Возникновение ислама и формирование исламской традиции в воспитании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение ислама и формирование исламской традиции в воспитании



Если в развитии Европы в эпоху средних веков самым характерным явлением было распространение и господство христианской религии и ее идеологии, то в жизни боль­шинства народов Ближнего и Сред­него Востока аналогичную роль сыграло возникновение и распространение другой мировой религии — ислама.

По преданию, в западной части Аравийского полуострова, в городе Мекка, на рубеже VII в. н.э. произошли события, положившие начало исламу. В сущности, ислам — это не про­сто вероучение, а политическая и социокультурная основа жизни народов, его исповедующих, он сыграл существенную роль при переходе от родовой общины к различным формам государственности.

Основателем ислама считается реальное историческое лицо Мухаммед (ок.570—632), который якобы от всевышнего, Алла­ха, получил откровения, которые записал и стал проповедовать. Они же легли в основу Корана, священной книги мусульман. Мухаммед и его последователи — халифы были проводниками не только религиозных, но и политических идей. Ислам стал мировой религией уже через 100 лет после своего возникнове­ния, а созданное им государство — халифат, занимавший пона­чалу небольшую часть Аравийского полуострова, охватил всю Северную Африку, Испанию, Иран, Среднюю Азию, Ближ­ний Восток, Малую Азию, Балканы, проник на Кавказ.

Мусульмане насаждали свою веру среди язычников и убеж­дением и мечом. Непокорным ничего не оставалось, кроме как принять ислам и стать покорными (слово «мусульманин» переводится как покорный) либо принять смерть. «Люди писания» — иудеи и христиане были вынуждены либо пла­тить дань халифам, либо покидать свои земли. Распространение ислама по миру сопровождалось большими кровопро­литными войнами.

Ислам восходит своими корнями к древней «религии Ав­раама», отрицая идеи, привнесенные иудаизмом и христи­анством. Прежде всего, отвергаются боговоплощение, искуп­ление и догматы Троицы. Аллах признается единым и един­ственным божеством.

Ислам определял и до наших дней определяет все стороны жизни мусульман, не только их веру, но и быт - вплоть до мелочей. Наряду с Кораном была создана другая священная кни­га — Сунна (в переводе — «пример», «образец»). Суть исламско­го воспитания отражена именно в I этом источнике. Ранние му­сульманские общины получили четкий регламент своей религи­озной и светской жизни в виде хадисов — кратких поучений, собранных в Сунне, которых насчитывается более 50 тысяч.

Важной частью ислама является шариат (дословно — «глу­бокое знание»), свод правовых и богословских нормативов, регулирующих всю жизнь мусульманина. Шариат лежит в основе этических норм поведения, которые можно прирав­нять к законам — юридическим нормам с точки зрения их общественной роли. Выполнение норм шариата требует от человека искренности и сознательности. Одной из причин успеха ислама у разных народов являлось то, что он позво­лял им сохранять свои исторические традиции и обычаи, обозначавшиеся понятием «адат».

Исламское воспитание в эпоху европейского средневеко­вья осуществлялось на основе сочетания шариата и адата: с одной стороны, соблюдение норм ислама сходных биб­лейскими, с другой — следование привычным для народа вековым традициям.

Важнейшим институтом мусульманского воспитания яв­лялась семья. Отец семейства нес полную ответственность за воспитание и мальчиков и девочек и перед Аллахом, и перед общиной, и перед своим родом. Преступление или посту­пок, противоречившие нормам шариата, навлекали осужде­ние и позор на весь род. Любое проявление невоспитанности и дурного поведения со стороны детей расценивалось как недостойный поступок отца. Покорность, скромность и ис­тинная вера стали основными качествами, которые воспи­тывались как в семье, так и вне ее.

Характерной чертой исламского воспитания было раздель­ное воспитание мальчиков и девочек в семье. Дом мусульма­нина делился на две половины: мужскую и женскую. Жен­щинам позволялось входить на мужскую половину только с целью уборки и в отсутствие мужчин. На женскую половину имел право входить только глава семьи. Женщины традици­онно были лишены многих прав, не могли выходить из дома без мужского сопровождения, есть в присутствии мужчин, совершать вместе с ними молитву, женщина не должна была показывать на людях своего лица, говорить с незнакомыми, сидеть в присутствии мужчин и т.д. Мальчики находились на женской половине обычно до 4—5 лет, пока не овладевали навыками самообслуживания, после чего переходили на муж­скую половину под присмотр отца и остальных мужчин.

Главным достоинством женщины у мусульман считалась покорность, кротость. С раннего возраста девочек готовили к замужеству и выполнению домашних обязанностей.

