиозный сионизм. Общее количество последователей — более 4-х миллионов человек.

 

Литваки́ — территориально-лингвистическая подгруппа ашкеназских (Ашкена́зы— субэтническая группа евреев, сформировавшаяся в Центральной Европе. Употребление этого названия для данной культурной общности зафиксировано источниками, относящимися к XIV веку. Исторически бытовым языком подавляющего большинства ашкеназов был идиш. Термин происходит от слова «Ашкеназ» — семитского названия средневековой Германии, воспринимавшейся как место расселения потомков Аскеназа, внука Иафета.) евреев и исторически связанное с ними ортодоксальное течение в иудаизме.

 

Хасиди́зм (от ивр. ‏חסידות‏‎‎‎, хасиду́т, или, в ашкеназийском произношении, хаси́дус, «праведность», буквально — «учение благочестия») — религиозное течение в иудаизме, которое в первой половине XVIII века за очень короткое время охватило еврейское население Речи Посполитой и прилегающих территорий. Особенное значение хасидизм придает эмоциональному постижению Бога.

Первоначально термин хасид не обозначал приверженцев хасидизма и он встречается как прозвище, сравнимое со словом Добрый: ср. Иегуда Хасид из Регенсбурга (XII век).

 

Ортодоксальный модернизм придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения.

В XIX веке начальные формы «Современной ортодоксии» создали раввины Азриэль Хильдесхаймер (1820—1899) и Шимшон-Рафаэль Гирш (1808—1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.

 

Религиозный сионизм — было создано в 1850 году равом Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано равом Авраамом-Ицхаком Куком. Во второй половине XX века главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук (Израиль) и р. Йосеф-Дов Соловейчик (США). В русскоязычной еврейской общине принципам современной ортодоксии и религиозного сионизма следует организация Маханаим во главе с Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.

 

Реконструктивистский иудаизм - движение, базирующееся на идеях раввина Мордехая Каплана об иудаизме как цивилизации, изначально — ответвление консервативного иудаизма.

 

Реформистский иудаизм - Возник в начале XIX века на основе идей рационализма и изменения системы заповедей — сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей. Движение прогрессивного иудаизма — это либеральное течение в иудаизме. Прогрессивный (современный) иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание. Прогрессивный иудаизм стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности.

 

Консервативный иудаизм - современное течение в иудаизме, возникло в середине XIX века в Германии, первые организованные формы образовались в начале XX века в США. Изначально было ответвлением реформистского иудаизма.

 

Каббала – учение, которое обозначает мистическое направление в иудаизме. Каббала в переводе с ирита – «полученное представителями предшествующих поколений».

Смысл мистического познания мира заключается в попытке раскрыть невидимые материального ощущению механизмы управления и взаимодействия духовных сущностей. Мистик стремится непосредственно к общению со Всевышнем, познанию божественной сущности и вознесению к божественному престолу.

Еще древними иудеями около 2 тысяч лет назад были созданы на арамейском языке описания мистического опыта ранних каббалистов, рассказывающих о множестве миров, о своих видениях божественных чертогов.

Главной книгой каббалы является книга «Сэфер ha-Зohap» («Книга сияния»). Ее написание предписывается знаменитому мистику, жившему в Иудеи во II веке новой эры Шимону Бар Иоха́й. Хотя современные исследователи считают, что она была написана в Испании в XIII веке.

 

Караимы – это небольшая группа национальностей («караим» в переводе читающие). Жили в Польше, Крыму, Литве, небольшая община существует в Москве, Израиле. Течение караимов возникло на Ближнем Востоке в XVIII веке. Они признают письменную Тору, но Талмуд не считают боговдохновенной книгой. И поэтому имеют собственные нормы, не восходящие к Талмуду. Им удалось доказать, при помощи Авраама Фирковича (1786 - 1874 гг.; караимский писатель и археолог, собиратель древних рукописей, караимский священнослужитель), что их общины жили в Крыму еще до рождества Христова. Он изучил памятники караимов. Чуфу́т-Кале́ – это еврейская средневековая город-крепость в Крыму (Украина), расположен на территории Бахчисарайского района в 2,5 км к востоку от Бахчисарая

 

Самаритянство. Самаритяне, еще более древнее ответвление иудаизма, которое относится к эпохе Первого Иерусалимского Храма. Сегодня самаритян осталось в мире не более 600 человек. Живут они в Израиле и на территории Палестинской автономии. Они признают священными только Пятикнижие Моисея и книгу Иисуса Навина. Их религиозная традиция очень архаичная. Ритуал сохранил древние пасхальные жертвоприношения, которые устраиваются на Священной для них горе Гризим (западная территория реки Иордан).

