Великие Отцы Церкви, их заслуги перед Церковью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Великие Отцы Церкви, их заслуги перед Церковью.



Одно из значений Вселенских Соборов состоит в том, что на них, благодаря обсуждениям важных проблем выявились наиболее опытные, наиболее знающие люди, которые стали формулировать учение церкви, защищать учение церкви и мнение которых церковь принимала как свое мнение. Соборное мнение – это главное мнение церкви, но Соборное мнение формируют люди. И появились личности, готовые к формированию Соборного общего мнения.

 

Святитель Афанасий Великий (298-373 гг.) – великий борец против арианства. Афанасий Великий в 325 году был рукоположен в сан священника. Позднее был избран на кафедру Александрийского архиепископа, он стал архиепископом Александрийским и боролся против арианства. Против Святителя Афанасия Великого началась открытая война со стороны императорской власти, и из 45 лет епископского служения 17 лет он провел в ссылках. В ссылки Афанасий ссылался за борьбу против арианства.

На Афанасия завели обвинения, ложные, за противление императорской власти. В 335 году Афанасий был обвинен в участии в убийстве мелетианского епископа Арсения. На суд Афанасий привел живого епископа Арсения, но все равно был сослан в Трир.

Заслуга Святителя Афанасия Великого в том, что он боролся преданно против арианской ереси и отстаивал истинное христианство.

 

Святитель Василий Великий (330-379 гг.) – боролся против арианства, развивал и разъяснял основные догматы, основные положения христианской веры. Василий прилагал огромные усилия для разъяснения положений христианской веры.

Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии (сейчас - территория Турции), и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Отец Святителя Василия был адвокатом, мать была очень верующим человеком. Василий получил хорошее образование в Каппадокии, затем учился в Константинополе, а затем был послан учиться в Афины. Афины – центр премудрости (в то время). Афинская академия была центром и науки, и образования.

В Афинах произошло замечательное событие. Василий (будущий Василий Великий) встретился с Григорием (будущим Григорием Богословом). Молодые люди подружились, вместе занимались в академии, но этого им казалось не достаточно. Они посещали христианские храмы в Афинах. Василий преуспевает в риторике, грамматике, философии, астрономии, геометрии, арифметике, медицине, этике. И вокруг него собирается кружок любомудров – молодых людей, любящих рассуждения. Григорий входил в этот кружок. В этот кружок пытался войти некий Юлиан, который в дальнейшим стал Византийским императором и получил прозвище Юлиан Отступник (потому что отошел от христианской веры).

В возрасте 30 лет Василий возвращается из Афин на родину. Василий отказывается от светской карьеры: адвоката, учителя риторики.

В 357 году Василий принимает крещение и начинает служение церкви. Получает самую низшую должность – должность чтеца. Затем продвигается по иерархической лестнице. Основывает на берегу реки Ирис монашескую обитель и составляет устав монашеской жизни – одни из первых монашеских уставов. Его друг Григорий тоже хотел присоединиться к монашеской общине, но из-за престарелого возраста родителей вынужден был вернуться к ним. Но монашескую общину навещал.

Чем занимались молодые монахи? Молились. На жизнь монахи зарабатывали физическим трудом: выращивали овощи, фрукты, плели циновки. Занимались чтением Священного Писания, изучением сочинений Оригена. Постепенно Василий получал все более широкую известность.

В 364 году Василий был посвящен в сан пресвитера, то есть священника. И епископ кесарийский Евсевий выбирает его помощником. Василий добросовестно исполнят обязанности помощника в управлении епископом епархией. Постепенно, авторитет Василия возрастал, епископ видел, что это. Допустить епископ Евсевий это не хотел. Дело дошло до открытого разрыва.

370 год – умирает епископ Евсевий. Василий становится епископом каппадокийским. Первой и главной задачей молодого епископа становится борьба против арианской ереси.

