ТОП 10:

I. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует — милость ко всем творениям: к верующим и неверным, к людям, джиннам и животным.



 

Всевышний сказал о нем:

«Мы отправили тебя, (о Мухаммад) только в качестве мило­сти к мирам»(21:107).

Верующие приняли эту милость и возблагодарили Аллаха за нее. Другие отвергли ее и променяли дар Аллаха на неверие. Ас-Са’ди «Тайсир аль-карим ар-рахман» (стр. 532).

 

Указывая на то, что Мухаммад является милостью для всех: как для уверовавших в него, так и для неверных, — Ибн Аббас, да будет им доволен Аллах, сказал: «Кто уверовал в Аллаха и Последний день, тому Всевышний предначертал милость в этом мире и в жиз­ни вечной, а те, которые не уверовали в Аллаха и Его посланни­ка, избавлены от наказаний в виде провалов под землю и падения камней с неба, которому подвергались предыдущие общины, не уверовавшие в посланных к ним пророков». Ат-Табари «Джами’ аль-байан» (18/552).

 

Имам ат-Табари, да смилуется над ним Аллах, касаясь этого аята, сказал: «Наиболее правильным из двух мнений по поводу по­нимания слов Всевышнего «в качестве милости к мирам» являет­ся то, которое передано от Ибн Аббаса. Он говорил, что Аллах послал Своего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, в качестве милости ко всем творениям: как верующим из них, так и неверным. Что касается верующих, то милость к ним заключается в том, что посредством Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, Аллах направил их к прямому пути, посредством веры в него и деяний, совершаемых ими сообразно принесенному им от Аллаха шариату, они будут введены в Рай. Что же касается неверных, то посредством Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, от них отведено скорое массовое истребление, которое постигало предшествующие об­щины, объявлявшие лжецами своих пророков». Ат-Табари «Джами’ аль-байан» (18/552).

 

На то, что милость, явленная Аллахом в Мухаммаде, да благословит его Аллах и да приветствует, охва­тывает весь мир, указывает хадис, переданный от Абу Хурейры. В нем сообщается, что однажды люди сказали Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: «О Посланник Аллаха! Воззови к Аллаху и попроси у Него кару для язычников!» Пророк ответил: «Я не послан для проклятий, а по­слан в качестве милости». Муслим (№ 2599).

 

Хузейфа передал такие слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Я всего лишь чело­век и, подобно всем людям, могу гневаться. Однако я послан Аллахом не иначе, как милость для миров. Посему, кого бы из своей общины я ни поругал и кого бы ни проклял, прошу Аллаха сделать это благословением для него в Судный день». Абу Дауд (№ 4659). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аби дауд» (3/134).

 

В хадисе, переданном от Абу Хурейры, приводятся та­кие слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Я не иначе, как милость, дарованная (Аллахом)». Ибн Са’д (1/192), Ибн Абу Шейба (11/504), аль-Хаким (1/35).

 

Он также сказал: «Я — Мухаммад, и Ахмад, и аль-Мукаффи (Ступающий по следам), [То есть тот, кто идет по следам пророков, прошедших до него] и я аль-Хашир (Собирающий), и я — Набий ат-тавба (Пророк Раскаяния), и я — Набий ар-рахма (Пророк Милости)». Муслим (№ 2355).

II. Примеры, подтверждающие милость, явленную в Пророке, да благословит его Аллах и да приветствует.

Примеры проявления милосердия к врагам.

Милосердие к врагам во время джихада:

Милосердие, заключающееся в религии Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, распро­страняется даже на ее врагов во время битв с ними. Сражение с врагами в шариате Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, имеет четкие правила, которых обязаны придерживаться сражающиеся на пути Аллаха.

Всевышний говорит: «Не преступайте! Поистине, Аллах не любит преступающих!»(2:190).

Слова Аллаха «не преступайте!» включают запрет на та­кие вещи, как аль-мусля (уродование тел убитых врагов), аль-гулуль (воровство военных трофеев), убийство жен­щин, детей, а также убийство стариков, которые не принима­ют участия в битвах и чье мнение не влияет на ведение войны. Запрещено убийство монахов, больных, слепых, отшельников-богомольцев, если только они сами не сражаются или не помо­гают неверным своими советами. Ибн Кудама «Аль-мугни» (13/175-179).

