I. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал мусульман к благонравию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал мусульман к благонравию.



 

Не счесть тех, кто принял ислам благодаря прекрасному нраву Пророка да благословит его Аллах и приветствует. Люди пленялись разными его чертами: щедростью, великодушием, любовью к прощению, кротостью, сдержанно­стью, терпением, мягкостью, скромностью, справедливостью, ми­лосердием, храбростью, силой…

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал верующих проявлять благо­нравие по многим причинам. Назовем некоторые из них:

1. Проявление высокой нравственности в жизни мусульман вообще и в особенности в жизни тех из них, кто занимается исламским призывом, относится к величайшим составляющим веры и высочайшим ее степеням. Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самой со­вершенной верой обладают те из верующих, кто имеет наилучший нрав». Ат-Термизи (3/437. № 1162), Абу Дауд (4/220. № 4682). Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим (хасан) в «Сахих ат-термизи» (1/340).

 

2. Высокая нравственность — насущная потребность каждо­го общества, а забота о своей нравственности является одной из важнейших задач каждого человека, призывающего других к религии. Пророк да благословит его Аллах и приветствует, указал на то, что человек, украсивший себя благонравием, будет в числе самых желанных для него людей в Судный день и самых близких к нему по занимаемому месту. Он сказал: «Воистину, в числе самых желанных для меня и самых близких ко мне по месту в Судный день будут те из вас, кто обладает самым прекрасным нравом». Ат-Термизи (4/370. № 2019). Шейх аль-Албани назвал хадис до­стоверным в «Сахих ат-термизи» (2/196).

 

3. Прекрасный нрав вводит мусульманина в число наилучших людей. Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «К самым благим из вас относятся те, кто обладает самым благим нравом». Аль-Бухари (№ 6029), Муслим (4/1810. № 2321).

Поэт сказал:

Народы существуют, пока сохраняется нравственность

И исчезают, когда она исчезает.

 

4. Благонравие является одним из величайших способов при­ближения к Аллаху и самых ценных даров, которые могут быть пожалованы человеку. Призывающий к Аллаху особо нуждается в этом огромном благе, чтобы применять и воплощать его само­му и побуждать к нему других. Делая это, он обретет великую награду Аллаха. Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет вещи более тяжелой на весах в Судный день, чем благонравие». Абу Дауд (4/253. № 4798), ат-Термизи (4/362. № 2002). Аль-Албани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих абу дауд» (3/911).Он также ска­зал: «С помощью своего хорошего нрава верующий человек может достичь степени постящихся, много совершающих молитвы». Наставляя Абдуллаха ибн 'Амра, он произнес та­кие слова: «Тебя не обеспокоит то, что не досталось тебе из этого мира, если ты обладаешь четырьмя вещами: надежно­стью в соблюдении доверенного, правдивостью в речах, бла­гонравием и скромностью» Ахмад «Аль-муснад» (2/177). Хадис приводится с неплохой цепочкой передачи. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагир» аль-Албани (1/301. № 886). Таким образом, обладая высокой нравственностью, человек обретает всякое добро и благодать. Пророком сказано: «Благочестие — это хороший нрав». Муслим (4/1980. № 2553).

 

5. Благонравие завещано Пророком да благословит его Аллах и приветствует, всем мусульманам, и особенно тем из них, кто посвятил себя исламскому призыву. Посылая Му'аза ибн Джабаля в Йемен для выполнения роли на­местника, судьи и призывающего к Аллаху, он заповедовал ему благонравие. «Придерживайся благонравия в обращении с людьми»*,— наставлял он его.

*Ат-Термизи (4/355. № 2389). Аль-Албани назвал этот хадис хоро­шим (хасан) в «Сахих сунан ат-термизи» (2/191).

 

6. Благонравие имеет огромную важность. Поэтому Всевышний приказал придерживаться его Своему благородному посланнику и отозвался с похвалою о его нраве. На важное значение благо­нравия указал и Посланник да благословит его Аллах и приветствует.

Обращаясь к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, Всевышний сказал:

«Будь снисходителен, вели творить добро и отвернись от не­вежд» (7:199).

Характеризуя его нрав, Аллах сказал: «Воистину, твой нрав превосходен» (68:4).

Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я послан Аллахом, чтобы довести до со­вершенства благородство нравов » Аль-Байхаки (10/192), Ахмад (2/381), аль-Хаким (2/613) см. также «Ас-сильсиля ас-сахиха» аль-Албани (1/75. № 45).

