Русская Церковь в XVIII-XIX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская Церковь в XVIII-XIX вв.



Петровская и постпетровская эпоха. Петр Первый начал модернизацию России, превратил

Царство в Империю. Шемякин "Петр Первый"- символизм- маленькая голова и крупное

тело. Общество не развивалось, оно осталось под государством. В детстве Петр был

напуган стрельцами-старообрядцами. Когда скончался патриарх Адриан, Петр решил

воссоздать Церковное управление как на Западе, превратить церковное управление в

деталь гос.механизма. В 1721 г был создан Святейший Правительствующий

Синод(коллегиальный орган правления Церковью). Члены его должны были приносить

царю присягу, была создана обер-прокуратура- око государя в Синоде. Напрямую

архиереи не могли обращаться к царю-> изменен канонический порядок. Не меньший удар

нанесла Екатерина Вторая. Внутренне императрица была довольно холодным человеком,

была религиозно индифферентной, хотела подчинить Церковь государству. Екатерина

провела в 1763 г секуляризацию Церковных земель. Митрополит Арсений Мацеевич был

единственным, кто осудил императрицу, за что был лишен сана, сослан в Ревель и был под

запретом письма. К Церкви в ходе реформы осталась 1/10 прежнего дохода. Было

положено начало веротерпимости. Начинается поток европейцев. Большие поселения

немцев возникают в Поволжье.

Петр разделил русское общество: народ с традиционным укладом и вестернизированное

дворянство. Идеи вольтерианства, масонства-> позиции Православия среди дворянского

общества стали падать, Церковь "закостенела". В живописи Православные устои

сохранялись(Боровиковский); в литературе Ломоносов, Державин- Ода "Бог" 1784 г.

Появляются выдающиеся богословы: Митрополит Московский Платон Левшин, Блаженная

Ксения Петербургская- юродивая, отказалась от мира, оставшись в миру. Получила дар

прозорливости. 1719/1730-1803 г. Почиталась всегда в Петербурге. 1988 г была причислена

к Лику Святых. Павел Петрович занял странную позицию в отношении Церкви, почитал

митрополита, решил наградить светским орденом, но покровительствовал масонам, стал

великим гроссмейстером Мальтийского ордена, пригласил Папу в Москву. Погиб как

мученик при последнем дворцовом перевороте.

РПЦ в 19 веке

1801 г убит Павел 1. Начинается царствование Александра Первого. Хотел преобразовать

Россию, поднять авторитет России в мире, был западником. Фридерик Сезар де Лагарп-

республиканец, один из будущих руководителей Швейцарской республики. Воспитание

будущего государя было весьма специфическим. С 1801 г Александр начал

преобразования в России: Закон о вольных хлебопашцах, создание Гос.Совета,

преобразования внутри Церкви: 1807 г- Комитет по Духовным учебным заведениям.

Священники стояли ниже дворян по уровню образования. Была создана чёткая система:

Московская, Петербургская, Киевская и Казанская- семинарии, училища. Личность

Михаила Михайловича Сперанского была также важной в тот период. Большое влияние

произвела Отечественная война, она спасла российское дворянство от галломании. В 1812

г Александр взял в руки Писание. "Духовный туман". Обер-прокурор Синода- Голицын.

Мистическое увлечение пошло по всем дворянским домам России. Николай Первый-

другой проект Храма(Виттберг, Тон). В 1815 г иезуитский орден выдворили из России. В

России действует британское Библейское общество для распространения Библии. В 1816 г

Филарет Дроздов предложил перевести Библию на русский. Движение против

мистических увлечений было поддержано... Александр Первый запретил перевод

Священного Писания на русском языке, оставили только в тюрьмах. Лично Александр

Первый был верующим человеком(старец Федор Кузьмич).

Николай Павлович. 14.12.25

Крепостное право не было отменено. Продолжал политику Александра, сохранился запрет

перевода, запрет на Библейское общество. Пригляд за Священнослужителями. Пересмотр

программы обучения в семинариях, исключена философия, сокращено число изучения

богословия, включены с/х и медицина. Были возвращены униаты- явление 16 века. В

царствование Николая более 100000 обратились в Православие(добровольно при

поддержке государства). Во время путешествия царя в Италию, была встреча с Папой,

переговоры о католиках на территории Российской Империи, Конкордат 1846 г о том, что к

5 Римским епархиям добавляется Русская. В 1866 г Конкордат был разорван. Царство

Польское, разделенное на губернии. В 50-е гг был разрешен выход из духовного сословия.

Перевод священнослужителей на государственное жалование. В русском обществе

продолжались искания, но богословие внутри РПЦ не развивалось. Чаадаев- размышлял о

пути для России, был верующим человеком при этом. После объявления

сумасшедшим(написание "Философского письма") его принимал Филарет Дроздов.

Хомяков- светский богослов, занимался самообразованием, решил искать истину в

Православии, стал сам писать книгу("Церковь одна"- апологетика). Хомяков без

религиозных сомнений утверждал Православие. В 1870-е гг его произведения были

впервые опубликованы в Австрии.

Великие реформы: 19.02.1861; городская, судебная и др реформы.

В 1858 г было позволено перевести Библию на русский язык, митрополит Филарет

Дроздов поддерживал. В 1876 г вышел первый Синодальный перевод. Существует

церковная цензура.

