Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жизнеописание пророка Мухаммада.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мухаммед родился в Мекке, 570 год. В то время Мекка была процветающим городом, лежащим на караванном пути, по которому шла торговля между южной Аравией и средиземноморскими странами. Отец Мухаммеда умер еще до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя 2 года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем. Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб.
В 12 лет Мухаммед впервые соприкоснулся с иным миром, столь отличавшимся от аравийского с его родоплеменными устоями и языческими культами. Отправившись по торговым делам в Сирию, Абу Талиб взял с собой племянника. Там Мухаммед окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями.
Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем. Он прославился своей честностью в ведении торговых дел, за что получил прозвище «Аль-Амин», что означает «Заслуживающий доверия». Когда ему исполнился 21 год, он по протекции Абу Талиба получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадижи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. В 25 Мухаммед женился на своей хозяйке, хотя был на пятнадцать лет её моложе. Брак был счастливым. У них росла дочь Фатима. Жизнь как будто сложилась благополучно. Но Мухаммеда влекло к чему-то неизведанному. Каждый год он уходил на месяц в пустынные ущелья и там, в одиночестве, погружался в глубокое созерцание. Его беспокоили нравы язычников, живущих в Мекке, которые поклонялись множеству различных божеств. В то время только в одной Каабе, центральном храме города, насчитывалось 300 каменных, глиняных и деревянных идолов. Он видел, что происходит крушение моральных и нравственных устоев общества: богатые угнетают бедных, мужья дурно обращаются с женами и детьми, пьянство и азартные игры стали повсеместным явлением. Именно во время одного из Божественных откровений, ниспосланных в 610 году Мухаммеду в пещере горы Хира, Аллах послал ему видение. Мухаммед увидел светящуюся фигуру Бога, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его Расулом, что значит «Посланник Аллаха».
Откровения, которые он получал в минуты уединения на горе Хира, и были результатами его попыток понять и объяснить мироздание. Проповедь Мухаммада в значительной части содержала уже известные положения. Вслед за теми, кто принял иудаизм и христианство, он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле. Свою миссию он воспринимал как поручение от Аллаха, а своими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Особое место в проповедях было отведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев, и первым, кто проповедовал единобожие. Поэтому Мухаммад заявлял, что его миссия заключается в восстановлении веры Авраама.
Люди слушали и даже записывали его слова. Однако аристократия Мекки, разбогатевшая на торговле и доходах от паломничества к древнему святилищу Каабе, усмотрела в его проповеди угрозу своей власти и организовала заговор против Мухаммада. Узнав об этом, соратники пророка уговорили его покинуть город в 622 и перебраться в город Ясриб (совр. Медина). Там уже обосновалась часть его сподвижников.
Этот переезд (по-арабски – хиджра) ознаменовал новый период в жизни пророка. Именно в Медине сформировалась первая мусульманская община (умма). Не без труда, но ему удалось объединить местные племена. Христиане воспринимали ислам как ересь внутри христианства, а иудеи встретили проповедь Мухаммада недоброжелательно. В тот период мусульманская община уже была достаточно сильна для того, чтобы совершать нападения на караваны, идущие из Мекки. Эти действия воспринимались как наказание мекканцев за изгнание Мухаммада и его сподвижников, а получаемые средства шли на нужды общины.
Проповеди Мухаммада в Мекке и Медине носили разный характер. Если в центре мекканских проповедей были идея единобожия и рассказы о пророках, то мединские представляли собой наставления и указания лидера и были адресованы арабским племенам. Древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку. Жители самой Мекки долго не принимали новой веры, но Мухаммад сумел их убедить в том, что Мекка сохранит свой статус крупного коммерческого и религиозного центра. Незадолго до своей кончины пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.
