Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава III. Буддизм, иудаизм и караимствоСодержание книги Поиск на нашем сайте
"Если вы сопротивляетесь — что с нашей стороны можем мы знать? Вечный Бог знает, что случится с вами". (Великая Яса Чингисхана) Буддизм В Монгольской империи и в Золотой Орде, определенное распространение получили различные направления буддизма, исповедовавшиеся некоторыми покоренными народами. Так, например, буддизм был известен в Китае I—IV вв. н. э., затем получил здесь широкое развитие в V—VII вв1. Уже в IV—V вв. индийские, китайские и непальские монахи начали проповедовать буддизм в Тибете, где ламаизм стал более массово распространяться к началу VII в2. В Средней Азии буддизм появляется в начале новой эры, что доказывается наличием здесь большого количества храмово-монастырских комплексов I—X вв3. В эпоху влияния буддизма к Среднеазиатским туркам приезжали индийские миссионеры и купцы. Буддизм, какое то время продолжал существовать в согдийских колониях, а индийское слово "сарт" — "торговец", у турков и монголов стало обозначать среднеазиатских иранцев, как народ купцов4. Скорее всего, именно с этим индоиранским и персидским словом, а не с тюркским "Сары-тау", связано происхождение названия города Саратова (Н. М.) В VII—VIII вв. буддизм частично приняли уйгуры. В то же время, отдельные группы этого народа исповедовали несторианство, манихейство и язычество верования5. От этого времени сохранились буддийские и манихейские храмы на территории расселения данных племен6. После внутренней междоусобной войны, в 763 г. хан Моянчур принял в качестве государственной религии манихейство, сторонники которого поддерживали его во время этих событий. Однако, придя к власти, манихеи проявили религиозную нетерпимость, а после разгрома уйгурского государства кыргызами (840—847 гг.), манихейская община потеряла свое политическое господство7. В X—XIII вв. среди уйгуров все больше распространяются несторианство и буддизм, где уже не было взаимного религиозного неприятия8. Буддизм, наряду с манихейством, получает в IX—X вв. некоторое распространение также среди хакасов и тангутов9. Часть последних в XIII в. восприняла и несторианство10. В XII в. буддизм известен киданям (кара-китаи), остававшимся язычниками11. Среди них в XII—XIII вв. также были и несториане12. В XII в. буддизм и даосизм появляется у чжурчженей в государстве Цзинь13. У этих народов, покоренных в XIII в. монголами, буддизм был представлен в основном среди знати. Очевидные успехи манихейства, буддизма и христианства, среди турков и монголов, приходятся на тоже время VIII в., когда в Западной Азии установилось политическое господство ислама. До этого "... мы не имеем известий о том, чтобы какой-нибудь турецкий народ в VIII в. или раньше принял буддизм или христианство"14. Позже, наряду с несторианством, в Монгольской империи достаточно широко распространяется буддизм. Один из чиновников, пользовавшийся большим доверием у Чингисхана, возглавивший затем при его сыне Угэдэе (1229—1241 гг.) правительство империи и совершивший ряд реформ, был киданьский буддист Елюй Чу-Цай15. Хулагу-хан, покровительствуя христианам в Иране, также почитал и буддизм16, распространивший здесь при монгольской династии17. Сильные проявления буддизма наблюдались в Иране до тех пор, пока правящая верхушка не стала принимать ислам. Поэтому Газан-хан (1295—1304 гг.) провозгласивший государственной религией ислам, выгнал оттуда буддийское духовенство и чиновничество, которое затем при его наследниках вернулись назад в Иран18. При императоре Мункэ буддийское духовенство, как и священники других религий, было освобождено от податей и налогов19. Во времена императора Хубилая среди трех влиятельных религиозных общин Каракорума были: мусульмане, христиане и буддисты20. Наряду с поддержкой несториан, Хубилай в 1264 г. подписал "Жемчужный указ" о привилегированном положении и буддистов, принял буддизм в качестве собственной веры, сделав его официальной религией династии Юань в Китае. Буддизм, наряду с несторианство и даосизмом, стал частично распространяться также среди монголов, особенно в конце XIII—XIV вв21. Во всех монгольских улусах и государствах, на службе у ханов было большое количество уйгурских чиновников и священников (христиан и буддистов), от