Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер смертью мученика.

Поиск

От Айши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил ей: «О Айша, то, что я съел в Хайбаре *, всегда до­ставляло мне боль, а сейчас я чувствую, как от этого у меня рвется аорта!». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/131 — № 4428). Это сообщение привели с непрерывным иснадом аль-Хаким и аль-Исма’или (см. «Фатх аль-бари» 8/131).

 

*[После того, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на некоторое время остался в завоеванном Хайбаре, одна иудейка прислала ему в подарок жареную баранину. А до этого она интересовалась, какую именно часть бара­на посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, любит больше всего, и ей сказали: «Переднюю ногу». Тогда она положила яд во все части туши, положив больше яда в ноги, а потом принесла мясо Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял ногу, откусил кусок и стал жевать, но не проглотил, а выплюнул, а по­том сказал сподвижникам: «Поистине, эта кость говорит мне, что она от­равлена!» Однако рядом с ним находился Бишр ибн аль-Бара, да будет им доволен Аллах, который уже успел откусить кусок этой баранины и проглотить его, вследствие чего умер. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал к себе эту жен­щину, которая призналась в том, что она совершила. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спро­сил: «Что побудило тебя сделать это?» Она ответила: «Я сказала себе: “Если он пророк, то Аллах откроет ему, что баранина отравлена, а если он лжец, я избавлю от него людей”». См. «Фатх аль-бари» (7/197). Эта история приводится у аль-Бухари (№ 3169, 4249, 5777) и в «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (4/208)].

 

После случая с отравленной бараниной Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прожил еще три года, пока не обострилась болезнь, от которой он умер. См. «Фатх аль-бари» 8/131.

 

В некоторых сообщениях указывается, что женщина, кото­рая подарила Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, отравленную баранину, приняла ислам. Причиной ее обращения в веру стало то, что на ее вопрос Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, «кто известил тебя о том, что баранина отравлена?», он отве­тил: «Мне сообщила об этом отравленная баранина». Сначала Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, простил эту женщину, но после того, как Бишр, да бу­дет им доволен Аллах, умер, велел казнить ее в качестве воздаяния равным. «Фатх аль-бари» (7/497), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (4/208 — 212).

 

В достоверном хадисе сообщается, что причиной смер­ти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был яд. От Абу Саламы передается: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принимал подарки, но не ел милостыни. И однажды, ког­да он находился в Хайбаре, некая иудейка принесла ему в подарок жареную баранину, в которую подсыпала яд. Посланник Аллаха и находившиеся с ним люди начали есть ее, но вдруг Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не ешьте этой баранины, ибо она поведала мне, что отравлена!»

Бишр ибн аль-Бара ибн Ма'рур аль-Ансари (проглотил кусо­чек мяса и от этого) умер.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел позвать к нему иудейку и, когда она пришла, спросил: «Что побудило тебя к такому поступку?» Она отве­тила: «Я решила, что если ты действительно являешься пророком, тебе не повредит мой поступок, а если ты просто царь, то я избав­лю от тебя людей». Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал казнить ее.

Когда началась та болезнь, от которой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер, он го­ворил: «То, что я съел в Хайбаре, всегда доставляло мне боль, а сейчас я чувствую, как от этого у меня рвется аорта!»». Абу Дауд (№ 4512). Аль-Албани назвал хадис хорошим и достовер­ным. См. «Сахих сунан аби дауд» (3/855).

Во время предсмертной болезни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мать Бишра ибн аль-Бара сказала ему: «Что ты считаешь причиной своей болез­ни? Что касается меня, то я считаю причиной смерти моего сына именно отравленную баранину, которую он поел вместе с тобой в Хайбаре». «И я считаю, что причина моей болезни — не что иное, как та баранина. Сейчас же я чувствую, как от этого рвется моя аорта», — ответил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Абу Дауд (№ 4512). Аль-Албани оценил цепь передачи этого хади­са, как достоверную. См. «Сахих сунан аби дауд» (3/855).

