Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исламские политические организации.
История полит ислама в современной его форме начинается с создания ассоциации «Братьев-мусульман», которая продолжает оставаться до настоящего времени активной политической силой. Идеологи исламизма ратуют за сохранение «исламских ценностей» как непременное условие дальнейшего развития. Свою стратегическую цель они видят в построении основанного на «вечных и справедливых» законах Корана «исламского государства», где восторжествует «исламская соц справедливость», опирающаяся шариат. Идея справедливого миропорядка, отраженная в Коране, в определенной мере действительно присуща исламу и закреплена во Всеобщей исламской декларации прав человека, принятой в 1981 Организацией Исламская конференция (ОИК) - «любой человек не только имеет право, но и обязан протестовать против несправедливости». Подтверждением «справедливости» мусульманские идеологи считают и «закят». В создании «исламского государства» и развитии общества на основе «исламских ценностей» исламистские лидеры видели некий 3й исламский путь - альтернативный и либеральной демократии, и социализму.
Лига Арабских Государств. Устав Лиги был подписан в Каире 22 марта 1945 Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Ливаном, потом и Йемен. Устав зафиксировал цели и задачи: развитие отношений меж арабскими странами на основе уважения к независимости и суверенитету, сотрудничество в области экономики, социальных и культурных областях. Предусматривалась также координация внешнеполитических курсов арабских стран. Принципы деятельности Лиги: добровольность отношений между государствами, взаимоуважение суверенитета и независимости, равенство государств, запрет использования силы для решения конфликтных ситуаций. С начала существования ЛАГ центральной проблемой в ее деятельности стала палестинская проблема.
Демократический Фронт Освобождения Палестины. В 1969 - впервые заявляет о себе как о самостоятельном полит движении, выделившись из состава Народного Фронта Освобождения Палестины. ДФОП придерживается идеологии марксизма-ленинизма и считает, что нац цели палестинского народа мб достигнуты только через революцию пролетариата. Крестьяне и рабочие должны создать демократическое государство евреев и арабов и освободить арабов от сионизма и империализма. В соответствии с доктриной ДФОП, предшествовать палестинской революции должно уничтожение консервативных режимов в арабском мире.
Братья-мусульмане — международная религиозно-полит ассоциация, основанная в марте 1928 учителем Хасаном аль-Банна в Исмаилии (Египет). С 1933 - штаб-квартира организации была переведена в Каир. Ассоциация имела отделения в Сирии, Палестине, Ираке. К концу 2МВ насчитывала около 500 тыс. человек. В программе «Братьев-мусульман» обосновывается необходимость применения именно исламской модели государства. Утверждается, что прежняя модель, западно-националистическая, привела к вестернизации (тагриб), которую партия считает одним из пороков этой системы, коррупции и потери независимости стран мусульманского мира, поэтому ее необходимо кардинальным образом изменить.
Самая радикальная - братья мусульмане (В России бр-мус запрещены). не ограничилась действиями в одной стране, Хасан аль-Банна - школьный учитель. В 1920е царила растерянность, халифат распался, 1924 — Ататюрк, Турция. Время, когда на ближний Восток распространилась система мандатов, регион попал под власть ВБр и Франции. Лидера нет, печаль, цель — воссоздать халифат и былое могущество. Зарождается арабский национализм, все большее распространение получает идея странового национализма, больше стала выпячиваться нац идентичность, египтяне, напр, «мы не арабы, а потомки дрених египтян культурных, а арабы были варварами». Хасан выступил, «Коран - это наша конституция, ислам - это целостная система, религия - это не тормоз, все в Коране, все рецепты на все случаи жизни, и воссоздание халифата». Главный оппонент аль-Банны - бапт, традиционные партии, расширение прав египтян (и отделение от англичан), обвиняли в пренебрежительном отношение к религии, отсюда проблемы, шариатизация государства нужна, за 15 лет, братья мусульмане стали массовым движением, с военизированным крылом и своими филиалами в ряде др арабских стран, новаторство Хасана аль-Банны было и в том, что считал ислам полит системой, ислам тоже современен.
