Раздел 6. Ислам как третья по распространенности в мире религия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 6. Ислам как третья по распространенности в мире религия.



Социально-экономические, политические и религиозные предпосылки возникновения ислама. Основные этапы эволюции ислама. Деятельность Пророка Мухаммеда. Завоевательные войны и распространение ислама за пределами Аравии. Основные положения вероучения ислама. Источники и священные тексты ислама. Культ ислама. Течения и секты в исламе. Суннизм. Шиизм. Течения ислама: суфизм, верования мутазилитов и хариджитов.

Основная литература:

1. Гараджа, В.И. Религиоведение: Учеб. пос./ В.И. Гараджа. 2-е изд., дополненное. М.: Аспект Пресс, 1995. 351 с.;

2. Коран / Перевод, комментарии и приложения И.Ю. Крачковский. – Любое издание.

3. Осанов, А.А. Религиоведение: Учеб. пос. / А.А. Осанов; МСГИ. М., 2006. 64 с.

4. Яблоков, И.Н. Религиоведение: Учеб. пос. / И.Н. Яблоков. М., 1998. 535 с.

Дополнительная литература:

1. Брилев, Д.В. Религии мира. Ислам / Д.В, Брилев. М.: ООО Торговый Дом мир книги, 2006. 192 с.

2. Леонидов, Ф. Введение в вероучения народов мира / Ф. Леонидов; Рос. академия образования; Московский психолого-социальный институт. М.: Изд-во Флинта, 2005. 128 с.

3. Максуд, Р. Ислам / Р. Максуд; пер. с англ. М.: ФАИР – ПРЕСС, 2006. 304 с.

4. Петраш, Ю.Г. Ислам: происхождение, вероучение, современность (философско-культурологический взгляд) / Ю.Г. Петраш. М.: Республика, 2005. 350 с.;

5. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/ Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. 775 с.

 

Ислам — наиболее молодая из мировых религий, третья по распространенности религия в мире. Ислам происходит от арабск. «салима» - остаться невредимым, целым, благополучным). Он возник вначале VII в. у кочевых и полукочевых народов семитской языковой семьи, которые жили на территории Аравийского полуострова

Выделяют следующие внешние предпосылки его возникновения:

1)Цепь природных (наводнения, землетрясение) и социальных (войны с эфиопами и иранцами) катаклизмов подорвали основы раннеклассовой государственности у населения Аравийского полуострова

2)Близость к центрам двух развитых монотеистических религий — христианства и иудаизма. С носителями этой традиции основоположник ислама, Пророк Мухаммед, в частности, мог соприкасаться, когда занимался караванной торговлей

Поэтому ислам многое позаимствовал в религиозно-культовом плане у своих предшественников. Эти заимствования ощутимы и в священной книге мусульман — Коране, сказываются они на вероучении заметны и в культе. (Правда мусульмане считают, что изначально существует только одна религия — религия единого Бога, а все расхождения обусловлены искажениями, вносимыми в нее людьми)

С другой стороны исламу удалось довести до абсолюта принцип монотеизма, единобожия на котором основывались иудаизм и христианство, но которые так и не сумели набежать заметных противоречий в теоретическом обосновании и практическом применении этого принципа.

3)Процесс этнической и культурной консолидации арабов, формирование единого арабского языка. Эти политические, экономические и социальные изменения нуждались в новой целостной идейной основе, которую и предложил арабам ислам.

Борьба различных экономических укладов внутри арабского общества, которая порождала потребность в сильной централизованной государственной власти с соответствующим религиозным обоснованием.

В цепом, в отличие от христианства ислам формировался на более низкой стадии общественного развития, чем христианство Поэтому для ислама характерна тесная связь между общественно-политической и религиозной сферами и сразу бросается в глаза одежда мужчин и женщин минареты мечетей, самобытная письменность, запрет на употребление спиртного даже для неверующих иностранцев.

В тоже время, став объединяющим началом, ислам способствовал формированию мировой исламской цивилизации и ее общему подъему до лидирующих позиций в мире в IX-XIII вв.

Внутренней предпосылкой возникновения ислама является эволюция политеистических верований населения Аравийского полуострова в сторону монотеизма. Об этом свидетельствуют

1)Почитание Каабы в Мекке как единого святилища для всех племен полуострова, которые хранили там изображения своих божеств и. по крайней мере, один раз в год съезжались в Мекку для совершения обрядов их почитании. Наиболее влиятельным был родоплеменной культ курейшитов, с которыми Мухаммед был связан узами кровного родства. Многие представления и обрядовые элементы этого культа были использованы Пророком при основании ислама.

