Теоретические основания политического ислама. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основания политического ислама.



Много определений относительно разных сторон ислама

Фундаментализм - применительно к религиозному течению начал использоваться к протестантам, потому что хотели вернуться к чистоте вере. То есть, про исламистов - это те, кто хочет очистить ислам, вернуться к истокам, возвращение к идеализированным временам 4х халифов, когда не было правовых искажений в религии.

Салафизм, салафия - предки, современники Мухаммеда и первых халифов. Они всё типа правильно делали. Сторонники этого возвращения так себя называют. Но полит и религиозный салафизм — разные вещи. Не все сторонники полит.салафизма за то, чтобы вернуться к временам Мухаммеда. Нормально мыслящие понимают, что тогда было хорошо, но теперь жизнь изменилась, общество, экономика, техника, мед достижения. Должна быть адаптация поэтому, отвергнув религ нововведения, ислам ослабнет.

Ваххабизм. тоже Салафизм, частный случай, 18 век, Аравия, центр полуострова, среди племен, был проповедник Мухаммед Ваххаб, был за очищение ислама. Тогда на территории Аравии пили вино, нарушая шариат, было много гробниц, тоже противоречие - против бога, раз у кого-то больше святости. Васильев Алексей Михайлович, очистители ислама, рутрекер. Ваххабизм = Салафизм, был союзником клана Саудов, использовали идеологию для подчинения соседних племен, 1932 - современная Саудия появилась (с 3й попытки, - 18, 19 и теперь 20й век), ваххабизм там доминирует. Сами ваххабиты называют себя, не выделяя, правильными мусульманами, вернувшими исламу изначальную чистоту, единобожники просто. До 1960 х саудовский ваххабитский ислам замыкался на полуострове, хотя проникновения были, но экспорт пошел после нефтедолларов в 1960х, смогли своих зарубежных сторонников поддержать, через организации - муслим лига, ислам фонды, тнк разные, через финансирование зарубежных универов и мечетей, особенно после 1973 поток нефтедолл, когда монархии ввели эмбарго из-за войны Сирии с Египтом против Израиля. Цены взлетели, заливникам это дало много средств, в т.ч. потратили и на пропаганду.

2 течения, тихий - проповедники, кои не озабочены джихадом, насилием и т д, не претендуя на свержение правящих династии, просто пропаганда чистого ислама, ношение хиджаба, возможность женщин водить авто, вопросы соблюдения шариата, достаточно аполитичен, но с 1970х, особенно с введением СССР войск в Афган, консерваторы восприняли это как агрессию против исламских стран, вмешательство в дела отдельной страны, саудия и др заливники материально помогли, в т.ч. с проповедниками, тогда ваххабизм начал позиционироваться политически радикально, ваххабизм уже политизировался и связался с насилием, джихадистский Салафизм. Салафизм аполитичен. Но он стал нужен как объединяющая сила, поэтому стали говорить о джихаде. В любой религии появляются люди, кои хотят вернуть религию к истокам. Самый радикальный был бен Ладен. Нового врага нашли после вывода войск, после падения СССР, - Запад. Переориентация на противостояние с Западом, теперь почетное место у США здесь, плюс их союзники, Радикализация и Трансформация. Концепция такфира, связь с джихадным салафизмом. Куфр - неверие, кяфируна - неверные. Такфир - это обвинение в неверии самих мусульман, которые не могут по чьему-то менению быть мусульманами). Их можно убивать, потому что отошли от веры. Концепция не оч детально разъяснена, поэтому трактуют все, кому не лень.

Не все джихадисты - салафиты, как и не все салафиты - джихадисты. Джихад у Хизболлы (Ливан)и Хамаса (Палестина, ООП, Арафат) против Израиля, но они не салафиты. Ибо к модернизации ислама норм относятся.

 

Интегризм. Против слитности светского и духовного у мусульманина, шариата и жизни.

Исламский активизм - для характерной радикальности действий, к коим прибегают радикальные исламисты, захваты посольств, собирание денег, устройство терактов, деятельность по созданию исламского государства.

Политический ислам - хотя не политического ислама нет. Даже богословы это подчеркивают. Полит ислам это феномен, активное участие муслимов с 1920х в политжизни, а цели - в зависимости от того, какое течение они поддерживают, мб разными. Восстановление ислам государства. Напр, игил

Поэтому можно использовать для воинственных муслимов, ведущих джихад с методами, как придерживающимися насилия, так и его отвергающими.

Радикальный Салафизм, полное копирование жизни 7 века, не было щетки, то и не надо ими пользоваться. В 1980е были в Египте, против власти выступали, хотели луками и мечами свергнуть власть, крайний консерватизм, иррационализм полный.

Исламские традиционалисты. Последователи традиционного ислама, напр, часто говорят, что в Дагестане идет столкновение традиционалистов, среди берберов, в Турции, Иране, индо- пакист муслимов, и на сев Кавказе, мюридизм — это чисто кавказское. Традиционализм, мистицизм и аскетизм, суфизм. Под руководством муршида надо быть, как трупу в руках омывальщика. Ислам распр среди горцев СК от кочевников бл Востока, много черт, противоречий с салафизимом, духовные авторитеты - в гробницы, паломничество, Адат - традиции. Суфии - как и санафитский мазхаб в Турции. Салафизм на Кавказе

Традиционный ислам менее политизирован, лоялен властям, лпора на обычаи, распрост среди людей старшего поколения, для противостояния традиц салафизму.

