ТОП 10:

Интриги и измена в отношении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и мусульман в походе аль-Мурайси'.



В этом походе 'Абдуллах ибн Убайй совершил несколько по­ступков, заслуживающих сурового наказания или казни:

1. В этом походе лицемеры измыслили клевету на мать право­верных Айшу, да будет ею доволен Аллах, и во главе этого кле­ветнического заговора стоял не кто иной, как 'Абдуллах ибн Убайй. [История об оговоре Айши лицемерами приводится у аль-Бухари (7/431 — № 4141; 8/452 — № 4750) и Муслима (4/2129 — № 2770). См. также “Зад аль-ма’ад” (3/256 — 268)].

2. В этом походе 'Абдуллах ибн Убайй сказал: «Когда мы вер­немся в Медину, то могущественные среди нас непременно изго­нят оттуда презренных» [См. «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/648, 652 — № 4905; 6/546 — № 3518), Муслим (4/1998 — № 2584). См. также «Сира ибн хишам» (3/334)].

 

3. В этом походе враг Аллаха 'Абдуллах ибн Убайй сказал: «Ничего не тратьте на тех, кто возле посланника Аллаха, пока они не покинут его». См. «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/648 — № 4904), Муслим (4/2140 — № 2772).

Во всех этих ситуациях очевидная мудрость Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его благоразумная политика тушили огонь смуты и пресекали зло. Это происходило по милости Аллаха в первую очередь, а затем по причине терпения, проявляемого Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в отношении по­ступков 'Абдуллаха ибн Убаййа. Он сдержанно сносил его выпа­ды, проявлял к нему благодеяние и отвечал на его отвратительные поступки прощением. За спиной этого человека стояло много по­мощников, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опасался причинения ими зла исламско­му призыву. Кроме того, все они внешне демонстрировали свою приверженность исламу, поэтому, когда Умар, да будет им дово­лен Аллах, обратился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, со словами: «Позволь мне от­рубить голову этому лицемеру!» — он ответил: «Не трогай его, чтобы люди не начали говорить, что Мухаммад убивает сво­их сподвижников». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/648, 652; 6/546 — № 4905), Муслим (4/1998 — № 63 (2584)).

Если бы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, казнил 'Абдуллаха ибн Убаййа, это отвра­тило бы многих людей от принятия ислама, потому что в их гла­зах он был мусульманином. Они стали бы говорить: «Поглядите, Мухаммад убивает мусульман!» — и это, несомненно, принесло бы исламскому призыву вред и лишило бы его многой пользы.

Мудрость Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, призывала его проявлять терпение в от­ношении некоторых вредных для ислама вещей, опасаясь, что их устранение приведет к большему вреду, и желая укрепления му­сульманской силы. Поэтому он приказывал относиться к людям на основании того, что они демонстрируют внешне, предоставляя Всевышнему судить о том, что таится в их сердцах.

Позже Умар ибн аль-Хаттаб понял мудрый смысл того, почему Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздерживался от казни 'Абдуллаха ибн Убаййа и гово­рил: «Клянусь Аллахом, я понял, что решение Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было несравненно полезнее моего». «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (4/185). См. также «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (16/139) и «Хаза аль-хабиб йа мухибб» (стр. 336).

Каждому человеку, посвятившему себя призыву людей к Аллаху, надлежит придерживаться пути мудрости в своем деле, следуя тем самым примеру нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

История о Сумаме ибн Усале.

Аль-Бухари и Муслим приводят в своих сборниках сообще­ние от Абу Хурейры, да будет им доволен Аллах, следующего со­держания: «В свое время Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил в сторону Неджда отряд всадников, которые привезли с собой человека по имени Сумама ибн Усаль из племени бану ханифа, господина жителей Йамамы, и привязали его к столбу мечети. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к нему и спросил: “Что скажешь, о Сумама?” Сумама ответил: “У меня все хорошо, о Мухаммад,[1] ибо, если ты убьешь меня, будет кому за меня отомстить[2]; а если окажешь мне благо­деяние[3], то окажешь его человеку благодарному; если же ты хочешь денег, то требуй с меня, чего пожелаешь!”

[1] [Сумама хочет сказать, что он ни о чем не беспокоится, так как он уверен, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не поступит с ним несправедливо].