 

Некоторые сторонники хаскалы – маскилы, в дальнейшем крестились и приняли христианское учение. Но в целом хаскала произвела серьезную реформу в иудаизме: изменены были молитвенники, в них были убраны молитвы о возвращении в Святую Землю, убраны молитвы о святости Иерусалима и т.д. Более того, наиболее радикальные реформисты приверженцев хаскалы даже перенесли священный день для иудаизма с субботы на воскресенье и перевели все молитвенники на немецкий язык. Но это было исключением. Позже, радикальные лидеры хаскалы вернулись к умеренному реформизму.

 

Священные книги иудеев.

Иудаизм основывается на Ветхом завете. Для иудеев 39 книг являются каноническими. Писали на древнееврейском, на пергаменте из шкур животных. Занимались переписыванием массариры, специальное

сословие ученых. Греческий перевод возник в 3 в до РХ (70 переводчиков). Вне зависимости от отношения перевода к оригиналу, Ветхий Завет и Танах- разнохарактерные величины. В христианстве Ветхий Завет неразрывно связан с Новым. Танах занимает важнейшее место в раввинской и духовной жизни иудеев. Христианство определяет не по крови, а по вере, в этом важность. В Символе Веры вера в Библию отсутствует, "Буква убивает, а дух животворит". Разная иерархия ценности. Для христиан главное- дух, которым дышит Священное Писание.

 

1) 5 книг – Тора (Пятикнижие)

· Книга Бытие повествует о Сотворении мира и образовании евреев в качестве семьи.

· Книга Исход имеет пролог и эпилог, отделяющие её от других книг и рассказывает об Исходе из Египта, Даровании Торы на горе Синай и строительстве Скинии — то есть оформлении сынов Израиля в качестве еврейского народа;

· Книга Левит посвящена, в основном, священническому законодательству и храмовой службе;

· Книги Чисел повествует о скитаниях евреев по пустыне после Исхода из Египта;

· Второзаконие представляет собой предсмертную речь Моисея, в которой он повторяет содержание других книг.

2) 8 книг пророков

3) все остальные – писания

Наряду с письменным законом- устный (Мишна).

 

Содержание книг Пятикнижия

· Бе-решит (Книга Бытие) — первая книга Торы, Ветхого Завета и всей Библии. В книге Бытие описывается Сотворение мира и всего живого, а также сотворение первых людей — Адама и Евы, первый грех (грехопадение), изгнание из Эдемского сада. История Каина и Авеля. Далее в хронологическом порядке следует описание поколений до Ноя. Описание Всемирного потопа. Жизнь патриархов (праотцов и праматерей будущего еврейского народа) — Авраама, его сына Исаака и Иакова. Творец даёт им обещание благословить их потомство на вечные времена, а также даровать им землю Ханаана «…так долго, как долго существуют небеса над землёй». В конце книги описываются все Двенадцать колен Израиля, жизнь Иосифа в Египте и завершается переселением семьи Иакова в Египет и смертью Иакова.

· Шемот (Книга Исход) — история Исхода народа Израиля из Египта под руководством Моисея (Моше). В книге описаны духовный путь Моисея, Десять казней египетских и сам Исход. Далее следует описание Дарование Торы еврейскому народу на горе Синай. Моисей получает от Творца Скрижали Завета с Десятью речениями (заповедями). Во время пребывания Моисея на горе Синай сыны Израиля создали Золотого тельца, вследствие чего, первые скрижали были разбиты. После того, как весь народ раскаялся в содеянном, Всевышним было даровано народу прощение, и Моисей снова поднимается на гору Синай для получения новых скрижалей. Вторые Скрижали Завета были получены в день 10 тишрея, который получил название Йом-Кипур (то есть «День Искупления»). Также в книге подробно описано устройство Скинии Завета.

· Ва-йикра (Книга Левит) — посвящена, в основном, священническому законодательству и храмовой службе. Далее следуют законы духовной чистоты и нечистоты, в том числе законы Кашрута, Йом-Кипура (Судного дня) и др..

· Бе-мидбар (Книга Чисел) — посвящена сорокалетнему странствованию евреев по пустыне до вступления в Землю Израиля: от начала второго месяца второго года до одиннадцатого месяца сорокового года. Далее сыны Израиля выходят из пустыни и направляются в обход царств Моава и Эдома в Землю Обетованную. Затем описывается противостояние Израиля Балаку — правителю Моава — и пророку Валааму, грехопадение колена Шимона. Одержав победу, евреи направляются к царствам Ога и Сихона (Трансиорданские царства). После победы над ними израильтяне наконец подходят к границам Ханаана.

· Дварим (Второзаконие) — заключительная книга Пятикнижия. Основная её часть — это наставления и пророчества сынам Израиля на все последующие поколения. Моисей подошёл к самому Иордану и мог видеть всю Страну Израиля, однако, как и предсказал Господь, Моисею не было суждено вступить в неё. Книга и всё Пятикнижие завершается смертью Моисея.

