Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изоляция в квартале Абу Талиба.

Поиск

Увидев, что ислам, несмотря ни на что, распространяется и чис­ло его приверженцев неумолимо растет, и услышав о том, какой прием нашли верующие переселенцы в Эфиопии, что им предо­ставлен почет и безопасность, а их делегация вернулась от негуса ни с чем, многобожники еще сильнее возненавидели ислам. Они заключили между собой договор об объявлении бойкота родам бану хашим, бану абдульмутталиб и бану манаф. Согласно дого­вору, многобожники обязывались не заключать браков и торго­вых сделок с представителями этих родов, не разговаривать и не общаться с ними, пока те не выдадут им посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, для расправы. После заключения этого договора текст его повесили внутри Каабы, а все верующие и неверующие члены родов бану хашим и бану абдульмутталиб, за исключением Абу Ляхаба, от­делились от остальных и сконцентрировались в квартале, где жил Абу Талиб. Что касается Абу Ляхаба, то он поддержал курайши­тов в их борьбе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и с двумя указанными родами.

 

Изоляция посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в квартале Абу Талиба нача­лась в первую ночь месяца мухаррам седьмого года от начала про­рочества.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и те, кто был с ним, были плотно блокированы в этом квартале. Все возможные пути доставки продовольствия и прочих необходимых вещей были перекрыты, вследствие чего положение осажденных дошло до крайности и со стороны того места, где они находились, слышался плач страдавших от голода детей. В подоб­ном положении все они прожили целых три года. Затем Аллах из­вестил Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что Он наслал на этот договор термитов, съевших в нем все то, что имело отношение к разрыву родственных связей, несправедливости и притеснениям, после чего там остались только упоминания о Всемогущем и Великом Аллахе. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил об этом своему дяде, а тот пошел к курайшитам и сказал им, что его племянник сказал то-то и то-то, добавив, что готов выдать им его, если он говорит неправду, в противном же случае они должны были отказаться от разрыва связей и притеснений, и курайшиты сказали: «Твои слова спра­ведливы». Они сняли договор и увидели, что дело обстоит так, как сказал Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

Так был расторгнут этот договор, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и люди, находившиеся вместе с ним, получили возможность по­кинуть свое убежище, а многобожники увидели одно из великих знамений пророчества, однако отвернулись и от этого знамения, а неверие их только усилилось. Окончание бойкота произошло на десятом году после начала пророчества. Через шесть месяцев по­сле этого умер Абу Талиб, а еще через три дня — Хадиджа. Хотя относительно последнего обстоятельства упоминаются и другие сведения. См. «Зад аль-ма’ад» (3/30), «Сира ибн Хишам» (1/371), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/64), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 112) и др.

 

Два этих мучительных события отделяли друг от друга считан­ные дни, и сердце посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, содрогалось от печали и боли. Кроме того, не прекращались постоянные нападки на него со стороны курайшитов, которые после смерти Абу Талиба открыто преследовали его. Таким образом, одна скорбь прибавилась к дру­гой, и когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отчаялся в том, что они остановятся, он от­правился в Таиф в надежде на то, что тамошние жители ответят на его призыв или предоставят ему убежище и окажут помощь в борь­бе против его соплеменников, однако и там он не нашел ни убежи­ща, ни поддержки; более того, в Таифе ему нанесли новые обиды и оскорбления, подобных которым он не видел и от курайшитов. «Зад аль-ма’ад» (3/31), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 113).

События в Таифе.

В месяце шавваль [Конец мая или начало июня 619 г.] десятого года от начала пророчества Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Таиф, надеясь найти в племени сакиф тех, кто прислушается к его призыву и окажет ему поддержку. И туда, и обратно он добирался пешком в сопровождении своего воль­ноотпущенника Зайда ибн Харисы, да будет им доволен Аллах, и призывал к исламу каждое племя, которое попадалось ему по пути, однако никто не ответил на его призыв.

 

Прибыв в Таиф, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился к его вождям, имел с ними беседу и призвал их к исламу, однако они с презрением от­вергли его призыв.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провел в Таифе десять дней, встретив­шись и поговорив с каждым из знатных жителей города, но все они говорили: «Уходи из нашего города!» — натравливая на него нераз­умных людей. Когда же он захотел уйти оттуда, эти неразумные последовали за ним. Собравшись, они встали в два ряда и приня­лись с двух сторон закидывать его камнями и говорить обидные слова, поранив ему подколенные сухожилия, так что сандалии его окрасились кровью. Зайд ибн Хариса, да будет им доволен Аллах, прикрывавший его собой, получил глубокую рану на голове.

 

Покинув Таиф, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался в Мекку с разбитым сердцем, охваченный печалью и грустью. Когда он был в дороге, Аллах послал к нему Джибриля, с которым был ангел гор, попросивший у него разрешения обрушить на жителей Мекки две горы [Имеются в виду горы Абу Кубайс и Ку‘айка‘ан], между которыми она находится. См. «Зад аль-ма’ад» (3/31), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 122), «Хаза хабиб йа мухибб» (стр. 132), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/135).

 

От Айши сообщается, что однажды она спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Был ли какой-нибудь день для тебя более тяжким, чем день битвы при Ухуде?» [В 625 г. мусульмане потерпели чувствительное поражение от меккан­цев в битве при горе Ухуд. В этом сражении погибло более семидесяти му­сульман, в том числе и дядя Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Хамза, да будет им доволен Аллах].