[2] [Эти слова Сумамы можно перевести и по-другому: если ты убьешь меня, то убьешь человека, виновного в убийстве, а значит, поступишь справедливо].

[3] [То есть если ты освободишь меня].

 

Его оставили до следующего дня, а потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова спросил его: “Что скажешь, о Сумама?” Он сказал: “То, что я уже говорил: если ты окажешь мне благодеяние, то окажешь его человеку благо­дарному”, — и его опять оставили до следующего дня, а потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова спросил его: “Что скажешь, о Сумама?” — и он сказал: “Лишь то, что я тебе уже говорил”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел: “Отпустите Сумаму!” После этого Сумама направился в пальмовую рощу, которая находилась поблизости от мечети, совершил полное омовение, а затем вошел в мечеть и сказал: “Свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха! О Мухаммад! Клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твое лицо, но теперь оно стало для меня самым любимым из всех лиц! Клянусь Аллахом, не было ре­лигии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, но теперь твоя религия стала для меня самой любимой! Клянусь Аллахом, не было города, более ненавистного для меня, чем твой город, но теперь этот город стал для меня самым любимым! Поистине, твои всадники захватили меня в то время, когда я хотел совер­шить умру, так что ты об этом скажешь?” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, порадовал его благой вестью и велел ему совершить эту умру, когда же Сумама приехал в Мекку, кто-то сказал ему: “Так ты от­ступился от своей веры?” В ответ ему Сумама сказал: “Нет, но я принял ислам вместе с Мухаммадом, и, клянусь Аллахом, не поступит к вам из Йамамы* ни одного зернышка пшеницы без разрешения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/87. № 4372), Муслим (3/1386. № 1764)

 

*[Йамама являлась крупным земледельческим районом, снабжав­шим сельскохозяйственной продукцией многие области Аравии, в том числе и Мекку].

 

Затем Сумама вернулся в Йамаму и запретил ее жителям по­ставлять в Мекку что-либо. Тогда мекканцы написали Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, такое письмо: «Ты приказываешь поддерживать род­ственные связи, а сам забываешь о своем родстве с нами: уби­ваешь отцов мечом, а детей — голодом!» После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отослал Сумаме письмо, в котором приказывал ему разрешить по­ставку продуктов в Мекку. «Сира ибн хишам» (4/317), «Фатх аль-бари» (8/88).

 

Ибн Хаджар приводит сообщение Ибн Мундаха, передан­ное им от Ибн Аббаса со своей цепочкой передачи, о при­нятии ислама Сумамой, его возращении в Йамаму, наложении запрета на поставку продовольствия курайшитам и ниспосла­нии в этой связи аята: «Мы подвергли их мучениям, но они не смирились перед своим Господом и не взмолились перед Ним»(23:76)». [По поводу этого предания Ибн Хаджар сказал: «Его цепочка переда­чи хорошая (хасан)». См. «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (1/203)].

 

Приняв ислам, Сумама доказал свою верность ему: когда на­селение Йамамы отступило от веры, он вместе с подчинивши­мися ему соплеменниками присоединился к войску аль-'Аля ибн аль-Хадрами и сражался в его рядах против вероотступников Бахрейна. «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (1/203).

Превелик Аллах! Какой поразительной мудростью и благо­разумием обладал Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует! Он добивался расположения людских сердец, обходился ласково с теми знатными людьми, на принятие ислама которыми надеялся, ибо, когда они прини­мали ислам, вслед за ними мусульманами становились многие другие. Таким же образом надлежит поступать и каждому чело­веку, занимающемуся исламским призывом — понимать огром­ное значение сдержанности, благоразумия, снисходительно­сти и великодушия. Сумама поклялся, что его ненависть в одно­часье превратилась в любовь, когда он увидел сдержанность, снисходительность и великодушие, бескорыстно проявляемые по отношению к нему Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Это великодушие оказало огромное влияние на его последующую жизнь, на его стойкость в исламе и призыве к нему. «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (12/89), «Фатх аль-бари» (8/88).

 

Об этом свидетельствуют сле­дующие его слова:

Не в силах удержаться я, чтобы не рассказать

о том, какая милость мне была оказана Пророком,

Благодарю его за то, что повелел с меня оковы снять

После того, как острый меч уж представлялся оку.

«Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (1/203).







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.005 с.)