 

Сюда же относится запрет на неоправданное убийство жи­вотных, сжигание деревьев, порчу посевов и плодов, приведе­ние в негодность водоемов и загрязнение колодцев, разрушение домов. «Тафсир ибн касир» (1/227), «‘Анасир аль-кувва фи-ль-ислям» (стр. 212).

 

В одном из военных походов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, была найдена убитая женщина, и он высказал свое порицание, запретив верующим убивать женщин и детей. Аль-Бухари (№ 3014, 3015).

 

Назначая руководителей военных походов, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, прика­зывал им бояться Аллаха и хорошо относиться к мусульманам, по­ступающим под их начало, а затем говорил: «Отправляйтесь в военный поход на пути Аллаха с именем Аллаха! Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха! Воюйте, но не совершайте измены, не присваивайте себе незаконно военные трофеи, не уродуйте тела убитых, не убивайте детей! А когда встре­титесь с врагами из числа многобожников, то призовите их к одной из трех вещей…». Муслим (3/1357. № 1731).

 

Далее Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, указывал эти три вещи:

— Первым, к чему надлежало призвать врагов, — это при­нятие ислама и переселение (хиджра) в землю мусульман. В случае отказа переселяться их следовало призвать только к принятию ислама, но тогда их статус становился подобным ста­тусу мусульман-бедуинов.

— Если враг отказывался принимать ислам, его надлежало при­звать к выплате джизьи.

— Если он не соглашался ни на что из этого, то надлежало по­ложиться на помощь Аллаха и вступить с ним в сражение. Муслим (3/1357. № 1731), “Зад аль-ма’ад” (3/58).

 

Соблюдение договоров с врагами:

Одним из важнейших правил джихада является неукосни­тельное соблюдение договоров и отказ от всякого вероломства. Всевышний сказал: «А если опасаешься измены со стороны людей (из числа вра­гов), то заяви о прекращении договорных обязательств, чтобы все оказались равны. Воистину, Аллах не любит изменников»(8:58).

 

Если между мусульманами и неверующими существует дого­вор и взаимная гарантия безопасности, то мусульманам не дозво­ляется совершать измены и вероломно нарушать договор вплоть до окончания его срока. В случае возникновения у мусульманской стороны опасений измены со стороны врагов, когда объективные данные указывают на большую вероятность вероломного нару­шения ими заключенного соглашения без всякого предупрежде­ния, мусульмане обязаны уведомить противника о прекращении договорных обязательств, так, чтобы и мусульмане, и враг в оди­наковой степени знали о прекращении действия договора.

Из этого же аята можно сделать вывод, что если измена со сто­роны врага уже произошла, то уведомлять его о прекращении до­говора не нужно, потому что в таком случае измена становится из­вестным фактом, а не является всего лишь предметом опасений.

С другой стороны, аят указывает на то, что если у мусульман нет реальных причин опасаться измены со стороны врагов, то за­являть о прекращении действия договора раньше времени нельзя. Обязанностью мусульман является соблюсти договор до полного окончания его срока. «Тафсир ибн касир» (2/321), «Тафсир ас-са’ди» (3/183-184).

 

Весьма показательной в этом плане является история, рас­сказанная Сулеймом ибн 'Амиром. В ней сообщается: «Однажды, когда между Му'авией и византийцами действовал договор о пе­ремирии, его войска начали движение к византийским границам до окончания срока перемирия, с тем, чтобы, как только оно кон­чится, сразу напасть на врага. Вдруг прискакал какой-то человек на лошади или аргамаке и стал выкрикивать возгласы: «Превелик Аллах! Превелик Аллах! Выполняйте договоры и не допускайте из­мены!» Прискакавший оказался не кто иной, как 'Амр ибн 'Абаса. Му'авия, да будет им доволен Аллах, послал к нему человека, чтобы узнать, в чем дело. 'Амр сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Если кто-то заключит договор с каким-либо наро­дом, то пусть не нарушает его, пока не закончится его срок, либо пусть объявит о прекращении действия договора* так, чтобы обе стороны знали об этом в одинаковой мере». Услышав такие слова, Му'авия развернул войска обратно». Абу Дауд («Китаб аль-джихад», глава «Об имаме, заключившем пере­мирие с врагом и направившемся к нему»; 3/83. № 2759), ат-Термизи (№ 1580). См. «Сахих аби дауд» (2/528).

 

*[Это делается в том случае, когда существует обоснованное опасе­ние того, что враг нарушит договор].