 

Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, отвергает лю­бые сомнения в том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер мучеником (шахи­дом). «Мусульмане считают, — пишет он, — что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, в дополнение к оказанной ему Аллахом чести быть пророком, был почтен смертью мученика». См. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (4/210, 211, 212; 5/223 — 224).

 

Ибн Мас'уд сказал: «Я лучше девять раз поклянусь в том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был убит, чем один раз, что он не был убит, ибо Аллах избрал его пророком и сделал его шахидом». Это сообщение привел Ибн Касир и отнес его к аль-Байхаки. См. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/227).

 

Передают со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что во время той болезни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от которой он умер, с ними проводил намазы Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, и это продолжалось вплоть до понедельника. Когда в этот день люди выстроились рядами для утреннего намаза, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднял за­навеску комнаты Айши и стал смотреть на них, стоя у дверей, и его лицо было подобно листу бумаги (с аятами) Корана. [Имеется в виду красота и белизна лица].

А по­том он улыбнулся, и при виде Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, люди были готовы вско­чить со своих мест от радости. Тем временем Абу Бакр отошел на­зад, чтобы совершить намаз в общем ряду, решив, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выйдет на молитву. Однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал им знак, чтобы они продолжали намаз, после чего вошел в комнату и опустил занаве­ску. В тот же день он скончался»

В одной из версий этого хадиса сказано: «И он скончался в кон­це того же дня».

[Ибн Исхак упомянул, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер в разгар утреннего зноя. Это время называется у арабов «иштидад ад-духа». Совмещая это сооб­щение с сообщением о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер в конце дня, можно за­ключить, что кончина Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, произошла в начале второй половины дня, то есть после полудня, потому что разгар утреннего зноя («иштидад ад-духа») приходится на предполуденное время и длится вплоть до того момента, когда солнце отклоняется от зенита. Муса ибн ‘Укба передал, что Ибн Шихаб решительно настаивал на том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер, когда солнце отклонилось от середины неба в сторону запада. (см. «Фатх аль-бари» 8/143 —144)].

 

В другой его версии говорится: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не выходил к людям в течение трех дней. (На четвертый день), когда Абу Бакр вышел вперед, чтобы провести с людьми намаз, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приподнял за­навеску, и перед нами предстало его лицо, и не было для нас ничего милее, чем возможность взглянуть на его лик. Он подал Абу Бакру знак рукою, приказывая выйти вперед и (вести намаз), а затем опу­стил завесу, и больше не мог ходить, пока не умер». Аль-Бухари (№ 608, 681, 754, 1205, 4448), Муслим (№ 419).

 

Выводы из хадиса:

1. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ушел к высшему обществу мучеником — шахидом. Всевышний избрал его пророком и сделал шахидом.

2. Иудеи питали явную вражду к исламу и его последователям с самых ранних времен. Они — враги Аллаха и Его посланников.

3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не мстил за себя, а всегда прощал зло и обиды, причиненные ему лично. Поэтому он и не подверг наказа­нию ту иудейку, которая преподнесла ему отравленную барани­ну. Позже эта женщина была казнена, но в качестве воздания за смерть Бишра ибн аль-Бара, вызванную ее поступком.

4. То, что жареная баранина заговорила и сообщила Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что она пропитана ядом, является одним из чудес, даро­ванных Аллахом Своему посланнику.

5. Величайшей милостью Аллаха к Его рабам является то, что он послал смерть Своему пророку лишь после того, как завершил ниспослание религии, так что, уйдя из этого мира, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оста­вил свою общину на ясном пути, где нет темных мест и с которого сбиваются лишь погибшие.

6. Сподвижники, да будет ими доволен Аллах, искренне лю­били своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о чем свидетельствует великая радость, которую они испытали в понедельник утром от того, что он при­поднял завесу и посмотрел на них. Аллах наполнил радостью и его сердце, ибо он застал своих сподвижников совершающими намаз. Несмотря на свое тяжелое состояние, он улыбнулся, радуясь тому благословенному деянию, которым они были заняты, ибо искрен­не желал для них блага.