Айша, да будет ею дово­лен Аллах, на вопрос о нраве Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ответила: «Нравом ваше­го пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был Коран». Муслим (1/513. № 746).

 

7. Благонравие — один из главнейших методов привлечения людей к исламу и прямому пути. Поэтому всякий изучающий путь Божьего Избранника да благословит его Аллах и приветствует, со всей очевидностью убеждается в том, что он придерживался благонравия во всем, но особенно в вопро­сах призыва к Аллаху. Это заставляло людей устремляться к рели­гии Аллаха. Благодаря милости Аллаха, а затем благодаря благо­нравию Его пророка, люди входили в ислам толпами. О сколько тех, кто стал мусульманином, будучи сраженным великим нравом Посланника да благословит его Аллах и приветствует! Один человек принял ислам и сказал: «Клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твое, о посланник Аллаха, а теперь оно стало для меня самым любимым». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/87. № 4372), Муслим (3/1386. № 1764).

Другой, пленившись его великодушием, сказал: «О Аллах, помилуй меня и Мухаммада, и больше никого вместе с нами» [«Аль-Бухари ма’а аль-фатх» 10/438. № 6010], — однако Пророк да благословит его Аллах и приветствует, не позволил ему «ограничивать» ми­лость Аллаха, которая объемлет все сущее, и сказал: «Ты сузил нечто весьма широкое».

Третий человек сказал про него: «Я не видел ни до, ни после него такого великолепного наставника!» Муслим (1/381. № 537).

Четвертый, пораженный щедростью Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к своим соплеменникам со словами: «О мой народ! Принимайте ислам, ибо Мухаммад жалует дары, не боясь обеднеть!» Муслим (4/1806. № 2312).

Пятый сообщил: «Клянусь Аллахом, посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, был для меня сначала са­мым ненавистным человеком. Но он все одаривал меня и одаривал до тех пор, пока не стал для меня самым любимым человеком» Муслим (4/1806. № 2313).

Шестой, великодушно прощенный Пророком*, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся к своему народу и сказал: «Я вернулся после встречи с самым за­мечательным человеком», — после чего призвал своих соплемен­ников к исламу, и многие из них откликнулись на призыв. «Фатх аль-бари» (7/428).

И по­добных примеров можно привести множество.

*[Аль-Бухари № 2910, Муслим № 843]

 

8. Обладание благонравием — мечта каждого мусульманина и, в особенности, такого, кто искренне посвятил себя призыву к религии Аллаха, потому что посредством хорошего нрава человек обретает спасение и успех во всех делах — общих и личных. Зная о великом значении благонравия, Пророк да благословит его Аллах и приветствует, обращался к своему Господу с мольбою направить его к нему. Приступая к ночному намазу, он говорил: «О Аллах! …Направь меня к самым совер­шенным нравственным качествам, ибо никто не направит к ним, кроме Тебя». Муслим (1/534. № 770). Он также обращался к Аллаху со словами: «О Аллах, Ты даровал мне прекрасный облик, так даруй же мне и прекрасный нрав!» Аль-Байхаки, Ахмад (6/68). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Ирва аль-галиль» (1/113. № 74).

 

9. Хороший нрав человека вызывает любовь к нему у людей, в том числе и у врагов. Благонравный человек способен вызвать сим­патию у людей разных слоев. Всякий, кто общается с ним, проника­ется к нему любовью. Это обстоятельство служит немалым подспо­рьем в деле исламского призыва и облегчает человеку, занимающе­муся им, достижение его благородной цели по соизволению Аллаха. Призывающие к истине не могут объять всех людей милостыней и подарками, но могут объять их своим радушием и благонравием.

 

10. Человек, не украшенный благонравием, когда берется за призыв людей к исламу, зачастую отвращает их от него, и мало кому из них приносят пользу его знание и опыт. Природа людей такова, что они не принимают наставлений от того, кто относится к ним высокомерно и презрительно, кто не проявляет к ним вни­мания и уважения, даже если его слова — истина. Всевышний, об­ратившись к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непре­менно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них проще­ния и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (3:159)

Он также сказал: «Склони свое крыло перед верующими, которые следуют за тобой (будь добр и милосерден к ним)» (26:215).

Напоминая Своим рабам о Своей милости, Всевышний говорит: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и ми­лосерден к верующим» (9:128).

«Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3:164).

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107).

«Мухаммад — посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой» (48:29).

«О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вест­ником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем.

Сообщи же верующим благую весть о том, что для них у Аллаха есть великая милость» (33:45-47).

Вне всяких сомнений, Пророк да благословит его Аллах и приветствует, должен быть образцом для подражания и имамом для каждого призывающего к исламу. Всевышний указывает на это в Его словах: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поми­нает Аллаха» (33:21).

 

11. Праведность общины, ее следование по прямому пути и возрождение возможны только при условии обращения ею к чистым истокам и уходу от всех разрушительных и неверных идей. Соблюдение призывающими к исламу благонравия и на­правление к нему других — один из тех чистых истоков, к которым необходимо обратиться. Призывающие к Аллаху обязательно должны придерживаться благонравия в первую очередь сами.

Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите то, чего не делаете» (61:2,3).

Аллах приказывает обрести знание, прежде чем приступить к деянию, и приказывает совершать деяния прежде призыва к ним других. Он говорит: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси проще­ния за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин» (47:19).

«Клянусь временем! Воистину, каждый человек в убытке. Кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпе­ние!» (103: 1-3).

В этих аятах Всевышний упоминает совершение человеком праведных деяний прежде призыва им к истине окружающих.

 

12. Если человек, осуществляя призыв к исламу, придержи­вается благонравия, оно освещает его сердце, обостряет разум, помогает видеть истину, находить правильные методы и средства призыва людей, сообразующиеся с имеющимися условиями, си­туацией и типом призываемой личности. Указывая на это, Господь говорит: «О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь…» (8:29).

 

13. Проявление благонравия в призыве — одна из главных причин спасения человека от ада и достижения им высших сте­пеней в Садах Благодати. Это и есть цель, к которой стремится каждый мусульманин, важнейшая после цели заслужить доволь­ство Всевышнего. В хадисе рассказывается о том, что однажды Пророк да благословит его Аллах и приветствует, спросил одного человека о том, какие слова он произ­носит при совершении намаза. «Сначала я читаю ташаххуд, — от­ветил человек, — а затем прошу у Аллаха рая и испрашиваю защи­ты от ада. Однако, клянусь Аллахом, я не могу произносить таких же красивых слов, какие произносишь ты или произносит Му'аз!» «Мы произносим приблизительно тоже самое, что и ты», — сказал Пророк да благословит его Аллах и приветствует. Абу Дауд (№ 792), Ахмад (3/474), Ибн Маджа (№ 3847). См. «Сахих ибн маджа» (2/328).

Это заключение Посланника да благословит его Аллах и приветствует, указывает на то, что все мольбы, все слова и деяния должны иметь целью обре­тение райского блаженства и спасение от адского огня после цели заслужить довольство Аллаха.

Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, гарантировал дом в высших сферах рая тому, кто будет придерживаться благонравия. Он сказал: «Я руча­юсь за дом в окрестностях рая для того, кто станет отказы­ваться от споров, даже если и будет прав, и я ручаюсь за дом посреди рая для того, кто не станет лгать даже в шутку, и я ручаюсь за дом в верхних пределах рая для благонравного». Абу Дауд (№ 4800). Аль-Албани назвал этот хадис хорошим (хасан) в «Сахих аби Дауд» (3/911) и «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» (№ 273).

 

14. Благонравие относится к тем причинам, которые бо­лее всех остальных способствуют вхождению человека в рай. Однажды Пророка да благословит его Аллах и приветствует, спросили о том, что чаще всего будет по­могать людям попадать в рай, и он сказал: “Богобоязненность и благонравие”. [Иначе говоря, сквернословие, ложь, сплетни и тому подобные вещи, с одной стороны, и совершение прелюбодеяний, с другой]. Пророк да благословит его Аллах и приветствует, разъяснял, что вхождение в ад ста­нет запретным для всякого, кто будет близок к людям благодаря своему благонравию, кто будет мягок и прост. Передают со слов Абдуллаха ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что послан­ник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, однажды сказал: «Не сообщить ли вам о том, кто станет запретным для огня (или: … о том, для кого огонь станет запретным)? Запретным (для огня) станет каждый близкий, мягкий и легкий”. [То есть: человек, ставший близким к людям благодаря хорошему об­хождению с ними и отличающийся мягкостью и легкостью характера].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.03 с.)