Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имам Али в период начала пророческой миссии Пророка

Поиск

 

Прежде чем начать эту главу, необходимо кратко указать на ниспослание Господом пророческой миссии Пророку Ислама (да благословит Аллах его и род его!), чтобы затем продолжить повесть о жизни Али (да будет мир с ним!), сыгравшего в этом важном деле значительную роль.

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) с юношеских лет постоянно избегал порочное общество того времени. Уединившись, он молился и думал о системе бытия и общих законах, господствующих в мире, а также о тайне сотворения всего живого. В сорокалетнем возрасте однажды на горе Хара, месте его уединения и молитв, его душа озарилась божьим светом. В его разум открылась дверца из мира сотворения и тайн бытия, его язык стал проповедовать истину. Аллах возложил на него обязанность наставлять людей на истинный путь. Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) видел истинную суть вещей и повсюду искал истину. Сердце его бушевало, но язык молчал, однако лучезарное лицо свидетельствовало о том, что:

Не знаю, что творится в моём усталом сердце.

Язык безмолвен, но чувство то во мне бушует.

Иногда он делился своей тайной с Хадиджей, но скрывал её от других. Хадиджа помогала и успокаивала его. Так прошло некоторое время. Однажды на вершине горы Хара он услышал голос, говоривший: "Читай, о Мухаммад!"

Мухаммад спросил: "Что читать?" Голос сказал:

Читай (откровение) во имя Господа твоего, который сотворил (все создания), сотворил человека из сгустка (крови). Возвещай, ведь твой Господь - самый великодушный, который научил (человека письму) посредством калама, научил человека тому, чего он (ранее) не ведал." [5]

Когда разум Мухаммада озарился божьим светом из потустороннего мира, тело его пронзила дрожь. Он спустился с горы и видел отблески этого света повсюду, куда ни обращал свой взор. Взволнованный и поражённый, он вернулся домой и, дрожа, сказал Хадидже, чтобы та укутала его во что-нибудь. Хадиджа немедленно укутала его, и Мухаммед уснул. Когда он проснулся, ему был ниспослан следующий аят:

"О, завернувшийся! Встань и увещевай, превозноси своего Господа, очисти одежды свои, избегай скверны, не оказывай милости в надежде получить большее и терпи (притеснения неверных) ради твоего Господа." [6]

Однако распространить подобный призыв было делом нелёгким, ибо он противоречил всем убеждениям арабского племени и других народов и унижал все социальные и религиозные святыни в глазах людей мира, в частности арабов. Из дальних и близких мест, услышав о том, что кто-то поднял знамя противоборства, люди высмеивали даже его близких и родных.

Всё то время, когда его светлость был охвачен изумлением и благодарил Господа за эту великую честь, большие прекрасные глаза Али (да будет мир с ним!) внимательно наблюдали за Пророком. С первых же дней ниспослания Мухаммаду (да благословит Аллах его и род его!) пророческой миссии Али принял Ислам и стал последователем Пророка, хотя был десятилетним ребёнком. Али был первым мужчиной, примкнувшим к его светлости, и этот факт подтверждается всеми суннитскими историками и писателями. Так, Мухеб, ад-Дин Табари в книге "Захаер ал-Окаба" со слов Умара пишет:

"Я был рядом с Абу Убайдом, Абу Бакром и другими людьми, когда божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) похлопал Али ибн Абу Талиба по плечу и сказал: "О, Али, ты первым из правоверных уверовал в Господа, ты первым из мусульман обратился в Ислам. Ты для меня подобен Харуну для Моисея."

Также существует предание: (пропущено, на арабском, без перевода)

То есть Пророк (да благословит Аллах его и род его!) принял свою миссию в понедельник, а Али (да будет мир с ним) обратился в Ислам во вторник (на следующий день). Сулеман Балхи в двенадцатой главе книги "Йанаби ал-Маваддат" со слов Анаса ибн Малик говорит, что его светлость божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал:

"Семь лет ангелы восхваляли меня и Али, так как за это время только из наших уст возносились к небу слова свидетельства о единстве Господа."