которых монголы переняли алфавит и сделали его официальным. Словами "бахши" (от санскритского "бхикшу" — буддийский монах, отшельник) и "лама", в монгольских государствах называли буддийских священников, а также государственных писцов и мелких чиновников22. Это тоже доказывает, что буддизм располагал определенным влиянием в Монгольской империи и в Золотой Орде. Христианские и мусульманские авторы, писавшие о религиях в монгольской империи, называют буддистов идолопоклонниками23. Г. Рубрук очень точно характеризовал буддистскую одежду, обычаи, обряды, считая их лишь "особой сектой" среди идолопоклонников24. Марко Поло тоже называет буддистов и брахманов среди "татар" идолопоклонниками: "Душу они считают бессмертной в том смысле, что тотчас после смерти человека, она переходит в другое тело; смотря по тому жил ли человек хорошо или дурно, душа переходит от хорошего к лучшему, или от дурного к худшему. Если это был бедный человек и вел себя при жизни хорошо и скромно, то он после смерти возродится от дворянки, и сам будет дворянином; потом он родится от государыни и будет государем; поднимаясь все выше и выше, он, наконец, доходит до бога. Если же он вел себя дурно, то он, если был сыном дворянина, возрождается как сын крестьянина, потом возродится собакой и спускается все более к презренной жизни..."25. В Монгольской империи, а потом и в Золотой Орде буддизм, как и несторианство, был распространен в основном среди знати, являясь этнополитической идеологией лишь части аристократии26. Распространение буддизма среди монгольской знати доказывает и археология. Рядом с городищем Хир-Хира, прообразом монгольского города XIII—XIV вв., в Читинской области были открыты богатые курганы монгольской аристократии — родов Джочи-Кайсана и Исункэ с предметами буддистского культа27. В Средней, Центральной и Восточной Азии начала новой эры, присутствует буддизм различных направлений: тантризм; дзен-буддизм; хинаяна, махаяна, и др28. Но наибольшее большее влияние здесь получил ламаизм29. Он сложился в Тибете, в основном в VII—XIV вв. н. э, а конце XIII — начале XIV вв. уже распространяется среди знати проживавшей на территории собственно Монголии. В XVI в. ламаизм утверждается среди более широких масс монголов, бурят, калмыков и тувинцев30. В канонической литературе ламаизма, существует легенда, согласно которой Шакья-муни (Будда) предсказал, что основанная им религия расцветет впоследствии в том "снежном царстве, которое населено злокозненными духами и демонами" и еще не обратил в веру "ни один будда прежних времен". Подвел итоги и окончательно сформировал новое учение Цзонкаба (1357—1419 гг.) В начале XV в. он написал свое главное сочинение "Лам-рим чэн-по" ("Великий путь по ступеням мудрости"), где изложил основные взгляды ламаизма. Этот труд можно рассматривать как подведение итогов почти двухтысячелетнего пути развития буддийского учения о спасении души. В нем выделено все то, что сближало различные школы и направления индийского, китайского и тибетского буддизма. Цзонкаба придает ламаизму форму слияния "трех потоков" или "трех колесниц": "хинаяны" ("малой колесницы"), "махаяны" ("великой колесницы") и "варджаяны" ("алмазной колесницы"). Эти потоки содержались уже в проповедях Шакья-муни, поучениях Атиши и окончательно слились в ламаистском учении Цзонкабы30. Ламаизм делит всех людей на три категории. При этом для первых похвальны даже не оформленные мысли о необходимости спасения и любое упражнение в добродетели. Все поступки людей ламаисты четко делят на десять "черных грехов": убийство, воровство, прелюбодеяние или "неправильное совокупление", ложь, клевета, злословие или пустословие, насмешка, зависть или жадность, злоба, ересь — "ложное воззрение". Кроме этого, выделяются десять "белых добродетелей": милосердие, раздача милостыни, нравственная чистота, честность, миролюбие, вежливость, "почитание священного писания", умеренность, сострадательность, вера в истинность религии. Ко второй категории, они относят людей уже познавших "четыре благородные истины": 1) Всякое существование (жизнь) есть страдание; 2) Причина страданий — в самом человеке: в его жажде жизни, удовольствий, власти, богатства, привязанности к жизни в любой другой форме; 3) Прекратить страдания возможно: нужно избавиться от привязанности