Главной догматической заслугой Василия Великого стало определение троичной терминологии – поэтому его называют первым Учителем и Отцом церкви. Именно Василий первым сформулировал: Бог один – по существу и троичен - по ипостаси. Именно этими понятиями и терминологиями пользовался первый Вселенский Собор. И Символ Веры – кредо – это тоже было зафиксировано на этом же Вселенском Соборе.

Василий сделал очень много для Первого Вселенского Собора, но до него не дожил. Василий скончался в 49 лет из-за слабого здоровья и неустанных трудов.

 

Григорий Богослов (329 – 389 гг.) родился в богатой и знатной семье. Главой семьи была мать Григория – Нонна. Она имела сильное влияние на мужа. Под ее влиянием он принял крещение, стал служителем церкви и стал епископом.

После домашнего образования он учился в Константинополе, Афинах, где и подружился с Василием Великим. У друзей были разные характеры: Василий – твердый, решительный, с авторитарными наклонностями, был жесткий человек; Григорий – напротив был очень поэтичной, мягкой натурой. Они дополняли друг друга.

Григорий был очень талантливым человеком. Получил широкую известность, и его оставляют после окончания обучения преподавать риторику в Афинском университете. Василий сбежал из Афин тайно, не предупредив друга.

В 358 году Григорий возвращается домой из Афин. Принимает крещение. По просьбе родителей он начинает заниматься ведением домашнего хозяйства. Тем временем его отец становится епископом и решил сделать сына своим помощником. Отец рукоположил Григория в сан священника. Григорий этого не хотел – в IV-VI веках монахи старались не принимать священство, чтобы быть равными друг другу. Григорий хотел быть просто монахом. Но покорный воле отца в 361 году он принимает сан священника, упрекая себя за малодушие, а отца за тиранство. Почти 10 лет Григорий оставался помощником отца в епархии Назианзи.

372 год – умирает отец. Григорий становится епископом, чего тоже не хотел. Но служит на том месте, где оказался по воле Божией.

В это время в церковной жизни Византии происходят важные события. Арианская ересь овладевает Константинополем. Высшие священнослужители покоряются араинской ереси. В Константинополе все храмы попадают под власть арианцев.

В 379 году немногочисленная православная община в Константинополе приглашает Григория Богослова для поддержки в отстаивании истинного православия. Григорий прибывает в Константинополь. Поселяется у своих знакомых. И у них в доме основывает домовый храм в честь Святой Анастасии. Начинает проповедь православия.

Если Василий Великий отстаивал теоретически истинны православия, вырабатывая догматическое учение, то Григорию пришлось заняться полемическим богословием. Он полемизировал с арианами, опровергал их доводы в отношении личности Иисуса Христа. Арианы встретили Григория не дружелюбно. Но постепенно, проповеди Григория притягивали новых людей, и он завоевывал все больший авторитет в Константинополе.

В Константинополе появляется некий Максим Киник. Он объявил себя священником, хотя сана этого не имел. Он втерся в доверие к Григорию Богослову и успешно. Григорий проникся симпатией к Максиму, приблизил к себе. А потом узнал, что Максим завоевавший авторитет в Константинополе благодаря Григорию, был рукоположен в сан епископа Константинопольского, и в тайне осуждал своего наставника. Для Григория это было большим удивлением. И он стал обличать Максима, как изменника.

Эти человеческие страсти побудили уйти Григория из Константинополя в свое епархию. Но его не отпустил народ. Григорий Богослов остался в Константинополе до II Вселенского собора.

В это время на престол взошел император Феодосий Великий. Император в 380 году начинает борьбу против арианства, отнимает все церкви у еретиков, передает их православным. И в поисках Патриарха Константинопольского, главы Константинопольской церкви он избирает Григория Богослова. Весь народ поддержал. Так, неожиданно для себя аскет и молитвенник Григорий становится Патриархом Константинопольским.

