Великая Отечественная война 1941-1945 гг. И школа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. И школа



Великая Отечественная война 1941— 1945 гг. серьезно отразилась на дея­тельности отечественной школы. Ус­ловия военного времени поставили перед органами управления народным образованием и перед школой новые задачи: нужно было сохранить охват всех детей школьного возраста различными формами обучения, обеспе­чить их воспитание в патриотическом духе.

Самыми трудными были первые два года войны, когда шла массовая эвакуация детских учреждений из прифронтовых рай­онов. Школы, детские сады, детские дома из центра России пе­ребрасывались глубоко в тыл: Среднюю Азию, Казахстан, Си­бирь, на Урал. На новых же местах было мало школьных зданий, жилья для учителей, не было возможностей для материального обеспечения и школьников и учителей. Многие школьные зда­ния были заняты под госпитали, казармы, цехи заводов. В связи с этим занятия в школах проводились в 2—3, нередко и в 4 сме­ны со всеми вытекавшими отсюда последствиями.

С серьезными проблемами школы столкнулись позднее в ос­вобожденных от оккупации районах: нужно было восстанавли­вать школьные здания, школьное оборудование, нужно было снабжать детей питанием, одеждой и обувью. Огромные трудно­сти школы испытывали и с обеспечением учителями. Призыв учителей в армию, массовая эвакуация, переход на другую ра­боту привели к резкому сокращению численности педагогичес­ких кадров, к существенному изменению и в их составе: замет­но увеличился процент женщин в учреждениях системы просве­щения, появилось много слабо подготовленных работников.

Трудности военного времени ставили школу и учителей в тяжелые условия и требовали поиска новых форм организа­ции учебной и воспитательной работы. Так, произошли изме­нения в структуре и продолжительности учебного года, в связи с чем потребовались корректировка учебных планов и про­грамм, сокращение каникул, введение новых организационных форм обучения, стали создаваться консультационные пунк­ты, ориентированные на самостоятельную работу учащихся VII—X классов. Для школьников, приступивших к учебным занятиям после перерыва, организовывалось индивидуально-групповое обучение, проводились дополнительные занятия в конце учебного года и в летние каникулы.

Значительное большинство юношей, окончивших сред­нюю школу, призывалось в действующую армию, поэтому возникла необходимость не только их более серьезной физи­ческой подготовки, но и обучения элементам военного дела. В середине 1942/43 учебного года в учебные планы школ был введен предмет «Военное дело», программа которого вклю­чала строевую, лыжную, огневую и противохимическую под­готовку, изучение стрелкового оружия, техники рукопаш­ного боя и военно-санитарного дела. Введение военного дела стало одним из аргументов при организации раздельного обучения мальчиков и девочек согласно постановлению Совнар­кома от 16 июля 1943 г. и существовало до 1954 г.

Необходимость охватить обучением всех детей, вынужден­ных по тем или иным причинам покинуть школу, привела к созданию новых типов учебно-воспитательных учреждений. В 1943 г. стали функционировать школы рабочей молодежи, в которых получили возможность учиться подростки и юноши, занятые трудом в промышленном производстве. Школы рабо­чей молодежи давали выпускникам неполное среднее и сред­нее образование без отрыва от производства, а с 1944 г. стали создаваться вечерние школы сельской молодежи. Учащиеся этих школ получали тот же объем знаний, те же права, что и окон­чившие дневные семилетние и средние школы.

В том же 1944 г. была возобновлена деятельность заочных школ с V по X класс, в которых обучались молодые рабо­чие, колхозники и служащие, не имевшие законченного образования. В них широко использовались групповые и ин­дивидуальные консультации, устные зачеты, письменные работы, экзамены по полугодиям и т.д. Документы об оконча­нии этих школ давали выпускникам одинаковые права с окан­чивавшими дневные средние общеобразовательные школы. Особое внимание в школах военного времени уделялось воспитательной работе. В работе школ на первый план выд­вигалось идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся. В те годы получили распространение такие формы идеологического воздействия на школьников, как кружки комсомольской политсети, митинги школьников по поводу различных политических событий, устные газеты, агитбри­гады, лекторские группы и ученические лектории, подго­товка витрин и стендов, выпуск стенных газет и боевых ли­стков, встречи с участниками войны и т.п.