 

30. «Кто поклоняется Аллаху, пусть помнит, что Аллах — Живой и никогда не умрет».

 

Всевышний сказал: «Воистину, ты смертен, и они смертны» (39:30).

«Никому из людей до тебя Мы не даровали бессмертия. Неужели, если даже ты умрешь, они будут жить вечно?» (21:34).

«Каждая душа вкусит смерть, но только в День воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удален от Огня и вве­ден в Рай, тот обретет успех, а земная жизнь — всего лишь на­слаждение обольщением» (3:185).

«Все на ней (земле) смертны. Вечен лишь Лик Господа твое­го, обладающий величием и великодушием» (55: 26, 27).

 

Смерть, которая является уделом каждого живого существа, не обошла и Мухаммада сына Абдуллаха — лучшего из пророков и посланников. О том, какими были его последние слова, произ­несенные в предсмертных хрипах, рассказывается в сообще­нии Айши, да будет ею доволен Аллах. Она поведала, что перед Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, находился сосуд с водой, куда он опускал руки, по­сле чего проводил ими по своему лицу и говорил: “Нет истинного бога, кроме Аллаха, поистине, смерти предшествует агония! /Ля иляха илля-Ллах, инна ли-ль-маути сакяратин!/” — а потом он поднял свою руку и продолжал произносить слова “О Аллах, (по­зволь мне оказаться) в высшем обществе! /Аллахумма, фир-р-рафики-ль-а‘ля!/”, пока не умер и рука его не упала [Аль-Бухари (№ 890), Муслим (№ 2444)].

 

Последнее, что он произнес, были слова: «О Аллах, (позволь мне оказаться) в высшем обществе! /Аллахумма, фир-р-рафики-ль-а‘ля!/». Аль-Бухари (№ 4437, 436), Муслим (№ 2444).

 

От Айши, да будет ею доволен Аллах, сообщается: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер, а Абу Бакр в это время находился в ас-Сунхе [Ас-Сунх — место обитания рода бану аль-харис — одного из родов племени хазрадж. Оно находилось на расстоянии одной мили от мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В Ас-Сунхе находился дом жены Абу Бакра, да будет им доволен Аллах]. 'Умар, (узнав о случившемся), стоял среди людей и повторял: «Клянусь Аллахом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не умер!» Он говорил: «Клянусь Аллахом, я думаю именно так! Аллах непременно воскресит Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и он отрубит руки и ноги людям, утверждающим, что он умер!» В это время Абу Бакр, да будет им доволен Аллах, прискакал из своего дома, находившегося в ас-Сунхе, на коне, спешился и вошел в ме­четь. Не заговорив ни с кем, он вошел к Айше, да будет доволен ею Аллах, и подошел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тело которого было завернуто в полосатый йеменский плащ. Он открыл лицо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, наклонился, поцеловал его [1] и заплакал, а потом воскликнул: «Да станут отец мой и мать выкупом за тебя! О пророк Аллаха, во благе ты живым и мертвым! Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, Аллах не даст тебе вкусить смерть дважды [2], а ту смерть, кото­рая была тебе суждена, ты уже встретил!»

А потом Абу Бакр вышел к людям, к которым обращался 'Умар, и сказал ему: «Погоди, о клянущийся! Сядь!» — но 'Умар отказал­ся садиться. Тогда Абу Бакр вновь велел ему сесть, однако тот не желал садиться. После этого Абу Бакр произнес слова испове­дания веры, и когда он начал говорить, 'Умар сел. Люди оставили его и подошли к Абу Бакру, который, предварительно восхвалив Аллаха, сказал:

— А затем: тот из вас, кто поклонялся Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, пусть знает, что Мухаммад умер, а кто поклоняется Аллаху, пусть пом­нит, что, поистине, Аллах — Живой, Который не умрет! Аллах Всевышний сказал: «Воистину, ты (о Пророк) смертен, и они смертны» (39:30). Он также сказал: «Мухаммад не более чем по­сланник, до которого уже были посланники. Неужели же, если он умрет или будет убит, вы повернете вспять?! А если кто и по­вернет вспять, то ничем он не повредит Аллаху, Аллах же воз­даст благодарным!» (3:144).

