ТОП 10:

Учение о нирване в буддизме.



Нирва́на, Нибба́на (санскр. निर्वाण, nirvāṇa IAST, пали nibbāna, «угасание, прекращение») — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме.[1] Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных сансаре.

В буддизме нирвана:

свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни);

освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);

состояние сознания, в котором элементы потока сознания (дхармы) пребывают в покое;

высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений («нирвана с остатком»).[2]

Помимо «нирваны с остатком» в палийских суттах различают «нирвану без остатка» (паринирвана). Кроме того, иногда упоминают «непостоянную нирвану», о которой говорят как об умиротворении (шанти) или о состоянии Будды, превзошедшего нирвану и сансару. В позднем индийском и в тибетском буддизме используется понятие «естественной нирваны» или пустоты (шуньята). Лонгчен Рабджам связал нирвану с ригпой (состоянием Изначального будды Самантабхадры).

По поводу того, как именно надо понимать нирвану, среди буддологов и приверженцев буддизма всегда велись и продолжают вестись споры. В брахманизме и индуизме нирвана — слияние с Брахмо.

Содержание [убрать]

1 Нирвана в буддизме

1.1 Общие понятия

1.2 Нирвана и сансара

2 Нирвана в индуизме

3 Нирвана в джайнизме

4 См. также

5 Примечания

6 Литература

7 Ссылки

[править]Нирвана в буддизме

 

[править]Общие понятия

Согласно учению Будды, несмотря на страдание, пронизывающее все уровни сансарического существования, существует состояние, в котором страдания больше нет, и это состояние достижимо. Это и есть состояние нирваны. Переживание состояния нирваны в буддизме часто обозначается понятием амата, абсолютного духовного достижения, таковости, разрушающей причинно-следственную связь кармического существования.

Сутта-питака характеризует нирвану как «освобождённый разум (читта), не имеющий более привязанностей». Разум более не идентифицируется с феноменами бытия, он становится непреходящим, вечным, тем самым становясь освобождённым. Нирвана обозначает собой окончание незнания (авидьи), погружающего разум в бесконечную череду перерождений, зависимого существования (сансару). В строгом смысле нирвана не является каким-либо местом или состоянием, это — постижение безусловной истины.

Нагарджуна в своём трактате «Ратна-авали раджа-парикатха» («Драгоценные строфы наставления царю») говорит:

Неверно, что нирвана есть небытие.

Но разве [можно представить] её бытие?

Прекращение раздумий о бытии и небытии

Называется нирваной. [3]

Е. А. Торчинов описывает буддийское понимание нирваны следующим образом:

«Как правило, буддийские тексты не содержат позитивного описания нирваны. Более того, вопрос о природе и характеристиках нирваны относился к тем, в ответ на которые Будда хранил „благородное молчание“: состояние нирваны принципиально выходит за пределы области эмпирического знания и соответствующего ей языка описания. Поэтому лучшим определением нирваны может быть или молчание, или отрицательное определение (типа „не то, не то“), или перечисление того, чем нирвана не является. В целом же можно сказать, что нирвана в буддизме — некая принципиально отличная от эмпирической форма внеличностного бытия. Следует отметить, что, согласно абхидхармистской философии, нирвана является одной из асанскрита дхарм, то есть потенциально присутствующим (но не актуализирующимся в профаническом состоянии, не „являющимся“) в сознании каждого живого существа элементарным психическим состоянием. Именно из этой теории ведут свое происхождение позднебуддийские концепции о наделенности всех живых существ природой будды или о присутствии в каждом живом существе „зародыша“ состояния будды (татхагатагарбха)».

Космология ламаизма.

Хотя в соответствии со строгой догматикой материальный мир является лишь иллюзией нашего заблудшего воображения, ламаизм, став массовой религией, не мог не дать своего описания этого мира, использовав для этого главным образом индийские космологические учения.

Мир, в представлении ламаистов,- огромный плоский диск*. Диаметр его колеблется, по учениям различных школ, довольно значительно; одним из наиболее принятых считается 12 034 500 миль.

* (Главным источником, на котором базируются многочисленные описания мира в различных тибетских и монгольских сочинениях, являлся труд Васубандху "Абхидхарма-коша-мула-карика"1)

1 (См. Р. Е. Пубаев. Буддийская космология в историческом труде Сумба-канбо "Древо созерцания".- "Материалы по истории и филологии Центральной Азии", вып. 3. Улан-Удэ, 1968, стр. 132..)

В центре диска возвышается гора Сумеру (Меру или Махамеру) - "царь гор", наполовину скрытая под водой. Ее высота составляет примерно десятую часть диаметра земли. Формой своей Сумеру похожа на четыре поставленные друг на друга куба, уменьшающиеся по мере удаления от подножья. Сложена эта гора из различных драгоценностей - северная ее сторона золотая, восточная - серебряная, южная - из лазурита, западная - из яхонта и т. д.

Вокруг Сумеру расположены меньшие горы и внутренние моря, а все это омывается внешним соленым морем. В последнем лежат четыре материка (двипа) - по одному против каждой из сторон Сумеру. Северный - квадратный. Люди, его населяющие, имеют тоже квадратные лица и за три дня (по другим данным, за семь дней) до смерти извещаются о ее приближении неким зловещим голосом. Поэтому у монголов этот двип называется "издающий зловещий голос" или "двип зловещих звуков".