Сам имам Али (да будет мир с ним!), в стихотворении, отправленном в ответ на письмо Муавие, в котором тот расхваливал себя, указал на своё превосходство в исламе и сказал:

"Я принял Ислам раньше всех вас, в то время как был ребёнком и ещё не достиг зрелого возраста." Помимо этого, в день, когда великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) по божьему приказу собрал всех своих родственников и официально призвал их принять Ислам, никто, кроме десятилетнего Али, не отозвался на призыв его светлости. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) в тот день убедился в правоверности Али и представил его присутствовавшим на том собрании как своего наследника и преемника. Дело обстояло так:

Когда был ниспослан коранический аят "[7] Увещевай своих ближайших родственников", божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) собрал в доме Абу Талиба детей Абд ал-Муталлиба, число которых достигало около сорока человек (и для того, чтобы сотворить чудо в знак доказательства истинности своего призыва) приказал принести на обед на всех одну баранью ногу, десять сиров (мера веса, равная приблизительно 75 г - прим. перев.) пшеницы и три килограмма молока, в то время как некоторые из гостей съедали за один раз в несколько раз больше этого количества пищи.

Когда обед был приготовлен, приглашённые рассмеялись и сказали: "Мухаммад не приготовил даже обед одного человека." Его светлость ответил: " (ешьте во имя Господа)."

После того как все отведали этой пищи и насытились, Абу Лахаб сказал: " (Мухаммад околдовал нас этой пищей)."

Тогда его светлость встал и после небольшого предисловия сказал:

"О, дети Абд ал-Муталлиба, Господь направил меня ко всем людям, в особенности к вам (и насчёт вас) сказал мне:

"Увещевай своих близких родственников". Я призываю вас сказать два слова. Эти слова легки в произношении и тяжелы на весах ваших деяний. Сказав эти два слова, вы станете руководителя арабов и неарабов. Все народы будут подчиняться вам и (в Судный День) благодаря этим словам вы войдёте в рай и избежите пламени ада. (Этими словами являются) свидетельство о единстве Аллаха (и никто, кроме Него, не достоин поклонения) и то, что я - его Пророк и посланник. Каждый из вас, кто (раньше других) поднимется со своего места, примет моё приглашение и будет помогать мне в осуществлении моей миссии, станет моим братом, опекуном, визирем, наследником и преемником после меня."

Ни один человек из этого большого семейства не откликнулся на призыв Пророка, кроме десятилетнего Али (да будет мир с ним!), не достигшего зрелого возраста.

Да! Когда великий Пророк произнёс свою речь перед собравшимися, Али (да будет мир с ним!), который не сводил своих проницательных глаз с божественного лица его светлости и всей душой слушал его слова, поднялся со своего места и произнёс слова свидетельства: "Я принимаю твоё приглашение и буду поддерживать тебя всей душой."

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Садись, Али." Затем он трижды повторил свои слова, но все три раза Али (да будет мир с ним!) был единственным, кто откликнулся на его призыв. Тогда Пророк сказал собравшимся: "Среди вас Али - мой брат, опекун и халиф." В некоторых источниках сказано, что Пророк обратился к самому Али со следующими словами: " Впредь ты являешься моим братом, визирем, наследником и халифом." Члены семейства Абд ал-Муталлиба поднялись со своих мест, стали надсмехаться над происшедшим и обратили всё в шутку. Абу Лахаб сказал Абу Талибу: "Впредь ты должен подчиняться племяннику и сыну." Тот день, когда Пророк (да благословит Аллах его и род его!) по божьему приказу (пропущено, на арабском, без перевода) призвал семейство Абд ал-Муталлиба к поклонению единому Господу, назван (день Увещевания- прим. перевод.).

Некоторые сунниты для того, чтобы представить маловажным обращение Али (да будет мир с ним!) в Ислам в день Увещевания и до этого дня, говорят, что, хотя Али (да возвеличит Аллах его значение!) и принял Ислам раньше всех, а Абу Бакр и другие обратились в Ислам позднее, в то время Али был ребёнком и не нёс никакой ответственности за свои слова. Поэтому его вера не была разумной и логичной, а была лишь детским подражанием, в то время как Абу Бакр, Умар и другие были в зрелом возрасте и уверовали в Пророка (да благословит Аллах его и род его!), осмыслив и расценив его призыв и вполне ясно, что осмысленное уверование превосходит детское подражание!

В ответ на это мы говорим, что Али (да будет мир с ним!) никоим образом не сравним с так называемыми логичными людьми и говорить об этом сравнении могут лишь люди, которые, по словам Моулави, судят о деяниях непорочных людей по своими собственным. Во-первых, зрелый возраст имеет значение в шариатских (выполнение религиозных обрядов - прим. перев.) и не касается умственных вопросов, а вера в Аллаха и Его единство и признание пророческой миссии входит в число умственных вопросов, а не шариатских обязанностей. Во-вторых, не всегда ум и рассудительность приходят к человеку с годами. Существует немало случаев, когда малолетний ребёнок обладал большим умом и логикой, нежели сорокалетние или даже пятидесятилетние люди, в особенности если этот ребёнок был святым и ниспосланным Господом. Например, его светлость Иисус (да будет мир с ним),

