Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия)



Приблизительно за 4 тыс. лет до н.э. в междуречье Тигра и Евфрата возникли города - государства Шумер и Аккад, существовавшие здесь по­чти до начала нашей эры, и другие древние государства, та­кие как Вавилон и Ассирия. Все они обладали достаточно жизнестойкой культурой. Здесь получили развитие астроно­мия, математика, сельское хозяйство, была создана ориги­нальная письменность, возникли различные искусства.

В городах Месопотамии существовала практика древонасаж­дения, прокладывались каналы с мостами через них, возводи­лись дворцы для знати. Почти в каждом городе существовали школы, история которых восходила еще к 3-му тысячелетию до н.э. и отражала потребности развития хозяйства, культуры, нуждавшихся в грамотных людях — писцах. Писцы на социаль­ной лестнице стояли достаточно высоко. Первые школы для их подготовки в Междуречье именовались «домами табличек» (по-шумерски — эдубба), от названия табличек из глины, на которые наносилась клинопись. Письмена вырезались деревян­ным резцом на сырой глиняной плитке, которую затем обжи­гали. В начале 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользовать­ся деревянными табличками, покрытыми тонким слоем воска, на котором выцарапывались клинописные знаки.

Первые школы такого типа возникли, очевидно, при семьях писцов. Затем появились дворцовые и храмовые «дома табличек». Получить представление об этих школах позволяют глиняные таблички с клинописью, являющиеся материальным свидетель­ством развития цивилизации, в том числе и школы, в Междуре­чье. Десятки тысяч таких табличек обнаружены в развалинах двор­цов, храмов и жилищ. Таковы, к примеру, таблички из библио­теки и архива г. Ниппура, среди которых следует назвать, прежде всего, летописи Ашшурбанипала (668—626 до н.э.), законы царя Вавилона Хаммурапи (1792—1750 до н.э.), законы Ассирии вто­рой половины 2-го тысячелетия до н.э. и др.

Постепенно эдуббы приобретали автономию. В основном эти школы были небольшими, с одним учителем, в обязан­ности которого входило и управление школой, и изготовле­ние новых табличек-образцов, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек», по-видимому, имелись особые учителя письма, счета, рисования, а также специальный управитель, следив­ший за порядком и ходом занятий. Обучение в школах было платным. Чтобы заручиться дополнительным вниманием учи­теля, родители делали ему подношения.

Вначале цели школьного обучения были узкоутилитарны­ми: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали постепенно превращаться в центры куль­туры и просвещения. При них возникали крупные книгохрани­лища, например Ниппурская библиотека во 2-м тысячелетии до н.э. и Ниневийская библиотека в 1-м тысячелетии до н.э.

Складывавшуюся школу как образовательное учреждение питали традиции патриархально-семейного воспитания и од­новременно ремесленного ученичества. Влияние семейно-общинного уклада жизни на школу сохранялось на протяжении всей истории древнейших государств Междуречья. Главную роль в воспитании детей по-прежнему играла семья. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец должен был отвечать за подготов­ку сына к жизни и был обязан обучать его своему ремеслу. Основным методом воспитания в семье и школе являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, где содержится обра­щение отца к сыну, отец призывает его следовать положитель­ным примерам сородичей, друзей и мудрых правителей.

Возглавлял эдуббу «отец», учителей именовали «братьями отца». Ученики делились на старших и младших «детей эдуббы». Обучение в эдуббе рассматривалось, прежде всего, как подготовка к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться технике изго­товления глиняных табличек, освоить систему клинописи. За годы обучения ученик должен был изготовить полный комплект табличек с предусмотренными текстами. На протяжении всей исто­рии «домов табличек» универсальными приемами обучения в них являлись заучивание и переписывание. Урок состоял в запоминании «табличек-моделей» и их копировании в «табличках-упражнениях». Сырые таблички-упражнения корректировал учи­тель. Позже иногда стали применяться упражнения типа «дик­тантов». В основе методики обучения лежало, таким образом, многократное повторение, запоминание столбцов слов, текстов, задач ц их решений. Однако применялся и метод разъяснения учителем трудных слов и текстов. Можно предположить, что в обучении использовался также и прием диалога-спора, причем не только с учителем или учеником, но и с воображаемым пред­метом. Ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали или опровергали те или иные положения.