2) Движение ханифов, т е богоискателей, немногочисленной группы людей, которые вели аскетический и отшельнический образ жизни, пророчествовали о существовании единого сверхъестественного божества (Рэхмана). Сложился ряд центров этого Движения, охватившего всю Аравию. Крупнейшим одно время был Йемен. Во главе этого движения стоял Муслим. Второй центр богоискательства разместился на западе Аравийского полуострова в Мекке. Со временем на лидирующие позиции
в этом центре выдвинулся Мухаммед.

В целом в предпосылках возникновения ислама прослеживаются те же закономерности, которые можно обнаружить и в процессах становления других мировых религий.

Эволюция ислама.

В эволюции ислама четко выделяются два периода первоначального становления и последующего распространения и превращения в мировую религию

Началом становления ислама считается 610 г когда молодому купцу из Мекки Мухаммаду стали приходить видения. Этот период можно, в свою очередь подразделить на

I. мекканский этап 610-622 гг., который характеризовался изложением основ исламского вероучении и началом публичной проповеди среди населения города Однако последователи Мухаммада были сравнительно немногочисленны и со временем были вынуждены покинуть город, т. к. их деятельности все сильнее беспокоила городскую верхушку. Так произошла Хиджра, т.е. переселение первых мусульман из Мекки в Медину. От этого события берет начало мусульманским календарь.

II. мединский период 622-632 гг., характеризуется тем, что Мухаммад смог организовать деятельность общин своих последователей, дать им основополагающие культовые нормы и правила повседневной жизни. Он затеял войну с Меккой и завоевал этот город.

III. период «4-х праведных халифов» (до середины VII ст.). После смерти Пророка при его ближайших наследниках произошла унификация вероучении ислама. Был составлен и окончательно отредактирован Коран. Ислам распространил свое влияние на всю территорию Аравийского полуострова и начал широкие завоевания. Имел место раскол на суннитов и шиитов.

IV. период исламских завоеваний, распространения ислама «вширь» (середина VII - начало IX вв.) Мусульмане присоединили к сфере своего влияния Северную Африку, Среднюю Азию, Закавказье, юг Европейского континента. Однако на завоеванных территориях они оставались в меньшинстве допускали другие религии и испытывали сильное культурное влияние со стороны более развиты» покоренных народов.

V. период расширении ислама «вглу6ь» (IX-XIII вв.). Характеризовался тем, что мусульмане составили большинство в основных государственных образованиях, которыми управляли мусульманские династии. Относились терпимо только «христианству и исламу, по на положении меньшинства. Арабская культура достигала наивысшей степени расцвета, а исламская цивилизация стала лидером тогдашнего мира. Главная причина успешной исламизации — последовательность и ненасильствениость. В ислам привлекали возможностью повышения социальною статуса (рабы освобождались), быстрой карьерой, уменьшением налогового гнета.

VI. период ослабления ислама с XIV до середины XX вв. Исламский мир утратил единство, начались междоусобные войны, его размеры и влияние неуклонно сокращались под давлением европейского христианства.

VII. Со второй половины XX в. — период мусульманского возрождения. Он характеризуется

а ) экономической модернизацией арабского мира благодаря разработке половины самой дешевой и качественной нефти в мире.

б) неформальным политическим объединением большинства арабских стран.

в) ростом общей численности мусульман и их удельного веса в современном мире с 12-13 до 17-19%, и прогнозируется дальнейшее ею увеличение среди жителей земного шара — до 25-30% к 2025 г. Тогда как, для сравнения, удельный вес христиан колеблется последние сто лет в пределах 33-35%.

Этот рост обусловлен двумя основными факторами. Первый фактор — активное обращение в ислам немусульман (кочевые племена Африки, чернокожее население США и Канады, до 1 млн. европейцев). Второй, дающий подавляющую часть данного прироста, фактор — высокий уровень рождаемости у мусульманских народов, который при современном уровне развития медицины (а значит, резкой снижении смертности) привел к демографическому взрыву в исламской мире.

г) усилением в арабских страна) фундаменталистских ориентации Считается, что социальной основой фундаментализма выступает «низший средний класс» —учителя мелкие торговцы и ремесленники, чиновники, которым модернизация грозит понижением социального статуса и ухудшением материального положения.