будучи новорожденным младенцем, сказал:

"Воистину, я - раб Аллаха. Он даровал мне Писание и послал Пророком."[8]

О его светлости Йахйи (да будет мир с ним!) Господь в Священном Коране говорит:

"(Через два года после рождения Йахйи Аллах сказал): О Йахйа! Крепко держись (установлений) Писания (т.е. Торы). И Мы даровали ему мудрость (т.е. пророческий сан) в младенческом возрасте." [9]

Сеид Хумайри, восхваляя его светлость имама Али (да будет мир с ним!), говорит: (пропущено, на арабском, без перевода)

То есть подобно тому как Яхйа с детства был назначен Пророком, Али с детства был назначен имамом и руководителем людей. Также в истории о Йусуфе (библейском Иосифе), приведённой в Священом Коране, говорится: (пропущено, на арабском, без перевода)[10]Ребёнком, который освидетельствовал непорочность и правдивость слов его светлости Йусуфа (да будет мир с ним!), по словам комментаторов, был малолетний ребёнок, родственник Зулейхи.

В третьих, вера Али (да будет мир с ним!) не была похожа на веру других людей, ибо она брала свои истоки из его натуры, в то время как вера других людей (даже если и была искренней, а не показной) возникла после еретизма. Его светлость никогда не был еретиком и даже до ниспослания, Пророку его миссии был в душе монотеистом. Сам он в книге "Нахдж ал-Балаге" (Путь Красноречия - прим. перев.) сказал:(Я родился с монотеистической душой и раньше других уверовал в Бога и совершил переселение с божьим Пророком.)

Его светлость Хусейн (да будет мир с ним!) в день Ашуры, гордясь своим отцом, сказал солдатам Умара ибн Са'д следующее:

"Моей матерью является Фатима Захра, а отцом - сокрушитель еретизма. В сражениях при Бадре и Хунайне он поклонялся Богу, в то время как был ребёнком, а курайшиты поклонялись двум идолам Латт и Узза."

Мухаммад ибн Йусуф Гянджи и другие (как, например, Ибн Абу ал-Хадид и Мухеб ад-Дин Табари) повествуют, что великий исламский Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал:

"Три человека первыми уверовали в Аллаха и ни на миг не были язычниками. Это Али ибн Абу Талиб, владелец Йа сина (Пророк Ислама) и правоверные из семейства Фир'ауна (Фараона), которые были искренними в своей вере."

В-четвёртых, слова и деяния Пророка имеют для нас первостепенное и неоспоримое значение, ибо Аллах сказал о его светлости:

"И речи он ведёт не по прихоти (своей). Они (т.е. речи) - лишь откровение внушённое." [11]Таким образом, если бы вера Али была детским подражанием, великий Пророк сказал бы ему: "О, Али, ты ещё ребёнок и не достиг совершеннолетия. "Однако Пророк не только не сказал Али таких слов, но и принял его веру и в тот же миг открыто представил его всем как своего наследника, опекуна и халифа. Таким образом, те, кто имеет сомнения по поводу первенства Али в обращении в Ислам, в действительности не познали ни Пророка, ни Али.

Аллах лучше всех знает цену веры Али (да будет мир с ним!) и восхваляет её в Священном Коране. По словам историков и различных аналитиков, когда Аббас ибн Абд ал-Муталлиб и Шейбе по традиции арабов стали с гордостью перечислять свои достоинства, Али (да будет мир с ним!), проходивший мимо, спросил у них, чем они гордятся.

Аббас сказал: "Я занимаю должность водовоза и доставляю воду для паломников." Шейбе сказал: "А я - служитель божьего храма и храню ключи от него." Тогда Али (да будет мир с ним!) сказал; "Это я должен гордиться, ибо я задолго до вас уверовал в Аллаха и читал намаз в сторону этой киблы," Ни один из троих не соглашался признать первенство других, и поэтому было решено пойти к Пророку, чтобы тот рассудил их. В это время Джибриил (ангел божьего откровения - прим. перев.) передал следующий коранический аят:

"Неужели утоление жажды паломника и пребывание в Запретной мечети вы приравниваете к (деяниям) тех, кто уверовал в Аллаха и Судный День?..." [12]

Историки признают, что первым, кто отозвался на призыв Пророка и уверовал в Бога, был Али (да будет мир с ним!). По словам шиитских и суннитских историков, великий Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) в тот же момент сказал: "Первый, кто отзовётся на мой призыв, станет моим преемником." Так почему же сунниты не признают этот факт? Это нужно спросить у них самих. В пятой части этой книги мы обстоятельно поговорим на эту тему.