Южный двип - Цзамбудвип - по форме похож на обращенный к югу острым концом равнобедренный треугольник. Это двип людей нашего вида. В центре его лежит государство Магадха, к востоку от него - Китай с пятивершинной горой Утайшан, резиденцией Ман-жушри. К югу от Цзамбудвипа лежит остров Сингала с горой Онгоца Барикчи - обителью бодхисаттвы Хонг-шима на вершине и богини Дара-эхе на склоне.

На запад от Магадхи расположена страна чародеев и колдунов Удья-на с огромным алмазным дворцом, в котором зародилось большинство заклинаний. К северу от Магадхи раскинулись девять "черных гор", а за ними - еще горы и озера, в частности озеро Мапам, или Анабад, с водой, имеющей много "хороших качеств" (она прохладна, вкусна, легка, прозрачна, благовонна и не приносит вреда ни горлу, ни желудку). Из этого озера вытекают семь великих рек - Ганг, впадающий в восточное море, Синду - в южное, Бакчу (Пыкша)-в западное, Сита (Шида) -в северное и др.

На запад от Сумеру лежит двип, имеющий форму круга - Ухэр-эдлэкши, или Укэрту,- двип скотоводов. Обитатели его имеют овальные лица и занимаются скотоводством. На восток от Сумеру - двип в форме полумесяца. Это - двип великотелых, названный так потому, что размер тела обитателей его в два раза превышает рост жителей Цзамбудвипа.

Таков кама-дхату - "нижний мир", мир людей и животных, возникающий "из-за совокупности деяний живых существ, долженствующих родиться в той или иной области вселенной", как утверждает в полном соответствии с основным догматом ламаизма Сумба-канбо*. "Физический мир" - горы, материки, моря и пр.- составляет при этом "сосуд", т. е. вместилище "мира органического", который является "соком", наполняющим этот сосуд.

* (См. Р. Е. Пубаев. Буддийская космология в историческом труде Сумба-канбо "Древо созерцания".- "Материалы по истории и филологии Центральной Азии", вып. 3. Улан-Удэ, 1968, стр. 137.)

Несколько слов о той части вселенной, которая выходит за пределы кама-дхату. Солнце и луна, согласно ламаистской космологии, обращаются вокруг Сумеру, что и является причиной смены дня ... и .. ночи на всех двипах. Состоят эти светила, так же как и звезды, из различных видов хрусталя и имеют шайбовидную форму. Диаметры солнца и луны почти одинаковы по протяженности. Толщина их примерно в восемь раз меньше диаметра. Их окружают стены из золота, в которых помещаются дворцы божеств этих светил.

Звезд, видимых с каждого двипа,- 28 больших и 285 миллионов малых. Звезда Маши-табу неподвижна, 28 больших звезд движутся в одном направлении, а движение малых звезд "неопределенно". Солнце, луна и звезды удалены от земли на одинаковое расстояние.

По некоторым источникам северного буддизма, весь описанный мир лежит на золотой лягушке (вариант - на черепахе) громадных размеров, плававшей в мировом океане и пригвожденной к его дну бодхисаттвой Очирвани (по другим авторам-Манжушри). При сильном скоплении грехов на земле лягушка эта начинает шевелиться, от чего происходят землетрясения Затмения солнца и луны являются результатом нападения на эти светила злого демона Раха (Араха). Но так как в свое время этот демон украл у Очирвани "живую воду" и успел ее глотнуть до того момента, когда догнавший его бодхисаттва разрубил его пополам своим огромным волшебным жезлом - очиром (при этом нижняя часть туловища Рахи упала на землю и породила всевозможных гадов), проглоченные светила вскоре снова выскальзывают на небосвод. Однако, чтобы облегчить их освобождение, надо бить в тазы и кастрюли, стрелять в небо из ружей - отпугнуть злого демона.

Описанный мир не единственный. Рядом с ним находятся тысячи таких же миров со своими солнцем и луной. Они входят в "малую систему". За пределами окружающей ее стены есть "средняя система" в 10 000 миров и, наконец, вслед за ними - "великое тысячемирие"- миллион таких же миров.

Над каждым миром - многослойные небеса. Под каждым миром - ады. Низшие небеса и ближайшие к поверхности мира ады относятся только к данному миру. Более высокие небеса и более глубокие ады - общи для "малой", "средней" и "великой" мировых систем. Каждая небесная сфера имеет свое название и населена соответствующими божествами.

Нетрудно заметить, что "южный материк" - Цзамбудвип - в описании "нашего" мира ламаистскими авторами довольно точно воспроизводит конфигурацию Индостана, а остров Сингала - не что иное, как Цейлон. Это указывает на то, что ламаистская космология уходит своими историческими корнями в Индию. Древние индийцы достаточно хорошо знали место своего обитания и дополняли его описание фантастическими домыслами о возможности существования других материков и других их обитателей*. Мы находим в буддийском описании мира своеобразное переплетение того, что правильно отражало в сознании древних индийцев окружающий их, доступный их опыту мир, с безудержной фантазией о других возможно существующих где-то мирах. Буддизм принял эту космологию и придал ей свой, основанный на важнейших религиозных догматах оттенок. Особенно последовательно это проявилось именно в космологии ламаизма, которая питается еще дополнительна некоторыми шаманистскими представлениями.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.248.103 (0.007 с.)