О том, каким был уклад школы и каким хотели его ви­деть в Междуречье, говорят найденные в развалинах столи­цы Ассирии — Ниневии таблички «Восславление искусства писцов». В них говорилось: «Истинный писец не тот, кто ду­мает о хлебе насущном, а кто сосредоточен на своем труде». Прилежание, по мнению автора «Восславления...», помога­ет ученику «выйти на дорогу богатства и благополучия».

Один из клинописных документов 2-го тысячелетия до н.э. позволяет составить представление об учебном дне школь­ника. Вот что в нем говорится: «Школьник, куда ты ходишь с первых дней?» — спрашивает учитель. «Я хожу в школу», — отвечает ученик. «Что ты делаешь в школе?» — «Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой, вхожу и вижу моего отца. Я рассказываю отцу» моих уроках, и отец мой радуется..Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей: скорее дай мне мой завтрак, я иду в школу: в школе надзиратель спрашивает: "Почему ты опаз­дываешь?" Испуганный и с бьющимся сердцем, я вхожу к учителю и кланяюсь ему почтительно».

Обучение в «домах табличек» было сложным и трудоемким. На первом этапе учили читать, писать, считать. При овладе­нии грамотой следовало запомнить множество клинописных знаков. Далее ученик переходил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал известный запас прак­тических знаний и умений, необходимых при строительстве, составлении деловых документов. Прошедший обучение в «доме табличек» становился обладателем своего рода интегрирован­ной профессии, приобретая различные знания и умения.

В школах изучались два языка: аккадский и шумерский. Шу­мерский язык в первой трети 2-го тысячелетия до н.э. уже перестал быть средством общения и сохранялся лишь как язык науки и религии. В новое время аналогичную роль в Европе играл латинский язык. В зависимости от дальнейшей специа­лизации будущим писцам давались знания в области собствен­но языка, математики и астрономии. Как можно понять из табличек того времени, окончивший эдуббу должен был вла­деть письмом, четырьмя арифметическими действиями, ис­кусством певца и музыканта, ориентироваться в законах, знать ритуал совершения культовых действий. Он должен был уметь измерять поля, делить имущество, разбираться в тканях, ме­таллах, растениях, понимать профессиональный язык жре­цов, ремесленников, пастухов.

Возникшие в Шумере и Аккаде школы в виде «домов таб­личек» претерпели затем значительную эволюцию. Постепен­но они становились как бы центрами просвещения. В то же самое время начала складываться особая литература, обслу­живавшая школу. Первые, условно говоря, методические пособия — словари и хрестоматии — появились в Шумере за 3 тыс. лет до н.э. В них включались поучения, назидания, на­ставления, оформленные в виде клинописных табличек.

В период расцвета Вавилонского царства (1-я половина 2-го тысячелетия до н.э.) важную роль в деле образования и воспи­тания стали играть дворцовые и храмовые школы, которые обычно располагались в культовых зданиях — зиккуратах, где имелись и библиотеки, и помещения для занятий писцов. Та­кие, говоря современным языком, комплексы именовались «домами знаний». В Вавилонском царстве с распространением знаний и культуры в средних социальных группах появляются, по-видимому, учебные заведения нового типа, о чем свиде­тельствует появление на различных документах подписей тор­говцев и ремесленников.

Эдуббы получили особенно широкое распространение в Ассирийско-Нововавилонский период — в 1-м тысячелетии до н.э. В связи с развитием хозяйства, культуры, усилением про­цесса разделения труда в Древней Месопотамии наметилась специализация писцов, что отразилось и на характере обуче­ния в школах. В содержание обучения стали включаться заня­тия, условно говоря, философией, литературой, историей, геометрией, правом, географией. В Ассирийско-Нововавилонс­кий период появляются уже и школы для девушек из знатных семей, где обучали письму, религии, истории и счету.

Важно отметить, что в этот период создаются большие дворцовые библиотеки в Ашшуре и Ниппуре. Писцы собира­ли таблички на различные темы, о чем свидетельствует биб­лиотека царя Ашшурбанипала (VI в. до н.э.), особое внимание стало уделяться обучению математике и способам лече­ния разных болезней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.116.187 (0.018 с.)