Вероучение ислама.

Основныеположения вероучения ислама изложены в трех источниках:

1. Коране («чтение» 114 сур (глав)),

2. Сунне (Мусульманское Священное Писание, в переводе «поведение», свод хадисов (сказаний о жизни Пророка).

3. Шариат (от араб. шариа – верный путь к цели, закон, предписания, установленные в качестве обязательных). Это комплекс закрепленных Кораном и Сунной правил, которые определяют убеждения, нравственные ценности и религиозную совесть мусульман. Он содержит нормы государственного права, обязательного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права, а также предписания о судопроизводстве и опеке.).

Основные положения вероучения ислама изложены в свя­щенной книге — Коране (араб ал-Куран — чтение). Он был составлен через несколько десятилетий после смерти основоположника ислама — Пророка Мухаммада — на основании его откровений в середине VIII в.

Аналогом христианского Священного Предания в исламе является Сунна (араб обычаи, пример) Сунна — это сборник священных преданий (хадисов) о жизни чудесах и поучениях пророка Мухаммада. Она была в основном составлена в IX в мусульманскими богословами.

Вероучение ислама основывается на следующих основных положениях:

1. Вера в Аллаха, доведенная да логически завершенного монотеизма. Единый, вечный, мудрый и всемогущий всемилостивый Аллах — Творец всего сущего и верховный судья, прекрасно осведомленный обо всем, что происходит в мире. Недаром все пророки, во все времена и у всех народов, доказавшие свою богоизбранность многочисленными чудесами, указывают мусульмане, призывали людей именно единобожию.

Составной веры в Аллаха является вера в существование ангелов и духов (джиннов).

Ангелы — не физические существа. Невероятное количество ангелов в виде бесполых прозрачных существ с несколькими парами крыльев было создано Аллахом для выполнения своих поручений и связи с людьми. Среди них отдельно стоит Джибраил.

Джинны — еще одна категория разумных существ, сотворенных Аллахом. Как и люди, джинны обладают свободной волей и имеют возможность выбора между добром и злом. Существует много разновидностей джиннов Джинн, отдалившийся от милости Аллаха — это шайтан. Во главе шайтанов стоит Иблис.

2 Вера в предвечность Корана, списки которого испокон века существовали на небесах, пока не были перенесены ангелом Джибрилом от престола Аллаха на ближайшее к земле небо, а уже оттуда его содержание на протяжении 22 лет передавалось пророку Мухаммаду, начиная с 610 г. по христианскому календарю.

3 Вера в пророка Myхаммада, донесшего правоверным слово и волю Аллаха. Однако мусульмане признают и других пророков. Постановления и решения, которым должны были следовать люди в своем почитании единого Бога, ведут свое начало от Адама. Религиозный закон дарованный людям с помощью пророчеств, начался с Нуха (библ. Ной) и Ибрагима (библ. Авраам), который через своего первенца Исмаила (библ. Измаил — сын Авраама) является прародителем всех арабов. Потом пророческий дар был дарован Мусе (Моисею), отмеченному особым откровением. Этот закон старался возродить в его первозданной чистоте пророк Иса (Иисус). В конечном итоге последнее и в силу этого самое правильное из пророчеств, было даровано «печати пророков» — Мухаммеду.

Вера в загробное воздаяние

Эта вера покоится на трех догматах, схожих с христианским вероучением:

—догмате о бессмертии человеческой души,

—догмате и существовании ада и рая,

—догмате о неизбежности последнего — Судного дня мира, когда все получат воздаяние за сваи дела.

Характерной особенностью мусульманскою учения о загробном воздаянии является представление о материальном характере воскресения и загробной жизни. При этом понятия добра и зла отличаются от трактовок в других религиях. Ислам считает грехом не естественные желания человека, а лишь их чрезмерное удовлетворение.

5. Вера в божественное предопределение. Эта вера вытекает из веры в исключительность и всемогущество Аллаха, благодаря которому все человеческие дела еще до создания мира были занесены в особые скрижали. На практике она находит выражение в обычае фатиха — молитвенного обращения к Аллаху всамом начале любого дала, а также в излюбленном всеми мусульманами изречении «Иншаллах» («Такова воля Аллаха»), которым с несокрушимым спокойствием мусульманин встречает каждое — большое или мелкое хорошее или плохое — событие в своей жизни.