 

Все сказанное в полной мере подтверждает, что подлинной це­лью джихада является возвеличивание слова Всевышнего Аллаха и утверждение истины.

Отведение кары от врагов:

Одним из величайших примеров милосердия Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которое распространялось даже на его врагов, является история об ангеле гор. Аллах послал к Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, этого ангела, когда язычники при­чиняли ему боль и страдания. Придя к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, ангел сказал: «О Мухаммад! Всевышний Аллах слышал то, как твой народ издевался над тобой. Я — ангел гор. Твой Господь послал меня в твое распоря­жение. Чего ты желаешь? Если хочешь, я обрушу на них две вели­кие горы!» [Имеются в виду горы Абу Кубайс и Ку‘айка‘ан, расположенные в Мекке].

 

На это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет, я прошу лишь о том, чтобы Аллах произвел от них тех, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним!» Аль-Бухари (№ 3231). Муслим (№ 1795).

 

Чистота сердца Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и желание им добра для иудеев и прочих:

Величайший образец милосердия Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, содержится в сле­дующем хадисе, приведенном от Анаса, да будет им доволен Аллах: «Один мальчик-иудей прислуживал Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует. Как-то раз он заболел, и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пришел навестить его. Сев у изголовья больного, он сказал ему: «Прими Ислам». Мальчик посмотрел на отца, находившегося рядом, а тот сказал ему: «Повинуйся Абу-ль-Касиму!» Тогда он принял Ислам. (А в версии этого хадиса, приве­денной у ан-Насаи, сообщается, что он сказал: «Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха»). После этого Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вышел оттуда, говоря: “Хвала Аллаху, Который спас его от огня!”» Аль-Бухари (№ 1356, 5657). См. «Фатх аль-бари» (3/219).

 

Подобных примеров в истории Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, множество.

 

 

Примеры проявления милосердия к верующим.

Всевышний сказал: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и ми­лосерден к верующим»(9:128).

 

Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, послан Аллахом ко всем людям, однако его отно­шение к верующим было особым. Они были прекрасно осведом­лены о его качествах и могли обучаться у него. Он относился к ним с искренней добротой и стремился оказать им любую поддерж­ку. Если они испытывали трудности, то это доставляло ему бес­покойство. Он желал им только добра, делал все возможное для того, чтобы помочь им обрести добро, и стремился наставить их на прямой путь. Он не хотел, чтобы их коснулось зло, и делал все возможное для того, чтобы они научились избегать его. К право­верным мусульманам он был добрее и снисходительнее, чем их собственные родители. И поэтому обязанности мусульман перед Пророком Мухаммадом превосходят их обязанности перед всеми остальными людьми. Обязанностью его общины является верить в него, почитать его, уважать и любить. Ас-Са’ди «Тайсир аль-карим ар-рахман» (стр. 357).

 

Аллах сказал: «Пророк ближе к верующим, чем они сами, а супруги его — их матери»(33: 6).

 

Самым дорогим для человека является его собственная душа, однако Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, заботился о верующих больше, чем они сами заботятся о себе. Да и как может быть иначе, если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был полон искренности и доброжелательности по от­ношению к ним, проявлял к ним в самой высокой мере мягкость, сострадание, снисходительность. Поэтому верующим следует от­давать предпочтение желанию Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, перед же­ланиями других и даже перед своими собственными желаниями. Они обязаны ставить его слова превыше слов других людей, кем бы они ни были, и они также обязаны любить его сильнее, чем кого бы то ни было из людей. Ас-Са’ди «Тайсир аль-карим ар-рахман» (стр. 659)

 

Аллах сказал: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непре­менно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них проще­ния и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих»(2:159).

 

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обращался к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах, будь суров с тем, кто получит хоть какую-то власть над (члена­ми) моей общины и будет суров с ними, и будь добр с тем, кто получит хоть какую-то власть над (членами) моей общины и будет проявлять доброту по отношению к ним!” Муслим (№ 1828).

 

Он говорил также: «Я ближе к верующим, чем они сами. Поэтому тот, кто умрет, имея долг, и не оставит средств на его погашение, я беру на себя уплату его долга. А тот, кто умрет, оставив после себя имущество, то оно принадлежит его наследникам». Аль-Бухари (№ 6731, 2298), Муслим (№ 1619).

 

 

Примерыпроявления милосердия к людям вообще.

Джарир ибн Абдуллах, да будет им доволен Аллах, сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто не милостив к людям, к тому не будет милостив Великий Аллах». Муслим (№ 2319).