к жизни в любой форме, достичь состояния, при котором всякое сильное чувство отсутствует, а всякое желание подавлено; 4) Такого состояния можно достичь с помощью праведной жизни по учению Будды и по предписаниям "малой колесницы". К высшей категории принадлежат люди, способные подняться до понимания "великой роли бодхисатв в спасении" и применять приемы мистического созерцания (медитация — "дхьяна"), предписываемые "великой и алмазной колесницами"31. В ламаизме соединились два пути ведущих к "высшему блаженству". Первый, как и в раннем буддизме, — это путь к нирване длительный и очень трудный. Он лишь открыт Буддой, а следовать по нему каждый должен опираясь на свои собственные силы. Второй и основной путь, дает возможность облегченного и ускоренного достижения победы над страданиями. Это достигалось культовым почитанием будд и бодхисатв, через помощь различных духов и содействие лам, возведенных в ранг живых божеств и располагающих средствами почти неограниченного духовного могущества. Кратчайший "символ веры" ламаизма звучит так: "Преклоняйся перед Буддой, преклоняйся перед "учением", преклоняйся перед общиной, преклоняйся перед своим духовным учителем (ламой)". Догматы ламаизма отводят исключительную роль духовенству в спасении души человека. Религиозное учение не может быть постигнуто рядовым верующим самостоятельно, без помощи профессионального знатока — ламы, наделенного особыми сверхъестественными свойствами. Спасение также невозможно без учения Будды, которое может преподнести лама: "Татары-буддисты верят в существование огромного числа живых будд, которые в качестве лам стоят во главе крупнейших монастырей. Когда один из лам умирает, ученики его не предаются горю, так как знают, что в скором времени он возродится в виде младенца, Заботятся они лишь о том, чтобы обнаружить место рождения нового ламы"32. Новая задача буддийского духовенства предписывала: не уходить от жизни в отшельничество, а активно наставлять верующих, сопровождать каждый их жизненные шаги; вмешиваться в семейные, хозяйственные дела и в политическую жизнь, с целью оказания "помощи" в данном перерождении и обеспечении лучшего нового перерождения, а также полного спасения в небытии — нирване33. Ламаизм, в котором религиозная и светская жизнь нераздельно связаны, подходил к миросозерцанию кочевых народов, где не должно быть разлада между мыслью и действительностью, догматом и бытом. Мысли и факты сливаются в одно нераздельное целое. По ламаизму уклад жизни, государственная идеология, политика, материальная и духовная культура, искусство, религия, бытие вселенной должны быть частями единой мировоззренческой системы34. Ламаизм провозглашает политическую активность, широкое взаимодействие светской и духовной властей, а также необходимость беспрекословного подчинения им. В Тибете ламаистское духовенство обеспечило себе главенствующее положение в XIV—XV вв35. В Монгольской империи, а потом и в Золотой Орде, ламаизм стал не только религией, но и политической идеологией, консолидирующей отдельные политические группировки, которые иногда оказывали огромное влияние на государственную жизнь36. В Золотой Орде, как и в других монгольских государствах, официальное государственное делопроизводство велось с использование уйгурского алфавита. Здесь жило много уйгурских (буддистов и несториан) чиновников и писцов ("бахшей"), а также "лам"37. При Токте (1290 — 1312 гг.) они пользовались большим влиянием в Золотой Орде38. Когда Узбек-хан в 1313—1314 гг. принял Ислам в качестве государственной религии, то подверг казням и преследовал тех, кто не захотел менять веру, в том числе "лам" и "бахшей"39. Вероятно, это связано с тем, что ламаизм позволял своим приверженцам, имевшимся среди монгольской знати, активно вмешиваться и играть определенную роль в политике. Таким образом, в VII—XIII вв. буддизм распространился в основном среди знати таких племен как уйгуры, хакасы, тангуты, кидани, чжурчжени. Как и несторианство, ламаизм стал этнополитической идеологией части знати Монгольской империи, участвующей в политической борьбе за власть. Это положение, вероятно, особенно проявлялось в ранние периоды истории Золотой Орды, хотя тогда ламаизм имел меньшее влияние на политику, чем несторианство, кроме времени правления хана Токты (1290—1312 