Важным и заслуживающим внимания обстоятельством является то, что Ислам и вера Али (да будет мир с ним!) не сравнимы с исламом других людей, так как его светлость обратился в Ислам не только по причине близости и родственных связей с Пророком (да благословит Аллах его и род его!) или под воздействием необдуманного порыва. Али (да будет мир с ним!) с юношеских и даже детских лет стремился к истине и перед лицом истины забывал обо всём на свете. Поэтому он полностью растворился в Пророке, который был олицетворением истины, и его героизм и самопожертвование на пути распространения религии Пророка достигли своего апогея.

Можно смело утверждать, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) не имел рядом с собой никого, кто был бы столь же горячо предан ему, как Али (да будет мир с ним!), и никто не может отрицать услуги и самоотверженность имама Али (да будет мир с ним!) во имя распространения возвышенных идеалов Ислама. Во всех трудных ситуациях он грудью защищал Пророка и был счастлив этой своей самоотверженностью.

С самого начала восхода солнца Ислама великий Пророк ежедневно сталкивался с протестами курайшитов, которые под различными предлогами пытались причинить ему зло и страдания. В течение тринадцати лет после начала пророческой миссии, проведённых в Мекке, Пророк ни на минуту не был избавлен от колкостей и мучений курайшитов и даже давления своих близких родственников, как, например, Абу Лахаб, и всё это время Али (да будет мир с ним!) подобно тени следовал за Пророком и охранял его от выпадок еретиков и жестокостей идолопоклонников Мекки. Никто не смел причинить зло Пророку (да благословит Аллах его и род его!), когда рядом с ним находился Али (да будет мир с ним!).

В период тайного и открытого призыва Пророка имам Али (да будет мир с ним!) постоянно доказывал ему свою преданность, и божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) с каждым днём всё увереннее выполнял свою миссию и открыто призывал людей к Аллаху и отречению от поклонения идолам. Таким образом, Пророку удалось направить на истинный путь и обратить в Ислам группу женщин и мужчин Курайша. Это разозлило курайшитов и они с ещё большим рвением стали причинять мучения Пророку (да благословит Аллах его и род его!).

Самыми лютыми врагами его светлости были Абу Джахл, Ахнас ибн Шариг, Абу Суфиан, Амро Ас, Умар ибн Хотаб и дядя Пророка Абу Лахаб. Они открыто потребовали от Абу Талиба, чтобы тот перестал поддерживать Пророка и выдал его Курайшу, однако Абу Талиб покровительствовал Пророку до самой смерти и создавал необходимые предпосылки для распространения его идей.

В результате давления курайшитов великий Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) вместе с группой своих родственников и соратников три года тайно жил в горном ущелье Ша'б Абиталиб. Он не мог показываться на глаза врагам и открыто поклоняться Богу.

Всё это трудное время Али (да будет мир с ним!) находился рядом с Пророком. Эти двое настолько переплелись душой и моральными качествами, что их жизни были неразделимы друг от друга.

Ввиду того, что возникновение Ислама в Мекке было сопряжено с многочисленными проблемами и распространение Ислама было незначительным и почти приостановилось за тринадцать лет, было необходимо найти подходящую атмосферу для роста и расцвета саженца Ислама. Именно это послужило причиной переселения Пророка (да благословит Аллах его и род его!), подробности которого приведены в следующей главе.


(пропущено, на арабском, без перевода)

(Али, да будет мир с ним!)

 

 

4 - РОЛЬ ИМАМА АЛИ (ДА БУДЕТ МИР С НИМ!) В ПЕРЕСЕЛЕНИИ

 

 

Одной из причин, подготовивших почву для переселения Пророка в Медину, было распространение Ислама в этом городе. Когда арабские племена приезжали из Медины в Мекку для торговли и других дел, Пророк встречался с ними и призывал их к Исламу. В этом деле он добился хороших результатов.

После смерти Абу Талиба группа людей из племени Оус, приехавших из Медины в Мекку, встретилась с Пророком (да благословит Аллах его и род его!). Шесть человек из этой группы обратились в Ислам и, возвратившись в Медину, стали призывать жителей этого города к новой религии.

Через некоторое время группа из свыше семидесяти женщин и мужчин Медины посетила Мекку и приняла Ислам. Таким образом, исламская религия стала быстро распространяться в Медине.

Этот город более подходил для распространения Ислама, нежели Мекка, ибо в Медине не было постоянно враждовавших с Пророком курайшитов. Поэтому Пророк приказал нескольким из своих соратников переселиться из Мекки в Медину, дабы освободиться от жестокостей еретиков Мекки.

