Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание внешности и нравственный облик Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обладал самыми лучшими физическими и нравственными качествами. Ни у кого не было таких же мягких ладоней. Ни от кого не исходил такой же изумительный аромат, как от него. Никто не обладал таким же совершенным разумом, не был так же прекрасен в обращении с людьми, столь же сведущ об Аллахе, покорен и усерден в служении Ему, столь же храбр, щедр, справедлив и великодушен, столь же терпелив и вынослив, столь же смирен* перед Господом и добр к Его рабам и столь же застенчив.
*[Абдуллах ибн аш— Шиххир сообщил: «Я вошел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в то время, когда он совершал намаз, и услышал, как из его груди исходят звуки, напоминающие бульканье котелка, от того, что он плакал». Этот хадис приводится у Абу Дауда (№ 904). Аль-Албани подтвердил его достоверность в «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 276)].
Он не мстил и не гневался за обиды, нанесенные ему, но высказывал праведный гнев, когда попирались установления Аллаха. Его месть была только ради Аллаха. Он не знал лицеприятия: сильный и слабый, близкий и далекий, знатный и простолюдин — ко всем он был одинаково справедлив. Он никогда не порицал никакую еду: ел то, что вызывало у него аппетит, и оставлял то, чего есть не хотелось. Ел из благой пищи, что приходилось, и не требовал изысков. Принимал подарки и вознаграждал за них, но не принимал милостыню. Собственноручно чинил обувь и латал одежду, помогал семье по хозяйству, доил овец и справлялся со своими нуждами, обходясь без посторонней помощи. Не было никого скромнее, чем он. Он отвечал на приглашение всякого — богатого и бедного, знатного и простолюдина. Любил бедняков, участвовал в их похоронах и навещал при болезни. Ездил и на лошади, и на верблюде, и на осле, и на муле, а также сажал позади себя других. Когда шел пешком с людьми, то пропускал их вперед, а сам шел позади них. Ахмад (3/398). Ибн Маджа (№ 246), аль-Хаким (4/481), Ибн Хиббан (2099). См. также «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» (№ 1557).
Кольцо, которое он носил, было сделано из серебра. Он одевал его на правый или левый мизинец. Очень часто ему приходилось затягивать потуже пояс из-за недостатка еды. Аллах даровал ему ключи от сокровищниц этого мира, но он выбрал для себя мир вечный.
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не был слишком высок ростом, но и не был низок, не был смугл, но и не имел бледный цвет кожи. [То есть его кожа была светлой со слегка розоватым оттенком] Его волосы не вились кудрями, но и не были прямыми. Ат-Термизи «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 1). Достоверность этого сообщения подтверждена аль-Албани. Оно приводится также у аль-Бухари (№ 3549). У него были крупные кисти рук и ступни и красивое лицо. Аль-Бухари (№ 5908). Оно было белым, с очень приятными чертами. Муслим (№ 2340). Он был широкоплеч, его густые волосы доходили до мочек ушей, иной раз — только до их середины, а иногда он опускал их до плеч. Борода была густая, а на теле волос было совсем мало. У него была крупная голова и крупные суставы, длинная полоса волос начиналась на груди и доходила до пупка, а когда он шел, то покачивался, будто ступал по склону. Не было подобного ему ни до него, ни после. У него был большой рот, большие глаза и сухие лодыжки. Его облик был красивее месяца, а лицо подобно полной луне. Между лопатками у него была печать пророчества. Она представляла собой родинку красного цвета размером с голубиное яйцо. Упоминается также, что на ней росло несколько волосков.