Отношения с властью складывались разнообразные, правящие круги использовали организацию для противостояния со светским национализмом, который двигался в сторону светскости, парламентского монархизма. Посчитал, что продажные аристократические монархические круги не смогли отстоять интересы палестинцев, все чаще критиковали фигуру короля, в Египте было неспокойно, в итоге убили и аль-банну в 1949, и правильно, - значит, как мученик умер. Министра перед этим тоже убили. 1952 в Египте июльская революция, группировка с вободных офицеров,Гамаль Абдель Насер, Египет стал республикой, бр-мус это поддержали, но на Гамаля в 1954 совершили покушение, были распространены слухи, что членами бр-мус, тогда пошли репрессии, они — в подполье, но подполье скорее ушли из-за авторитаризма Гамаля. Разное видение будущего страны. У бр-мус и у националистов одна база - мелкая и средняя буржуазия, горожане. Организация была распущена, лидеры повешены, арестованы. Насер победил над идеологией бр-мус, и лет на 30 они стали малозаметными. Но в этот период гонений жутких, Организация бр-мус сделала много для популяризации и распространения своего, и главным идеологом можно считать Саида Кутба, 1906-1966, он не был руководителем бр-мус, но был больше - идеологом, много книг написал, какие-то, конечно, радикальными считаются, «вехи на пути», борьба ислама против капитализма. Его работы - это пространные размышления, Саид рассказал, как надо воссоздать халифат. Он считал, что в исламской стране дб консультативный совет как высший орган власти, избираемый всеобщим голосованием, который бы выбирал халифа. Этот совет, типа парламента, дб главенствовать над исполнительной властью и руководить ею. Халиф избираемый, как бы президент. Идея, что ислам живет в эпоху джахил и и - جاهلية невежества, - это состояние, характерное для арабского общества до пророка, но Кутба сказал, что сейчас тоже такое время наступило, исламская партия в гонениях, потому это надо уничтожить такую плохую власть, ищут рецепт действий в истории пророка, экстраполирование эпохи. И люди - не только власть - отошли от ислама, с ними тоже работать надо, возвращать на истинный путь, путь такф и ра (обвинение в неверии). Популярность их стала расти после победы Израиля в 1967, после смерти Насера, он ведь мог компенсировать своим авторитетом минусы, и 1970е новый президент стал использовать бр-мус в качестве противовеса левым, начал проводить либерализацию, модернизацию, сотрудничать с США, гонения закончились. Час пришел.
Джамаати Исламийя ,Маудуди. Пакистанец, богослов, 1973-1979, в Индии в 1950 больше всего мусликов было. Маудуди было проще действ, без гонений, был легален. Государство (Пакистан) дб руководствоваться шариатом, он добавил 6й столп, сказал, что тогда был подготовительный этап, главное - это джихад.. Он создал партию Джамаати Исламийя, цель - ислам общество, с четкой дисциплиной, централизацией, вертикалью, руководство - это как Мухаммед, аналог. В Пакистане к власти спокойно относились, после 1979 его идеи распространялись, помогали идеологически обосновать борьбу пуштунов против СССР, до сих пор в Пакистане есть, но не у власти, опора партии - горожане. Зия уль-Хакк, понял, что эта идеология популярна, полезна, нужна, полит ислам, начал использовать идеи в политике, для Маудуди - это путь спасения от Индии, если создадут исламское государство, для Маудуди полит ислам - это легально, 1966 - в тюрьме Кутба повесили, предложил как заслуга его, но никто из них не обращал внимание на нужды общества,
… восполнил это Аятолла Хомейни. 1902-1989. Возглавил группу шиитов, это большинство в Иране, он - диссидент, борец, (исламское правление его книга на 100 стр, для полит систем востока). В Иране всегда не доверяли власти, даже если правитель шиит, при этом - излишнее самобичевание и пассивность, а он предложил - быть активистом, смелым, революционером. Шиитское духовенство было неоднородным. Произошла Конституционная революция 1905-1911 — буржуазно-демократическая революция в Иране, совпавшая с национально-освободительным движением, была вызвана засилием иностранцев в финансово-экономической сфере страны при попустительстве реакционной правящей верхушки. В революции участвовали в равной степени национ. буржуазия, мелкие ремесленники, либер. помещики и крестьяне. Центром констит.движения стали северные провинции, прежде всего Иранский Азербайджан. Итог - был создан Меджлис (парламент), принята конституция. Но - восстановили власть Каджаров, а страну разделили на сферы влияния Россия и Англия.