гг.). Однако, при Узбек-хане буддизм в Золотой Орде был уничтожен как серьезная религиозно-политическая сила, хотя вероятно частично сохранился среди малочисленных городских общин. Устранив своих политических соперников среди ламаистов, имевших, судя по всему более тесные религиозные связи с Монголией, Узбек-хан еще более обособил Золотую Орду от своей прародины и столицы империи. Тем более что в самой Монголии, ламаизм стал распространяться активнее, хотя наиболее утвердился среди широких масс кочевников только в XVI—XVII вв. Иудаизм и караимство Иудаизм, как сугубо национальная религия, была распространен в Восточной Европе и Средней Азии с первых веков н. э. только лишь среди еврейских переселенцев. Известно, что в I—III вв. н. э. евреи жили в Фанагории, на Таманском полуострове, в Крыму, на Кавказе и в Боспорских колониях40. К иудейским общинам здесь примыкали кружки прозелитов, или новообращенных в городах: Пантикапее (Керчь), Горгипии (Анапа), Танаисе. Об этом говорят как греческо-еврейские эпиграфические надписи, так и другие греческие источники41. Евреи занимались здесь в основном торговлей42. В I—VI вв. н. э. иудаисты разделились на раввинистов, или талмудистов-ортодоксов, последователей священного предания Талмуда, созданного фарисеями, и каббалистов, так называемых "вольнодумцев", приверженцев Каббалы — мистического учения, впитавшего в себя идеи персидской, греческой философии и гностиков. Они появились в вавилонской общине, состоявшей из различных этнических элементов43. В Иране жило большое количество представителей общин раввинистов и каббалистов, а также несториан, монофизитов, манихеев. В 491 г. в результате засухи в стране начался голод, волнения и восстания, во избежание которых вельможа шаха Кавада Маздак предложил свою концепцию спасения государства. Она была дуалистична, так как в ней "царство света" наделялось качествами воли и разума, а "царство тьмы" — неразумной стихии. Согласно этой концепции, считалось, что существующая в мире несправедливость — следствие неразумности, и ее можно исправить только средствами разума: введением равенства, и уравнением благ. Иными словами, предлагалось конфисковать имуществу у богатых и разделить его между маздакитами, а также казнить сторонников зла, не согласных Маздаком. Сторонники Шаха Кавада взяли власть в свои руки и развернули массовый террор против своих политических соперников, а сам шах стал в их руках марионеткой. Против маздакитов началась длительная борьба. При этом раввинисты стали противниками маздакитов, а каббалисты — их сторонниками. После победы маздакитов, раввинисты эмигрировали в Византию, а когда в 529 г. маздакитов разгромили и предали казни, оставшиеся из них, в том числе и каббалисты, бежали на территорию современного Азербайджана. Здесь они занимались полукочевым хозяйством, позабыли большую часть своих религиозных обрядов и мирно уживались с хазарами и другими народами Северного Кавказа. Правитель евреев Булан в 730—731 гг., восстановил религиозные обряды для своего народа и принял иудейское вероисповедание караимство. Караимы, это религиозная секта из еврейства, не признающая господство раввинистов и никаких нововведений в Моисеев закон. На первых порах у них не было никакой иерархической организации. Тем не менее, в VII—VIII вв. после гонений на евреев в Византии, при поддержке караимов, раввинисты стали переселяться в Хазарию, и селится в городах: Итиле, Семендере, Самкерце, Беленджере. Раввинисты занимались в основном торговлей, а не скотоводством, как караимы. C конца VII — начала VIII вв. хазары и евреи стали смешиваться. Иудаизм раввинистского толка приняли некоторые Хазарские каганы, правительство и отчасти знать. Затем в 799 г. власть в Хазарии взял в свои руки иудей Обадия, превратив хана из династии Ашина в марионетку, сделав раввинистский иудаизм государственной религией этого государства. Иудаизм стал религией хазарских каганов, правительства, отчасти знати и иудейской верхушки состоявшей из еврейских купцов рахдонитов. Последние контролировали торговый путь из Китая в Европу, что приносило огромные прибыли, и фактически управляли хазарским каганатом. Но сами хазары и другие народы, входившие в состав каганата, в основном оставались язычниками, а также исповедали ислам и христианство. Старая племенная