ТОП 10:

Предсмертные заветы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.



Сообщается, что однажды Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Четверг! Что это был за четверг! [1] В четверг посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стало совсем плохо, и он велел: “Принесите мне бумагу, и я запишу [Подразумевается: продиктую] то, благодаря чему впоследствии вы никогда не собьетесь с пути”. Люди, нахо­дившиеся у него, принялись спорить, чего в присутствии про­роков делать не следует, и некоторые из них стали говорить: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сломлен болезнью! У вас же есть Коран! Нам доста­точно Книги Аллаха!” [2] Присутствовавшие в доме разошлись во мнении и стали спорить друг с другом. Некоторые из них го­ворили: «Принесите (бумагу), пусть Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, напишет для вас то, благодаря чему вы не собьетесь». Некоторые стали высказы­вать другие мнения. Когда разговоров и полемики стало слиш­ком много, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Оставьте меня, ибо состояние, в котором я сейчас нахожусь, лучше того, к чему вы меня призываете! [3] Я завещаю вам три вещи: изгоните много­божников из Аравии[4] и встречайте и одаривайте прибы­вающие к вам делегации так же, как это делал я[5]…”, — что же касается третьей части завещания, то я забыл ее». Аль-Бухари (№ 4431, 4432), Муслим (№ 1637).

 

[1] [«Четверг! Что это был за четверг!» — в этих словах Ибн Аббас под­разумевает значительность и горечь того несчастия, которое произо­шло в тот день, и выражает свое удивление в связи с его событиями. В одной из версий этого хадиса, приведенной у аль-Бухари, сообщается, что, произнеся эти слова, Ибн Аббас принялся плакать так сильно, что слезы стали капать на мелкие камешки, лежавшие перед ним на земле. В версии, которая приводится у Муслима, передатчик, предавший это со­общение от Ибн Аббаса, сообщил, что из глаз Ибн Аббаса стали течь слезы, и он увидел их на его щеках. См. «Фатх аль-бари» 8/132, «Шарх ан-навави 'аля сахих муслим»].

[2] [Иначе говоря, выражать мнение о том, что ничего не надо прино­сить, чтобы не беспокоить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует].

[3] [То есть: избавьте меня от этих разногласий и споров, которые вы нача­ли, ибо состояние подготовки к встрече с Аллахом и размышления о пред­будущей жизни, в котором я нахожусь, лучше вашего состояния, и то стра­дание, которое я испытываю, на самом деле является милостью Аллаха, уготовившего для меня после моего ухода из земной жизни то, что лучше нее. Ученые высказывают и другие толкования данных слов Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. См. «Фатх аль-бари» 8/134, «Шарх ан-навави 'аля муслим»].

[4] [Здесь имеется в виду Хиджаз, то есть область, где расположена Мекка и Медина]

[5] [Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал одаривать прибывающие делегации, оказывать им радушный прием и почет для того, чтобы порадовать их сердца и по­будить к исламу тех, чьи сердца хотят завоевать, а также, чтобы эти по­дарки послужили возмещением тем средствам, которые они израсходо­вали на путешествие].

 

Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Произнесение Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в этот момент трех упомянутых заветов доказывает, что написание письменного завещания не было чем-то обязатель­ным. Если бы Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было велено донести до людей некий текст, он не отказался бы от своего намерения сделать это по при­чине спора, возникшего между присутствующими, а Аллах пока­рал бы всякого, кто мешал ему сделать это. По крайней мере, он произнес бы то, что хотел записать, устно, наподобие того, как произнес завет изгнать многобожников и другие заветы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прожил после этого события еще несколько дней, в течение ко­торых люди получили от него много устных наставлений, и есть основание предполагать, что эти устные заветы в своей совокуп­ности и составили то, что он хотел зафиксировать письменно, а Аллаху все ведомо лучше». «Фатх аль-бари» (8/134).

 

Что касается третьей вещи, которую завещал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, но которую забыл передатчик хадиса, то ей могло быть завещание людям действовать сообразно установлениям Корана, или заве­щание подготовить к походу на Муту отряд под командованием Усамы ибн Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, или заве­щание не превращать могилу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в место поклонения, или завещание регулярно, в полном объеме и в установленное время совершать намазы и хорошо обращаться с рабами. Все эти заветы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданы в достоверных сообщениях. «Фатх аль-бари» (8/135).

 

Сообщается, что однажды у Абдуллаха ибн Абу Ауфы, да бу­дет им доволен Аллах, спросили, оставил ли посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, какое-либо завещание. Абдуллах ответил: «Он завещал Книгу Великого и Могучего Аллаха». Муслим (№ 1634), аль-Бухари (№ 2740, 4460, 5022).

 

Завещал Книгу Аллаха — значит завещал хранить ее в физическом и духовном смысле, почитать и оберегать ее, следовать ей путем выполнения того, что в ней при­казывается, и отказа от того, что в ней запрещается, постоянно читать и изучать ее, а также обучать ей других. «Фатх аль-бари» (9/67).