«И, клянусь Аллахом, казалось, что до того, как этот аят прочитал Абу Бакр, люди и не знали, что Аллах ниспослал его. Все люди вос­приняли от него этот аят, и не было таких, кто бы не повторял его».

 

[1] [Абу Бакр поцеловал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, между очами, как на то указывается у ан-Насаи (см. «Аль-фатх» (3/115), а также в сообщениях, приведенных Ибн Хаджаром в «Фатх аль-бари» (8/147)].

[2] [Относительно значения этих слов Абу Бакра существует несколько мнений. Некоторые считают, что их нужно понимать буквально и что Абу Бакр возразил ими тем, кто утверждал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, непременно вос­креснет и отрубит руки людям, объявившим его мертвым, ибо из подоб­ных их утверждений вытекало, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, должен был умереть еще раз. Это наиболее ясное объяснение слов Абу Бакра. Согласно друго­му мнению, Абу Бакр имел в виду, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не испытает еще одной смерти в могиле подобно другим людям, которые оживают в могиле для до­проса, а потом снова умирают. Жизнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в могиле не обрывается смертью, и он продолжает оставаться живым. Могильная жизнь пророков характеризуется тем, что земля не поедает их тела. Такое объяснение слов Абу Бакра лучше первого. Возможно, что именно поэтому Абу Бакр упо­мянул слово «смерть» с определенным артиклем, то есть желая тем самым подчеркнуть, что речь идет о двух известных реальных смертях, которым подвергаются все, кроме пророков. См. «Фатх аль-бари» (3/114, 7/29)].

 

Передают со слов Ибн аль-Мусаййиба, что 'Умар, да будет им доволен Аллах, сказал: «Клянусь Аллахом, когда я услышал, как Абу Бакр читает этот аят, то был поражен словно громом, ноги у меня подкосились, и я упал на землю, ибо только тогда понял, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер!»

Люди стали тихо плакать, душимые слезами.

В это время ансары собрались под навесом бану са'ида вокруг Са'да ибн 'Убады и сказали, (обращаясь к мухаджирам): «Пусть будет правитель из нас и правитель из вас». [Ансары, да будет ими доволен Аллах, произнесли эти слова, пола­гая, что каждым племенем может управлять лишь тот, кто является вы­ходцем из него, ибо так было заведено у арабов издревле. Когда же они узнали хадис: «Имамы должны быть из числа курайшитов», то сразу приняли его и подчинились ему. См. «Фатх аль-бари» (7/32)].

 

 

К ним отправились Абу Бакр, 'Умар ибн аль-Хаттаб и Абу 'Убайда ибн аль-Джаррах. 'Умар хотел начать говорить, но Абу Бакр остановил его. «Клянусь Аллахом, — вспоминал позже 'Умар, — мое желание выступить раньше Абу Бакра объяснялось лишь тем, что я к тому времени уже подготовил речь и она мне очень понравилась. Я боялся, что Абу Бакр не выскажет всего того, что я хотел сказать». Абу Бакр, который был самым лучшим оратором, начал говорить. В своей речи он сказал ансарам: «Правители будут из нашего числа, а из вашего — советники, ибо курайшиты — самые лучшие из арабов по месту проживания и больше, чем другие, смогли сохранить свои корни. Присягните 'Умару или Абу 'Убайде!» Услышав такие слова, 'Умар воскликнул: «Нет, мы присягнем тебе, ведь ты — самый по­чтенный и самый благой из нас, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, любил тебя больше всех». Сказав это, он взял Абу Бакра за руку и присягнул ему, а за ним присягу принесли остальные люди». Аль-Бухари (№ 1141, 142, 3/113, №667, 3668, 7/19, 4452, 4453, 4454, 8/145).