Аятолла Начал действовать с 1960х, начал критиковать Иранскую власть, выехал в Неджеф - в Ирак, потом в Париж, нашел новое средство власти - (сейчас интернет, соцсети, а тогда -) аудио- и видео кассеты. Принял на вооружение принцип вилаяте факих, - исламское правление, раньше духовенство шиитов ждало 12го имама, а он сказал, не надо ждать, я буду править, будем строить исламское государство. Кто отозвался - Обездоленные, соц низы, кто пострадал и люди базара, мелкая буржуазия, те, кто пострадал от конституционной революции, ибо от нее выиграла элита и крупная буржуазия. Мотив соц справедливости, он был очень заметным. Мнение Хомейни: Мир надвое разделен, - 1) США и др победители, и 2) проигравше-догоняющие, страны ислама то есть, Африка и т д. Есть мусульманские страны - и другие. Китай - малый сатана, сша - большой сатана. Новаторство его было и в том, что предложил экспансию революции, особенно где шииты, на практике - налаживание отношений с Хизболлой (лишь она должна быть у власти), теперь это ХАМАС, хоть они ведут типа джихад против Израиля. Общая поддержка шиитам, Йемену, Бахрейну. Претензии негативно воспринялись.
Черты современного полит ислама 1. Универсальность исламских принципов, т.е. ислам уместен в любое время везде!! 2. Западное общество находится в глубоком духовном тупике (ни капитализм, ни коммунизм не решают проблемы, ведь проблема в духовности, - неограниченная свобода, деградация общества), только ислам может уберечь от этого всего.
Хизб ут-Тахрир аль-Ислами («Партия (исламского) освобождения») — организация, основанная в 1953 в Иерусалиме судьёй местного шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набхани в качестве филиала египетского движения «Братья-мусульмане». В ряде государств Средней Азии и в России Хизб ут-Тахрир аль-Ислами считается тер организацией. В то же время, ни США, ни большинство европейских государств, до настоящего времени не отнесли Хизб ут-Тахрир к числу структур, поддерживающих терроризм. цель — восстановление справедливого исламского образа жизни и исламского государства (халифата) и воплощения в нём исламской системы. Активную деятельность вели филиалы организации в Египте, Иордании, Тунисе, Кувейте, Палестине и странах Западной Европы, в особенности в Германии. С 1995 начала действовать в Узбекистане. Известно о деятельности ее на терр Таджикистана, Киргизии, Азербайджана, Украины, Белоруссии и России. С 14 февраля 2003 решением Верховного суда России организация включена в список запрещённых терр группировок, что повлекло за собой привлечение ряда сторонников движения к уголовной ответственности. Основу полит доктрины составляет идея о воссоздании Халифата времен Пророка и его 4х преемников, когда единожды в истории ислама удалось осуществить справедливое гос управление с равномерным распределением общественного продукта, поскольку мусульманская умма в точности следовала божественным предписаниям, а халифы избирались из самых достойных. Последующие исламские локальные и региональные гос объединения (напр, Омеядский и Аббасидский халифаты, «халифы» Османской империи) тоже признаны Халифатами, но отошедшими от множества принципов первоначального халифата. Важную часть доктрины составляет теория исламской революции Манхаж.
Хизб ут-тахрир. Партия исламского освобождения. 1953 - на терр Иордании, потом Палестины, теперь действуют от Индонезии до Лондона. партия, организация пан-исламистская, выступает за создание халифата, но против переворотов, ибо они не привели еще ни к чему, да и рано пока, а чтобы создать ислам государство, надо отошедших вернуть. В аль-каиду перешли многие в итоге. 1988 - Усама бен ладен, Афган, аль-каида, поддержка араб заливных монархий пользовалась. В нач 1990х. Сначала за США была, потом против, и еще против саудии. Хизбуттахрир широко использует тактику террора, филиалы самостоятельно действуют, есть лишь общая идеологическая платформа, теракт 2001.
ХАМАС. Основано шейхом Ахмедом Ахмедом Ясином в 1987. После освобождения от Израильского господства Палестина станет центром арабского и мусульманского мира. ХАМАС создана на базе 2х группировок, действовавших в секторе Газы, официально зарегистрированных, как культурно-просветительские, занимающиеся благотворительностью организации ("Крыло Братьев-мусульман Западного берега реки Иордан и сектора Газы" и "Исламский Джихад - Палестина"). Штаб-квартира ХАМАС - в Тегеране, но ХАМАС сохраняет независимость в выборе стратегии и тактики борьбы. ХАМАС имеет в структуре политическую (легальная) и военную (нелегальная) структуры.