Соратники Пророка тайно и открыто направились к Медине, и жители этого города встретили мекканских переселенцев с распростёртыми объятиями.

С другой стороны, сам Пророк (да благословит Аллах его и род его!) в душе желал переселиться в Медину, но, будучи божьим посланником, не мог без позволения и указа господнего переменить место выполнения своей миссии. Однако происшедшее в то время событие само по себе вынудило Пророка переселиться в Медину. Это событие можно считать основной причиной переселения.

Когда курайшиты узнали о быстром распространении Ислама в Медине, а также о переселении в этот город нескольких мусульман, они испугались, что исламская религия окрепнет в этом городе и затем создаст для них проблемы. Дабы избежать опасностей, грозивших им в будущем, они решили покончить с Пророком (да благословит Аллах его и род его!) и навсегда избавиться от него.

Однако выполнить этот план было непросто, так как Пророк принадлежал к семейству Абд ал-Муталлиба и если бы он погиб от рук нескольких человек, убийц непременно бы настигли мечи юношей из рода Хашемидов, восставших для совершения кровной мести. Как же быть?

Главы Курайша провели тайное собрание и после длительных дискуссий пришли к решению выбрать из каждого племени по одному храбрецу, искусному в сражении на мечах. Эта группа должна была совершить ночное нападение на дом Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и убить Пророка в его постели. А так как Хашемиды не могли противостоять всем арабским племенам, в результате кровь Пророка (да благословит Аллах его и род его!) осталась бы неотомщённой.

Этот сатанинский план был разработан втайне с целью уничтожения Пророка (да благословит Аллах его и род его!), однако Всемогущий Аллах, который в пещере Хара озарил Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) лучом своего бесподобия и осветил его светом святости и величия, вновь предупредил жаждущего истины Пророка об этом решении Курайша и разрешил ему начать ночью переселение из Мекки в Медину.[13]

Однако было необходимо предпринять меры, чтобы еретики Курайша не пронюхали о переселении Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и чтобы его дом и постель не остались без хозяина. Найдётся ли человек, который ляжет в постель Пророка и станет приманкой для вооружённых мечами курайшитов?

Здесь и выявляется герой этого события, и это предисловие было приведено для представления этого известного всем человека. Этим храбрецом с сердцем льва мог быть только Али (да будет мир с ним!), и второго такого не было и никогда не будет.

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) познал Али и его глубокую веру и искренность. Обратившись к нему, он сказал: "О, Али! Аллах приказал мне покинуть Мекку и отправиться в Медину, однако это переселение не является обычной поездкой и должно оставаться в тайне, чтобы еретики Курайша не узнали о нём, ибо они решили этой ночью убить меня в моей постели. Для того, чтобы провести их, необходимо, чтобы мой дом и моя постель не пустовали. В таком случае курайшиты не будут преследовать меня. Господь приказал, чтобы ты лёг в мою постель, дабы я мог втайне отправиться в Медину."

Не успел Пророк (да благословит Аллах его и род его!) довести до конца свою речь, как Али (да будет мир с ним!) с радостью ответил: "Повинуюсь, о божий Пророк! Я с радостью и благодарностью выполню этот приказ!"

Пророк сказал: "О, Али! Тебе поручено очень опасное дело. Курайшиты ночью ворвутся в мой дом и оголят свои мечи над моей постелью, а в ней будешь спать ты!"

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) представлял Али (да будет мир с ним!) всю важность и опасность этого дела, а лицо Али всё более и более озарялось радостью. Наконец, Али сказал: "О, божий Пророк! Разве в крайнем случае меня не ожидает смерть? Какое счастье может быть превыше того, что я по божьему приказу принесу свою жизнь в жертву тебе ради распространения твоей религии?"

Глаза Пророка (да благословит Аллах его и род его!) наполнились слезами, когда он увидел эту искренность и самоотверженность Али (да будет мир с ним!) на пути истины. Пророк растроганно обнял Али и покрыл поцелуями его лицо и голову. Затем он попрощался с ним и покинул Мекку.[14]

Али (да будет мир с ним!), которому в ту пору было 23 года, облачился в особую одежду Пророка, которую тот надевал во время сна, и лёг в постель его светлости в ожидании опасности.