Учения Мухаммеда получило авторитет, и пример пророка (или Халифа) стал законом. При этом сам властитель все меньше и меньше мог служить примером. Чем больше распространялась его власть, тем тяжелее она становилась. Чем могущественнее становился Мухаммед, тем ревнивее относился он к своему авторитету. Его личный авторитет отождествлялся с авторитетом государства, превращался в ось, на которой держалась вся система ислама. В 632 г. Мухаммед умер и был похоронен в Медине. Догматика ислама. Единобожие. Открывающая сура, аль-фатиха, как Отче наш должны все знать. Коран - рифмованная проза. Есть много арабских диалектов, но общий - фусха - литературный, язык Корана, книг, радио, тв, религии, высокоразвитая грамматическая форма, матем формулы. Синтаксическая совершенность. Есть 99 эпитетов Аллаха. 100й- сам Аллах, четки для этого, в них Семечек тоже 99, их перебирают, называя все эти эпитеты, их тоже надо знать (Мусульманам). Микаил, Гавриил, Джабраил, передававший откровения Мухаммеду, Исраил, понимавший души умерших. Еще есть Мункярمنكر («ангел смерти») и Накир, которые допрашивают покойника после смерти. Шайтан شيطان - изгнанный из рая, армия джиннов, сотворенные до человека из огня. Все пророки уважаются мусульманами, но признается главным лишь Мухаммед. «Институт ада», геенны.
Основы. Столпы ислама. Обязательные к исполнению правила, предписанные шариатом. 1. Шахада, свидетельство единобожия, таухид. За этим «свидетельством» стоит вера. Это декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада. Произнесением шахады — Ля иляха илля ллах ва мухаммадун ррасулюллах («Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад — посланник Аллаха») — начинаются мусульманские молитвы и любое религиозные или светские мероприятие, проводимые в исламских странах. 2. Намаз. Ритуальная молитва, 5кратная, - перед рассветом, после полудня, в 4 часа, перед закатом и после него. Место, на котором совершается молитва, должно быть ритуально чистым (тахара), для чего молящиеся могут расстелить молитвенный коврик. Ритуальная чистота мусульман включает в себя действия, цель которых — достижение обрядовой чистоты и имеет «внутреннюю» и «внешнюю» стороны. «Внутренняя тахара» предполагает очищение души от неблаговидных помыслов, гнева и греха, а «внешняя тахара» — очищение тела, одежды, обуви, жилища и т. д Во время коллективного намаза молящиеся становятся рядами за имамом, который руководит молением. Женщины должны молиться отдельно от мужчин или становятся сзади. Во время моления нельзя разговаривать, есть, пить, смеяться, совершать посторонние движения и т.п. Нельзя молиться в опьяненном, одурманенном и бредовом состоянии. Больные и инвалиды имеют послабления в обряде намаза и могут совершать его как сидя, так и лёжа, совершая движения мысленно. Обряд намаза одинаково исполняется последователями всех исламских течений, за исключением самых «крайних», отрицающих любую обрядность. Только в пятницу («день собрания») в мечети собираются все. (И в иудаизме, и в исламе неделя начинается с воскресенья - «день первый») 3. Посещение Каабы, в центре Мекки, сооружение из камня, черный камень, замзам, месяц хиджа (зу-уль-хиджа, 12й месяц лунного календаря), хадж - это паломничество. (Халяль — разрешенный. Харам значит запретный, но харам — святыня (запретная, неприкосновенная территория, 2 святыни, харамэйни, — имеется в виду Мекка и Медина, если 3 — то с Иерусалимом)), Паломничество в Мекку совершается через 70 дней после окончания Рамадана и приурочено ко времени одного из двух главных праздников мусульман — Курбан-байрам (Ид аль-адха). Хадж совершается с целью увековечить память о жертве, которую собирался принести пророк Ибрахим. Ежегодно более 10 млн паломников со всего мира собираются в Мекке, чтобы укрепить мусульманское единство и упрочить связи. Все, вне зависимости от уровня доходов, одеты в одинаковые белые одежды - хитоны (ихрам). Хадж снимает с человека его грехи. 4. Пост в месяц Рамадан, установлен пророком в 624 и восходит к доисламской практике благочестивого уединения (итикаф). Предписание соблюдения поста обозначено в Коране и сунне пророка. Продолжительность — 29-30 дней. Время — с рассвета (сухур) до заката солнца (ифтар). Суть - в полном воздержании днем от приёма пищи, питья, исполнения супружеских обязанностей и тп, от всего, что отвлекает от благочестия. С заходом солнца запреты снимаются. Ночью рекомендуется проводить время в размышлениях, чтении Корана. 