Он разделял волосы пробором и умащал их. Никогда не укорачивал бороду, а лишь расчесывал ее, и своим последователям также приказывал отпускать и отращивать бороды. Он настоятельно рекомендовал наносить перед сном на веки сурьму и говорил: «Подкрашивайте глаза перед сном сурьмой. Это делает взор более ясным и способствует росту ресниц». Ат-Термизи «Аш-шамаиль». Аль-Албани оценил хадис как достоверный в «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 43). Также он говорил: «Лучшее, что вы можете наносить на веки, — это сурьма. Она делает взор ясным и способствует росту ресниц». Ат-Термизи «Аш-шамаиль». Аль-Албани оценил хадис как достоверный в «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 44). У него было мало седых волос как на голове, так и в бороде. Когда он умащал волосы, то седины не было видно совсем, а когда не умащал, то можно было увидеть несколько седых волосков. Всего их насчитывалось около двадцати. Он говорил: «Меня заставила поседеть сура «Худ» и подобные ей», а в другой версии хадиса приводятся такие его слова: «Причина, по которой у меня появилась седина, — суры «Худ», «Аль-ваки'а», «Аль-мурсалят», «Ан-наба» и «Ат-таквир»». «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 34, 35). Достоверность сообщения подтверждена аль-Албани. Посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует, нравилось носить длинные рубашки (аль-камис) и полосатые йеменские плащи (аль-хибара). Из предметов его одежды — чалма (аль-'имама), изар, [Кусок ткани, оборачиваемый вокруг бедер] доходивший до середины голени. «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 97). Достоверность сообщения подтверждена аль-Албани. Он очень любил благовония и говорил: «Благовония для мужчин имеют явный запах, но не оставляют цвета, а благовония для женщин оставляют цвет, но не имеют заметного запаха». «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 188). Достоверность сообщения подтверждена аль-Албани. В дни праздника и для встречи прибывающих к нему делегаций он старался одеться красиво. Любил чистоту.
Ему не нравилось, если кто-то вставал, когда он входил, или находился в положении стоя, когда он сидел, и сподвижники не делали так, зная его отношение к этому. Ахмад (3/134). Он очень любил чистить зубы мисваком, и это было первое, что он делал, входя в дом. Вставая ночью для совершения намаза, он сначала освежал рот мисваком.
Он спал в первую часть ночи, затем просыпался и совершал намазы. Его ночные намазы были долгими, так, что от долгого стояния у него даже опухали стопы. В конце ночи, незадолго до зари, он совершал аль-витр — намаз, состоящий из нечетного числа ракаатов, и этим заканчивал ночной намаз.
Ему нравилось слушать Коран, когда его читают другие.
Он посещал больных, участвовал в похоронах, совершая за умерших погребальный намаз. Одним из его отличительных качеств была большая стыдливость. Если ему что-то не нравилось, то узнать об этом можно было по изменению выражения его лица.
Он уповал на Аллаха по-настоящему, потому что был господином уповающих. Анас, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «Я служил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, десять лет, и всякий раз, когда мне не удавалось выполнить задание, с которым он меня посылал, он лишь говорил: «Если бы это было предопределено Аллахом, то получилось бы». Ахмад (1/352). Хадис достоверный.
Однако несмотря на предельное упование на Всевышнего, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тем не менее учитывал и внешние причины, совершая необходимые действия и предпринимая меры.
Он никогда не поступал вероломно и запрещал другим вероломство и измену. Даже до прихода Ислама Аллах оберегал Своего будущего посланника от мерзостей времен невежества. Аль-Бухари (№ 3829), Ахмад (4/222). Будучи ребенком, Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, пас овец, ибо не было ни одного пророка, который не пас бы в начале своей жизни овец. Аль-Бухари (№ 2262, 3406). Когда он проходил мимо камней, еще не будучи пророком, они приветствовали его миром. Муслим (№ 2277). У него есть несколько имен. В достоверном хадисе сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Я — Мухаммад (Восхваляемый) и Ахмад (Хвалящий), и я — аль-Махи (Стирающий), посредством которого Аллах сотрет неверие, и я — аль-Хашир (Собирающий), вслед за которым будут собраны люди (в Судный день), и я — аль-‘Акиб (Идущий вслед)». «Идущий вслед» — то есть последний пророк, после которого уже не будет пророков. Аль-Бухари (№ 3532), Муслим (№ 2354). В другом хадисе приводятся такие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Я — Мухаммад и Ахмад, и я — аль-Мукаффи (Ступающий по следам)*, и я аль-Хашир (Собирающий), и я — Набий ар-тавба (Пророк Раскаяния), и я — Набий ар-рахма (Пророк Милости)». Муслим (№ 2355), ат-Термизи «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 316).