 

Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, сказал: «Я слышал, как Абу-ль-Касим, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Несчастен тот, в ком нет милосердия». Ат-Термизи (№ 1923). Аль-Албани оценил хадис как хороший (ха­сан) в «Сахих ат-термизи» (2/350).

 

Абдуллах ибн 'Амр, да будет им доволен Аллах, сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Милосердных помилует Милостивый Аллах. Милосердствуйте к тем, кто на земле, и к вам будет милостив Тот, кто над небесами. Родственная связь — от Милостивого. Кто поддерживает ее, того под­держивает Аллах, а кто разрывает ее, с тем порывает Аллах». Ат-Термизи (№ 1924). Аль-Албани оценил хадис как достоверный в «Сахих ат-термизи» (2/350).

 

 

Примерыпроявления милосердия к детям.

Анас ибн Малик рассказал, что однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, при­шел старик, а люди медлили с тем, чтобы уступить ему место. Тогда Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто не жалеет младших среди нас и не почитает старших среди нас, тот не имеет к нам отношения». Ат-Термизи (№ 1919). Аль-Албани оценил хадис как достоверный в «Сахих ат-термизи» (2/348).

 

'Амр ибн Шу'айб передал от своего отца, а тот от своего деда, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не из нас тот, кто не мило­сердствует к младшим среди нас и не знает уважения к стар­шим среди нас». Ат-Термизи (№ 1920). Аль-Албани оценил хадис как достоверный в «Сахих ат-термизи» (2/348).

Примерыпроявления милосердия к девочкам.

Абу Са'ид аль-Худри сообщил: «Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Кто имеет трех дочерей, или трех сестер, или двух дочерей, или двух сестер, и при этом он боится Аллаха в своем отно­шении к ним и совершает для них добро, тот обязательно войдет в Рай». Абу Дауд (№ 5147), ат-Термизи (№ 1912, 1916). Аль-Албани на­звал его достоверным за счет других путей передачи (сахих ли гайрих) в «Сахих ат-таргиб ва-т-тархиб» (2/429).

 

В сообщении Анаса, да будет им доволен Аллах, рассказыва­ется: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тот, кто будет содержать двух или трех дочерей, либо двух или трех сестер до тех пор, пока они не выйдут замуж или не умрут, либо пока не умрет он сам, с тем мы будем в Раю столь же близки, как эти два пальца», — и он показал указательный и средний пальцы руки». Ахмад «Аль-муснад» (19/481. № 12498). Аль-Албани назвал его до­стоверным в «Сахих ат-таргиб ва-т-тархиб» (2/428).

 

 

Примерыпроявления милосердия к сиротам.

1. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Опекающий сироту из числа своих родственников или посторонних будет в Раю столь же близок ко мне, как близки два этих».

Сказав это, передатчик данного хадиса, которым был Малик ибн Анас, сделал знак указательным и средним пальцами. Муслим (№ 2983), аль-Бухари (№ 605; со слов Са’да ибн Сахля).

 

2. Абу Хурейра сообщил, что однажды некий человек пожало­вался Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, на жесткость своего сердца, и он сказал ему: «Гладь головы сирот и корми бедняков». [Ахмад (14/558; № 9018). Имам аль-Мунзири в «Ат-таргиб ва-тархиб» (3/323) сказал по поводу этого хадиса: «Его передал Ахмад. Его иснад представлен передатчиками достоверных хадисов». Аль-Албани назвал его хорошим за счет других путей передачи (хасан ли гайрихи) в «Сахих ат-таргиб ва-тархиб» (2/676). Он оценен как слабый авторами «Мавсу’а аль-хадисиййа фи тахкик муснад аль-имам ахмад» (13/21. № №7576; 14/558. № 9018)].

Примерыпроявления милосердия к женщинам и слабым.

От Абу Хурейры, да будет им доволен Аллах, передано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “О Аллах, поистине, я за­прещаю (людям) ущемлять права двух слабых: сироты и женщины!” Ибн Маджа (№ 3678). Аль-Албани оценил хадис как хороший (ха­сан) в «Сахих ибн маджа» (2/298).