5. Закят. Милостыня, религиозный налог в пользу нуждающихся. Факихи толкуют этот термин как «очищение [от греха]». Европейские исследователи видят в нём заимствование из древнееврейского закут («добродетель») или проникновение из сирийского языка через арабов-христиан. Генетически закят связан с доисламским обычаем создания своеобразного «фонда» взаимопомощи племени и раздела захваченной добычи. Право на получение помощи из закята имеют: неимущие; бедняки; сборщики заката; «лица, заслуживающие поощрения»; несостоятельные должники; приезжие, не имевшие средств для возвращения домой. 28. Коран: ниспослание и оформление текста. Умм уль-китаб, мать книги. (аль-кур-а:н)Коран - производное от первокниги. Проблема фатализма, мактуб (то, что написано, предначертано Аллахом, судьба, рок), концепция того, что Аллах ниспосылал пророков людям для истины, люди следовали им, но записывали потом, извращая понимание. До Мухаммеда были пророки. Но шел спор, стоит ли мусульманам следовать заветам лишь Мухаммеда, или еще и тех, кто был до него. Аглю-ль-китаб, люди Книги, то есть народ Писания. Сколько было всего пророков, непонятно, но...главные- Адам, Ной, Ибрагим, Моисей, Иисус, Исмаил, Дауд, то есть Давид, Соломон, то есть Сулейман. Есть хадисы (рассказы пророка), коранический текст, жизнеописания пророка, Исхаком написано, через сто лет после его смерти, но до нас дошло от Фишана. Пророку 40 лет, 610 год, кто-то ему пришел во сне, его стали душить, сказали читай! Таким было откровение. Айяты записывались, как в христианстве, нагорная проповедь была записана в сердцах апостолов. Вопрос о грамотности. Эта его безграмотность была условием его чистоты, неискаженности передаваемого. Идея знания как одна из высших ценностей человеческой культуры, чудо. Хадижа, старшая жена, была бизнесвумен, он менеджером был, водил караван. Мухаммед не был автором текста, лишь ретранслятором, отличие его статуса от статуса пророка в других религиях - он просто человек, живший в 570-632 гг. Ценность устного языка в отличие от письменной. Диакритическая письменность - Без гласных, то есть система, в которой прибегают к использованию под-или надстрочных знаков для изменения смысла текста или добавления к нему к-либо рода информации. Коран -Текст конца 8 века. 5000 имен, справочник сподвижников Мухаммеда, письменность стала вытеснять «устность» тескта к 10 веку. После смерти пророка появляется борьба за власть, сподвижники начинают играть словами, появляются разные версии того, что говорил Мухаммед. 4 халифа праведных, Абу Бакр, Умар, Усман, Али. Шура - выборный коллегиальный орган, Шура (совет) как орган, представляющий интересы общины мусульман, это может быть община страны или всех мусульман в халифате — умма. Принцип Шура переводится как принцип консультаций. Пока халифом был Абу бакр, Умар поручил Забиту собрать все тексты и подготовить общий, его собрали, появился первый вариант Корана, остальные отдельно стали готовить свои тексты, в Мекке, Куффе, Басре, Дамаске, появились свои традиции передачи текста, то есть существовало 5 версий как минимум. Угроза раскола уммы, Усман решил установить официально общую сводку Корана, 650-656 гг. Хариджиты (предавшие, Отошедшие от Али) не признали 12 суру, про Иосифа прекрасного, который переселился в Египет. 7-8 век, первые списки Корана, На территории святынь. Коран Усмана в Узбекистане (вариант книги якобы с кровью). Унификация продолжилась. (Проблемы: разночтения и разнописания. Аль-хаджадж, был филологом, учителем, наместником восточных областей халифата, брутал, правил в Куффе, - центр антиправительственных выступлений.) Возникновение идеи разделения Корана на 30 частей — джузов. Чтение по шафиям в Египте и севере Африки. Шафии — нисба, указывающая на принадлежность хозяина имени к шафиитскому мазхабу, ставшая впоследствии фамилией Ни́сба — часть арабского (мусульманского) имени, обозначающая этническую, религиозную, политическую, социальную принадлежность человека, место его рождения или проживания и так далее. Первые три века существования ислама - это время, когда формировалась арабская парадигма культуры, гносеологическая система, система эпистемологическая сист ислама, научная, и тд. Сунниты считают, что нельзя рассказывать Коран, лишь читать, есть даже династии чтецов Корана.
