ТОП 10:

Усердие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в поклонении и его джихад.



 

1. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был образцом для верующих, имамом, истинно достойным подражания и следования за ним. Всевышний сказал о нем:

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поми­нает Аллаха»(33:21).

Он был настолько усерден в намазах, что от длительного стоя­ния в них отекали и трескались его стопы. Когда его спрашивали: «Зачем ты делаешь это, если Аллах простил тебе все прошлые и будущие прегрешения?», он отвечал: «Как же мне не быть Его благодарным рабом?!» Аль-Бухари (№ 1130), Муслим (№ 2819).

 

2. По ночам он совершал ночной намаз (кыйам аль-лейль), состоявший из одиннадцати, а иногда — тринадцати ракаатов. Аль-Бухари (№ 1147), Муслим (№ 737).

Ежедневно сверх обязательных намазов совершал до и после них несколько добровольных намазов (ар-раватиб). Общее коли­чество их ракаатов составляло двенадцать,[Муслим № 728] а иногда десять. Аль-Бухари (№ 1172), Муслим (№ 729).

Кроме того, он совершал добровольный утренний намаз (духа)* в четыре ракаата и больше. Муслим (№ 719).

 

*[Так именуется определенный период времени, который начинается, когда солнце поднимается над горизонтом примерно на высоту копья, и заканчивается незадолго до полудня. Допустимо начинать совершать эту молитву по истечении трети часа после восхода солнца и далее почти до полудня].

Что касается дополнительного ночного намаза (кыйам аль-лейль), то он совершал его подолгу, подчас прочитывая в одном ракаате около пяти частей (джузов) Корана. Муслим (№ 772).

Таким образом, общее число ракаатов, совершаемых в сутки Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, превышало сорок, семнадцать из которых при­ходилось на долю пяти обязательных намазов (аль-фараид). Ибн аль-Каййим «Китаб ас-саля» (стр. 140).

 

3. Что касается поста (ас-саум) Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то, помимо обяза­тельного поста в месяце Рамадан, им соблюдались также дополни­тельные посты. Он соблюдал ежемесячные трехдневные посты, [Муслим № 1160] старался поститься по понедельникам и четвергам, [Ат-Термизи (№ 745), Ан-Насаи (4/202)] постился в течение всего или почти всего месяца Шаабан, [Аль-Бухари № 1969, 1970, Муслим № 1156, 1157] побуждал верующих к шестидневному посту в месяце Шавваль. Муслим (№ 1164).

 

Бывало, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, соблюдал дополнительные посты по многу дней, так что люди начинали думать, что он вообще не пре­рывает поста, а иногда он не постился так долго, что люди начинали думать, что он вообще не соблюдает дополнительных постов. [Аль-Бухари № 1971, Муслим № 1156]

Из тех месяцев, что помимо Рамадана, не было таких, которые посланник Аллаха полностью проводил бы в посте, кроме месяца Шаабан.

Он постился в день 'Ашура (10 число месяца Мухаррам) [Аль-Бухари № 2000-2007, Муслим № 1125] и в девятый день месяца Зуль-Хиджджа. Ан-Насаи (4/205), Абу Дауд № 2437, Ахмад (6/288). См. «Сахих ан-Насаи» (№ 2236).

Иногда он постился два или три дня подряд, не разговляясь но­чами, но запретил поступать так своим последователям, объяс­нив, что он не таков, как другие: он способен поститься днем и проводить без пищи ночь, ибо его Господь кормит и поит его [Аль-Бухари №1961-1964, Муслим №1102-1103] (То есть он испытывает такое наслаждение, радость и умиротво­рение от тайного обращения к Аллаху в молитвах, что это избав­ляет его от нужды в еде и питье — таково правильное понимание слов Пророка «ибо мой Господь кормит и поит меня».) Именно по­этому он говорил, обращаясь к Билялю, желая, чтобы тот провоз­гласил призыв к молитве: «О Биляль! Доставь нам удовольствие намазом!», [Абу Дауд № 8549, Ахмад 5/393] и говорил: «Усладой моих очей сделан намаз». Ан-Насаи (7/61), Ахмад (3/128). См. «Сахих ан-Насаи» (3/827).