Культ ислама

Существуют 5 основных «столпов» ислама важнейших обрядово-культовых действий.

1. Провозглашение первого и важнейшего положения символа веры - аш-шахады, которое гласит «Нет никакого божества кроме Аллаха, а Мухаммад — посланник Аллаха».

2. Ритуальная молитва — обязательная пятикратная молитва на заре, в полдень днем, на закате, перед сном, совершаемая в индивидуальном порядке, реже — коллективно.

Собственно молитва представляет собой несколько повторяемых циклов — ракатов — определенной последовательности благочестивых поз и движений с одновременным произнесением соответствующих священных формул. Важной особенностью ритуальной молитвы валяется то, что в ней правоверные ничего не просят у Аллаха, однако вступают с ним в тесную духовную связь.

3. Пост длится месяц девятый по лунному календарю (30 суток) — рамадан (перс., тюрк рамазан). В этот лунный месяц верующие воздерживаются от еды и питья в световое время дня, за исключением детей, беременных и кормящих женщин, больных и путников. По окончании этого месяца отмечается праздник Разговения. Этот месяц является месяцем радости и очищения для мусульман. В течение всего поста от восхода до захода солнца мусульмане не имеют права ни пить, ни принимать пищу, ни курить ни делать внутривенные вливания, ни развлекаться. Пост будет нарушен, если слизнуть каплю дождя, которая по воле Аллаха упала тебе на губу ради проверки искренности и прочности твоей веры.

4. Милостыня — обязательный ежегодный налог (в среднем 3,5% от прибыли или имущества). Каждый мусульманин, владеющий определенной собственностью (например, не менее пяти верблюдов или тридцати коз или овец) или имеющий определенный доход, платит его в пользу бедных собратьев по вере.

В противовес Евангелиям. Коран не поощряет раздачу всего бедным, напротив, расточительство осуждается Кораном как дьявольское обольщение.

5 Паломничество — считается что каждый совершеннолетний мусульманин при наличии физических и материальных возможностей должен хотя бы раз в жизни посетить «святые места» в первую очередь, осуществляется обход вокруг Каабы, расположенной во дворе огромного культового комплекса — Священной Мечети Каабу в Мекке. Тот, кто не может по тем или иным причинам осуществить хадж самостоятельно, может прислать вместо себя «заместителя».

По преданию, начало паломничеству положил еще пророк Мухаммад, который совершил его в годы войны с Меккой. После того, как город попал в его руки, а храм был очищен от языческих божков, в 632 г., последнем в его бурной жизни, Мухаммед официально возглавил эту церемонию. За последние 70 пет Мекку и Медину посетило свыше 30 млн. человек из них более2млн побывало там в 2002 г.

Ритуал регулярного паломничества в Мекку определенным образом сплачивает мусульман, разбросанных по всему миру, и заменяет централизованную религиозную организацию, подобную организации христианской церкви.

К пяти столпам ислама нередко прибавляют шестой — «священную войну» —джихад. Участие в священной война автоматически освобождало от всех грехов и гарантировало место в раю.

Кроме пяти указанных «столпов» правоверные мусульмане должны придерживаться менее значительных распоряжений и запретов. К их числу относятся следующие:

1.Строгий запрет делать изображение Бога, а также вообще изображать живые существа.

2. Запрещение употреблять свинину, мясо падали или пить кровь.

3 Запрет употреблять спиртные напитки.

4. Запрет играть в азартные игры.

5. Запрещение взимать проценты и заниматься ростовщичеством.

Важнейшими обрядами в исламе следует считать обрезание и жертвоприношение, которое совершается в ознаменование значимых событий в жизни правоверных.

Брак в исламе – религиозная обязанность мусульманина. Коран разрешает мужчине иметь не больше 4 жен, к которым он обязан относиться одинаково справедливо и выделять каждой при заключении брака особое имущество – махр. Процедура развода довольно проста для мужа (талак) и для жены (фасх, хул). Началом бракоразводного процесса служит тройное заявление мужа о намерении развестись. Процедура развода является сложной, так как законы шариата преследуют цель примирить разводящихся.

Семейный кодекс. В этом разделе определены права и обязанности мужчин и женщин.