 

Айша, да будет ею доволен Аллах, по поводу проповедей, с ко­торыми выступили в день смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакр и 'Умар, сказала: «Проповедь каждого из них по воле Аллаха принесла пользу. Что касается проповеди 'Умара, то она подействовала на людей устрашающе и послужила острасткой лицемерам. Затем выступил Абу Бакр и открыл людям глаза на истину и объяснил им их обязанности. После его речи они разошлись, повторяя: «Мухаммад не более чем посланник, до которого уже были по­сланники. Неужели же, если он умрет или будет убит, вы повер­нете вспять?! А если кто и повернет вспять, то ничем он не по­вредит Аллаху, Аллах же воздаст благодарным!» (3:144)». Аль-Бухари (№ 3669, 3671).

 

Такими же полезными оказались речи 'Умара и Абу Бакра, про­изнесенные на следующий день после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то есть во вторник. О них рассказывается в следующем сообщении, пере­данном от Анаса ибн Малика: «Когда Абу Бакру присягнули под навесом и наступил следующий день, Абу Бакр сел на минбар. Тут встал 'Умар и начал говорить прежде Абу Бакра. Он восславил и восхвалил Аллаха, а потом сказал: «О люди! Я вчера сказал вам слова, которых нет в книге Аллаха* и которые я не почерпнул из нее. *[‘Умар, да будет им доволен Аллах, имел в виду свою речь, произ­несенную в понедельник, в которой он сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, на самом деле не умер]. И их не завещал мне сказать вам Посланник Аллаха. Но я думал, что Посланник Аллаха и впредь будет управлять нашими делами и умрет последним из нас. Аллах оставил среди вас свою Книгу, при помощи которой Он наставлял Пророка на путь истин­ный. Если вы будете придерживаться этой Книги, то Аллах наста­вит вас на путь праведный так же, как Он вел по нему Пророка. Аллах объединил вас под управлением лучшего из вас — спод­вижника Пророка и второго из тех двоих, которые находились в пещере. Встаньте и присягните ему!» И люди принесли Абу Бакру общую присягу, еще одну после той, что была дана под навесом.

Потом начал говорить Абу Бакр. Он восхвалил Аллаха и вос­славил Его, а затем сказал: «О люди! Я стал вашим правителем. Но я не самый лучший из вас *. Если я буду поступать хорошо, то помогите мне; а если я буду поступать плохо, то поправляй­те меня. Правдивость есть верность, а ложь есть предательство. Слабый среди вас — при мне будет сильным, пока я не помогу ему восстановить его попранное право с позволения Аллаха. Сильный среди вас — при мне будет слабым, пока я не заставлю его соблю­дать права других с позволения Аллаха. Если только люди прекра­тят священную войну (джихад) на пути Аллаха, Аллах сделает их униженными. Если только среди людей начнет распространяться распутство и грех, Аллах пошлет на них несчастье. Повинуйтесь мне в том, что является повиновением Аллаху и Его посланнику, и не подчиняйтесь мне в том, что является ослушанием Аллаха и Его посланника. А теперь поднимитесь и совершите свой намаз, и да помилует вас Аллах». «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/248). Ибн Касир назвал иснад этого сообщения достоверным.

*[Абу Бакр, да будет им доволен Аллах, произнес эти слова из скром­ности. На самом же деле он является лучшим из сподвижников по еди­нодушному мнению самих сподвижников. («Аль-бидайа ва-н-нихайа» 5/248)].

 

Так по милости Аллаха началось правление Абу Бакра.

Став пророком, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, пробыл в Мекке тринадцать лет, осуществляя призыв людей к единобожию и получая откровения от Всевышнего. Затем он совершил переселение в Медину и про­жил там десять лет. Его уход из этого мира произошел в возрасте 63 лет. Да пребудут над ним и его последователями благословения и мир Аллаха!