Важной особенностью мусульманского брака является его полигамность. В суре Корана под названием «Женщины» за­писано: «Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете спра­ведливы, то — на одной...» Ислам допускал многоженство как явление, свойственное доисламскому образу жизни, с одной стороны, а с другой — как вынужденную необходи­мость для постоянно воюющих государств. Ислам, правда, ограничил число жен четырьмя и уравнял их в правах, рав­но как и рожденных ими детей. Воспитание в полигамной семье имело свои особенности, касавшиеся, прежде всего вза­имоотношений жен и их детей. Шариат возлагал на мужа обязанность установления мира в семье, что достигалось не­редко весьма жесткими средствами.

Изучение Корана и Сунны начиналось для детей в семье, как правило, в форме назиданий отца, а также с заучивания «Аль-Фатиха» — первой суры Корана, которую каждый му­сульманин должен был уметь произносить на арабском языке.

В эпоху средневековья в мусульманском мире выработа­лись четкие религиозно-правовые нормы, определявшие цели, формы и методы исламского воспитания. Они легли в основу воспитания в каждой общине, в каждой семье и шко­ле, а также в основу педагогических идей средневекового мусульманского Востока.

Практика школьного образования в странах Ближнего и Среднего Востока

В ходе формирования мусульманской теологии складывались различные ее школы, в рамках которых развивались научные знания — ма­тематика, астрономия, граммати­ка арабского языка. В подходах к науке явственно прослежи­вается связь исламской культуры с древневосточными куль­турами; в частности, из сирийской были заимствованы комментарии к античному философскому наследию; Византия оказала влияние на организацию государственно-адми­нистративного управления; влияние персидской и идцийс-кой культур прослеживается в развитии литературных и ес­тественнонаучных знаний; в свою очередь, в результате раз­вития культуры стран арабского халифата мир познакомился с арабской цифровой системой счисления, часами, компа­сом и др.

Важным средством распространения культуры стал арабс­кий язык и арабская письменность, созданная еще в IV в. на основе арамейского письма. Образованные люди, способные проповедовать Коран и обучать грамоте, становились учите­лями в повсеместно создававшихся при мечетях элементар­ных школах. Обучение в них начиналось с устного ознакомле­ния с правилами Корана, их первоначального осмысления, затем переходили к чтению и переписыванию текстов. Уро­вень грамотности в мусульманских странах значительно воз­рос. В общем, можно утверждать, что распространение ислама сыграло на определенном историческом этапе положитель­ную роль в распространении элементарного образования.

Начиная посещать школу с шести лет, дети находились в жестких условиях — многочасовые, монотонные занятия, суровые наказания за леность и проступки. Повышенное об­разование давалось в медресе, появление которых обычно связывают с необходимостью толкования Корана. В созда­вавшихся при мечетях медресе к элементарным знаниям на­чальной школы добавлялись углубленное изучение арабско­го языка, ознакомление с деяниями пророков, овладение основами исламского правоведения. Такое содержание обу­чения вытекало из трех основных установок ислама: освое­ние науки о чтении и толковании Корана, изучение деяний пророков и правоведение.

Шагом вперед в развитии просвещения можно считать организацию в Багдаде по инициативе халифа Мамуна (786— 833), считавшегося покровителем наук, своего рода куль­турных центров — «Домов мудрости», в которых крупней­шие ученые обсуждали тексты античности и вели дискуссии по проблемам современного им мира. В этих центрах склады­вались библиотеки, привлекавшие к себе внимание всех за­интересованных в знаниях людей.

Завоевания арабского Халифата приводили, в общем, к уничтожению самобытных национальных культур. Освобож­дение во второй половине IX — начале X в. народов Средней Азии, Ирана и Закавказья от арабского господства предос­тавило возможность для развития не только не потерявшей своих специфических черт культуры этих стран, но и к обогащению ее элементами арабской цивилизации.

В качестве примера реализации исламской концепции об­разования можно привести школьную систему Ирана, сло­жившуюся к IX в. и представленную двумя типами школ: арабо-грамматической — «мактаб», обучение в которой про­ходило на основе Корана, и школой персидского направле­ния — «куттаб», в которой преимущественно изучалась ис­тория Ирана.

В содержание образования в школе повышенного типа — медресе — входили: мусульманская теология, правоведение, арабский язык с упором на грамматику, каллиграфия и диа­лектика. Целью обучения здесь было, прежде всего, религиозное образование. Большое внимание уделялось при этом развитию умственных способностей, в первую очередь — памяти.

В X—XI вв. Иран переживал культурный расцвет и пре­вратился в крупный центр культуры всего средневекового Востока. В этот период от исламской догматики стали посте­пенно отпочковываться естественные науки — математика, география, фармакология, астрономия, что нашло отраже­ние и в образовательной деятельности медресе, которые стали, включать эти науки в содержание обучения.

После освобождения в IX в. от арабской зависимости и в связи с формированием новоперсидского языка (фарси-дари) в Иране появилось большое количество научной литературы и книг светского содержания. С целью хранения книг созда­вались специальные учреждения, где можно было не только ознакомиться с рукописями, но и получить образование, по­скольку библиотеки использовались как центры обучения, связанные с переписыванием рукописей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.007 с.)