29. Коран: его структура и содержание. Проблема перевода и понимания Корана. Стиль неподражаем, короткие рифмованные прозаические отрывки, с риторическими формулами, они консолидируют текст, сильное впечатление производят, это не единый нарратив повествования, запись устной речи, а сложно организованная ораторская проза, заклинания, проза, получившая распространение в литературе арабской, ритмическая проза. Синтаксис Корана предполагает полемику, диалог Мухаммада и Аллаха, сложен для понимания. Почему на арабском - случайно, или тема сакральности самого языка? Считается, что выбор не случаен, но это не возвышает язык над остальными. Сам текст все же более сакрален, чем библейский. Текст - вторая ипостась бога, как сам Иисус или Моисей. Вырывание цитат, перевод отдельных отрывков лишен смысла. Хронология текста, состоит из 114 Сур, айятов, это почти стихи. Суры: мекканские - 90 Сур, 610-622 гг, и мединские 24 (они длиннее), 622-632.
Немецкий исламовед, Теодор неэльбекке, середина 19 века, предложил поделить суры на 3 вида в первом периоде поэтические, рахманские и пророческие. (Конкретные описания мучений грешников в аду.) Любой текст вторичен. Религия рождается в определенной среде. Мухаммед в аудитории говорил, что он следует по стопам прошлых пророков, это его легитимизирует в глазах людей. Все истории люди, христиане и мусульмане уже знали, просто он интерпретировал их по-своему, в священных книгах истории просто повторялись. В мединских проповедях речь монотонней и длинней. Больше внимания правовым нормам и социальным. (Нелюбовь между Аишей (молодая жена пророка) и Али, сура о 4х свидетелях тогда была ниспослана, чтобы их помирить.) Есть в Коране и странности, мистические буквы - «открывающие», они перед 29 сурами, никто не знает, зачем они нужны.
(аль-Кинди) Абу Юсуф Якуб бен Исхак (800-870) — арабский философ, врач, математик, астроном, первый представитель арабского аристотелизма, трактат, - подсчитывалось время конца эпохи арабов и ислама. 2 работы, - Пиатровский, «коранические сказания», Монтгомери Уотт «Мухаммед в Мекке и Медине», Уотт и Белл «введение в коранистику», Андрей Люссе «незатейливый ислам». Роберт Кеттенский, первый перевод на латинский, 1142, в преддверии второго крестового похода, для доказательства несостоятельности идеи превосходства Корана.
Ситуация изменилась в эпоху просвещения и возрождения. 17 век - уже более толерантное отношение во Франции, появился франц перевод. Стал популярен, даже Папа запретил. 1698 - сам же Ватикан 1й перевод смыслов сделал. При Петре в России - 1716, перевод с французского. Поэтому политизация ислама пошла. Вольтер пишет, - При Екатерине появились бесплатные книги на арабском, еще и мечети строить стали для Средней Азии. Еще один перевод Веревкина. Плюс Порохова (любительски). Главный перевод в России — Крачковский, можно только доделывать неясные отрывки, а так- основа. Плюс Кулиев. 30. Сунна: формирование, структура, содержание. Второй по значению источник права в исламе, но как и Коран, важна. Значит обычай, или принятый порядок вещей. «Сунна посланника Аллаха». Это 2 главные книги. Сунна - предания о поступках и словах Мухаммеда, жизнеописание. Когда пророк умер, со временем территория халифата стала расти, люди сталкиваться начали с новыми реалиями. Согласно исламу - что правильно и нет. «Дефицитность» Корана. Способы преодоления этого дефицита. - Углубление или расширение священного текста, интерпретация, раскрытие новых смыслов, тогда появляется тафсир, то есть комментарии к корану. Расширение - новые тексты, сунна. Хадисы от Пророка, О его жизни. загвоздка. Святость коранического текста обеспечивается тем, что он от Аллаха. Сунна и хадисы - не от Аллаха, считаются лишь боговдохновленными. Статус Сунны — из-за сакрализации персоны пророка, мнение большинства толкователей. (Внутреннее противоречие.)