В исламе считается все души одинаковыми. Но Бог поместил души человеческие в разные тела, будь-то тело мужчины или женщины, здорового или больного, богатого или бедного и др. В связи с этим, Он определил для каждого человека их права и обязанности, ведь земная жизнь считается только испытанием для каждого человека.

Т.к. женщина слабее физически, то исламский шариат компенсировал для нее это несколькими законами. Например, для того, чтобы достоинство девушки было сохранено, при образовании семьи в обязанность жениха входит свататься к невесте, а не наоборот. И с этой же целью также девушку не обязывают произнести слово "согласна" вслух, а достаточно ее молчания. В то время как несогласие она может высказать. И никто не имеет право заставлять ее выходить замуж за то или иного человека. По шариату и сама женщина может быть инициатором брака. Такой брак также считается действительным. Вдовцы, вдовы, разведенные также имеют право на брак.

В обязанность мужа входит обеспечение жены и детей жильем, их полное содержание. Жена не обязана работать. Образование обязательно для каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина.Муж не имеет права унижать или оскорблять жену. Жена также в свою очередь должна уважать мужа и слушаться его. Но в первую очередь Бог приказал сохранять в семье любовь, терпение, милосердие друг к другу и именно эти отношения должны лечь в основу семейного согласия.

Заметим, что Посланник Бога приказал мужчинам понимать женщин и терпеть их слабости. Заметим также, что женщина по религии молиться меньше, чем мужчина, и она не обязана ходить в молельные дома, так как делает он. Для сохранения достоинства женщины предусмотрено по шариату и ношение специальной одежды, которая позволяет оценивать женщину по ее характеру, морали, нравственности, а не каким-либо внешним качествам.

Развод в исламе разрешается, но не поощряется Богом. В исламе процедура развода сложная, т.к. основной целью шариата является примирить разводящихся и дать им шанс тщательно обдумывать свое решение. Обычно процедура развода продолжается несколько месяцев. И судья имеет право принимать какие-то меры по объединению мужа и жены, пытаться образумить обе стороны, призывать родственников супругов вмешаться в это дело. Тем не менее, по шариату, если муж или жена настаивает на разводе, то они его получат. По исламскому законодательству четко определены постразводные обязательства обеих сторон, например одно из них, содержание детей.

Ислам признает право обоих супругов прекратить их супружеские отношения. Заявление мужа о намерении развестись с супругой ("я развожусь с тобой", "ты разведена") служит началом бракоразводного процесса.

Согласно исламскому праву, стремящемуся сохранить единство семьи, бракоразводный процесс предусматривает три условные стадии: (а) первого незавершенного развода, (б) второго незавершенного развода и (в) третьего, окончательного развода.

Смысл такой длительной процедуры развода состоит в том, что в первых двух стадиях бракоразводного процесса супругам предоставляются время и возможности для всесторонней оценки принимаемого решения и в случае признания его скоропалительности и ошибочности восстановления супружеских уз.

Расторжение брака считается канонически действительным при выполнении следующих условий:

– причина развода должна быть достаточно важной и существенной (например, грубое, неуважительное отношение жены к мужу или его родственникам, недопустимые вольности и аморальное поведение в общении с посторонними мужчинами)[3];

– развод должен осуществляться в "чистый период", когда супруги не имели интимных отношений;

– право на каждое из трех возможных расторжений брака должно реализовываться отдельно, то есть не более одного развода за один раз.

Если инициатива развода исходит со стороны жены, то она должна вернуть свадебные подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров в этом случае является компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его. Коран учит мусульманина не брать назад подарков, подаренных супруге, кроме как в том случае, если она сама является инициатором расторжения брака: "О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену по-хорошему, или отпустить ее достойным образом (т. е. без споров об имуществе и оговора). Не дозволено вам удерживать что-либо из дарованного [в качестве махра], если только не возникли у обеих сторон опасения, что нарушают они этим законы, Аллахом установленные. А если же опасаетесь вы, что нарушат муж и жена законы эти, то не совершат они греха, если выкупит она развод [за счет махра, при замужестве оговоренного]. Таковы законы, Аллахом установленные. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Всевышнего, - нечестивцы" (Коран, 2:229).

В исламском обществе есть специальные судьи, занимающиеся только семейным кодексом. Поэтому заметно, что в таком обществе самый низкий процент разводов по сравнению с другими странами мира.