аристократия хазар и других племен, входивших в каганат, если и принимала официально иудаизм, то, фактически оставаясь язычниками. В результате гражданской войны (810—820 гг.) старая аристократия потерпела поражение, иудейская община укрепила свое всевластие. Хазарские купцы занимались также работорговлей. Каганат сделал зависимыми некоторые славянские, финно-угорские, тюркские и другие племена Крыма, Поволжья и Северного Кавказа44. Киевский князь Святослав разгромил столицу Хазарского каганата. Иудейская городская община была уничтожена, а уцелевшая ее часть, вероятно, эмигрировала45. Возможно, что после этого, иудейство сохранилось среди какой то части еще довольно многочисленных хазар. В конце 70-х гг. X в. многие хазары вернулись в Итиль и попытались восстановить город, надеясь заключить мир с русскими. Однако, по словам авторов конца X в.: "…жители города Хазар уже были не иудеи, а мусульмане". Авторы сочинений XIII—XIV вв. сообщают, что не только хазарский народ, но даже и сам каган стал исповедовать ислам. В конце Х в. сын Святослава — Владимир воевал с хазарами и заключил против них союз с гузами. Известно, что часть хазар после падения каганата переселились в западную Хазарию, на таманские и крымские земли. Они пострадали меньше, но и там жизнь в большинстве поселений замерла примерно в конце Х в. В 1023 г. Мстислав Тмутараканский использовал против Ярослава Всеволодовича ("Мудрого"), войска из русских, касогов и хазар. В 1079 г. хазары были активными участниками борьбы тмутараканских князей Романа и Олега Святославичей с Великим киевским князем Всеволодом. Когда Роман, заручившись поддержкой половцев, подошел к границам Переяславской земли, хазары подкупили половцев, которые убили Романа и заключили мир с Всеволодом. Олега же в самой Тмутаракани захватили хазары и переслали в плен византийскому императору в Константинополь. Однако, в 1083 г. Олег вернулся в Тмутаракань и расправился с хазарами. После 1094 г. о Тмутаракани ничего не слышно. Позже она упоминается под именем "Матраха". До монгольского нашествия Тмутаракань (Матраха) оставалась торговым городом с разнородным населением. По данным Георгия Пахимера, ее население состояло из алан, готов и русских. Хазары он не упоминает В документах каирской генизы, имеются данные о мессианском движении среди хазар-иудеев Крыма XII в. В Италии XI — XVI вв., Крым продолжали называть Хазарией или Газарией46. В восточных источниках, города, а скорее всего метности Саксин и Хазар, упоминаются в XIII в. как входящие в Улус Джучи47. Так, например, Рашид-ад-дин называет город Дербент Хазарский48, а Марко Поло, перечисляя земли, покоренные татарами, называет и Хазарию49. Плано Карпини тоже упоминает хазар в Золотой Орде50. И. Барбаро, как и другие итальянские авторы, называет Крым в XV в. Газарией51. Возможно, это лишь дань более ранней традиции (IX – XI вв.) называть Крым и Северное Причерноморье Газарией. В Золотоордынский период потомки хазар жили среди городского населения Крыма и Поволжья52. Постепенно они растворились в этническом многообразии Восточной Европы. На Северном Кавказе хазары-кочевники были ассимилированы половцами53, в Поволжье, вероятно, растворились среди астраханских татар54, на Дону вошли в число "бродников" — ставшими затем казаками55. Иудейские общины в VIII—X вв. были не только в Хазаре и Саксине, но также в городах: Альма, Алубка (Алупка), Алус (Алушта), Анапа, Бартенит, Будак (Бурак), Гурзиф (Гурзуф), Дербенд, Керчь, Кут, Ламбат, Мангул, Саксин, Самкари (Самкуш), Сугдея (Судак / Сурож), Сулкат (Солхат), Тамань, Тифлис, Херсонес, Чуфут-Кале, Феодосия (Кафа). Вряд ли иудаизм пустил глубокие корни среди алан56, поскольку это не подтверждается источниками57. Маловероятным было бы выводить происхождение горских евреев Дагестана, от хазарских евреев58. На Кавказе иудейскую религию раввинистского толка исповедуют ираноязычные азербайджанские таты59. Горские евреи Дагестана и таты, пережили время Золотой Орды и сохранились как этносы после ее распада. В последней трети XII в. (1175—85 гг.) еврейский путешественник Петахия Регенсбургский говорил, что в Крыму, на Северном Кавказе и в Закавказье нет настоящих евреев, а живут лишь сектанты60, не раввинисты и не каббалисты. Возможно, это потомки хазар-иудеев, может быть — караимы. То