В 381 году в Константинополе открывается II Вселенский собор и председательствовал на нем Григорий Богослов. На этом соборе он защищал православие и отстоял православие. Был дополнен Символ Веры – с дополнениями Григория Богослова.

Многие епископы восстали против огромного авторитета Григория Богослова. По их мнению, он был слишком прост для Патриарха. Подняли канонический вопрос. Выдвинули обвинения против Григория, что он, будучи рукоположён епископом Сасимским, незаконно стал архиепископом Константинопольским. Григорий был обвинён в нарушении 14-го правила святых апостолов и 15-го правила Первого Вселенского собора, запрещавших самовольное оставление епископами своих кафедр. Григорий не стал ждать решения этого вопроса и сам ушел из Константинополя.

Как богослов Григорий одержал на II Вселенском соборе победу, как человек он потерпел там поражение.

Григорий вернулся в родной Назианз. Занимался богословием, писал стихи, написал похвальное слово Василию Великому, после его кончины. Скончался в глубокой старости в 389 году.

Заслуги Григория Богослова перед церковью. Он разработал догматическую проблематику, что позволяет считать его одним из главных выразителей учений Православной церкви.

 

Святитель Иоанн Златоуст (347 - 407 гг.). Был одним из лучших представителей антиохийской богословской школы. Он родился в богатой и знатной семье. Обеспеченность и высокий культурный уровень семьи является необходимым условием для формирования личности богослова. Лишился рано отца, воспитывался матерью Анфусой. Мать Иоанна стала вдовой в 20 лет и посвятила свою жизнь сыну, привив ему христианскую веру и любовь к знаниям.

Иоанн окончил школу в родном городе Антиохия, потом в Константинополе. Учился у знаменитого языческого ритора Ливания. Показал великолепные успехи.

Иоанн начинает изучать христианское богословие и решил, после изучения христианских книг, стать монахом. Попросил благословения матери, но она попросила его не делать этого до ее смерти. После кончины матери в 374 году Иоанн исполнил свою мечту – он ушел в монашескую обитель и 4 года жил в монашеском уединении. За эти годы Иоанн лучше понял себя самого. Поняв себя, человек может понять других людей и помочь им.

Вернувшись из монашеской обители, Иоанн принимает сан священника и в родном городе начинает служить как священник. Служит литургии, произносит проповеди. Проповеди сделали Иоанна знаменитым. Главная мысль всех проповедей Иоанна – любовь к людям и желание им спасения.

Известность Иоанна Златоуста была очень велика сначала в своем городе, затем в епархии, потом по всей Византийской империи.

397 год – скончался Патриарх Константинопольский Нектарий. Император Аркадий решает поставить на эту кафедру знаменитого проповедника. Иоанна ночь тайно из города вывезли солдаты по приказу императора, потому что горожане не хотели его отпускать.

В Константинополе Иоанн служил патриархом, занимался искоренением остатков арианства, старался примирить епископов и священников друг с другом, которые враждовали между собой, наставлял и паству и духовенство.

Почему же такой знаменитый и замечательный проповедник вызвал вражду в Константинополе?

Потому что на высший духовный пост был назначен провинциал, Иоанн в столице остался верен своему провинциальному укладу жизни, почти аскетичному. Он не проводил пиры, торжественные ужины как его предшественники. Он призывал прихожан посещать церковь хотя бы 2 часа в неделю.

Иоанн осуждал тех, кто ходит в театр.

Горожане не посещали церковь, под предлогом занятости, и Иоанн распорядился, чтобы священники проводили службы по ночам. Этим были недовольны и священники, и хладнокровные христиане. С другой стороны Иоанн Златоуст выступал против религиозного фанатизма. Христианская вера не требует фанатизма. Христианская вера отвергает религиозную вражду.

Положение Иоанна – невольник – не богомольник.