Многоженство или полигамия, разрешена, но не обязательна, как считают некоторые европейцы. Мужчина может быть мужем четырех жен одновременно, но заметим, что первая жена может развестись с ним в случае несогласия. Никто не вынуждает оставаться ее в браке. В то же время мужу нельзя скрывать факт женитьбы на другой женщине. Полигамия разрешена в исламе в первую очередь с гуманной точки зрения. Особенно она актуальна в период военного времени. Поэтому в мирное время многоженство является крайне редким явлением.

Прелюбодеяние категорически запрещается в исламе и сурово наказывается. Оно считается самым опасным фактором, способствующим разрушению общества и признаком его морального падения.

Права детей. По шариату очень четко определены права детей с целью обеспечения для них хорошего воспитания, образования и сохранения их достоинства. Например, в шариате даже есть такое право ребенка - иметь красивое имя.

Наследство. Очень подробно описаны в Коране нормы урегулирования наследства. Этой сложной cпециальностью занимаются избранные ученые по шариату. Вкратце можно так описать эти нормы.

Первыми наследниками являются дети, супруги, родители, затем др. родственники. По шариату наследство обязательно надо передать близким и дальним родственникам. И только в случае полного отсутствия родственников, наследство передается государству. По завещанию 1/3 имущества можно передать тому, кому пожелает мусульманин, остальная же часть обязательно передается своим наследникам, дабы не ущемить их прав.

Значительное место отводится религиозным праздникам, среди которых Курбан-байрам - день жертвоприношения, знаменующий окончание паломничества. Ураза-бэйраи — праздник окончание поста, праздник разговенья, или малого жертвоприношения, Мирадж — праздник в память чудесного ночного путешествия пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим и дальше к Престолу Господа, Мавлюд —день рождения Myхаммада.

Пятница — день, который имеет такое же религиозное значение, как суббота у иудеев и воскресенье у христиан

Течения и секты в исламе

В исламе существуют другие направления. Главной причиной разногласий для них является спор о принципах сосуществования религиозной и светской власти.

Шииты считали, что главой мусульман — имамом — может стать только кровный родственник Мухаммада,. гак как именно на него может сойти божественная благодать, которая осеняла основателя ислама. По мнению шиитов, таким был Али ибн Абу Талиб — двоюродный брат пророка, состоявший в браке с его дочерью Фатимой, четвертый «праведный» халиф (656—661). После гибели Али от руки убийцы шииты считали, что власть должна перейти к внукам пророка — Xасану и Хусейну. Но судьба новых имамов оказалась такой же трагической — их также убили в борьбе за власть.

Эти три первых имама положили начало династии шиитских имамов, которые считались духовными лидерами шиитской общины. Последним двенадцатым, имамом стал в XII в. потомок пророка такие по имени Мухаммед Неожиданно этот имам бесследно исчез при таинственных обстоятельствах. Тогда и возникло учение о «скрытом имаме», которого Аллах спрятал до времени в недосягаемом месте. Он может возвратиться на землю в предназначенное время и восстановить справедливость. Шииты чтят скрытого имама, как своего единственного главу, и все шиитские руководители, высшие духовные наставники (например аятоллы в Иране) считаются представителями •скрытого имама.

Шииты не признают Сунну, а имеют собственные предания, включающие в себя мудрые высказывания имама Али, свидетельства о его жизни, и считают это собрание авторитетным источником шиитского вероучения.

Самое известное шиитское празднество — Ашура, траурная декада, посвященная памяти шиитских мучеников.

Суннизм — это ортодоксальное направление в исламе Сунниты отличаются от шиитов тем, что по их представлениям Сунна — это один из источников мусульманского вероучения и права наряду с Кораном. Суннизм также отличается и отношением верующих кнаследственности верховной и духовной власти — халифа-имама. Светского и духовного главу мусуль­ман должны избирать члены общины.

Суннизм делится на различные религиозно-пра­вовые школы. Особенно выделяется вакхаббиэм, воз­никший в середине XVIII в. в Аравии на основе учение Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба. Последователи этого направ­ления всегда отличались чрезмерным радикализмом а опреде­лении средств своей борьбы, в свое время они попытались со­крушить Черный Камень Каабы как языческий пережиток

Суфизм. Его представители призывали полностью отказать­ся от всего земного и целиком посвятить себя Богу. Суфии созда­ли собственные братства, напоминающие ордена христианского монашества. (Известно свыше -400). По всему исламскому миру братства суфиев состроили специальные здания для странс­твующих суфиев — дервишей, которые служили вместе с тем и школами и местами встреч и диспутов между суфиями, и поме­щениями для проведения особых суфийских обрядов.