*[Тот есть тот, кто идет по следам пророков, прошедших до него. «Потом Мы отправили по их следам Наших посланников» (Коран, 57: 27). См. «Зад аль-ма'ад» (1/94)].
Его куньей было Абу Касим. Всевышний отправил его для того, чтобы довести через него до совершенства благородные нравы. Ахмад (2/381, № 8939). Его имя упоминается Аллахом в нескольких местах Корана: В суре «Аль 'Имран»: «Мухаммад является всего лишь посланником, до которого уже были посланники» (3:144). В суре «Аль-ахзаб»: «Мухаммад — не отец кого-либо из ваших мужей, а посланник Аллаха и последний из пророков» (33:40). В суре «Мухаммад»: «Он простил грехи и исправил положение тех, которые уверовали, совершали благие деяния и уверовали в истину, ниспосланную Мухаммаду от их Господа» (47:2). В суре «Аль-фатх»: «Мухаммад — посланник Аллаха» (48:29). В суре «Ас-сафф» Аллах приводит слова Исы, мир ему: «Я послан благовествовать о посланнике, который придет после меня, имя коему — Ахмад» (61:6).
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, посвящал много времени поминанию Аллаха и размышлениям над Его знамениями и мало разговаривал. Его намазы были долгими, а проповеди короткими. Он любил ароматные запахи и поэтому никогда не отказывался, если кто-то предлагал ему умаститься благовонием, и не любил неприятные запахи.
Он улыбался больше, чем кто-либо, а изредка смеялся так, что виднелись его коренные зубы. Джарир, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «С тех пор, как я принял ислам, я ни разу не получил от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, отказа на то, чтобы войти к нему в дом. Всякий раз, встречая меня, он улыбался мне в лицо. Однажды я пожаловался ему, что не могу хорошо держаться на коне, и он ударил меня по груди и сказал: “О Аллах, укрепи его и сделай его ведущим по правильному пути и ведомым по правильному пути! /Аллахумма, саббит-ху ва-дж‘аль-ху хадийан махдийан!/”» Аль-Бухари (№ 3035, 3822, 6090).
Посланник Аллаха шутил, но даже шутя он говорил только правду. Он ни с кем не был груб, охотно принимал извинения и оправдания. Пищу, он принимал тремя пальцами, которые затем облизывал, а во время питья трижды делал паузы и выдыхал, отстранившись от сосуда. Он разговаривал кратко, но слова его содержали в себе много смысла. Его речь была понятной и ясной, так что слушающий его запоминал услышанное. Иногда он повторял сказанное трижды, для того чтобы его слова стали предельно ясны слушателю. Он никогда не разговаривал без нужды. В нем были собраны все благородные нравственные черты и прекрасные поступки. Если он упрекал кого-то, то, как правило, делал это намеком; приказывал людям мягкость, и побуждал к ней, и запрещал им резкость и грубость. Он призывал к великодушию, прощению, сдержанности, благоразумию, спокойствию, терпеливости, добронравию и благородным моральным качествам. Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, нравилось одевать обувь, начиная с правой ноги, расчесывать и умащать благовониями волосы и бороду, начиная справа, и совершать омовение, начиная с правой стороны тела, и поступать так же во всех остальных своих делах. Он порицал слишком частое расчесывание и укладывание волос. Левую руку использовал для подмывания и других действий неблагородного порядка. Укладываясь спать, он ложился на правый бок и подкладывал правую ладонь под правую щеку. Перед сном он произносил специальные зикры (формулы поминания Аллаха). Когда он немного дремал перед наступлением утра, то клал голову на ладонь, держа предплечье вертикально и упираясь локтем в пол. Места, где он сидел с людьми, были собраниями знания, здравомыслия, стыдливости, верности, непорочности, терпения и спокойствия. В этих собраниях не повышались голоса, не попирались запреты Аллаха, люди старались превзойти друг друга в богобоязненности, скромности, почтении к старшим, сочувствии к младшим, помощи нуждающимся. Покидая их, они шли распространять добро и призывать к благу. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сидел на земле и ел, кладя еду на землю. Он шел вместе с бедняками, вдовами и рабами, чтобы уладить их проблемы, и не бросал их, пока не решал. Проходя мимо играющих детей, всегда приветствовал их. Никогда не пожимал руку чужим женщинам, проявлял дружеские чувства к своим сподвижникам, справлялся о них и навещал, оказывал почтение благородным людям из любого племени, и обращался лицом и беседовал с каждым, кто разговаривал с ним, даже если это были худшие из людей, и вызывал у них тем самым расположение и дружеское отношение. Анас, который служил у него в течение десяти лет, рассказывал: «Пророк ни разу не высказал мне неудовольствия. Что бы я ни сделал, он ни разу не упрекнул меня, сказав: «Зачем ты это сделал?!», а если я не выполнял чего-либо, он никогда не порицал меня, говоря: «Почему ты этого не сделал?!» Ни у кого из людей не было такого прекрасного нрава, как у него. Я не касался в своей жизни ни шелка, ни бархата мягче, чем его ладони, и не вдыхал запаха мускуса ароматнее, чем запах его пота». Аль-Бухари (№ 6038), Муслим (№ 2309), ат-Термизи «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 269).
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не совершал и не говорил ничего непристойного, не кричал, даже находясь на рынке, не отвечал злом на зло, а прощал, извинял, проявлял кротость, сдержанность и благоразумие. Он ни разу не поднял руку ни на слугу, ни на жену, ни на кого из людей вообще, за исключением тех случаев, когда сражался на пути Аллаха. Когда ему предоставлялась возможность поступить так или иначе, он останавливал свой выбор на наиболее легком варианте, если только в этом не было ничего греховного. Если же в этом было что-то греховное, то он держался от такого дела дальше любого из людей. Аллах даровал ему все совершенство благонравия и все прекрасные качества, пожаловал ему из знания, достоинств и всего того, что является для человека спасением, успехом и счастьем в дольней жизни и вечной, столько, сколько не жаловал никому из созданий. Его, не обученного грамоте, не умеющего ни читать, ни писать, никогда не учившегося ни у одного учителя, Всевышний Аллах избрал и превознес над всем человеческим родом — первыми его поколениями и последними — и сделал ниспосланное ему откровение религией для всех людей и джиннов до самого Судного дня. Да пребудут над этим человеком, чьим нравом был священный Коран*, нескончаемые благословения и мир Аллаха. *[Ан-Навави «Тахзиб аль-асма ва-ль-лугат» (1/25-26, 31-32), ат-Термизи «Мухтасар аш-шамаиль» (стр. 13-194)]. Каждому из нас надлежит следовать его примеру и подражать ему в его словах, действиях, усердии, джихаде, аскетизме, набожности, правдивости и искренности, кроме тех вещей, которые относятся к его исключительным особенностям, а также вещей, которые нам не под силу. См. ан-Навави «Тахзиб ас-сира» (стр. 56), Абдульгани аль-Макдаси «Мухтасар ас-сира» (стр. 77), аль-Кади ‘Ияд «Хукук аль-мустафа» (1/77-215), ат-Термизи «Мухтасар аш-шамаиль» (стр. 112 —188).
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Должны вы делать лишь то, что вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллаху не наскучит (награждать вас за праведные деяния), пока вам самим не наскучит (их совершать)». Аль-Бухари (№ 1970), Муслим (1/541, № 782).
Он также сказал: «Отстраняйтесь от того, что я вам запретил, а из того, что я вам приказал, совершайте то, что вам под силу». Аль-Бухари (№ 7288). Муслим (№ 2619).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.53.139 (0.015 с.) |