Все это усиливало роль комсомольской и пионерской орга­низаций, которые вели политическую работу среди детей, подростков и юношей; организовывали проведение массо­вых общественно-политических кампаний, вовлекали детей в так называемую общественно полезную работу и т.д. В го­ды войны большое внимание уделялось деятельности пио­нерской организации и ее символике и ритуалам, что выте­кало в значительной степени из идей и практики А.С. Мака­ренко, которые стали абсолютизироваться.

Для советской школы военного времени было характерно укрепление ее связи с жизнью, возвращение в школу трудо­вой подготовки, вовлечение школьников в общественно по­лезную деятельность, включение их в производительный труд взрослых в различных отраслях народного хозяйства и т.д. В этот период школу окончательно поставили на путь поли­тизации и идеологизации как учебного процесса, так и вне­классной и внешкольной работы.

 

Педагогическая наукавгоды Великой Отечественной войны

Научная разработка различных аспектов педагогики, истории педагогики, психологии, школьной ги­гиены, методов обучения в общеобразовательной школе продолжалась в прежнем направлении. Общее руководство педагогическими исследованиями было возложено на созданную в октябре 1943 г. Академию педаго­гических наук (АПН) РСФСР, которая должна была стать центром разработки научно-педагогических проблем. На нее возлагались задача консолидации деятельности всех научно-

педагогических сил страны, подготовка научно-педагогичес­ких кадров для вузов и НИИ по педагогике и психологии, разработка учебных пособий по психолого-педагогическому циклу наук, участие в подготовке и издании учебников и учебных пособий для школ и педагогических вузов. Одним из важных направлений деятельности АПН было изучение опыта лучших учителей и школ страны. Так, среди внештат­ных сотрудников академии уже в 1943 г. было 270 учителей, а работа АПН РСФСР велась на базе 26 опытных школ.

В числе направлений работы АПН РСФСР следует выде­лить разработку путей реализации всеобуча, планирование сети школ, совершенствование содержания образования. В числе первоочередных выдвигались вопросы разработки проблем нравственного, эстетического и физического воспитания школьников. Большое внимание уделялось изучению работы школ и учителей в условиях военного времени. В общем, Ака­демия педагогических наук РСФСР постепенно становилась действительно координационным центром всей исследователь­ской работы по проблемам педагогики и психологии.

Таким образом, отечественные школа и педагогика 20-х — первой половины 40-х гг. прошли в своем развитии несколько этапов. Вначале провозглашалась демократическая и гумани­стическая их ориентация: ребенок объявлялся высшей цен­ностью, ради чего и должна была строиться новая школа. Реализуя лозунг партии — победу революции может закре­пить только школа, руководители Наркомпроса частично ис­пользовали многие идеи демократически настроенных педа­гогов дореволюционного периода, и разработал и программу развития новой школы. Этой программой большевикам уда­лось привлечь на свою сторону, казалось бы, совершенно не­примиримых с новым правительством наиболее талантливых педагогов, которые поначалу имели возможности для твор­ческой работы. Но даже и в этот наиболее демократический период развития советской школы в сознание детей, подрос­тков и юношей внедрялись политические и идеологические установки партии: детей разделяли на пролетарских и из се­мей эксплуататорских классов, провозглашали заботу и защи­ту для одних и изоляцию от провозглашенных благ в образо­вании других. Началась постепенная подмена общечеловечес­ких ценностей классовыми, учет национальных устоев и традиций стирался во имя интернационального воспитания, духовные ценности замещались материальными. К концу 20-х гг. школа была уже подготовлена к смене курса: нача­лась активная критика экспериментальной деятельности опытных станций и опытных школ, ряд педагогических концепций были объявлены буржуазными, не соответствующи­ми духу времени. К началу 30-х гг. советская школа открыто отмежевалась от идеи демократизации в образовании и стала одним из важнейших средств политизации и идеологизации советского общества.

