Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Усердие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в поклонении и его джихад.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был образцом для верующих, имамом, истинно достойным подражания и следования за ним. Всевышний сказал о нем: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21). Он был настолько усерден в намазах, что от длительного стояния в них отекали и трескались его стопы. Когда его спрашивали: «Зачем ты делаешь это, если Аллах простил тебе все прошлые и будущие прегрешения?», он отвечал: «Как же мне не быть Его благодарным рабом?!» Аль-Бухари (№ 1130), Муслим (№ 2819).
2. По ночам он совершал ночной намаз (кыйам аль-лейль), состоявший из одиннадцати, а иногда — тринадцати ракаатов. Аль-Бухари (№ 1147), Муслим (№ 737). Ежедневно сверх обязательных намазов совершал до и после них несколько добровольных намазов (ар-раватиб). Общее количество их ракаатов составляло двенадцать,[Муслим № 728] а иногда десять. Аль-Бухари (№ 1172), Муслим (№ 729). Кроме того, он совершал добровольный утренний намаз (духа)* в четыре ракаата и больше. Муслим (№ 719).
*[Так именуется определенный период времени, который начинается, когда солнце поднимается над горизонтом примерно на высоту копья, и заканчивается незадолго до полудня. Допустимо начинать совершать эту молитву по истечении трети часа после восхода солнца и далее почти до полудня]. Что касается дополнительного ночного намаза (кыйам аль-лейль), то он совершал его подолгу, подчас прочитывая в одном ракаате около пяти частей (джузов) Корана. Муслим (№ 772). Таким образом, общее число ракаатов, совершаемых в сутки Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, превышало сорок, семнадцать из которых приходилось на долю пяти обязательных намазов (аль-фараид). Ибн аль-Каййим «Китаб ас-саля» (стр. 140).
3. Что касается поста (ас-саум) Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то, помимо обязательного поста в месяце Рамадан, им соблюдались также дополнительные посты. Он соблюдал ежемесячные трехдневные посты, [Муслим № 1160] старался поститься по понедельникам и четвергам, [Ат-Термизи (№ 745), Ан-Насаи (4/202)] постился в течение всего или почти всего месяца Шаабан, [Аль-Бухари № 1969, 1970, Муслим № 1156, 1157] побуждал верующих к шестидневному посту в месяце Шавваль. Муслим (№ 1164).
Бывало, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, соблюдал дополнительные посты по многу дней, так что люди начинали думать, что он вообще не прерывает поста, а иногда он не постился так долго, что люди начинали думать, что он вообще не соблюдает дополнительных постов. [Аль-Бухари № 1971, Муслим № 1156] Из тех месяцев, что помимо Рамадана, не было таких, которые посланник Аллаха полностью проводил бы в посте, кроме месяца Шаабан. Он постился в день 'Ашура (10 число месяца Мухаррам) [Аль-Бухари № 2000-2007, Муслим № 1125] и в девятый день месяца Зуль-Хиджджа. Ан-Насаи (4/205), Абу Дауд № 2437, Ахмад (6/288). См. «Сахих ан-Насаи» (№ 2236). Иногда он постился два или три дня подряд, не разговляясь ночами, но запретил поступать так своим последователям, объяснив, что он не таков, как другие: он способен поститься днем и проводить без пищи ночь, ибо его Господь кормит и поит его [Аль-Бухари №1961-1964, Муслим №1102-1103] (То есть он испытывает такое наслаждение, радость и умиротворение от тайного обращения к Аллаху в молитвах, что это избавляет его от нужды в еде и питье — таково правильное понимание слов Пророка «ибо мой Господь кормит и поит меня».) Именно поэтому он говорил, обращаясь к Билялю, желая, чтобы тот провозгласил призыв к молитве: «О Биляль! Доставь нам удовольствие намазом!», [Абу Дауд № 8549, Ахмад 5/393] и говорил: «Усладой моих очей сделан намаз». Ан-Насаи (7/61), Ахмад (3/128). См. «Сахих ан-Насаи» (3/827).
4. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был очень щедр на подаяния. В те же дни, когда встречался с Джибрилем, мир ему, проявлял особую щедрость и становился более щедрым на все благое, нежели вольный ветер. Аль-Бухари (№ 6), Муслим (№ 2308). Он раздаривал дары, проявляя щедрость человека, не боящегося обеднеть. Одному человеку он подарил стадо овец, заполнявшее пространство между двумя горами. Вернувшись к своему племени, этот человек сказал: «О мой народ! Принимайте ислам, ибо Мухаммад дает дары, не боясь обеднеть!» Муслим (№ 2312). Лучший из людей, щедрейший, храбрейший [«Аль-Бухари ма’а аль-фатх» 10/455. № 6033, Муслим 4/1804. № 2308] и добрейший из них, обладатель самой великой скромности, справедливости, терпения, мягкости, выдержки, великодушия, сдержанности, стыдливости и стойкости — вот каким был Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует.
