Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начало болезни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его поручение Абу бакру вести общий намаз.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
После возвращения из прощального хаджа в месяце зу-ль-хиджжа Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, провел в Медине оставшуюся часть этого месяца и следующие за ним месяцы мухаррам и сафар, занимаясь в течение этого времени подготовкой военного похода под руководством Усамы ибн Зайда. В последние дни месяца сафар Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, почувствовал недомогание. Говорят, что его болезнь началась двадцать второго числа месяца сафар. По другим сообщениям — двадцать девятого. Сообщается также, что это было в начале месяца раби' аль-авваль. После того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, почувствовал ухудшение своего состояния, он совершил молитву за шахидов Ухуда и стал посещать кладбище аль-Баки', где приветствовал его обитателей и молился за них, прощаясь с ними, о чем рассказывалось ранее. Когда однажды он вернулся с аль-Баки', его жена Айша пожаловалась ему на головные боли. «О моя голова!» — стонала она. «У меня голова болит сильнее, о Айша, — сказал он. — Не переживай, ведь если ты умрешь раньше меня, я позабочусь о тебе: оберну тебя в саван, совершу за тебя заупокойный намаз и похороню тебя». Услышав это, Айша воскликнула: «Клянусь Аллахом, сделав все это, ты вернешься в мой дом и проведешь там время с одной из твоих жен!» «Когда я произнесла эти слова, — рассказывала позднее Айша, — посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся». [Это сообщение приведено Ибн Хишамом с цепочкой передачи Ибн Исхака. См. «Сира ибн Хишам» (4/320), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/224), «Фатх аль-бари» (8/129, 130). Этот хадис привели также Ахмад (6/144, 228), Ибн Маджа, аль-Байхаки. Шейх аль-Албани подтвердил его достоверность в «Ахкам аль-джанаиз» (стр. 50)].
Болезнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, продолжала усиливаться, пока окончательно не свалила его. В этот день он находился в доме Маймуны. Он позвал к себе всех своих жен и попросил у них позволения провести дни болезни в доме Айши. [См. «Сира ибн Хишам» (4/320), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/223-231). Большинство знатоков жизнеописания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, считают, что это событие произошло двадцать девятого сафара, в среду, и что болезнь Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, продолжалась тринадцать дней].
Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, стало совсем тяжко и его страдания усилились, он попросил своих жен, чтобы за ним ухаживали в моем доме, и они дали на это свое согласие. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который едва отрывал ноги от земли, вышел из того дома, где он находился, поддерживаемый с двух сторон Аббасом и еще одним человеком». Этим человеком был Али, да будет им доволен Аллах, как на то указывается в сообщении Ибн Аббаса (см. аль-Бухари (№ 687, Муслим (№ 418)).
И Айша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошел в свой дом и его страдания усилились еще больше, он сказал: «Вылейте на меня воду из семи бурдюков *, ремни которых еще не развязывались **, и, может быть, я смогу дать наставление людям». *[Он приказал сделать это в лечебных целях. Число «семь» часто фигурирует в шариатских законоположениях, а также в законах, связанных с устройством мироздания. В версии хадиса, приведенной у ат-Табарани, сказано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал, чтобы вода была взята из разных колодцев]. **[Имеются в виду такие бурдюки, в которые не могло попасть ничего такого, что осквернило бы собой воду].
Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «И его усадили в медный таз, принадлежавший жене Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Xафсе, а потом мы начали лить на него воду из этих бурдюков и делали это до тех пор, пока он не стал подавать нам знаки, желая сказать, что пора остановиться, после чего вышел к людям и обратился к ним с проповедью» Аль-Бухари (№ 198), Муслим (№ 418).
Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда во время болезни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, состояние его ухудшилось, он спросил: “Совершили ли люди намаз?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя”, — и тогда он велел: “Налейте для меня воды в корыто”». Айша сказала: «Мы сделали это, после чего он совершил полное омовение и попытался подняться, но потерял сознание. Очнувшись, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова спросил: “Совершили ли люди намаз?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха”. Тогда он опять велел: “Налейте для меня воды в корыто”». Айша сказала: «И он сел в это корыто, совершил полное омовение и попытался подняться, но снова лишился сознания. Очнувшись, он снова спросил: “Совершили ли люди намаз?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха”. Тогда он опять велел: “Налейте для меня воды в корыто”. И он сел в него, совершил полное омовение и попытался подняться, но снова лишился сознания. Очнувшись, он снова спросил: “Совершили ли люди намаз?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха”. Между тем люди оставались в мечети, ожидая Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, для совершения вечернего намаза, и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел передать Абу Бакру, чтобы намаз с людьми провел он. Посланный им человек сказал Абу Бакру: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велит тебе провести намаз с людьми”. Тогда Абу Бакр, который был мягкосердечным человеком, сказал: “О 'Умар, помолись с людьми ты”, — но 'Умар ответил ему: “Ты имеешь больше прав на это!” — и в эти дни общие намазы проводил Абу Бакр. А через некоторое время Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, немного полегчало, и он вышел из дома на полуденный намаз, где имамом был Абу Бакр, передвигаясь с помощью двух человек, одним из которых был Аббас [Вторым человеком был 'Али, да будет им доволен Аллах]. Увидев его, Абу Бакр хотел отойти назад, однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знаком показал ему, чтобы он не делал этого, и сказал: “Посадите меня рядом с ним”, — и они усадили его рядом с Абу Бакром. После этого Абу Бакр стал молиться, повторяя все необходимые действия за сидевшим Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а люди повторяли их за Абу Бакром» Аль-Бухари (№ 687), Муслим (№ 418). В хадисе ясно указывается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил, сидя возле Абу Бакра, именно полуденный намаз (аз-зухр). [Некоторые утверждают, что это был утренний намаз (ас-субх). В доказательство они приводят сообщение Аркама ибн Шурахбиля от Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил чтение Корана с того места, до которого дошел Абу Бакр». Это сообщение привел Ибн Маджа с хорошей цепочкой передатчиков. Однако в нем не содержится доказательства того, что намаз, совершенный Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, сидя возле Абу Бакра, был утренним, потому что вполне возможно, что, приблизившись к Абу Бакру, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, услышал именно тот аят, до которого он дошел. Сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, при совершении намазов, в которых Коран читается про себя, иногда давал услышать людям некоторые аяты, которые читал. На это указывает хадис Абу Катады. Но даже если согласиться с тем, что это был намаз, в котором Коран читается вслух, то где доказательство, что это был непременно утренний намаз? Возможно, что речь идет, например, о послезакатном намазе, тем более, что в обоих «Ас-сахихах» приводится сообщение Умм аль-Фадль: «Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал в послезакатном намазе суру «Аль-Мурсалят», и после этого он больше не молился с нами, пока Аллах не упокоил его» (см. аль-Бухари (№ 763, 4429), Муслим (№ 462)). Однако Ибн Хаджар пишет: «Я нашел у ан-Насаи сообщение о том, что намаз, упомянутый Умм Фадль, был совершен Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, у себя дома. Аш-Шафи'и однозначно указал на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в свои предсмертные дни совершил с людьми в мечети только один намаз — это тот самый намаз, который он совершил сидя и в котором Абу Бакр был сначала руководителем (имамом), а потом — руководимым (ма'мумом), произносившим вслух такбиры для людей» Источник: «Фатх аль-бари» 2/175].
Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды, когда недуг посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, усилился, пришел Биляль и возгласил азан, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел: “Скажите Абу Бакру, чтобы он молился с людьми”. [Иначе говоря, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который всегда сам был имамом, велел занять свое место Абу Бакру, да будет доволен им Аллах]. Я сказала ему: “О посланник Аллаха, Абу Бакр испытывает сильную печаль и плачет, если он займет твое место, люди ничего не услышат из-за его плача, а поэтому вели молиться с людьми 'Умару!”» Однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вновь сказал: “Скажите Абу Бакру, чтобы он молился с людьми”. Тогда я сказала Хафсе*: «Скажи ему: “Если Абу Бакр займет твое место, люди ничего не услышат из-за его плача, а поэтому вели молиться с людьми 'Умару!”» *[Хафса — одна из жен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и дочь Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах]. Хафса так и сделала, и тогда посланник Аллаха, сказал: «Перестань! Поистине, вы подобны женщинам, увидевшим Йусуфа! Велите же Абу Бакру, чтобы он молился с людьми!» И после этого Хафса сказала Айше: «Я никогда не видела от тебя блага!» Айша сообщила: «Абу Бакру был передан приказ Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он стал совершать с людьми намаз. Тем временем Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, стало немного лучше, и он вышел из дома [Имеется в виду примыкавшая непосредственно к мечети комната Айши, да будет доволен ею Аллах], передвигаясь с помощью двух человек, которые поддерживали его справа и слева, и задевая ногами землю. Когда Абу Бакр услышал приближение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то начал отходить назад, однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знаком показал ему, чтобы он оставался на своем месте, после чего подошел к Абу Бакру и сел слева от него. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал молиться, Абу Бакр следовал* за ним, а люди следовали за Абу Бакром» Аль-Бухари (2/204 — № 713, № 679), Муслим (№ 418). *[То есть повторял за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, все его движения].
Причина, заставившая Айшу, да будет ею доволен Аллах, просить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пересмотреть свое решение о ведении намаза Абу Бакром, объясняется в одной из версий хадиса, приведенной у аль-Бухари. В ней сообщаются такие слова Айши: «Я просила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пересмотреть его решение. Настаивать на этом меня заставило мое опасение, что люди никогда не будут любить того, кто занял место Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Я полагала, что кто бы ни встал на место Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, это будет сочтено людьми как дурной знак. Именно поэтому я и хотела, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назначил кого-нибудь другого вместо Абу Бакра». Аль-Бухари (№ 198, 4445), Муслим (№ 418). Сказав Хафсе «все вы подобны женщинам, увидевшим Йусуфа», Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что она и Айша, советуя ему, делали это неискренне, поскольку, ссылаясь на мягкосердечие Абу Бакра, Айша, которая была его дочерью, на самом деле опасалась, что, когда люди увидят его на месте Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, они сочтут это дурным знаком, придут в волнение и будут связывать с именем Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, горестные для всех мусульман события, связанные с болезнью и кончиной Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Ибн Касир сказал: «То, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отдал предпочтение Абу Бакру перед другими — непреложный факт исламской религии. Предпочтение, отданное ему посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельствует о том, что он был самым знающим из сподвижников и больше других читал и понимал книгу Аллаха, потому что в достоверном хадисе сказано: «Во время намаза имамом для людей должен быть тот из них, кто больше всех читает Книгу Аллаха; если в этом они равны между собой, то — тот из них, кто лучше всех знает сунну; если в этом они равны между собой, то — тот, кто раньше всех совершил переселение; если же они равны между собой и в этом, то — принявший ислам раньше всех». Муслим (№ 673). В Абу Бакре нашли совмещение все указанные в данном хадисе достоинства…». [«Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/234). Аль-Байхаки привел сообщение Анаса, да будет им доволен Аллах, в котором сказано: «Последний намаз Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с людьми был совершен им в одном одеянии, в которое он завернулся, и был совершен им за Абу Бакром». Ибн Касир в «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/234), указывает на то, что иснад этого хадиса хороший и отвечает условиям достоверного хадиса. Выдающийся ученый Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, отдал предпочтение тому мнению, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ни разу не совершил намаз ни за кем из своих последователей, кроме Абдуррахмана ибн 'Ауфа. Что же касается намаза, совершенного им сидя возле Абу Бакра, то в нем он был имамом, как уже указывалось ранее]. Данная глава указывает на: 1. Желательность посещения могил шахидов Ухуда и могил обитателей аль-Баки' и обращение при этом к Аллаху с мольбой за них при условии, что человек не предпринимает для этой цели специального путешествия и не совершает во время посещения никаких религиозных нововведений. 