Отличительной чертой организации учебно-воспитатель­ного процесса школы 30-х гг. можно считать во многом отказ от идей предыдущего десятилетия. Ушли в прошлое комп­лексные программы, был принят курс на предметное рас­пределение учебного материала и классно-урочную органи­зацию обучения, творческое самовыражение учащихся за­меняется борьбой за сознательную дисциплину.

Первая половина 40-х гг. характеризовалась резким усиле­нием политизации и идеологизации школы. В эти годы сло­жилась модель организации школы, которая сохранялась в основных чертах вплоть до конца 80-х гг. и по своей форме являлась одной из лучших в мире.

Рекомендуемая литература

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

Блонский Н.П. Педология. М., 1934.

Ганелин Ш.И., Талант Е.Я. История педагогики. М., 1940.

Ганелин Ш.И., Салтыкова М.Н., Сыркина О.Е. Основные вопросы советской дидактики. М., 1929.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную филосо­фию. М., 1995.

Есипов Б.П., Гончаров Н.К. Педагогика. М., 1939.

Жураковский Т.Е. Очерки по истории педагогики в связи с исто­рией классовой борьбы. 4.1. Киев, 1926.

Зеньковский Б.В. Педагогика. М., 1996.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

Калашников А.Г. Очерки марксистской педагогики. Т. I. Социоло­гия воспитания. М., 1929.

Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 1—6 / Под ред. Н.К. Гончарова и др. М., 1978—1980.

Ленин В.И. О воспитании и образовании. М., 1980. Т. I.; Т. II.

Луначарский А.В. О воспитании и образовании / Под ред. А.М. -Арсеньева и др., М., 1976.

Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. М., 1978. Т. 1.; Т. II.

Манжос Б. С. Основы советской дидактики / Под ред. А.П. Пин-кевича. М., 1930.

Медынский Е.Н. История педагогики в связи с экономическим развитием общества. Т. 1—3. М., 1925—1930: Т. 1. От первобыт­ной родовой общины до эпохи промышленного капитализ­ма, 1925; Т. 2. Эпоха промышленного капитализма, 1926; Т. 3. Русская педагогика. 3-е изд., испр. и доп., 1930.

Медынский Е.Н. История русской педагогики с древнейших вре­мен до Великой пролетарской революции. 2-е изд. М., 1938.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917-1973 гг. М., 1974.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917-1941 гг. / Под ред. Н.П. Кузина и др. М., 1980.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941—1961 гг. / Под ред. А.М. Арсеньева и др. М., 1988.

Педагогика / Под ред. И.А. Каирова. М., 1939.

Педагогика / Под ред. П.Н. Груздева. М., 1940.

Пинкевич А.П. Краткий очерк истории педагогики. 2-е изд., пе­реем, и доп. Харьков, 1930.

Пинкевич А.П. Педагогика. Опыт марксистской педагогики. Т. 1. Общая часть. Дошкольный возраст. 8-е изд. М., 1930.; Т.2. Тру­довая школа. 5-е изд. М., 1929.

Пистрак М.М. Педагогика. М., 1935.

Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Вели­кой Отечественной войны. Историко-педагогическое иссле­дование. М., 1984.

Шахвердов Г.Г. Воспитание народных масс / С предисл. С.Т. Шацкого. Ростов н/Д.; Краснодар, 1924.

Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочиненияЛВ 2т./ Под ред. Н.П. Кузина и др. М., 1980.

Шимбирев П.Н. Педагогика. М., 1940.

Глава 16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.013 с.)