В ответ ей Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне пришлось пре­терпеть от твоих соплеменников [То есть от курайшитов] многое, но самым тяж­ким из всех был день Акабы [название места близ Таифа], когда я предложил Ибн ‘Абд Йалилю ибн ‘Абд Кулялю [один из вождей племени сакиф, обитавшего в Таифе и его окрестностях] последовать за мной, но он не дал мне того ответа, которого я от него ожидал. Тогда я ушел, испытывая огорчение, и пришел в себя, только когда добрал­ся до Карн ас-Са‘алиб [гора, которую называют также Карн аль-Маназиль. Это место является микатом для паломников, следующих в Мекку со стороны Неджда. Сегодня оно известно под названием Ас-Сайль аль-Кабир]. Там я поднял голову, и оказалось, что я стою в тени облака, взглянув на которое, я увидел на нем Джибриля. Он обратился ко мне и сказал: “Поистине, Аллах слышал, что сказали тебе твои соплеменники и какой ответ они тебе дали, и Аллах направил к тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними, что пожелаешь”. А потом ко мне обратился ангел гор, который поприветствовал меня и сказал: “Мухаммад, приказывай, что пожелаешь! Если хочешь, я обрушу на них две горы [Имеются в виду две вышеупомянутые горы в Мекке]!”»

 

На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет, я прошу лишь о том, чтобы Аллах произвел от них тех, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним!». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/312 — № 3231), Муслим (3/1420 — № 1795).

 

И в том ответе, который дал ангелу посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в пол­ной мере нашла проявление его уникальная личность и тот вели­кий нрав, которым его наделил Аллах.

 

Эта история указывает на то, какими великими были сочув­ствие и доброта Пророка к своему народу, каким терпением и выдержкой он обладал. Всевышний сказал, обратившись к нему: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестоким, то они непременно покинули бы тебя» (3:159).

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107).

Да пребудут над ним мир и благословения Аллаха. См. «Фатх аль-бари» (6/316), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 112).

 

После указанной встречи с ангелом гор Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил свой путь к Мекке, достиг вади Нахля и остановился там на не­сколько дней. Он решил вернуться в Мекку и с новой силой воз­обновить свою деятельность, связанную с призывом к исламу и доведением до сведения людей вечного послания Аллаха. Тогда Зайд ибн Хариса, да будет им доволен Аллах, сказал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Как же ты придешь к ним, когда они изгнали тебя?!» — имея в виду курайшитов, на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал такой ответ: «О Зайд, поистине, Аллах дарует облег­чение и укажет выход из этого положения и, поистине, Аллах окажет поддержку Своей религии и поможет Своему пророку!» См. «Зад аль-ма’ад» (3/33).

 

После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил свой путь. Приблизившись к Мекке, он отправил человека из племени хуза‘а к аль-Мут‘иму ибн ‘Ади с просьбой о том, чтобы он взял его под свое покрови­тельство и аль-Мут‘им сказал: «Да», — а потом вооружился сам, созвал к себе своих сыновей и своих соплеменников и велел им: «Возьмите оружие и ждите возле Каабы, ибо я гарантировал свое покровительство Мухаммаду!» После этого он отправил к послан­нику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, человека, чтобы тот пригласил его войти в Мекку, и, войдя в город, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с Зайдом ибн Харисой, да будет им доволен Аллах, дошел до Запретной мечети. Что же касается аль-Мут‘има ибн ‘Ади, то он, сидя на своей верблюдице, обратил­ся к людям и сказал: «О курайшиты, я взял Мухаммада под свою защиту, так пусть же никто из вас не смеет даже насмехаться над ним!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошел к углу Каабы, коснулся его, совершил намаз в два ракаата и направился к своему дому в окру­жении аль-Мут‘има ибн ‘Ади и его сыновей, провожавших его до тех пор, пока он не вошел в домю См. «Зад аль-ма’ад» (3/33), «Сира ибн хишам» (2/28), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/137), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 125).

 

В том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Таиф для призыва его жите­лей к исламу и в том, как он перенес непростые испытания, обру­шившиеся на него во время этой поездки, содержится явное дока­зательство его твердой решимости продолжать призыв несмотря ни на какие трудности, не отчаиваться из-за отказа людей внимать ему. Когда призыв стал невозможен в одном месте, он стал искать другие места, где можно было бы его продолжить.

Поведение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Таифе свидетельствует о его великой мудрости. Прибыв туда, он первым делом встретился с его лиде­рами и вождями племени сакиф, ибо знал, что если они последуют за ним, то за ним последуют все жители Таифа.

Страдания, причиненные Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, жителями Таифа, когда его стопы — стопы благородного пророка — окрасились кровью, текущей из его ран, являются величайшим примером того, какие трудности и гонения приходится выносить человеку, призываю­щему других к поклонению Аллаху.

То, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не призвал проклятие Аллаха на свой народ и жителей Таифа и что он не согласился с предложением ангела гор обрушить на мекканцев скалы, служит ярчайшим образцом терпе­ния, которое надлежит проявлять верующему в отношении тех, кто отвергает его призыв. Верующий не должен отчаиваться, если его призыв не увенчивается успехом. Может быть, из потомства людей, которые сегодня отвергают его призыв, Аллах произведет тех, кто будет поклоняться только Аллаху, не придавая Ему сотоварищей.

К свидетельству мудрости Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относится и то обстоя­тельство, что он не вошел в Мекку до тех пор, пока не получил гарантию защиты от одного из ее влиятельных жителей. Человек, призывающий к Аллаху, должен руководствоваться этим поступ­ком Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и искать тех, кто может защитить его от происков врагов, для того чтобы иметь возможность осуществлять ислам­ский призыв должным образом. Мустафа ас-Саба’и «Ас-сира ан-набавийа» (стр. 58), «Хаза хабиб йа мухибб» (стр. 134).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.104 (0.009 с.)