Основные идеи и культ буддизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные идеи и культ буддизма



Основные положения вероучения буддизма изложены в своде священных текстов — Типитаке (букв «три корзины»).

свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды Шакьямуни на Первом Буддийском соборе. В буддийском мире существует множество версий Трипитаки, в которые входит огромное количество различных текстов. Наибольшей известностью пользуется палийский канон традиции Тхеравада, или Типитака.

«Трипитака» в переводе означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела: Винайя-питака (Виная-питака), Сутра-питака (пали: Сутта-питака) и Абхидхарма-питака (пали: Абхидхамма-питака). Название питака («корзина») традиционно объясняется тем, что свитки из пальмовых листьев, на которых были написаны тексты, хранились в трёх плетёных корзинах. Однако нельзя исключить и того, что ещё до собственно письменной фиксации Трипитаки слово питака употреблялось в санскрите и пали в переносном смысле для обозначения собрания, коллекции чего-либо.

Первый раздел, Винайя-питака, содержит тексты, призванные регулировать жизнь сангхи — буддийской монашеской общины. В него входят более 500 правил поведения монахов и монахинь, а также правила и процедуры, призванные способствовать сохранению гармонии в монашеской общине в целом. Первая питака не огpаничивается сводом дисциплинарных пpавил, в ней также рассматривается истоpия пpоисхождения каждого пpавила, включены притчи, рассказывающие о том, как сам Будда Гаутама pешал вопpосы сохpанения гаpмонии в большой и pазноpодной духовной общине.

В Сутра-питаке собрано более 10 000 сутр, приписываемых лично Будде или, иногда, его ближайшим ученикам. Во многие редакции включаются джатаки, повествующие о жизни Будды.

Третий раздел, Абхидхарма-питака, представляет собой сборник философских трактатов, содержащих систематизацию учения Будды и предлагающих глубокий, практически научный, анализ основных доктринальных положений Дхармы. Если первые два раздела Трипитаки излагают практическое учение о достижении Просветления, то третья корзина посвящена теоретической разработке основ учения. Авторство многих текстов, входящих в Абхидхарма-питаку, приписываются непосредственно Будде Шакьямуни, но многие буддологи склоняются к более позднему происхождению этих текстов, вовзводя их к эпохе царя Ашоки. В махаянические и ваджраянические редакции этой питаки входят также пояснительные комментарии, называемые шастрами.

Долгое время Трипитака передавалась устно, в соответствии с индийской традицией заучивания священных текстов наизусть. Около 80 г. до н. э., в связи с угрозой утраты текстов, Типитака была впервые записана на пальмовых листьях монахами тхеравады на Шри-Ланке.

Вопрос о датировке отдельных текстов из различных канонов Трипитаки является весьма сложным. Большинство текстов были сочинены задолго до того, как были впервые зафиксированы письменно. Некоторые тексты китайского канона были, по-видимому, написаны по-китайски, а затем задним числом переведены на санскрит. Сложно установить, какие тексты тибетского канона были созданы уже в Тибете, а какие восходят к индийской традиции.

Несмотря на то, что в исходные тексты Трипитаки на протяжении веков вносились изменения, это собрание остаётся главным источником изучения раннего буддизма. Другие направления буддизма не оставили после себя значительных письменных памятников. В текстах Трипитаки содержится множество сведений, касающихся культурной, экономической и социальной жизни Индии первых веков до нашей эры.

В 1871 году в городе Мандалай (Мьянма) был созван буддийский собор, на котором около 2400 монахов путем сверки различных рукописей и переводов создали унифицированный текст Трипитаки. После восстановления текста его вырезали на 729 мраморных плитах, для каждой из которых построили отдельный миниатюрный островерхий храм. Так появился знаменитый храмовый комплекс Куто-до Пайя, своебразный городок-библиотека, хранилище канона, почитаемое сейчас большинством буддистов мира.

Суть буддийского вероучения в наиболее концентрированном виде выражают так называемые «4 благородные истины буддизма», сформулированные Просветленный в одной из первых своих проповедей.

1) Сущность жизни есть страдание.

2) Источник страдания – привязанность к жизни.

3} Избавиться от страданий можно только, избавившись от привязанности к жизни.

4)Существует путь, следуя которому можно избавиться от страданий.

Этот путь избавления от страданий буддисты называют «восьмеричным» и «серединным». «Восьмеричным» он называется потому, что насчитывает восемь ступеней, которые можно условно подразделить на три части 1) первая (ступени 1-2) связана с мудростью, вторая — с моральным поведением (ступени 3-6), третья (7-8) относится к области особой «тренирован мысли», практике созерцания, «очищения ума». Или йоги. «Восьмеричный» путь является также «серединными», т е. лежит посередине между двумя крайностями: жизнью, наполненной чувственными излишествами, и жизнью, состоящей только из аскетичеких самоограничений.

В конечном итоге, человек, прошедший этот путь, достигает нирваны Нирвана — это внутреннее состояние человека, при котором угасают, притупляются все чувства и привязанности. а вместе с ними и восприятие окружающего мира

Реальная культовая практика буддизма условно может быть подразделена на три ступени

—на первой ступени буддист должен уверовать в Триратну (букв. три сокровища) Будду, учение Будды (Дхарму) и буддийскую общину — Сангху.

—на второй ступени мирской последователь Будды обязан, прежде всего, вести праведную жизнь, которая сводится к пяти заповедям, близким по смыслу христианским Однако главная заповедь зву­чит так — «На причинять вреда всему живому». Имея в виду не только человека, но и насекоыыи животных, растения. Другими обязанностями мирян являются: а) посещение разного рода освященных мест» и храмов, где совершаются обряды поклонения и приношения богато украшенном статуям Будды, б) постоянная материальная поддержка и всяческое почитание членов буддийской монашеской общины. Полношения статуе Будды делают троякого рода — в виде свеч, которые символизируют свет учения во тьме обычного человеческого невежества, цветов, указывающий на изменчивость мира и ароматов, которые олицетворяют распространение учения, вполне допускается просто поставить перед статуей еду, которая символизирует милосердие

Буддийские монахи подчиняются особым пяти заповедям и 353 правилам поведения (из них 227 — запреты), например, воздерживаться от мирских развлечений (танцев, пения и музы­ки), не пользоваться предметами роскоши (главное имущество буддийского монаха — чаща (горшок) для сбора подаяния и просто необходимые в обиходе три части одежды, пояс, бритва, игла и ситечко для воды), не спать ив удобных и высоких кроватях.

На третьей ступени, доступной только для монахов, необхо­димо практиковать медитацию

Пантеон буддизме включает три разновидности сверхъестественных существ 1] Будды, 2| бодхисаттвы., 3) архаты. Будда — живое существо, которое достигло просветления и сменило мир сансары, мир бесконечных перерождений па мир нирваны. Бодхисаттва — человек, которому остался всего один шаг к нирване, но который сознательно не хочет его делать, чтобы с большим успехом просветлять еще непросветленных Архат — святой и мудрец.

Главным праздником е буддизме считается Веса. Он знаменует три главных событии в жизни Будды Этот день отмечается грандиозными карнавальными шествиями, суточными чтениями священных теистов, посвященных жизни и перерождениям Будды



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.006 с.)