Авторы книг "Фусул ал-Мохемме" и "Кифайат ал-Талиб" и другие написали, что когда Али (да будет мир с ним!) лёг ночью в постель Пророка (да благословит Аллах его и род его!), Всевышний Аллах сказал двум ангелам Джибриилу и Микаилу: "Я сделал вас братьями и дал одному из вас более долгую жизнь. Кто из вас готов подарить другому лишние годы своей жизни?" Ангелы спросили: "Господи, вольны ли мы в своём решении или должны сделать это по принуждению?" Господь ответил: "Вы вольны в своём решении." Ни один из ангелов не пожелал подарить другому годы своей жизни. Тогда Всевышний Господь сказал: "Я установил братство между Али и Пророком Мухаммедом, и Али лёг в постель Пророка. Посмотрите, как он пожертвовал своей жизнью ради своего брата и предпочёл его жизнь своей. Спуститесь на землю и защитите его от врагов."

Два ангела спустились к Али (да будет мир с ним!). Джибриил встал у его изголовья, а Микаил- у его ног. Джибриил говорил: "О, сын Абу Талиба! Кто может уподобиться тебе, кем гордится Господь перед своими ангелами?"

Итак, воины Курайша, собравшиеся в Дар ан-Надве для того, чтобы уничтожить Пророка (да благословит Аллах его и род его!), при наступлении темноты покинули это место и, держа наготове обнажённые острые мечи, окружили дом Пророка Аллаха.

На рассвете, когда в Мекке царила тишина, они решили привести в исполнение свой зловещий план. Как только они ворвались в дом, Али (да будет мир с ним!) приподнялся с ложа и воскликнул: "Что вам нужно?" Увидев Али, курайшиты изумлённо и испуганно застыли на своих местах. Наконец они прервали тишину и спросили: "Где Мухаммад?"

Али (да будет мир с ним!) хладнокровно ответил: "Я не охранял его, а вы не поручили мне его, чтобы теперь требовать ответа."

Один из воинов сказал: "Али - защитник и соратник Мухаммада. Хорошо бы убить Али вместо Пророка!"

Али (да будет мир с ним!) сказал: "Жаль, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) не разрешил мне нападать, а то бы я проучил вас мечом за вашу дерзость и за то, что вы осмелились войти в дом его светлости. Уходите! Вы -невежественные люди и будете лишены счастья."

Курайшиты, узнав о переселении Пророка (да благословит Аллах его и род его!), отправились по его следам и дошли до пещеры Сур, в которой находился божий Пророк вместе с Абу Бакром, однако Господь защитил его светлость и не позволил курайшитам настичь его.

Самопожертвование Али (да будет мир с ним!) во время переселения Пророка неописуемо. Мужественный двадцатитрёхлетний юноша с твёрдым духом, стремящимся к истине, подверг себя смертельной опасности ради распространения исламской религии и защитил Пророка своей грудью. Сам Али сказал:

"Своей грудью я защитил наилучшего человека, который когда-либо рождался на земле и который обходил Каабу и камень Исмаила. Господнего Пророка, когда на него напали курайшиты, чтобы убить его. Тогда мудрый и милосердный Аллах спас его от хитрости врагов."

В награду за эту самоотверженность имама Али великому Пророку (да благословит Аллах его и род его!) был ниспослан коранический аят, и таким образом Али (да будет мир с ним!) удостоился похвалы Всевышнего Аллаха.

"Среди людей есть и такой, который приносит в жертву душу, желая заслужить благоволение Аллаха."[15] По словам комментаторов и различных историков, этим человеком мог быть только имам Али (да будет мир с ним!).

Самоотверженность его светлости Али (да будет мир с ним!) во время исторического переселения мусульман из Мекки в Медину не ограничивалась лишь тем, что он лёг в постель Пророка. В отсутствие Пророка в Мекке он разрешал проблемы мусульман, а также возвращал людям всё то, что они доверили Пророку (да благословит Аллах его и род его!) на хранение.

Несколько дней спустя с прибытия Пророка (да благословит Аллах его и род его!) в Медину (по словам некоторых историков, его светлость приказал остановиться в Кабе, чтобы дождаться Али и вместе с ним прибыть в Медину) Али (да будет мир с ним!) вместе со своей матерью, дочерью Пророка и двумя другими женщинами, а также слабыми здоровьем мусльманами отправился в Медину и, прибыв в этот город, обнял великого Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его!), чьи ноги были изранены в результате изнурительного пути, и заплакал от радости встречи с ним.

В Медине Али (да будет мир с ним!) постоянно находился рядом с Пророком (да благословит Аллах его и род его!) и в первый год хиджры (переселения - прим. перев.), когда между мекканскими переселенцами и жителями Медины был заключён братский союз, Пророк назвал Али своим братом.