2. Дозволенность обмывания мужем своей умершей жены и подготовки ее к погребению, а также выполнение всего этого женой для мужа. 3. Дозволенность обращения мужа к своим женам с просьбой разрешить ему провести дни болезни в доме одной из них, когда переход из дома в дом составляет для него трудность. В случае несогласия ими на это, мужу следует бросить между ними жребий. 4. Допустимость в отношении пророков таких состояний, как болезнь и потеря сознания, в отличие от сумасшествия, которое никогда не постигает пророков, ибо является недостатком. В том, что пророки подвергаются болезням, скрыт большой мудрый смысл. Посредством посылаемых им болезней Всевышний увеличивает уготовленную им награду и повышает их степень. Пережитые пророками муки служат утешением для людей, которых постигли страдания. Кроме того, болезни пророков доказывают, что, несмотря на чудесные знамения, производимые их руками, они все-таки являются людьми, не владеющими для себя ни вредом, ни пользой, кроме той, что пожелает Аллах. Это удерживает людей от излишнего почитания пророков и поклонения им. 5. Желательность совершения полного омовения при обмороке, так как оно возвращает телу активность и способствует спаданию лихорадки. 6. Желательность ожидания имама молящимися в случае его недолгой задержки. Если имам задерживается надолго и ожидание его составляет для людей затруднение, руководство намазом поручается самому знающему из присутствующих. 7. Превосходство Абу Бакра над остальными сподвижниками и его преимущественное право на пост халифа после Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. На последний вывод указывает то обстоятельство, что руководство общим намазом — прерогатива халифа, а также слова сподвижников, да будет ими доволен Аллах: «Мы согласны доверить руководство нашими мирскими делами тому, кому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поручил руководство нашими религиозными делами». 8. Поручение имамом проведения намаза самому достойному из людей в случаях, когда сам он, ввиду непредвиденных обстоятельств или неотложных дел, не имеет возможности присутствовать на общем намазе. 9. Преимущества и достоинства 'Умара, да будет им доволен Аллах. На это указывает тот факт, что Абу Бакр хотел перепоручить руководство намазом именно ему и никому другому. 10. Дозволенность произнесения слов похвалы в лицо человеку, если нет опасности, что это явится для него искушением и приведет его к самолюбованию и самодовольству. На такой вывод указывают слова 'Умара “Ты имеешь больше прав на это!”, сказанные Абу Бакру. 11. Дозволенность отказа лучшими и самыми достойными людьми от права выполнения каких-либо великих дел, если есть те, кто может их выполнить должным образом. 12. Дозволенность перепоручения человеком доверенных ему полномочий, таких, как проведение намаза и т.д., тому, кто достоин доверия. Этот вытекает из слов Абу Бакра “О 'Умар, помолись с людьми ты”. 13. Намаз — одна из главнейших обязанностей людей, за выполнение которой они несут ответственность. 14. Превосходство Айши над всеми женами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые были живы на ту пору. Их было девять, и Айша была одной из них. 15. Дозволенность высказывания правителю несогласия с его решением в форме предложения ему других решений или преподнесения добрых советов. Всякое возражение правителю должно быть мягким и строиться на мудрости и уважении к его статусу, соблюдении необходимых этических норм. 16. Дозволенность нахождения кого-либо из молящихся рядом с имамом, если в этом есть потребность или польза. Это делается при необходимости оповещения многочисленных молящихся, не слышащих голос имама, о молитвенных такбирах, при недостатке места в мечети, при совершении намаза группой женщин под руководством одной из них, а также в случае, когда вместе с имамом молится только один человек или когда недостаток одежды имама вынуждает молящихся прикрывать его. 17. Дозволенность громкого произнесения такбиров одним из молящихся для передачи остальным молитвенных такбиров имама, если его голос не слышен им. 18. Необходимость стремления к совершению обязательных намазов в коллективе, кроме случаев полного отсутствия сил и возможностей на это. 19. Самый знающий и самый достойный имеет больше прав на руководство намазом, чем менее знающий и достойный. 20. Необходимость следовать за имамом в намазе: если имам молится сидя, то и люди должны молиться сидя, а если он молится стоя, то и люди должны молиться стоя. 21. Допустимость благоговейного плача в намазе при условии, что плачущий не делает это наигранно и принужденно. Если же человек плачет непроизвольно и естественно, то в этом нет ничего предосудительного. См. «Шарх ан-навави ‘аля сахих муслим» (4/379 — 386), «Фатх аль-бари» (2/151, 152, 164, 166, 173, 203, 206) и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.179 (0.014 с.) |