В своем служении Иоанн Златоуст обличал и роскошь, суетность знатных дам. Эти обличение дошли до императрицы Евдоксии, супруги императора Аркадия. Греховное поведение императрицы обличал с кафедры Святой Софии константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст, чем вызвал её гнев и навлек на себя интриги Евдоксии. Она дважды добивалась его смещения с епископской кафедры и ссылки в отдаленные провинции империи, даже пыталась осудить его как еретика. Евдоксия скончалась в расцвете лет и была погребена в константинопольском храме Святых Апостолов. Общественное мнение объясняло её преждевременную смерть последствиями порочного образа жизни и наказанием Божиим за преследования архиепископа Иоанна Златоуста.

Недовольные Иоанном Златоустом епископы образовали в 403 году архиерейский собор и по ложным обвинениям сместили Златоуста с поста Патриарха. И Иоанн был отправлен императором Аркадием в изгнание.

Иоанн оставил столицу. По совпадению, в ту же ночь случилось землетрясение. Императорский дворец был разрушен. Испуганная Евдоксия послала вдогонку гонцов за Иоанном, с просьбой о его возвращении. Иоанн вернулся через 3 дня. Был встречен народом ликованием и стал продолжать свою деятельность. И это привело к его второму изгнанию в 404 году. На следующий день случился пожар, в котором сгорели Храм Святой Софии, Сенат.

Около трех лет Иоанн Златоуст прожил в армянском городе Кукуза. Потом его сослали дальше, в Пифиунт (Пицунда, Грузия). Истощённый болезнями Златоуст, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход, подвергаясь издевательствам и жестокому обращению стражей. В Команах силы оставили его. Причастившись Святых Таин, он, со словами «Слава Богу за всё!» скончался 14 сентября 407 года.

Спустя 30 лет, в 438 году мощи Святого Иоанна Златоуста были торжественно перенесены в Константинополь.

Иоанн Златоуст просто проповедует учение церкви, но его красноречие, глубина его проповедей настольно велики, что его тоже причислили к лику Великих Учителей церкви. До нас дошло 804 проповеди Иоанна Златоуста. Иоанн не писал проповеди, он произносил их экспромтом. За ним записывали (была хорошо развита стенография). Проповеди Иоанна Златоуста являются образцами христианского проповедничества. Мысли Иоанна Златоуста служат до настоящего времени.

 

Блаженный Августин (354 – 430 гг.) признан величайшим из Отцов Западной церкви. На его работах базируется все западное богословие. Он прожил не простую жизнь.

Августин (Аврелий) родился 13 ноября 354 г. в Африке, в Тагасте (ныне Алжир) в семье среднего достатка. Первоначальным своим образованием он обязан матери, христианке Святой Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом - язычником (римским гражданином, мелким землевладельцем).

Августин был гениально одаренным человеком. По окончании школы в Тагасте он отправился учиться в ближайший культурный центр — Мадавру. Осенью 370 г. Августин отправился на трёхлетнее обучение риторике в Карфаген. Занимался литературой, философией, риторикой.

Первые годы своей молодости Августин жил распутно, о чем писал в своей исповеди.

Больше всего в жизни Августин любил науку и хотел познать истину. Августин искал ответы на главные вопросы в философии и не нашел. Он обращается к религиозным учениям. И учение христиан показалось ему философски рациональным. Ветхий Завет показался ему грубым и недуховным. И Августин становится учеником у манихеев. Манихейство – языческая религия. Но и данное учение не удовлетворяет его.

В 383 году он прибывает в Италию. Побывав на проповедях Амвросия Медиоланского, Августин понял рациональную убеждённость раннего христианства. Становится учеников Амвросия и принимает крещение на Пасху в 387 году. В этот же год умирает его мать Моника. Последняя её беседа с сыном была хорошо передана в конце «Исповеди».

Августин становится служителем Божием. Его рукополагают в епископы. И с 396 год до конца своих дней Августин служит главой епархии. Быстро становится крупнейшим авторитетом в церковной жизни. Все таланты, которые у него были в светской жизни, он обращает на служение церкви. Принимает участие в нескольких Поместных Соборах, отстаивая учение церкви против арианства.