 

Передают со слов 'Амира ибн аль-Ахваса, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как во время прощального паломничества Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, воздал хвалу Аллаху Всевышнему и возблагодарил Его, а потом стал наставлять и увещевать людей и сказал помимо проче­го: “Всегда обходитесь с женами хорошо, ибо, поистине, они — ваши пленницы, и вы не имеете права ни на что иное». Ибн Маджа (№ 1851). Аль-Албани оценил хадис как хороший (ха­сан) в «Сахих ибн маджа» (2/120).

 

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, ска­зал: «Обычно Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не заходил ни в один дом в Медине, если не считать дома Умм Суляйм* и домов своих жен; ког­да же его спросили о причине этого, он сказал: “Поистине, мне жалко ее, ибо ее брата убили, когда он был вместе со мной”». Аль-Бухари (№ 2844). См. «Фатх аль-бари» (6/161).

*[Умм Суляйм, да будет доволен ею Аллах, была близкой родственни­цей Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует].

 

Примерыпроявления милосердия к вдовам и беднякам.

1. Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающе­муся на пути Аллаха или тому, кто молится ночи напролет и постоянно постится днем».

В версии, приведенной у Муслима, сказано: «Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающемуся на пути Аллаха и тому, кто молится ночами без устали и постится не разговляясь» Аль-Бухари (№ 5353, 606, 607), Муслим (№ 2982).

2. От Абдуллаха ибн Абу Ауфы, да будет им доволен Аллах, пе­реданы такие слова: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, много поминал Аллаха, мало разговаривал, совершал долгие намазы и произносил корот­кие проповеди. Ему не претило идти вместе с бедняками и вдова­ми и решать их проблемы». Ан-Насаи (№ 1415). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих ан-насаи» (1/456).

 

3. Абдуллах ибн Умар, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «Я глядел на лицо Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стоявшего на минбаре…, и мне на память приходили слова поэта (о нем): …Кормилец сирот и защитник вдов…

Этим поэтом был Абу Талиб». Ибн Маджа (№ 1272). Аль-Албани назвал хадис хорошим (хасан) в «Сахих ибн маджа» (1/382).

 

Желавший во всем следовать примеру Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Если даст мне Аллах прожить в здравии еще сколько-то, то я непременно велю назна­чить для вдов в Ираке денежные выплаты, дабы после меня они уже ни в ком не нуждались». Аль-Бухари (№ 3700).

 

Из этих хадисов становится очевидным милосердие Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, проявляемое к вдовам и беднякам, и побуждение им людей к за­боте о них и удовлетворению их нужд.

От Умм Буджейд, да будет ею доволен Аллах, сообщается, что она обратилась к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, со словами: «О Посланник Аллаха, да пребудет над тобой благословение Аллаха! Если к моей двери подойдет бедняк, а я не найду что ему дать, как мне быть?» «Если не найдешь ничего, что можно дать ему, кроме обожженного копытца, то отдай ему!» Абу Дауд (№ 1667). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аби дауд» (1/464).

 

Этот пример подчеркивает милосердие Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, к беднякам и указывает на то, что он побуждал людей проявлять к неимущим сочувствие и доброту и кормить их в меру своих возможностей.

Примеры проявления милосердия к искателям знания.

От Абу Са'ида переданы такие слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, с кото­рыми он обратился к своим сподвижникам: «К вам будут приходить люди, ищущие знания. Когда увидите их, го­ворите им: «Добро пожаловать, о те, которые завеща­ны нам Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!» — а затем обогащайте их знанием». Ат-Термизи (№ 2650, 2651), Ибн Маджа (№ 247). Аль-Албани на­звал хадис хорошим (хасан) в «Сахих ибн маджа» (1/98).

 

Малик ибн аль-Хувайрис рассказывал: «В свое время мы приш­ли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, а все мы были молодыми людьми при­мерно одного возраста. И мы прожили у него двадцать дней, а по­сланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был добр и мягок с нами. Когда он увидел, что мы стали тосковать по своим семьям, он спросил нас о том, кто остался у нас дома, и мы рассказали ему об этом. Тогда он ска­зал: “Возвращайтесь к своим семьям, живите с ними, учите их религии и велите им творить благое. И совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я, а когда наступа­ет время намаза, пусть один из вас провозгласит для вас призыв к нему, а старший среди вас пусть руководит вашим намазом” [То есть: пусть старший будет имамом]». Аль-Бухари (№ 628, 631).

Приведенные примеры указывают на доброту и милосердие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к искателям знаний.

 

 

Примеры проявления милосердия к пленным.