С течением времени в суфизме сложилась и мистическая традиции. Был разработан собственный язык, в котором общеиз­вестные слова наполнялись совсем другим смыслом, были выработаны особые обряды и упражнения, которые постороннему наблюдателю напоминали танец. Выполнение этих упражнения в соединении с многократный повторением молитвенных фор­мул, специально подобранным музыкальным сопровождением, употреблением тонизирующих налитков, по мнению суфиев, должно было привести к отречению от земного мира и прибли­жению к божественной реальности

В исламском мире шииты и другие близкие к ним течения со­ставляют меньшинство (менее 1/4 от общего количества мусуль­ман), но они очень активны и оказывают значительное влияние на мусульманское движение не только на Востоке. Шиизм рас­пространен преимущественно в Иране и Ираке. Главные святыни шиитов находятся в Ираке. Это городе Куфа, где был убит халиф Али, расположенный неподалеку Неджеф. где он похоронен, Кербела, центр высшего религиозного образования, место пос­леднего упокоения имама Хусейна, внука Пророка

Подавляющее большинство российских мусульман исповедует различные направления суннизма.

 

Вопросы к аттестации

1. Предмет, объект и структура религиоведения.

2. Этапы развития научной дисциплины религиоведение и их особенности.

3. Исследовательские методы, подходы и принципы познания в религиоведении.

4. Религия, ее сущность, структура и функции. Основные подходы к объяснению религии.

5. Виды и содержание религиозной деятельности. Религиозные отношения.

6. Виды и типы религиозных организаций.

7. Становление религии. Основные версии происхождения религии. Классификация религий.

8. Магия как ранняя форма религии. Виды магии.

9. Фетишизм, тотемизм и анимизм как ранние формы религии.

10. Родоплеменные верования. Язычество. Шаманизм.

11. Сохранение родоплеменных верований в современном мире. Феномен «двоеверия».

12. Развитие классового общества и появление народно-национальных религий.

13. Мифологические представления древнего мира. Классификация мифов.

14. Ранние народно-национальные религии: древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская, древнеперсидская и др.

15. Поздние народно-национальные религии Индии. Индуизм. Брахманизм. Джайнизм.

16. Поздние народно-национальные религии Китая: конфуцианство, даосизм.

17. Синтоизм – традиционная религия японцев.

18. Иудаизм – религия еврейского народа.

19. Национальные и мировые религии: общность и особенности.

20. Буддизм как одна из мировых религий: ее становление, основные идеи и культ. Сиддхартха Гаутама как основатель буддизма.

21. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна, ламаизм, дзен-буддизм.

22. Течения буддизма: ваджраяна («алмазная колесница»), амитаизм, нитиренизм.

23. Буддизм в современном мире.

24. Возникновение христианства. Идейные предпосылки мировой религии. Иисус Христос как ключевая фигура христианского вероучения.

25. Исторические этапы становления христианства и их характерные черты.

26. Особенности вероучения и культа в христианстве..

27. Католицизм: возникновение, эволюция, ключевые идее, особенности культа и вероучений.

28. Возникновение и развитие западного протестантства. Ключевые идеи, особенности культа и вероучений.

29. Ранние протестантские направления – лютеранство, кальвинизм, англиканство – и их идеологические лидеры.

30. Поздние протестантские религиозные объединения: баптизм, квакерство, методизм, адвентизм, мормоны, братья Иеговы, пятидесятничество.

31. Возникновение православия, его эволюция, ключевые идеи и особенности культа.

32. Древнерусское язычество и его основные этапы.

33. Основные этапы истории Русской православной церкви и их характерные черты.

34. История раскола в русской церкви.

35. Возникновение ислама. Деятельность пророка Мухаммеда. Основные этапы эволюции ислама.

36. Основные положения вероучения ислама.

37. Течения и секты в исламе.

38. Классификация и особенности современных «нетрадиционных» культов.

39. Современные русские протестантские /‘‘раскольничьи‘‘/ объединения.

40. Историческая роль Русской православной церкви в развитии Российского государства.

41. Проблема сосуществования различных религиозных конфессий в России.

42. Нормативные акты, регулирующие проблему вероисповедания в современной России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.098 с.)