 

Посланник Аллаха заповедовал людям придерживаться Книги Аллаха во многих своих проповедях, произнесенных незадолго до смерти. Так, он завещал это в своих проповедях на Арафате и в Мине, проповеди, произнесенной во время возвращения из прощального хаджа в Медину, когда он и его спутники останови­лись в местечке Гадир Хум. В последней он произнес: «Я остав­ляю вам две драгоценности. Первой из них является Книга Аллаха, которая заключает в себе руководство и свет. Это — вервь* Аллаха, и тот, кто будет следовать ей, не сойдет с верного пути, отказавшийся же от нее заблудит­ся! Так следуйте же ей и держитесь за нее крепко!» И он стал побуждать людей к тому, чтобы они следовали установлениям Книги Аллаха, и склонять их к этому, а потом сказал: «Второй же драгоценностью являются члены моей семьи, и я закли­наю вас Аллахом: соблюдайте права моей семьи», — и повто­рил эти слова трижды. Муслим (№ 2408).

*[Имеется в виду ислам. В Коране сказано: “И держитесь все за вервь Аллаха … ”(3:103)]

 

Перед смертью он снова завещал людям держаться за Книгу Аллаха. Аль-Бухари (№ 2740), Муслим (№ 1634, 2408).

 

Другое завещание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует — это приказ отправить в поход на Муту войско под командованием Усамы ибн Зайда. Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, упоминает, что войско Усамы высту­пило в поход за два дня до смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Что касается подго­товки войск к походу, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал ее еще до того, как заболел. В конце месяца сафар он стал побуждать людей к уча­стию в предстоящем походе на византийцев. Вызвав к себе Усаму ибн Зайда, да будет им доволен Аллах, он обратился к нему со сло­вами: «Отправляйся с конницей в место, где был убит твой отец, и сразись с ними. Я назначаю тебя командующим этим войском…».На третий день после этого начала проявляться болезнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он, позвав к себе Усаму, собственноручно вручил ему знамя. Выйти в поход под руководством Усамы изъявили желание многие уважаемые мухаджиры и ансары. Затем болезнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, усилилась, и он обратился к сподвижникам с проповедью, в ко­торой приказывал, во что бы то ни стало осуществить поход Усамы!

Так случилось, что этот поход осуществил уже Абу Бакр, ког­да стал халифом. Войско Усамы двинулось в направлении, прика­занном Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и достигло цели через двадцать дней. Усама отомстил убийцам своего отца, и войско вернулось назад целым и невредимым, захватив трофеи…». См. «Фатх аль-бари» (8/152), «Сира ибн хишам» (4/328).

 

Сообщается, что Абдуллах ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решил послать в поход отряд, на­значив командовать им Усаму ибн Зайда. Некоторые люди стали высказывать недовольство в связи с таким назначением, и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Неудивительно, что вы недовольны тем, что командовать будет он, ибо раньше вы были недовольны и командованием его отца, а ведь, клянусь Аллахом, он был достоин командования и являлся одним из любимейших для меня людей, а после него одним из тех, кого люблю я больше всех, стал его сын!”». Аль-Бухари (7/86 — № 3730, 4250, 4468, 4469, 6627, 7187), Муслим (№ 2426).

 

Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер, Усаме ибн Зайду было восемнадцать лет. См. «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (15/205).

 

Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завещал людям прилежное выполнение намаза и хорошее обхождение с рабами. От Анаса, да будет им доволен Аллах, сообщается, что он сказал: «Завет, кото­рый наиболее часто повторял Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перед смертью — «Совершайте намаз, совершайте намаз! И проявляйте забо­ту о тех, кем владеете!»Он произносил эти слова даже тогда, когда из его груди уже раздавались хрипы, а уста раскрывались с трудом». Ахмад (3/117), Ибн Маджа (2/900). См. «Сахих ибн маджа» (2/109).

 

'Али, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «Последние на­ставления Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были: «Совершайте намаз, совершайте намаз! И проявляйте заботу о тех, кем владеете!». Ибн Маджа (2/901 — № 1625), Ахмад (№ 585). См. «Сахих ибн мад­жа» (2/109).

 

 

Выводы из главы:

1. Обязательность изгнания многобожников из Аравии. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завещал это перед смертью. Этот завет был выполнен 'Умаром, да будет им доволен Аллах, во времена его правления. Что каса­ется Абу Бакра, то он не смог осуществить его, так как был занят войнами с вероотступниками.

2. Необходимость оказания почета и радушного приема деле­гациям. Так делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и завещал это последователям.

3. Обязательность физической и духовной заботы о Писании Аллаха. Она заключается в проявлении уважения к нему, его обе­регании, следовании его установлениям. Необходимо соблюдать приказы и запреты Корана, постоянно читать и изучать его, а так­же обучать ему других. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завещал это в нескольких своих прощальных проповедях, что подчеркивает огромную важность заботы о Книге Аллаха и Сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

4. Огромная важность намаза, являющегося самым великим столпом ислама после свидетельствования, что нет божества, до­стойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха. На это указывает то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завещал его выполне­ние, даже когда из его груди слышался предсмертный хрип.

5. Необходимость соблюдения прав рабов, слуг и всех по­допечных. На это указывает завет Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Совершайте намаз, совершайте намаз! И проявляйте заботу о тех, кем владеете!»

6. Преимущества Усамы ибн Зайда, назначенного Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, руководить огромной армией, в составе которой были мухаджиры и ансары.

7. Превосходства Абу Бакра, отобразившиеся помимо прочего в выполнении им приказа Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, осуществить поход Усамы, ибо он помнил слова Всевышнего: «Пусть же остерегаются те, ко­торые противятся его (Пророка) воле, как бы их не постигло ис­кушение или не постигли их мучительные страдания»(24:63).

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.007 с.)