Абу Муса, да будет им доволен Аллах, передал такие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Освобождайте пленных, кормите го­лодных и навещайте больных!» Аль-Бухари (№ 3046).

В этом хадисе содержится указание на милосердие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к пленным мусульманам, веление освобождать их, а также веле­ние кормить голодных и навещать больных.

 

 

Примеры проявления милосердия к больным и сочувствия к ним.

От Абу Хурейры передано, что он слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, такие слова: «Шесть вещей входят в число обязан­ностей мусульман по отношению друг к другу». Люди спро­сили: «А что это за вещи, о посланник Аллаха?» «Если ты встре­тишь мусульманина, то приветствуй его, если он пригла­сит тебя, ответь на его приглашение, если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, скажи ему: «Йархамука-Ллах!» («Да помилует тебя Аллах!»), если он заболеет, навести его, а если он умрет, то проводи его в последний путь». Аль-Бухари (№ 1240, 2162.)

 

Передают со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, мусульманин, наве­стивший больного, пребывает среди хурфату-ль-джанна до тех пор, пока не вернется”. Люди спросили: “О послан­ник Аллаха, а что такое “хурфату-ль-джанна”?”, — и он сказал: “Райские плоды”. Муслим (№ 2568).

 

От Али, да будет им доволен Аллах, сообщается, что он слы­шал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если мусульманин посе­тил другого мусульманина утром, то обязательно семьдесят тысяч ангелов благословляют его до самого вечера, а если он посетил его вечером, то семьдесят тысяч ангелов благослов­ляют его до утра, и даруется ему сад в Раю». Ат-Термизи (№ 969). Аль-Албани подтвердил его достоверность в «Сахих ат-термизи» (1/497).

 

От Ибн Аббаса, да будет им доволен Аллах, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь навестит больного, срок жизни которого еще не истек, и, находясь у него, семь раз скажет: “Прошу Великого Аллаха, Господа великого трона, исцелить тебя!” /Ас`алю-Ллаха-ль-`Азыма, Рабба-ль-`арши-ль-`азыми, ан йашфийа-кя!/, — Аллах обязательно исцелит его от этого недуга». Абу Дауд (№ 3106), ат-Термизи (№ 2083). Аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих аби дауд» (№ 3160).

 

Все эти хадисы самым очевидным образом демонстрируют то, насколько Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был добр к больным, как горячо он стремил­ся помочь им и как сильно желал для них исцеления, а также то, как он побуждал своих последователей к проявлению всяческой заботы о больных и вселению радости в их сердца.

 

 

Примеры проявления милосердия к животным, птицам и ко всему живому.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Как-то раз одного челове­ка, шедшего (своей дорогой), стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался нару­жу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и лизавшую от жажды влажную землю. При виде этого чело­век сказал себе: “Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня”, после чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему его грехи». Люди спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» — на что он ответил: «Награда полагается за все живое». Аль-Бухари (№ 173, 2466), Муслим (№ 2244).

 

Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал, что послан­ник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Была прощена одна блудница, которая проходила мимо высунувшей язык собаки, которая умирала от жажды у колодца: эта блудница сняла башмак, привязала его к своему покрывалу и зачерпнула для нее воды, и за это простились ей ее грехи». Аль-Бухари (№ 3321).

 

Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обо­ими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Одна женщина была под­вергнута мучениям за кошку, которую она держала взапер­ти, пока та не сдохла, и из-за этого поступка она оказалась в огне. Она держала ее взаперти, не кормя и не поя, и не выпу­скала ее, не давая возможности поедать живность, ползаю­щую по земле» Аль-Бухари (№ 2365, 3482), Муслим (№ 2243).

 

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что по­сланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если какой-нибудь мусульманин по­садит дерево или посеет что-нибудь, а затем птица, человек или животное съест что-то из посеянного или посаженного им, это непременно зачтется ему как садака». Аль-Бухари (№ 2320), Муслим (№ 1552).

 

Ибн Аббас, да будет им доволен Аллах, рассказал, что однажды некий человек решил зарезать овцу. Уложив ее на землю, он стал при ней точить свой нож. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел, что делает этот человек, то сказал ему: «Неужели ты желаешь, чтобы она ис­пытала сразу несколько смертей?! Разве ты не мог поточить свой нож до того, как уложить ее для заклания?!». [Хадис привел Аль-Хаким (4/233) и назвал его достоверным соглас­но условиям аль-Бухари и Муслима. Его также привел аль-Хайсами в «Муджма’ аз-заваид» (4/33) и сказал: «Данный хадис передан ат-Табарани в «Аль-кабир» и в «Ас-сагир», его передатчики — передатчики достовер­ных хадисов». Аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих ат-таргиб ва-т-тархиб» (2/552)].

