Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления развития школы и педагогики в странах Запада и СССР (России) после Второй Мировой войны

Поиск

Послевоенный период.

В послевоенный период мир претерпел существенные геополитические изменения. На развитии образования особен­но сказалось то, что после окончания войны Европа оказа­лась разделенной на сферы влияния стран-победителей. Боль­шинство государств оказались под влиянием США и Великобритании, ряд стран Восточной и Центральной Ев­ропы контролировались Советским Союзом. Германия была поделена на две части с различными политическими систе­мами. Даже город Берлин был разделен на Восточный и За­падный. Западный Берлин фактически стал отдельным госу­дарством. Политологи стали употреблять термины «Запад» и «Восток». К странам Запада стали относить Францию, Ита­лию, Испанию, страны Скандинавии, Западную Германию (Федеративная Республика Германии — ФРГ), Бельгию, дру­гие страны Западной и Центральной Европы и, конечно, страны-победители — США и Великобританию. К странам Востока стали относить территории, которые были освобож­дены непосредственно советскими войсками и в которых были образованы органы государственного и политического уп­равления под контролем СССР. К ним относились Прибал­тика, Польша, Восточная Германия (Германская Демокра­тическая Республика — ГДР), Болгария, Чехословакия, Вен­грия, Югославия и Албания. В число стран социалистического лагеря входили также Китай и Монголия.

Сложившаяся в мире политическая ситуация позволяла говорить о делении мира на страны с двумя различными политическими системами: демократической ориентации, или, как их называли сторонники марксизма, капиталисти­ческие, и страны социалистического лагеря. Кроме того, выделялась группа экономически слабо развитых или развива­ющихся стран — стран третьего мира. Сложилась ситуация противоборства коммунизма и капитализма. Идеологическое и экономическое противостояние двух политических систем получило название холодной войны.

По окончании второй мировой войны в странах Запада началось восстановление национальных систем образования, существовавших в довоенную эпоху и разрушенных во время войны. Нужно отметить широкое распространение при этом педагогических идей и опыта, характерных для США.

Коренное изменение претерпели системы образования и педагогическая мысль в странах Восточной Европы. Образова­ние в этих государствах создавалось практически заново, по советскому образцу. Школа оказалась под господствующим влиянием коммунистической идеологии.

Восстановление хозяйства во всех странах Запада прово­дилось параллельно с его модернизацией, что также можно отнести к важным факторам развития образования. Новые промышленные технологии, новые отрасли производства, новые профессии и т.д. влияли на развитие содержания об­разования. Во всех странах проявлялось стремление совершенствовать систему образования, хотя происходило это по-разному. Для стран Запада в целом было характерно, прежде всего, стремление к созданию единых систем образования и повышение общего интеллектуального уровня обучения. В то же самое время новые государства социалистического лагеря перестраивали все формы общественно-политической жиз­ни в соответствии с навязанной им после войны социалис­тической политико-идеологической системой в сфере обра­зования это означало создание школьных систем, близких к той, которая сложилась в Советском Союзе.

Препятствием на пути развития школы в послевоенный период в странах Восточной Европы стал «железный зана­вес»: опасаясь идеологического влияния Запада, страны со­циалистической ориентации прекратили культурный обмен с народами Западной Европы, заменив его пропагандой со­ветской идеологии. Почти пятьдесят лет народы Востока и Запада Европы не имели друг о друге достоверной информа­ции, были лишены свободы передвижения, возможности на­учных контактов и даже поддержания родственных связей, что являлось настоящей трагедией для многих семей, в час­тности в Германии. Железный занавес, а также идеологиза­ция общественной жизни в странах Восточной Европы и СССР фактически привели к возникновению двух направле­ний в развитии педагогической науки, столь различных и невзаимосвязанных, что в обиходе «советская педагогика» и «буржуазная педагогика» стали обозначать принципиально разные науки. Аналогичные явления наблюдались и в психо­логии, и в философии, и в других общественных науках. Бо­лее того, в социологической и психолого-педагогической науке советского периода можно встретить трактовки поня­тия «личность советского человека» как человека особого, отличающегося по многим психологическим характеристи­кам от всех остальных людей, живущих на планете.