См. «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/15 — № 4466), «Фатх аль-бари» (8/151), «Мухтасар аш-шамаиль ли-т-тармизи» (стр. 192).

Имам Ибн Касир отдал предпочтение тому мнению, что послед­ний намаз, совершенный Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с его сподвижника­ми, состоялся в четверг, и это был послеполуденный намаз. Три последующих полных дня — пятницу, субботу и воскресенье — Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, провел в уединении от сподвижников. См. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/235).

После смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, произнесения проповеди Абу Бакром и совещания под навесом бану са'ида, сподвижники присягнули Абу Бакру ас-Сиддику, да будет им доволен Аллах. Остаток поне­дельника и часть вторника были посвящены принесению прися­ги, после чего сподвижники приступили к подготовке посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к погребению. См. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/245).

Его обмыли, не снимая с него одеж­ды, затем обернули в три белых савана из Сахуля [название местности в Йемене], среди кото­рых не было ни чалмы, ни рубахи. После этого люди стали захо­дить в комнату Айши, да будет доволен ею Аллах, и совершать по посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заупокойный намаз. Каждый совершал его самостоятельно, без имама, и этот факт единодушно признан все­ми учеными. Сначала намаз совершили мужчины, затем — дети, затем — женщины, затем — рабы и рабыни.

 

Кончина посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произошла в понедельник*, а предание его земле состоялось в ночь со вторника на среду.

*[Кончина Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, произошла в один из понедельников месяца раби' аль-авваль 11 года хиджры (6 июня 632 г.). По поводу того, како­го именно числа это случилось, высказано несколько мнений. Согласно одному из них, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер третьего числа месяца раби' аль-авваль, согласно другому — второго. Называются и другие даты. Однако, по мнению большинства ученых, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заболел двадцать девятого чис­ла месяца сафар, а умер двенадцатого числа месяца раби' аль-авваль, проболев тринадцать дней. См. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/255-256), ан-Навави «Тахзиб ас-сира» (стр. 25), «Фатх аль-бари» (8/129-130)].

 

В могиле его тело поместили в боковую нишу, вход в которую за­ложили кирпичами из сырой глины. Муслим (№ 966).

Могила была поднята над землей на высоту, равную примерно одной пяди*, и имела выпуклую форму. «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (30/255).

*[Ибн Хиббан (14/602). Аль-Арнаут оценил цепочку передачи сооб­щения как достоверную].

Многочисленные сообщения указывают на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был погребен в юго-западном углу комнаты Айши, которая располагалась к востоку от мечети Пророка. В 86 году хиджры халиф аль-Валид ибн Абдульмелик приказал своему наместнику в Медине, которым был 'Умар ибн Абдульазиз, расши­рить мечеть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В результате этого расширения комна­та Айши, в которой был погребен посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оказалась окруженной мечетью. См. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/271 — 273), «Фатх аль-бари» (8/1229-130).

 

 

Выводы из главы:

1. Пророки и посланники — самые любимые люди для Всевышнего. Однако и они вкушают смерть, ибо таков удел всех творений. Земная жизнь — лишь временное пристанище, а блага ее обманчивы и недолговечны. Все накопленное человеком иму­щество и все плоды его трудов пойдут прахом. Навеки с ним оста­нется лишь то, что он совершил из стремления к пречистому лику Аллаха.

2. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, горячо стремился к тому, чтобы оказаться в выс­шем обществе. По этой причине он многократно обращался к Аллаху с просьбой об этом. Это указывает на величие положения, уготовленного пророкам Аллаха и Его покорным рабам.

3. Умершего после того, как будут закрыты его глаза, желатель­но накрыть чем-нибудь и перевязать ему подбородок. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был накрыт йеменским плащом.