 

 

Сама Библия – это почти полностью историческая книга, в которой рассказывается о важнейших событиях в мировой и еврейской истории. Все три сборника Священных иудейских книг – это Тора, Невиим и Ктувим – объединены в одну книгу – Еврейская Библия (Танах).

Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания:

· Тора́, ивр. תּוֹרָה‎ [tōrā] — Пятикнижие

· Невии́м, ивр. נְבִיאִים‎ [nəḇīʾīm] — Пророки

· Ктуви́м, ивр. כְּתוּבִים‎ [kəṯūḇīm] — Писания (Агиографы)

Термин «Танах» появился впервые в трудах средневековых еврейских богословов.

Все книги Танаха, подлинники, написаны на древнееврейском языке – на иврите. Только отдельные книги Даниэль, Эзра написаны на арамейском языке, родственном ивриту. В I веке иврит вышел из разговорного языка и на арамейском языке именно говорит Иисус.

Танах – это написанная часть учения, то что постоянно читают и поэтому его иначе называют словом микра, то есть читаемо.

 

Тора разделена на определенное количество фрагментов, равное количеству недель в году. Так что каждую неделю в Синагогах и еврейских домах по всему миру читается один и тот же определенный кусок из Торы. В конце годичного цикла прочтения Торы отмечается особый праздник Симхат Тора (Радость Торы).

Танах принят в качестве священного писания и в христианстве, где он получил название Ветхого Завета.

 

 

Талмуд

Иудеи полагают, что Машиах получил на горе Синай не только 10 заповедей и Пятикнижие. Согласно представлению иудаизма господь вручил Моше (Моисею) две Торы: одну письменную, а вторую устную. Письменная Тора и есть Тора (первые 5 книг). А устная Тора долгое время передавалась от одного поколению мудрецов другому, пока не была записана мудрецами иудейскими и составили книгу, которая называется Талмуд.

В Талмуде очень много томов и разделов.

Например: раздел Незикин содержит только мудрые изречения. Законоучитель Гиллель повторял: «Если не я за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, то чего я стою? Если не теперь, то когда?». Гиллель (умер в 10 веке жил около 120 лет) один из самых знаменитых законоучителей, живших на гране эр, эпох. Почитается как один из создателей этики иудаизма. «Не делай другому то, что ненавистно тебе самому» - это и есть вся Тора, остальное - толкование. Иди и учись.

Изучение Торы и Талмуда вменяется в обязанности иудею, в качестве одной из самых главных заповедей. С самых ранних времен в разных странах еврейской диаспоры евреи основывали школы, в которых обязаны были учиться, по крайней мере, все мальчики (с 3-летнего возраста - Тору, с 8-ми лет – Талмуд).

Современный раввин, который считается духовным раввином России, живет в Израиле – Берл Лазар.

«Талмуд с многих точек зрения - это главная книга еврейской культуры, - писал раввин Адин Штейнзальц - хребет национального существования и творческой активности. Нет другого труда, который бы оказал сомнимое влияние на теорию и практику еврейской жизни, придав форму ее духовному содержанию и служа руководством к поведению. Талмуд есть хранилище тысячелетней еврейской мудрости, громадное собрание правил и легенд, глубокой философии и уникальной логики, смешанной с тонким прагматизмом, исторических фактов и забавных притч, соединение с научным подходом и лукавым юмором. Талмуд – это коллекция парадоксов … Но и сегодня Талмуд остается первоисточником еврейского закона...»

Если почитать Талмуд, то в нем нет каких-то окончательных истин. В этом парадокс. Каждый мудрец высказывает свою мысль. И может быть несколько идей, несколько истин, и одна из них не исключает другую. То есть нет, раз и на всегда готового решения. Существует множество мнений по одному и тому же вопросу. И все они принимаются. В этом терпимость Талмуда, терпимость к различным точкам зрения.

 

То́рa (ивр. תּוֹרָה — тора́, букв. «учение, закон»; в ашкеназском произношении — То́йро).

Согласно традиционной иудаистской точке зрения, текст Торы был записан Моисеем со слов Всевышнего. Существует, однако, разногласие по поводу того, была ли записана вся Тора в течение сорока дней на горе Синай, или она писалась в течение сорока лет пребывания еврейского народа в пустыне и была завершена незадолго до смерти Моисея.

Многие поколения Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания из поколения в поколения, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а позднее — в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд.

 

 

Септуаги́нта; перевод семидесяти толковников (от лат. Interpretatio Septuaginta Seniorum — «перевод семидесяти старцев») — собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III—II веках до н. э. в Александрии. Часто обозначается LXX (число семьдесят, записанное римскими цифрами).

Септуагинта является самым старым известным переводом Ветхого Завета на греческий язык. Цитаты из неё встречаются в Новом Завете. Септуагинта сыграла важную роль в истории христианской церкви, став, по существу, каноном Ветхого Завета на греческом языке, с которого впоследствии были сделаны переводы на другие языки, в том числе первый перевод на церковнославянский

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.044 с.)