В своих работах Августин рассматривал самые разные богословские проблемы:

первородный грех;

благодать и предопределение, что это такое?;

как соотносятся воля Божия и свобода человека?;

проблемы эсхатологии (эсхатология — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, изучающая эту систему взглядов и представлений в рамках той или иной религиозной доктрины).

Наиболее известными из сочинений Августина является «De civitate Dei» («О граде Божьем») и «Confessiones» («Исповедь»), его духовная биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De libero arbitrio (О свободной воле), Retractationes (Пересмотры).

Предложенная Августином христианская философия сформировало все средневековое мировоззрение. Впервые об уникальности человеческой личности, обладающей и свободой, возможностью творить стал писать именно Блаженный Августин.

 

Григорий Великий (Григорий Двоеслов) (540 – 604 гг.) – считается последним из четырех основателей латинской церкви. Григорий Великий был Папой Римским. Начинал как государственный служащий и последняя его должность была – префект (административный и судебный глава) Рима. С молодых лет увлекался христианским учением. Принимает монашеский сан и в 590 году был избран Папой Римским.

Заслуга Григория Великого перед церковью. Григорий организовал папскую власть как наследника Святого Петра. Наладил высокоэффективную хозяйственную деятельность, для того чтобы помогать голодным во время эпидемий и бедствий. Смог организовать оборону Италии от нашествия лангобардов. Григорий Великий поддержал развитие монашества. Заслуга Григорий Великого – как организатора церковной жизни западной части Империи.

Кроме того Григорий писал сочинения, которые получили широкую известность на Западе. Почему его не причисляют к Великим Учителям и Отцам церкви? Григорий разъяснял учения, но ничего нового в развитие христианского учения не внес.

Имя «Двоеслов», закреплённое за Григорием Великим в православной традиции, связано с названием одного из его трудов (594 г.) - «Диалоги», или «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». В книге, описывающей жития италийских святых, два собеседника - редко вопрошающий (субдиакон Петр) и пространно отвечающий (Григорий).

«Диалоги» Григория Великого была одна из первых книг, которую ученики Святого Мефодия перевели на славянский язык и одна из первых христианских книг, пришедших на Русь.

 

Фома Аквинский (Аквинат) (1225 – 1274 гг.) – один из великих богословов и Святых Латинской церкви.

Самые известные его сочинения: «Сумма философии или об истинности католической веры против язычников».

Фома также ничего нового не внес в учение Христа. Он разъяснял известные истины, приспосабливал существующие истины к существующему уровню развития общества.

1262 г. – «Сумма теологии». Фома попытался систематизировать все труды Блаженного Августина о христианской вере на основе использования идей Аристотеля, то есть соединить философское и христианское учения. Через 6 лет Фома перестает писать данное сочинение, не дописав. «Сумму теологии» дописали ученики Фомы. Труд издан, переведен на русский язык. И Фома перестает заниматься богословскими трудами (после видения на мессе).

 

Фома Кемпийский (1379 – 1471 гг.) – не богослов, церковный писатель. Он обращался к простым людям, растолковывая им истины веры. Был священником. Фома Кемпийский написал одно сочинение, имевшее грандиозный успех. Сочинение называется «О подражании Христу». В 1473 году книга «О подражании Христу» была издана анонимно. Потом об авторе узнали. Книгу стали переиздавать. За 500 лет вышло 2000 изданий. Книга была переведена и на русский язык. Книга написана простым языком, излагая общехристианские истины. Цель автора этого сборника - умиротворить твою душу и научить тебя следовать Христу, родившемуся в Вифлееме нашего ради спасения, умершему за нас, воскресшему и воскресающему всех, с верой и любовью приходящих к нему.

  1. Западное богословие в IV-XVII вв.

http://www.kashitsev.ortox.ru/biblioteka-izbrannoe/view/id/12759



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.048 с.)