4. После смерти верующего желательно обратиться к Аллаху с мольбой за него, потому что ангелы, присутствующие при этом, присоединяются к ней, произнося «Аминь». По этой причине Абу Бакр сказал Пророку: «Во благе ты живым и мертвым».

5. Когда мусульманина постигает несчастье, ему следует ска­зать: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернемся! О Аллах, вознагради меня в горести моей и дай мне взамен нечто лучшее!” /Инна ли-Лляхи ва инна иляй-хи раджи`уна! Аллахумма-джур-ни фи мусыбати ва-хлюф ли хайран минха!/»

6. Негромкий плач со слезами и печалью в сердце не является запретным.

7. Запрещается громко причитать по покойному, бить себя по щекам, разрывать на себе одежду, рвать на себе волосы и сбри­вать их, а также призывать на себя горе и погибель, как это делали люди в эпоху невежества. На это указывают достоверные доводы шариата.

8. От любого человека, каким бы великим он ни был, может укрыться что-либо из знания, и он может оказаться неправым. Всякий человек может допустить ошибку вследствие рассеянно­сти и забывчивости.

9. Абу Бакр был обладателем великих достоинств, знания и му­дрости, коими превосходил остальных сподвижников. Об этом сви­детельствуют его слова «Тот из вас, кто поклонялся Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, пусть знает, что Мухаммад умер, а кто поклоняется Аллаху, пусть помнит, что, поистине, Аллах — Живой и никогда не умрет!»

10. В день смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда Абу Бакр обратился к лю­дям с проповедью, 'Умар, да будет им доволен Аллах, не допустил каких-либо возражений со своей стороны, а сел и стал вниматель­но слушать Абу Бакра вместе с остальными сподвижниками. Это указывает на обладание 'Умаром истинно мусульманской этикой и благонравием.

11. Во время спора под навесом бану са'ида 'Умар проявил ве­ликую мудрость: он поспешил взять Абу Бакра за руку и присяг­нуть ему, после чего за ним последовали другие. Таким образом был разрешен назревавший конфликт.

12. Речь Абу Бакра, произнесенная под навесом бану са'ида, свидетельствует о его красноречии и о великолепном умении до­нести мысль до людских сердец. Поэтому 'Умар назвал его «самым лучшим оратором».

13. По воле Аллаха речь 'Умара в день смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, произнесенная в мечети до прихода Абу Бакра, принесла по­лезные плоды, так как устрашила и обезвредила лицемеров. Состоявшаяся вслед за ней проповедь Абу Бакра также принес­ла большую пользу, потому что посредством нее люди поняли истинное положение вещей.

14. В речи Абу Бакра, которую он произнес во вторник, проя­вилась его мудрость и качества прекрасного руководителя. В ней он сказал, что правдивость есть верность, а ложь есть предатель­ство, что слабый среди людей при нем будет сильным, пока он не поможет ему восстановить его попранное право, а сильный сре­ди них при нем будет слабым, пока он не заставит его соблюдать права других. Он потребовал от людей повиновения себе в том, что является повиновением Аллаху и Его посланнику, и велел им не подчиняться ему в том, что является ослушанием Аллаха и Его посланника.

15. Проповедь 'Умара, произнесенная на второй день после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельствует о его мудрости и душевной смелости. Начав говорить до Абу Бакра, он заявил, что отказыва­ется от своих слов, произнесенных накануне, и извинился за них, а затем высказал поддержку Абу Бакру, назвав его ближайшим соратником посланника Аллаха, самым любимым человеком для него и вторым из двух, находившихся в пещере.

16. Желательно, чтобы саван умершего был белым и чтобы он состоял из трех кусков ткани, среди которых нет ни чалмы, ни ру­бахи. В могиле тело умершего помещается в боковую нишу (аль-ляхд), вход в которую закладывается необожженными кирпичами из глины. Могиле придают выпуклую форму, поднимая ее над зем­лей лишь на высоту одной пяди.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.117 (0.017 с.)