Сунна тесно взаимосвязана с Кораном, объясняет и дополняет его. Для традиционалистов следование ей - смысл жизни мусульманина. Немаловажную часть мусульманского религиозного образования является обучение ей. Ни один исламский правовед (факих) не может считаться авторитетом в области исламского права, если у него нет достаточных знаний сунны. После смерти Мухаммада Сунна позволяла решать многие практические вопросы жизни общины и Халифата. Её значение сразу же было очень большим, а с 9-10 вв. её начинают почитать едва ли не наравне с Кораном. Проблема соотношения ее и Корана занимает важное место в трактатах по основам религии (усуль ад-дин). Иногда понятие сунны включает в себя сунну Аллаха (Коран), сунну пророка Мухаммада и сунну 2х первых Праведных халифов. В некоторых мусульманских странах слово сунна (суннет) используется в значении обряда обрезания (хитан) («Брит мила» — у иудеев).
Хадисы. Это предания о словах и действиях пророка, затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни уммы. Хадис — изречение, или высказывание (кауль), одобрение (такрир), образ (васфи) или действие (филь) пророка, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка. Использование хадисов началось ещё при жизни пророка Мухаммеда, по другой версии- уже после 690 г. Каждый хадис должен был иметь непрерывную цепочку передатчиков — иснад, то есть, перечень всех лиц, участвовавших в передаче, начиная от сподвижника (сахаба), впервые озвучившего хадис. Чем больше непересекающихся цепочек соответствовало хадису — тем достовернее он считался. По степени достоверности хадисы классифицируются на достоверные (сахих), хорошие (хасан), слабые, недостоверные и выдуманные. Вторая - информационная часть. Хадисы принимались с опорой не на логику, а на авторитет и традиции. За несколько столетий их много стало, стали авторитетным источником. Середина 8го века, массовое хождение, около полутора млн хадисов было, мухаддисы появились (передатчики). Политизируемость - Хадисотворчество появилось. Мухаджиры - костяк общины, перешли к пророку с самого начала: это ансары (поддержавшие пророка в Медине) + сахибы, асхабы, = сподвижники. Решение Умара - госпенсия сподвижникам. Источник и: 1210 хадисов передала, «мать уммы» - Аиша! Абухурейра, 810 учеников, 3500 хадисов. След поколение - табиун, дети сподвижников, - тоже помогли с кодификацией.
Мединская школа хадисов, сирийская школа, столица Омейядов Дамаск, и Куфа, антиомейядское движение - Ирак, правовая догматика. Сборники хадисов, 8-9 века, появился политический отбор, когда их стало много. Появилосьолкование хадисов, углубление расширенного. Ханбализм, Саудовская Аравия, Ахмад ибн Ханбал, умер 855, муснад 3000 хадисов. Альджанаа сахих, альбухари 810-870. 817-875, 12000 хадисов отобрал, Ибн маджи, китаб ас-сунан Абу Дауд Асиджистани Большой сборник ат-Тирмизи Мухаммед, ан-Нисаи. Игнатий Гольциэр, великий венгерский исламовед, работа «магометанские исследования», эссе о развитии хадисов, работа «Истоки мусульманского права», Эзеф Шахт, Йейн Боул, 1983…
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.91.130 (0.015 с.) |