 

Вне завис от того, тихий или нет

6 черт салафизма:

1. Буквализм в понимании священных текстов,

2. Направленность против высокой культуры (неуважение древних памятников, церквей)

3. Противоречие здравому смыслу

4. Отказ признания традиционных установок

5. Внутренняя нестабильность, (внутри постоянно новые течения появляются)

6. Невежество и нетерпимость

 

Делить их всех сложно вообще, попав в к-либо группу, человек не понимает многих вещей.

Причины политизации ислама. Корни в 19 веке. Среди первых был Джамаль ад-Дин аль-Афгани и Мухаммад Абдо, современный представитель полит.ислама, выступал за модернизацию, адаптацию ислама. 19 век - когда на ислам давил запад. Но салафиты, считали, что политислам - решение проблем исламских стран. Отсталость не с исламом связана, наоборот, им можно решить Проблемы, это не тормоз развития. в 20 веке их идеи развивались.

 

Трезвый человек понимает, что есть разные мусульмане. Мусульманская община превыше расовых, национальных и т д. Особенностей, поэтому ислам оказался удобным, например, для Дипонегоро в 19 веке в Индонезии. Или - Маргизское восстание против англичан, теперь их объединение на основе мусульманской идеологии и против общего врага, или мюридизм, или в Алжире. Ислам оказался вдохновляющим и объединяющим. Популярен в джихадисткой форме, ибо укоренилась культура полит насилия, считается нормальным смещение и казнь президента, в политике, оч даже норм. Отсюда и низкий порог чувствительности к насилию и возможность его использовать.

 

Причины популярности в последние десятилетия.

Противостояние США, западу, мировому сионизму, Китаю, коммунизму, Израилю. Откуда это. до и После получения независимости. Ислам - инструмент мобилизации для борьбы с Западом, возможность восстановить поруганное чувство нац гордости.

Историческая память муслимов. У всех она есть. Был халифат, охватывал терр от Пакистана до Испании, от юга сред Азии и Балкан до Судана. Был период расцвета, Аббасиды, Омейяды, 7-9 века. Но не только период побед, но и время расцвета арабо-мус культуры, философии, высокий уровень жизни по сравнению со средневековой Европой. Золотой век ислама, его надо вернуть, ситуация сейчас, когда мир раздроблен, даже мусульманский, когда есть США, Израиль, когда лидеры арабов ездят в Вашингтон, советуются. Это неправильно. Они ведь лучшие, не могут подчиняться. Мухаммед был последним пророком, поэтому правильнее всех религия, а живут хуже всех. Внутренний протест и желание исправить ситуацию. Демонстрационный эффект. Когда появилось тв, увидели др уровень жизни, появилась мысль, что живут они на Западе за наш счет, качают нашу нефть, доллар доминирует, то есть от глобализации выигрывают они, а не мы. То же даже в дорогом квартале Туниса. Разница меж образом жизни ужасает.

Соц-экон проблемы, в арабском мире. Вина на Запад и на правителей, не добившихся достаточного уровня роста, и представление, что от глобализации выиграл запад, то есть протест, а протест нуждается в обновлении, раз это универс религия, значит, ислам все решит, обострено чувство справедливости. Мухаммед позиционировал себя как оч справедливого человека, запрещал ростовщичество. Поэтому была связь с коммунизмом, к соц неравенству норм отношение, раз обездолен кто-то, значит, что-то не так с исламом, он неправильный в стране.

Политическая депривация, лишение чего-то кого-то. Демократии мало, у власти президенты долго на месте сидевшие, полиция, за всем следящая, чувство безнадеги, тяжело что-то изменить. Понимает, что этот на посту человек и через 10 лет будет. Отсутствие надежды, отчаяние, что ничего не изменится.

Демонстрационный эффект. 1979 ислам революция в Иране, режим был оч плохим, прозападным, с ЦРУ и США сотрудничал. Бедность при модернизации, вестернизация. Интерес, шахиньшах был олицетворением зла, но впервые смогли свергнуть и произвести исламский переворот, и все поверили, что это возможно. Сама возможность победить реальность вдохновила.

Вестернизация, массированное проникновение запада во все стороны жизни исламского общества, сейчас откат с 1990х. Насер в 1950х говорил, что пусть сами носят хиджабы, раз хотят исламизации. На западе ведь вообще норм ко всем, конфессиональная свобода. Политислам пришел на др место. Наиболее популярной идеей в арабском мире были панарабизм, плюс арабкоммунизм, социализм, и все это потерпело крах. Нужна была замена. Вопреки всему. Плюс претензия - проигрыш в 1967, отдали сектор газа и зап бер реки Иордан. Нет сплочения мусульман.

Демографический взрыв. Во второй пол 20 века, ибо познакомились с достижениями медицины запада, детская смертность уменьшилась и вообще, много молодежи, без работы, есть даже высшее образование, особенно с гуманитарными профессиями. Мечта аптеку открыть в каждом квартале.

 

Причины, почему есть идея радикализма. Радикализм присущ исламу. Наумкин не согласен, Игнатенко согласен. Как и богословы. Есть эндогенный радикализм в исламе, присущий исламу вообще, вне зависимости от течений. Дело трактовки. Сауфик Ибрагимов. Есть напр джизья, подушная подать на иноверцев, - не надо трактовать теперь прямо, просто выплата контрибуций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.009 с.)