На втором году хиджры Пророк (да благословит Аллах его и род его!) выдал свою единственную дочь Фатиму замуж за Али и сказал:

"О, Али, Всевышний Аллах приказал мне выдать Фатиму замуж за тебя, и я даю её тебе в жёны за четыреста мискалев (единица измерения, равная приблизительно 4,64 гр. - прим. перев.) серебра." Али сказал: "Я согласен на это, о божий Пророк, и рад милости, оказанной мне Всемогущим Аллахом и его Пророком." Затем Али склонился в поклоне и возблагодарил Аллаха за оказанную ему милость.

В тот же год Господь приказал сражаться с язычниками, и важнейшим фактором побед Пророка (да благословит Аллах его и род его!) в сражениях с врагами было участие в них Али (да будет мир с ним!). С этого времени в жизни его светлости Али открылась новая глава, которую можно назвать его военными услугами. Этой теме посвящены следующие страницы книги.


(пропущено, на арабском, без перевода)

(Ибн Абу ал-Хадид)

 

ВОЕННЫЕ УСЛУГИ ИМАМА АЛИ

 

 

На протяжении четырнадцати лет призыва Пророка (да благословит Аллах его и род его!) наставления его светлости, основанные на логике и аргументах, не оказали воздействия на погрязшие в невежестве и идолопоклонничестве арабские племена. Поэтому в нескольких коранических аятах Аллах приказал начать джихад, священную борьбу во имя идеалов Ислама, и со второго года хиджры в течение девяти лет, оставшихся из жизни Пророка, было совершено около восьмидесяти стычек и сражений с еретиками, язычниками и иудеями Аравии, в некоторых из которых принимал участие сам Пророк. Эти сражения называются казве.

Мужество и самоотверженность Али (да будет мир с ним!) в этих битвах не остались скрытыми ни от кого. За свою бесподобную храбрость и героизм он был назван "львом сражений" и "сразителем арабов". Он участвовал во всех сражениях, кроме сражения Табук, когда по приказу Пророка остался в Медине, и знамя победы всегда находилось в его руках.

В числе важных и известных сражений, проведённых Пророком (да благословит Аллах его и род его!) с язычниками и врагами Ислама и в которых Али (да будет мир с ним!) одерживал победы над арабскими богатырями, можно указать на битвы Бадр, Ухуд, Бани Надир, Ахзаб (Хандак), Хейбар, захват Мекки, а также сражения Хунайн и Таиф.

Настоящая глава посвящена героизму и военным услугами Али (да будет мир с ним!), и потому, не указывая причин возникновения битв, мы отметим героизм его светлости на аренах сражения с известными арабскими воинами и богатырями, ибо повесть о жизни имама Али (да будет мир с ним!) без упоминания о его участии в сражениях будет неполной и неинтересной. Дабы ознакомить читателей с изумительной силой и ловкостью Али (да будет мир с ним!), необходимо упомянуть о нескольких важных сражениях.

Битва Бадр:

Хотя до битвы Бадр между мусульманами и их противниками произошло много небольших сражений (сарие), казве Бадр было первым сражением, в котором Аллах проверил мусульман, ибо некоторые из них страшились язычников и не хотели сражаться с ними. Господь в Священном Коране говорит:

"(С дележом добычи обстоит так,) как (обстояло), когда твой Господь велел тебе выступить в поход во имя истины, хотя некоторые из верующих были против этого."[16]

Причиной этого страха было то, что число вражеского войска достигало тысячи человек, которые в полном вооружении под командованием Абу Суфиана двинулись на мусульман, чтобы уничтожить их, в то время как мусульманское войско состояло из 313 человек, большинство из которых не были вооружены. В распоряжении мусульман было не более семидесяти верблюдов и несколько лошадей. Наконец, 17 числа благословенного месяца рамадан второго года хиджры эти два войска предстали друг перед другом в местечке между Меккой и Мединой под названием Бадр (по названию колодца Бадр), и Аллах отправил своих ангелов на помощь правоверным. В Священном Коране приведено:"Прежде Аллах помог вам при Бадре, когда вы были слабы."[17] Вначале на арену борьбы вышли трое язычников Отбе, Шейбе и Валид ибн Отбе) и потребовали противников. Великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) отправил на борьбу с ними Али (да будет мир с ним!) и приказал своему дяде Хамзе и Убайду ибн Харис ибн Абд ал-Муталлибу сражаться с язычниками вместе с Али (да будет мир с ним!). Али (да будет мир с ним!) вскоре расправился с Валидом, своим противником, и затем поспешил на помощь Хамзе и Убайду. Язычников, ставших свидетелями смерти своих соплеменников, охватил страх перед мусульманами. На арену борьбы выступили другие воины языческого войска, большинство которых было убито мечом Али (да будет мир с ним!). Мужество его светлости принесло победу мусульманам в сражении при Бадре. Было убито свыше семидесяти и захвачено в плен семьдесят язычников, в числе которых были Аббас ибн Абд ал-Муталлиб и Агил ибн Абу Талиб, которые, выплатив выкуп, освободились и приняли Ислам. По словам историков, свыше половины убитых пали от меча Али (да будет мир с ним!), а остальные были убиты другими мусульманами и помогавшими им ангелами. В числе знатных курайшитов, убитых от руки Али (да будет мир с ним!) были Ас ибн Сайд, Ханзалат ибн Абу Суфиан (брат Муавие) и Умайр ибн Усман (дядя Талхе).