5. Он совершал все виды джихада: — Джихад со своею душою, включающий четыре составляющие — усердие в обучении ее религии, совершение деяний сообразно выученному, призыв к религии, основанный на мудрости и понимании, терпение тех трудностей, с которыми сопряжен призыв к религии. — Джихад с шайтаном, включающий две составляющие — отведение внушаемых им сомнений и домыслов (шубухат) и противостояние возбуждаемым им страстям (шахават). — Джихад с неверующими, включающий в себя четыре составляющие — джихад сердцем, джихад языком, джихад имуществом, джихад руками. — Джихад с несправедливыми, включающий в себя три составляющие — джихад рукой, затем — языком, затем — сердцем. Все эти тринадцать составляющих джихада были совершены Мухаммадом, да благословит его Аллах и да приветствует, в самой полной степени. Все его время было посвящено джихаду — усердию на пути Аллаха сердцем, языком, руками и имуществом. Благодаря этому он превзошел всех людей славой и стал обладателем самого достойного положения у Всевышнего Аллаха. “Зад аль-ма’ад” (3/5,10,12). Между ним и врагами единобожия проходили сражения. Под его личным руководством состоялось 27 походов, девять из которых ознаменовались битвами, в которых он принял непосредственное участие. Что же касается походов, которые состоялись по его приказу, но без его участия, [Походы, состоявшиеся по приказу Пророка, но без его участия, называются «сариййа»] то их число доходит до пятидесяти шести. Ан-Навави «Шарх сахих муслим» (12/95), «Фатх аль-бари» (7/279-281, 8/153).
6. В отношениях с людьми и обращении с ними ему не было равных. Если он одалживал что-либо, то возвращал тем, что лучше. Сообщается, что как-то раз один человек, у которого Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, одалживал верблюдицу, пришел к нему и стал в грубой форме требовать у него возвращения долга. Сподвижники решили проучить этого человека за такое обращение с посланником Аллаха, однако Посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “ Оставьте его, ибо, поистине, у обладателя права [В данном случае речь идет о законном праве на возвращение долга] есть право и говорить”, — после чего он велел: “Отдайте ему верблюда такого же возраста, как и его верблюд”. Сподвижники сказали: “О посланник Аллаха, есть только верблюды более хороших возрастов”. “Дайте ему такого верблюда”, — приказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. Получив верблюда, человек сказал Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: “Ты рассчитался со мною сполна, да наградит тебя сполна Аллах!” “Поистине, лучшими из рабов Аллаха являются те, которые лучше всех отдают свои долги!” — сказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. Аль-Бухари (№ 2305), Муслим (№ 1600). Однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, купил у Джабира ибн Абдуллаха его верблюдицу, перед этим слегка поторговавшись с ним, а затем сказал ему: «Ты думаешь я торговался, чтобы приобрести твою верблюдицу?» «Нет, о посланник Аллаха!» — ответил Джабир. «Возьми себе и верблюдицу, и деньги», * — сказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. *[«Аль-Бухари ма’а аль-фатх» 4/320. № 2097, Муслим № 3/1221, 715].
7. Он был обладателем самого прекрасного нрава, ибо его нравом был Коран, как на то указывается в хадисе от Айши, да будет ею доволен Аллах. Муслим (1/513, № 746). Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Я послан для того, чтобы довести до совершенства благородство нравов». Аль-Байхаки (10/192), Ахмад (2/381). См. «Ас-сильсиля ас-сахиха» (№ 45).
8. Он менее кого-либо был привязан к благам этого мира и был самым умеренным и неприхотливым человеком. Он спал на циновке, и следы от нее оставались на его боках. Однажды к нему пришел Умар ибн аль-Хаттаб и, увидев это, сказал: «О посланник Аллаха, почему ты не ляжешь на более мягкую постель?» «Что для меня этот мир! Я и этот мир подобны всаднику и дереву на его пути. Преодолевая путь в летний день, он останавливается под этим деревом, чтобы немного отдохнуть в его тени, а затем едет дальше, покидая его». Ат-Термизи и др. См. «Ас-сильсиля ас-сахиха» (№ 439), «Сахих ат-термизи» (2/280).
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Будь у меня гора золота величиной с Ухуд, то, поистине, я был бы рад, если бы через три дня не осталось от нее ничего, кроме того, что приберег бы я для уплаты долгов!» Аль-Бухари (№ 2389), Муслим (№ 991).
Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, передал: «До самой смерти Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, он и его семья никогда не ели досыта три дня подряд» «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/517, 549. № 5374).
Причина этого, по всей очевидности, заключалась в том, что у них всегда было мало еды. Они могли бы найти для себя пищу в достатке, однако отдавали предпочтение другим и не требовали для себя многого. См. «Фатх аль-бари» (9/517, 549. № 5374, хадис Айши № 5416).
Айша, да будет ею доволен Аллах, говорила: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, покинул этот мир, так и не наевшись досыта даже ячменного хлеба». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/549. № 5414)
Она же рассказывала: «Если семья Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, принимала пищу два раза в день, то один из приемов обязательно состоял из одних только фиников». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/282. № 6455).