 

4. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был очень щедр на подаяния. В те же дни, когда встречался с Джибрилем, мир ему, проявлял особую щедрость и становился более щедрым на все благое, нежели вольный ветер. Аль-Бухари (№ 6), Муслим (№ 2308).

Он раздаривал дары, проявляя щедрость человека, не бояще­гося обеднеть. Одному человеку он подарил стадо овец, запол­нявшее пространство между двумя горами. Вернувшись к своему племени, этот человек сказал: «О мой народ! Принимайте ислам, ибо Мухаммад дает дары, не боясь обеднеть!» Муслим (№ 2312).

Лучший из людей, щедрейший, храбрейший [«Аль-Бухари ма’а аль-фатх» 10/455. № 6033, Муслим 4/1804. № 2308] и добрейший из них, обладатель самой великой скромности, справедливости, терпения, мягкости, выдержки, великодушия, сдержанности, стыдли­вости и стойкости — вот каким был Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует.

 

5. Он совершал все виды джихада:

— Джихад со своею душою, включающий четыре составляю­щие — усердие в обучении ее религии, совершение деяний сооб­разно выученному, призыв к религии, основанный на мудрости и понимании, терпение тех трудностей, с которыми сопряжен при­зыв к религии.

— Джихад с шайтаном, включающий две составляющие — от­ведение внушаемых им сомнений и домыслов (шубухат) и проти­востояние возбуждаемым им страстям (шахават).

— Джихад с неверующими, включающий в себя четыре состав­ляющие — джихад сердцем, джихад языком, джихад имуществом, джихад руками.

— Джихад с несправедливыми, включающий в себя три состав­ляющие — джихад рукой, затем — языком, затем — сердцем.

Все эти тринадцать составляющих джихада были соверше­ны Мухаммадом, да благословит его Аллах и да приветствует, в самой полной степени. Все его время было посвящено джихаду — усердию на пути Аллаха сердцем, языком, руками и имуществом. Благодаря этому он превзошел всех лю­дей славой и стал обладателем самого достойного положения у Всевышнего Аллаха. “Зад аль-ма’ад” (3/5,10,12).

Между ним и врагами единобожия проходили сражения. Под его личным руководством состоялось 27 походов, девять из ко­торых ознаменовались битвами, в которых он принял непосред­ственное участие. Что же касается походов, которые состоялись по его приказу, но без его участия, [Походы, состоявшиеся по приказу Пророка, но без его участия, на­зываются «сариййа»] то их число доходит до пяти­десяти шести. Ан-Навави «Шарх сахих муслим» (12/95), «Фатх аль-бари» (7/279-281, 8/153).

 

6. В отношениях с людьми и обращении с ними ему не было рав­ных. Если он одалживал что-либо, то возвращал тем, что лучше. Сообщается, что как-то раз один человек, у которого Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, одал­живал верблюдицу, пришел к нему и стал в грубой форме требовать у него возвращения долга. Сподвижники решили проучить этого чело­века за такое обращение с посланником Аллаха, однако Посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Оставьте его, ибо, поистине, у обладателя права [В данном случае речь идет о законном праве на возвращение долга] есть право и говорить”, — после чего он велел: “Отдайте ему верблюда такого же возраста, как и его верблюд”. Сподвижники сказали: “О посланник Аллаха, есть только верблюды более хороших возрастов”. “Дайте ему такого верблюда”, — приказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. Получив верблюда, человек сказал Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: “Ты рассчитался со мною сполна, да наградит тебя сполна Аллах!” “Поистине, лучши­ми из рабов Аллаха являются те, которые лучше всех отдают свои долги!” — сказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. Аль-Бухари (№ 2305), Муслим (№ 1600).

Однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, купил у Джабира ибн Абдуллаха его вер­блюдицу, перед этим слегка поторговавшись с ним, а затем ска­зал ему: «Ты думаешь я торговался, чтобы приобрести твою верблюдицу?» «Нет, о посланник Аллаха!» — ответил Джабир. «Возьми себе и верблюдицу, и деньги»,* — сказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. *[«Аль-Бухари ма’а аль-фатх» 4/320. № 2097, Муслим № 3/1221, 715].

 

7. Он был обладателем самого прекрасного нрава, ибо его нра­вом был Коран, как на то указывается в хадисе от Айши, да будет ею доволен Аллах. Муслим (1/513, № 746).

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Я послан для того, что­бы довести до совершенства благородство нравов». Аль-Байхаки (10/192), Ахмад (2/381). См. «Ас-сильсиля ас-сахиха» (№ 45).

 

8. Он менее кого-либо был привязан к благам этого мира и был самым умеренным и неприхотливым человеком. Он спал на ци­новке, и следы от нее оставались на его боках. Однажды к нему пришел Умар ибн аль-Хаттаб и, увидев это, сказал: «О посланник Аллаха, почему ты не ляжешь на более мягкую постель?» «Что для меня этот мир! Я и этот мир подобны всаднику и дере­ву на его пути. Преодолевая путь в летний день, он останав­ливается под этим деревом, чтобы немного отдохнуть в его тени, а затем едет дальше, покидая его». Ат-Термизи и др. См. «Ас-сильсиля ас-сахиха» (№ 439), «Сахих ат-термизи» (2/280).

 

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Будь у меня гора золота величиной с Ухуд, то, поистине, я был бы рад, если бы через три дня не осталось от нее ничего, кроме того, что приберег бы я для уплаты долгов!» Аль-Бухари (№ 2389), Муслим (№ 991).

 

Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, передал: «До самой смерти Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, он и его семья никогда не ели досыта три дня подряд» «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/517, 549. № 5374).

 

Причина этого, по всей очевидности, заключалась в том, что у них всегда было мало еды. Они могли бы найти для себя пищу в достатке, однако отдавали предпочтение другим и не требовали для себя многого. См. «Фатх аль-бари» (9/517, 549. № 5374, хадис Айши № 5416).

 

Айша, да будет ею доволен Аллах, говорила: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, покинул этот мир, так и не наевшись досы­та даже ячменного хлеба». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/549. № 5414)

 

Она же рассказывала: «Если семья Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, принимала пищу два раза в день, то один из приемов обязательно состоял из одних только фиников». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/282. № 6455).

 

В другом со­общении Айши говорится: «Бывало так, что проходило два месяца и мы видели молодую луну в третий раз и за все это время в домах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не разжигали огня». [Здесь имеется в виду, что в домах жен Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в течение этого времени не готовили горячую пищу].

Племянник Айши — 'Урва, которому она рассказывала об этом, спросил: «О тетушка, что же поддерживало вас?» Она сказала: «Финики и вода». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/283. № 6459).

 

Айша, да будет ею доволен Аллах, рассказывала: «Постелью посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, служила кожаная подстилка, набитая паль­мовыми волокнами». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/282. № 6456).

 

Несмотря на это, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обращался к Аллаху с такой моль­бой: «О Аллах, сделай уделом семьи Мухаммада необходимое пропитание!» [«Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/283. № 6460), Муслим (№ 1055). Под «необходимым пропитанием» (ар. аль-кут) имеется в виду то ми­нимальное количество еды, благодаря которому можно поддерживать жизнь, не допуская излишества. Когда человек располагает лишь необходимым ему, он бывает убережен от бедствий, связанных как с богат­ством, так и с бедностью].

 

9. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, больше, чем кто-либо, боялся совершить грех. Он говорил: «Поистине, бывает так, что я прихожу к себе до­мой, нахожу на своей постели или где-нибудь в доме упавший финик и поднимаю его, чтобы съесть, а потом начинаю опа­саться, что он может оказаться частью милостыни,* бросаю его обратно». Муслим (2/751. № 1070).