ХАМАС в Палестине суннитская, хизболла шиитов в Ливане. Они не собираются создавать халифат, у них чисто узкие цели, националисты, против Израиля. Власть крепко держали светские лидеры - старые президенты-диктаторы. Кто-то на арабскую идентичность ориентировался, кто-то на национальность (страновую). 2010 все изменил. Арабская весна. Вопрос встал, считать ли «пробуждение» аналогом 1979 или нет, будут ли такие же последствия или нет. А что сами исламисты думают, если получат власть, будут ли военные достаточно разумны, чтобы правильно перестроить страну и не развалить ее, - реально получилось лишь в Турции, но она и так слишком европеизирована.
Арабская осень? Или долго не продержатся? И светские силы сохранят свои позиции. Но эти свергнутые режимы не были антиисламские. Наоборот. Разделения между светским и религиозным особо не было. Многие лидеры понимают, что нельзя отделяться от религии. Умеренные, ставшие заметными, они тоже не говорят о намерении создать исламское государство, что надо отмежеваться. Светские обвиняют исламистов в том, что не оч привержены принципам либерализма, используя популистские лозунги ислама. Нереалистичность. Мы не против вас, ибо вы за религию, но просто вы циники, раз используете религию.
Игил - это потрясение, сравнимое с исламской революцией. Лето 2014 лидер ИГИЛ, Абу бакр аль Багдади, мрачная фигура, с религиозным образованием, сидел в американской тюрьме. Успех: 1. После свержения Саддама Хусейна иракцы-сунниты на 2х ролях оказались, отсюда и неудовольствие. После вывода американских войск из Ирака, Ирак ПМ нурик аль малики начал давить на шиитов, значит осн поддержка суннитов. Суннитский треугольник 2. Нестабильность в Сирии, ибо сначала там успели повоевать. В отличие от аль-Каиды, которая всегда самой богатой считалось, они уже захватили банки, нефтепромыслы, получили нефтедоходы в млн долл. Поэтому наладили жизнь Отличительные черты:. Ислам государство в отличие от аль-Каиды не просто сетевая структура, а почти полноценное государство, есть территория, органы власти, посты, благотворительные организации, образовательные учреждения. Налаживают автобусное сообщение между городами, претендуют на то, чтобы быть государством. Большое количество зарубежных филиалов.
Партия справедливости и развития (ПСР) — правящая полит партия в Турции. позиционирует себя как умеренно консервативную партию, ориентированную на западные ценности - рыночная экономика и вступление в ЕС. «За» следование шариату, но без терактов. Партия основана 14 августа 2001 бывшими членами умеренного консервативного крыла запрещённой в Турции исламистской Партии благоденствия. Ориентирована на полити эконом реформы, одной из целей стало вступление Турции в ЕС. Одновременно Эрдоган предпринимал усилия по борьбе с имиджем исламистов, который создавали партии её политические оппоненты. В 2002 году ПСР победила на парламентских выборах, набрав 34,28 % голосов и получив 363 из 550 мест в Великом национальном собрании, что было более чем в два раза больше, чем получила вторая прошедшая десятипроцентный барьер партия — Республиканская народная партия.
За время правления ПСР Турция пережила период экономического роста и победила многолетнюю гиперинфляцию. The Economist назвал правление ПСР самым успешным за последние пятьдесят лет. На парламентских выборах, состоявшихся 22 июля 2007 ПСР набрала 46% голосов и получила 341 место в парламенте. ПСР часто обвиняют в исламизме и отходе от принципов светского государства, заложенных Ататюрком. В 2007 был принят закон, разрешающий ношение хиджаба в университетах. После этого Генпрокурор Турции Абдуррахман Ялчинкая подал в Конституционный суд Турции иск о запрете ПСР. В июле 200 иск был отклонён по большинству пунктов, хотя на партию был наложен денежный штраф.
Аль-Каида - международная организация с разветвленной сетью филиалов во многих странах мира. Считается, что кроме проведения терактов, организацией ведется непрерывная деятельность по созданию новых исламских (точнее - исламистских) образований и по радикализации уже существующих. Основной целью организации является свержение светских режимов в арабских странах и установление там теократического строя с нормами шариата, а в перспективе - объединение всех мусульманских стран в Халифат. Также стремится противодействовать распространению присутствия и влияния западных стран, особенно США, в регионе и по всему миру, считая саму западную цивилизацию развращенной и ущербной. "Аль-Каида" стремится изгнать ВС США с территории стран Персидского залива, в частности, Сауд Аравии. Отдельно — уничтожение Израиля.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.032 с.) |