Александр Третий(1881-1894 гг). Царствование Победоносцева- обер-прокурора

Святейшего Синода. Победоносцев- трагическая фигура, полная остановка развития

трагического и культурного(запрет диспутов при защитах диссертации; стеснение

духовной мысли и развития, запрет благотворительности). Именно при Победоносцеве

развивались церковно-приходские школы.

Святитель Филарет Дроздов(1782-1867 гг)- митрополит Московский, из семьи священника,

с 1821 г стал митрополитом, прославился как проповедник и гениальный богослов. В

столетний юбилей Университета Святитель произнес речь в Татьянином Храме. В 1823 г

состоял в тайне передачи прав на престол. В 1861 г именно митрополит создал Манифест

о вольности дворянства. Был знаком с Пушкиным- глава Русской Церкви состоял в

поэтической переписке. Николай Первый пытался подчинить Церковь государству, но

Святитель считал, что Церковь выше Царства. Это попытка независимости от

государства.

Святитель Игнатий Брянчанинов. Из дворянского рода, но с юношеских лет хотел служить

Богу. После офицерства стал монахом. Его поставили начальником Свято-Троицкой

Сергиевой пустыни. Возвели в сан епископа, он служил в Ставрополе.

Святитель Феофан Говоров, Затворник Вышинский. Будучи ректором Петербургской

Духовной Академии, в возрасте 40 лет решил бросить карьеру и поступил в маленький

заброшенный монастырь. Письма к верующим расходились большими тиражами(8 томов).

Уклонение от церковной жизни. Толстовство. Лев Николаевич не имел полного

образования. Толстой отверг историческую Церковь как ошибку, всё Христианское

учение, признал Иисуса Христа для себя лишь одаренным человеком. В 70-80-е гг

сочинения его распространялись. Всеми своими деяниями он поставил себя вне Церкви. В

феврале 1891 г было зарегистрировано, что Толстой стоит вне церковной ограды, но не

анафема. Толстовство стало играть негативную роль.

Николай Второй.

РПЦ вступила в состояние глубокого кризиса, власть не позволяла сопротивляться

ересям. Государство одобрило Предсоборное присутствие. Работа Собора должна была

начаться в 1914-1915 гг. В 1917 г после отречения Николая Временное правительство

коренным образом поменяло отношения Церкви и государства: с 14 лет принятие решения

о вере, выборная система епископа, часто избирали в итоге недостойных людей. 1917 г

созывается Поместный Собор РПЦ. С августа 1917 по сентябрь 1918 работал, избрал

Патриарха Тихона.

На рубеже 19-20 вв в РПЦ было 69 епархий: Грузинский Экзорхат, Алеутская Епархия в

США, духовные миссии в Японии, Корее, Китае и Персии. Церковь содержалась гос-вом,

доля расходов в 1832 г(0,6%), 1887(1,3%), 1897(1,5%). Число церквей 1822(15700),

1825(27600), 1914(54900). Количество монастырей 1822(873 мужских и 255 женских), 1825

г(377 мужских и 99 женских), (478/475).

В 19-20 вв монашество. Монашество- квинтэссенция церковной жизни. В 16-17-18 вв

угасание монашеской жизни. Преподобный Паисий Величковский воспитал много

учеников, которые возрождали высокие аскетические образцы монашеской жизни.

Феномен Старчества. Иоаким Впичулин- был послан в Пекин и увлекся китайским языком

и культурой, просил снять монашеский сан.

Преподобный Серафим Саровский 1759-1833 гг. Прохор Мошнин. Родился в Курске в

семье купца. Решил стать монахом и пошел в Киев. Его направили в монастырь в Сарове,

был пострижен. Ему являлась Богородица (видение Богородицы). В 1793 г был положен в

иеромонахи, но он стремился к строгому аскетизму, начал отшельническое служение. В

1801 г на него напали разбойники, повредили ему позвоночник, но он не переставал

молиться за них. В 1806 г избрал подвиг молчания. В 1810 г возвращается в монастырь и

начинает служение людям. Чудес было много. Начинается старчество. Однажды к

Серафиму пришел Мантуров, которого исцелил Святой. Дворянин спросил, как же ему

выжить? Отдать поместье, что последний и сделал. Николай Матовилов- откровение

Преподобного Серафима.

Оптина Пустынь. Оптинские старцы. Амвросий Оптинский.

Святой Праведный Иоанн Кронштадский(1829-1908 гг). Всю жизнь служил людям, куда его

назначили. 53 года он служил, создал работный дом(дом трудолюбия). Молился пламенно,

он единственный прибегал к неканонической форме исповеди- выходил накануне

Литургии на амвон, говорил:"Кайтесь". И отпускал тысячам людей грехи. В алтарь к нему

приносили корзины телеграмм, молился о здравии людей. "Моя жизнь во Христе". Одно из

пророчеств о том, что если не будет покаяния, то Царь отнимется у народа.

http://www.pravoslavie.ru/put/1586.htm

http://www.pravoslavie.ru/put/1586.htm- житие Святой Ксении

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovskij/

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovskij/ житие Святого Серафима

http://www.pravmir.ru/malinka-chudesa-prepodobnogo-serafima-sarovskogo/

http://www.pravmir.ru/malinka-chudesa-prepodobnogo-serafima-sarovskogo/- чудо с Малинкой)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.029 с.)