 

Передают со слов Шаддада ибн Ауса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах предпи­сал проявлять доброту во всем: если вам придется убивать*, делайте это хорошим способом**, и если будете приносить жертву, делайте это хорошо, и пусть каждый из вас как сле­дует точит свой нож и избавляет животное от мучений». Муслим (№ 1955).

*[Имеются в виду такие случаи, когда казнят преступников].

**[То есть: старайтесь причинять осужденному на смерть как можно меньше страданий].

 

Ибн 'Амр, да будет им доволен Аллах, передал такие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Всевышний Аллах спросит со всякого, убившего птичку без соблюдения ее права или убившего таким образом что-либо больше нее». Люди спросили: «О Посланник Аллаха! В чем заключается ее право?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это право состо­ит в том, что человек должен зарезать ее, как положено, и съесть, но не должен бросать ее, отрывая ей голову». Ан-Насаи (7/239. № 4445), аль-Хаким (4/233). Последний назвал его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Аль-Албани в «Ат-таргиб ва ат-тархиб» (2266) назвал этот хадис хорошим (хасан).

 

Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, комментируя дан­ный хадис, сказал: «Запрещается убивать птичек ради забавы. Если же человек убил птичку, чтобы съесть ее или дать в качестве милостыни другому, то это не является грехом».

Сообщается, что однажды Ибн Умар, да будет им доволен Аллах, проходил мимо группы курайшитских детей, которые под­весили птицу или курицу и стреляли в нее из луков. Причем всякая не попадавшая в цель стрела доставалась владельцу птицы. Когда они увидели Ибн Умара, то разбежались, а он сказал: «Кто это сде­лал? На этом человеке проклятие Аллаха, ибо Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял всякого, кто выбирает мишенью живое существо!» Аль-Бухари (№ 5515). Муслим (№ 1958).

 

Сообщается, что Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, ска­зал: «Однажды, когда мы вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совер­шали один из походов, он удалился по своей надобности, а мы уви­дели красную птицу с двумя птенцами. И мы взяли ее птенцов, а эта птица приблизилась к нам и стала летать вокруг, хлопая крыльями. Вернувшись назад, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Кто заставил страдать эту птицу из-за ее птенцов?! Верните их ей!” Когда же он увидел му­равейник, который мы сожгли, то спросил: “Кто сжег это?” Мы ответили: “Это сделали мы”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Никто, кро­ме Господа огня, не должен подвергать других мукам огня!” Абу Дауд (№ 2675). Аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих аби дауд» (2/146).

 

Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что однажды мимо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прошел осел, на морде которого было выжжено клеймо, и он сказал: «Да проклянет Аллах того, кто заклеймил его!» Муслим (№ 2117).

 

От него же сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал на­носить удары по лицу и клеймить морды животных. Муслим (№ 2116).

 

Абдуллах ибн Джа`фар, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил: «Как-то раз Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашел в рощу, принадлежавшую одному из ансаров, и неожиданно увидел там верблюда. Когда же верблюд увидел Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то стал жалобно стонать, а глаза его наполнились слезами. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подошел к нему, погладил его по горбу и за ушами и он успокоился, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал спраши­вать: “Кто хозяин этого верблюда? Кому принадлежит этот верблюд?” Тогда к нему подошел один юноша из числа ансаров и сказал: “Он мой, о посланник Аллаха.” Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: “Почему, владея этим животным, ты не боишься Аллаха, ко­торый сделал его подвластным тебе? Поистине, оно пожало­валось мне на то, что ты моришь его голодом и изнуряешь непосильным трудом!” Ахмад (1/205), Абу Дауд (№ 2549). Аль-Албани назвал его досто­верным в «Сахих аби дауд» (1/183).

 

Это лишь некоторые примеры милосердия Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прояв­ляемого к врагам и друзьям, к мусульманам и неверным, к мужчинам и женщинам, к молодым и старым, к людям и животным. Подобных примеров его милосердия — огромное множество, однако объем этой книги не позволяет привести их все. Да пребудут над ним бла­гословения и мир Всевышнего Аллаха до скончания веков.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.031 с.)