Отдельно следует выделить особенности развития школы и педагогической науки в странах бывшего соцлагеря в пос­леднем десятилетии XX в. Демократические преобразования позволили восстановить научный диалог между педагогами Востока и Запада, объективно оценить достижения друг дру­га в сфере образования, приступить к решению проблем, требующих международной координации. Вместе с тем воз­ник и ряд серьезных проблем, связанных с попытками сле­пого копирования педагогами стран Востока того, что было наработано западной наукой и школьной практикой. Возникла тенденция отрицания собственного научного и практичес­кого опыта в сфере образования, собственных образователь­ных традиций.

В последнее десятилетие XX в. в большинстве стран евро­пейской цивилизации прослеживается тенденция к демокра­тизации и гуманизации образования. Признание человека и его прав приоритетной ценностью стало одним из важнейших достижений международной дипломатии после второй миро­вой войны. Права человека и права ребенка, признанные меж­дународными конвенциями, во всем мире дали толчок разви­тию таких подходов к образованию и воспитанию, которые ориентированы на максимальный учет потребностей и воз­можностей духовного и физического развития личности.

Ряд социально-экономических явлений, объективно су­ществующих во всем мире, обусловил возникновение в сфе­ре образования всех стран таких направлений, как экологи­ческое воспитание и борьба с детской преступностью и нар­команией.

В последней четверти XX в. в мире широкое распростране­ние получила футурология — прогнозирование социальных процессов, вобравшая в себя методы и знания многих наук. Возможно, не лишены оснований прогнозы футурологов от­носительно того, что в конце XX столетия появятся зароды­ши формирования постиндустриального общества, которое приходит на смену индустриальному. Одну из последних кон­цепций этой стадии общественного развития представляет собой теория информационного общества. Предполагается, что это будет общество, в котором главное место займет научная информация, управление ее распределением и потреблени­ем, когда внедрение новых технологий будет происходить очень быстро, а расходы на создание нового оборудования, по мне­нию некоторых экономистов, станут сопоставимыми стоимо­сти самой технической идеи.

В конце XX в. электронно-вычислительная техника как но­вое средство обработки и хранения информации стала по­вседневным атрибутом научной и деловой жизни общества. Необходимость и неизбежность внедрения в образование ком­пьютерных средств очевидна, но процесс обучения с приме­нением персональных компьютеров изучен весьма слабо. Ме­дицинские, психологические и педагогические требования к применению компьютерных средств учащимися только пред­стоит разработать, и это является одной из важнейших задач теории и практики образования, психологии и медицины.

Школа в Западной Европеи США после второй мировой войны.

Усиление государственного влияния на школу характерно для всех западноевропейских стран. В Великобритании еще до окончания вто­рой мировой войны был принят акт Батлера. Этот закон демократизировал и упорядочил школь­ную жизнь, расширив права попечительских и родительских комитетов, увеличил срок обязательного обучения детей до 15 лет. При этом были узаконены три типа средних учебных заведений: современная школа, грамматическая школа и сред­няя техническая школа. Нужно отметить, что выпускники современной школы, составлявшие две трети всех выпуск­ников, были лишены права поступления в высшие учебные заведения. Автономия графств в области принятия решений относительно системы образования усложняла управление школой, мешала установлению единого содержания образо­вания, что сказывалось на уровне общеобразовательной под­готовки учащихся в целом.

В 60-е гг. были учреждены так называемые единые общеобразовательные школы, выпускники которых получили право поступления в высшие учебные за­ведения. В настоящее время это самый массовый тип средне­го учебного заведения в Великобритании.

По реформе образования 1988 г. был введен «Единый национальный учебный план» для школ всех типов, который лег в основу унификации системы образования в Велико­британии.