В другом сообщении Айши говорится: «Бывало так, что проходило два месяца и мы видели молодую луну в третий раз и за все это время в домах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не разжигали огня». [Здесь имеется в виду, что в домах жен Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в течение этого времени не готовили горячую пищу]. Племянник Айши — 'Урва, которому она рассказывала об этом, спросил: «О тетушка, что же поддерживало вас?» Она сказала: «Финики и вода». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/283. № 6459).
Айша, да будет ею доволен Аллах, рассказывала: «Постелью посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, служила кожаная подстилка, набитая пальмовыми волокнами». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/282. № 6456).
Несмотря на это, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, сделай уделом семьи Мухаммада необходимое пропитание!» [«Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/283. № 6460), Муслим (№ 1055). Под «необходимым пропитанием» (ар. аль-кут) имеется в виду то минимальное количество еды, благодаря которому можно поддерживать жизнь, не допуская излишества. Когда человек располагает лишь необходимым ему, он бывает убережен от бедствий, связанных как с богатством, так и с бедностью].
9. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, больше, чем кто-либо, боялся совершить грех. Он говорил: «Поистине, бывает так, что я прихожу к себе домой, нахожу на своей постели или где-нибудь в доме упавший финик и поднимаю его, чтобы съесть, а потом начинаю опасаться, что он может оказаться частью милостыни,* бросаю его обратно». Муслим (2/751. № 1070). *[Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и его семье было запрещено брать милостыню и есть то, что дано людьми в качестве милостыни]. Однажды аль-Хасан ибн 'Али взял один финик из тех, что были собраны в качестве закята, и положил его себе в рот. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ему: “Нельзя, нельзя, выбрось его! Разве ты не знаешь, что мы не едим собранного для милостыни?” Муслим (2/751. № 1069).
10. Несмотря на то, что сам Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал все эти благословенные деяния, он говорил людям: «Беритесь за такие дела, которые вам по силам, ибо, поистине, Аллах не устанет, пока сами вы не устанете. [То есть Аллах не устанет награждать вас, пока вы не устанете совершать благие дела]. Самыми любимыми для Аллаха благими деяниями являются такие, которые совершаются постоянно, даже если их мало». Домочадцы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, если начинали совершать какие-либо благие деяния, то делали это постоянно. «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (4/213. № 1970; 11/294. № 6465), Муслим (1/541, 2/811. № 782).
Сам Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, если один раз совершал какую-нибудь молитву, то потом обычно совершал ее постоянно». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (4/213. № 1970); см. «Сахих аль-бухари» (№ 6461-6467).
Однажды группа сподвижников нашла для себя недостаточным то количество богоугодных деяний, которые совершает Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, и они сказали: «Кто мы по сравнению с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!» Потом один из них сказал: «Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролет». Другой сказал: «А я стану постоянно соблюдать пост». Третий сказал: «А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь». [Четвертый же сказал: «А я не буду есть мясо»] А через некоторое время к ним подошел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: «Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь по ночам и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает следовать моей сунне, не имеет ко мне отношения!» «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/104. № 5063), Муслим (2/1020. № 1401); В квадратных скобках приводится то дополнение, которое содержится в версии Муслима.
Под «сунной» в этом хадисе подразумевается путь, пример, а не то, совершение чего, в отличие от строгих предписаний религии (фард), желательно, но необязательно.
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал великие деяния благочестия, но вместе с тем говорил: «Придерживайтесь правильного*, и приближайтесь**, и знайте, что никто из вас не спасется благодаря (одним лишь) делам своим.” Люди спросили: “И даже ты, о посланник Аллаха?” Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “И я, если только не проявит Аллах милосердие и не окажет мне милость Свою». *[То есть: не пытайтесь делать то, что вам не по силам делать постоянно, придерживайтесь умеренности]. **[То есть: старайтесь найти для себя нечто оптимальное, что вы сможете совершать изо дня в день].
В другой версии этого хадиса сказано: «Придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и просите Аллаха о помощи утром, вечером и некоторое время ночью, и так мало-помалу вы достигнете (цели)». Аль-Бухари (№ 6463, 6464), Муслим (4/2170. № 2816-2818). Он взывал к Аллаху со словами: «О Переворачивающий сердца! Укрепи мое сердце в Твоей религии!» [Ат-Термизи 5/238. № 3522 и др. См. «Сахих ат-термизи» 3/171] — и говорил: «О Аллах! Направляющий сердца! Направь наши сердца к покорности Тебе!» Муслим (4/2045. № 2654).
Из рассказанного в этой главе можно извлечь много полезных уроков и выводов. Укажем среди них на следующие: Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует — образец для каждого мусульманина, правдивого с Аллахом, абсолютно во всех вопросах, ибо Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21). Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует — лучший из людей, как внешностью, так и нравственностью.
5.Благородный пророк — милость Аллаха для миров.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.210 (0.014 с.) |