*[Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и его семье было запрещено брать милостыню и есть то, что дано людьми в качестве милостыни].

Однажды аль-Хасан ибн 'Али взял один финик из тех, что были собраны в качестве закята, и положил его себе в рот. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ему: “Нельзя, нельзя, выбрось его! Разве ты не знаешь, что мы не едим собранного для милостыни?” Муслим (2/751. № 1069).

 

10. Несмотря на то, что сам Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал все эти благо­словенные деяния, он говорил людям: «Беритесь за такие дела, которые вам по силам, ибо, поистине, Аллах не устанет, пока сами вы не устанете. [То есть Аллах не устанет награждать вас, пока вы не устанете со­вершать благие дела].

Самыми любимыми для Аллаха благи­ми деяниями являются такие, которые совершаются посто­янно, даже если их мало». Домочадцы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, если начинали совершать какие-либо благие деяния, то делали это постоянно. «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (4/213. № 1970; 11/294. № 6465), Муслим (1/541, 2/811. № 782).

 

Сам Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, если один раз совершал какую-нибудь молитву, то потом обычно совершал ее постоянно». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (4/213. № 1970); см. «Сахих аль-бухари» (№ 6461-6467).

 

Однажды группа сподвижников нашла для себя недостаточным то количество богоугодных деяний, которые совершает Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, и они сказали: «Кто мы по сравнению с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, которому про­щены и прошлые его прегрешения, и будущие!» Потом один из них сказал: «Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напро­лет». Другой сказал: «А я стану постоянно соблюдать пост». Третий сказал: «А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь». [Четвертый же сказал: «А я не буду есть мясо»] А через некоторое время к ним подошел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: «Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас стра­шусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь по ночам и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает следовать моей сунне, не имеет ко мне отношения!» «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/104. № 5063), Муслим (2/1020. № 1401); В квадратных скобках приводится то дополнение, которое со­держится в версии Муслима.

 

Под «сунной» в этом хадисе подразумевается путь, пример, а не то, совершение чего, в отличие от строгих предписаний религии (фард), желательно, но необязательно.

 

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал великие деяния благочестия, но вместе с тем говорил: «Придерживайтесь правильного*, и приближай­тесь**, и знайте, что никто из вас не спасется благодаря (одним лишь) делам своим.” Люди спросили: “И даже ты, о по­сланник Аллаха?” Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “И я, если только не проя­вит Аллах милосердие и не окажет мне милость Свою».

*[То есть: не пытайтесь делать то, что вам не по силам делать постоян­но, придерживайтесь умеренности].

**[То есть: старайтесь найти для себя нечто оптимальное, что вы смо­жете совершать изо дня в день].

 

В другой версии этого хадиса сказано: «Придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и просите Аллаха о помощи утром, вечером и некоторое время ночью, и так мало-помалу вы достигнете (цели)». Аль-Бухари (№ 6463, 6464), Муслим (4/2170. № 2816-2818).

Он взывал к Аллаху со словами: «О Переворачивающий серд­ца! Укрепи мое сердце в Твоей религии!» [Ат-Термизи 5/238. № 3522 и др. См. «Сахих ат-термизи» 3/171] — и говорил: «О Аллах! Направляющий сердца! Направь наши сердца к покор­ности Тебе!» Муслим (4/2045. № 2654).

 

Из рассказанного в этой главе можно извлечь много полезных уроков и выводов. Укажем среди них на следующие:

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует — образец для каждого мусульманина, правдивого с Аллахом, абсолютно во всех вопросах, ибо Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поми­нает Аллаха»(33:21).

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует — лучший из людей, как внешностью, так и нрав­ственностью.

 

 

5.Благородный пророк — милость Аллаха для миров.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.137.4 (0.017 с.)