Развитие американской школы в послевоенный период проходило в русле процесса централизации управления об­разованием. К концу войны лишь немногим более 10% школ оставались частными. Но проблема заключалась в том, что по ранее сложившейся традиции каждый штат имел право самостоятельно и независимо составлять учебный план и формировать собственную школьную политику. Такое поло­жение оставалось вплоть до принятия закона об образовании в целях национальной обороны в 1958 г., который вместе с рядом последующих федеральных актов существенно скоор­динировал деятельность в области образования в США.

В середине 60-х гг. в США началось широкомасштабное движение за устранение остатков расовой и религиозной сег­регации в школе. Дискриминация отдельных групп людей была признана пережитком рабовладельческого прошлого, недо­стойным современной цивилизации явлением. Этот процесс происходил постепенно, в течение почти десяти лет. Весьма актуальными в этот период стали идеи гуманизации и демократизации образования.

Во второй половине 70-х гг. стало заметным снижение уров­ня общеобразовательной подготовки, даваемого массовой шко­лой. Отмечалось также, что треть взрослого населения страны не имеет среднего образования. Это объяснялось невостребо­ванностью работников с образованием такого уровня на дан­ном этапе экономического развития. Следуя логике решения перспективных стратегических задач, вопреки временным тре­бованиям экономики в 1981 г. в США вступил в силу закон об объединении и улучшении программ образования, который по­ложил начало стандартизации содержания школьного образо­вания. Приоритетными областями были признаны естественно­научные дисциплины и математика. Ближайшей перспективной задачей американской школы начало считаться обучение компьютерной грамотности начиная с младших классов школы.

В период второй мировой войны национальная система об­разования во Франции, как и в других странах, находившихся под немецкой оккупацией, была фактически разрушена, и пер­вые послевоенные годы были посвящены ее восстановлению. Современная система образования во Франции отличается от многих европейских государств сохранением централизованного управления. Территория государства поделена на учебные ок­руга, в которые входит несколько учебных департаментов. Ми­нистерство национального образования и культуры Франции управляет деятельностью учебных заведений всех типов. Пол­ное среднее образование во Франции 12-летнее. Оно подразде­ляется на начальную школу, неполную среднюю — коллеж и полную среднюю — лицей. Уже в коллеже учащийся должен определить техническую или гуманитарную ориентацию при выборе дальнейшего пути образования. В лицее учащимся предлагается выбор более чем из десяти различных профилей: эко­номический, юридический, технологический и т.д. Выпускни­кам лицея присваивается степень бакалавра, т.е. они получают аттестат зрелости и право поступления в университет на фа­культет того же профиля без экзаменов. Наиболее престижны­ми в 90-х гг. во Франции считались математический и есте­ственнонаучный профили обучения.

Федеративная Республика Германии организована исто­рически по федеративному принципу: все входящие в нее земли обладают значительной самостоятельностью, и систе­ма образования соответственно также децентрализована. Уни­фикация германского образования, создание единой школь­ной системы являются важнейшим направлением деятель­ности государства в области образовательной политики. Только в 1969 г. федеральное правительство получило право дирек­тивного управления школой.

Для получения полного среднего образования во всех зем­лях необходимо закончить гимназию — единственный тип учебного заведения, дающий право поступления в универ­ситеты. Кроме того, в ФРГ существуют так называемые ре­альные школы, которые имеют практическую направленность и дают право поступления в высшие профессиональные школы различного профиля. С середины 60-х гг. приоритетным в Германии считается естественнонаучное, математическое и техническое образование.

Развитие образования в других западных странах проис­ходило под влиянием тех же факторов. К концу XX в. практи­чески везде развиваются сложившиеся ранее национальные системы образования при учете современных образователь­ных потребностей общества.

Кроме того, в последней четверти XX столетия стало осо­бенно заметно влияние на национальные школы американ­ских идей в области образования. Американский вариант ан­глийского языка стал реальным языком международного общения, американский взгляд на культуру, американский образ жизни стали широко распространяться практически во всех странах Европы. Эта тенденция вызывает обеспоко­енность многих европейских педагогов, считающих важным сохранение национальных традиций в образовании.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.41 (0.013 с.)