Таким образом сражение завершилось победой мусульман и поражением язычников. Мусульмане с гордостью возвратились в Медину, а Али (да будет мир с ним!) прославился среди арабов как удивительно храбрый человек, одержать победу над которым никто не мог даже в мыслях.

Битва Ухуд:

Ухуд - это название большой известной горы, находящейся приблизительно в шести километрах от Медины. Сражение Ухуд произошло в месяце шаввале третьего года хиджры у подножья этой горы.

Позорное поражение Курайша в битве Бадр, в которой были убиты многие курайшиты, подготовило почву для другого сражения, так как семьи убитых, в том числе Икрамат ибн Абу Джахл и Сафван ибн Умайе соблюдали траур в Мекке и с целью отмщения за кровь своих родных поощряли жителей Мекки проучить мусульман. Абу Суфиан ибн Хараб, возглавлявший язычников Курайша, собрал людей и стал готовить их к сражению, дабы восстановить свою репутацию. Он даже предоставил им своё личное имущество, чтобы они использовали его в военных целях.

Дочь Отбе и жена Абу Суфиана Хенд вместе с несколькими другими женщинами призывала людей отомстить за кровь своих родных. Таким образом, Абу Суфиан собрал и оснастил войско в пять тысяч пеших и конных воинов и повёл его на Медину.

Узнав об этом, Пророк (да благословит Аллах его и род его!) немедленно собрал своих соратников. Некоторые предложили остаться в городе и обороняться. Другие были убеждены, что необходимо выйти из города и атаковать вражеское войско. Наконец, мусульмане подготовились к битве. Сам Пророк (да благословит Аллах его и род его!) облачился в военные доспехи и во главе группы в семьдесят человек подготовился к сражению с врагами. Знамя Ислама он доверил Али (да будет мир с ним!), как это было во всех битвах. Когда Пророк доехал до горы Ухуд, он приказал Абдулле ибн Джобейру во главе отряда из пятьдесяти воинов находиться у ущелья, чтобы не подвергнуться нападению врага с тыла. Эта предусмотрительность Пророка была весьма своевременна, ибо Абу Суфиан отправил Халида ибн Валид с отрядом, вчетверо превышающим своей численностью отряд Абдуллы, в засаду в это ущелье, чтобы во время сражения они напали на мусульман с тыла.

Итак, битва началась, и многих курайшитов настиг острый меч Али (да будет мир с ним!). Знаменосец Абу Суфиана Талхе ибн Абу Талхе, прозванный за свою необыкновенную силу тараном войска, вызвал Али (да будет мир с ним!) на бой, и его светлость нанёс столь мощный удар по голове противника, что глаза Талхе вышли из орбит и он, заревев, замертво упал на землю. Затем брат Талхе взял знамя и был убит. Хамзе мужественно рубил курайшитов. Потеряв своих самых сильных воинов, курайшиты стали проигрывать битву. Мусульмане, несмотря на то, что уступали в численности своим противникам, стали одерживать победу. Язычники обратились в бегство и группа мусульман стала преследовать их, а остальные принялись собирать трофеи.

В это время отряд мусульман, стороживший ущелье, проявил недисциплинированность и, нарушив приказ Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и Абдуллы, оставил свой пост, полагая, что мусульмане полностью победили язычников и оставаться на посту не имеет никакого смысла. У ущелья осталось всего лишь несколько человек.

Халид ибн Валид, ожидавший подобную возможность, направил свой отряд в ущелье и, перебив кучку оставшихся на посту воинов, напал на мусульман с тыла. Бежавшие курайшиты, услышав возгласы Халида, повернули обратно. Таким образом, язычники мощно атаковали мусульман с двух сторон. Мусульмане потерпели поражение, ибо уступали противнику численностью и сражались разрозне<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.121 (0.018 с.)