что, после монгольского завоевания евреи удержались среди городского населения Золотой Орды в Поволжье, Крыму и на Кавказе, отмечают многие авторитетные историки61. Свидетельств о существовании евреев-иудаистов, в основном занимавшихся в Золотой Орде ремеслом и торговлей, более чем достаточно. Плано Карпини сообщает, что здесь жили Брутахи (Брутахии), исповедующие иудаизм62. Может быть, они проживали на Кавказе, рядом с аланами и черкесами63, или на Куре и Араксе64. Не исключено что, это буртасы, жившие до монгольского нашествия на правом берегу среднего течения Волги, к которым мог попасть иудаизм от хазар65. Г. Рубрук сообщает, что Кавказские евреи жили и в Персии66. В хулагуидском Иране также были евреи67. Хан Монгольской империи Мунке освободил священников всех религий от податей, за исключением лишь иудейских раввинов68. Видимо, монгольские ханы не хотели политического и экономического усиления иудаистов в своей империи. Тем не менее, еврейские купцы занимали достаточно прочные позиции в Золотой Орде. Их торговые связи простирались на очень большие расстояния. Так, например, Ибн-Батута встретил на Маджарском рынке еврея из Андалузии69. Евреи поволжских городов Золотой Орды (Сарае, Астрахани, Болгаре) также занимались торговлей и ремеслом70. В Хорезме (Ургенче) было 100 еврейских домов71, а в Балхе — еврейский квартал72. Русский летописец, говоря об эпидемии чумы 1346 г., распространившейся "в Ворначе и в Бездеже", называет "жидов" среди народов, на которых обрушилось это бедствие73. По-видимому, среди золотоордынских евреев Поволжья были достаточно богатые люди и ростовщики. В 1321 г., во владения тверских князей, "... приехал Гаянчар татарин с жидовином длежником и много тягости учинил Кашину"74. Михаил Ярославович Тверской, убитый в Орде в 1319 г., или его сын Константин, посланный с боярами и отцом в Орду, как заложник и представитель его интересов, занимали там деньги75. Скорее всего, Михаил Ярославович действительно наделал долгов в Золотой Орде76. В 1325 г. его сын Александр, вернулся из Орды в сопровождении татар и кредиторов77. Деньги Александру потребовались, чтобы успокоить ханский гнев, из-за убийства в Орде его братом Дмитрием Михайловичем, Юрия Даниловича Московского78. Деньги у купцов в Орде, занимали многие русские князья, преимущественно московские и тверские79. Они были им нужны для подарков и взяток хану, членам ханской семьи, влиятельным чиновникам и вельможам. Эти деньги могли даже превышать иногда сумму "дани", которую платил тот или иной князь80. Видимо, тверские князья заняли у еврейского купца-ростовщика такую сумму денег, что им пришлось отдавать на откуп за долг второй по значимости город княжества. Особенно много иудаистов жило в золотоордынском Крыму81. Хотя, города Крыма, кроме Солхата (Старый Крым) и Кыры-Ер (Чуфут-Кале), юридически не принадлежали Золотой Орде, однако фактически их политическая и экономическая зависимость от этого государства была очень велика82. Еврейское население жило в XIII — XV вв. в Кафе, Херсоне, Мангупе, Матреге и, возможно, в Сугдее, Солхате и Чуфут-Кале. В Кафе, кроме генуэзцев, игравших основную роль в торговле с Золотой Ордой, жили греки, армяне, валахи (румыны), поляки, грузины, мингрелы, черкесы, татары, русские, сарацины (арабы), сирийцы, венгры и болгары. Они упоминаются в Уставе 1449 г., регулирующем внутреннюю жизнь города83. Генуэзцы, хотя и являлись хозяевами города, составляли меньшинство его населения, а основными его жителями были греки, армяне, татары и евреи. Последние занимались преимущественно мелкой торговлей и ремеслами84. Тем не менее среди кафинских или генуэзских евреев, также были и богатые люди. Так, в 1455 г. казна Кафы совсем опустела из-за казнокрадства высших чиновников. Стало не хватать денег для ремонта обветшавших городских стен, пополнения арсенала оружия, снаряжения морских экспедиций за продовольствием, для выплаты жалования должностным лицам. Поэтому, правительство города было вынуждено прибегнуть к займу на сумму в 1500 сомов у греческих, армянских и еврейских жителей85. Кафа располагала в XIV—XV вв. синагогами, одна из которых во время Великой Отечественной войны была уничтожена фашистскими оккупантами (86). Культурные традиции различных народов, живших в средневековой Кафе, перемешались. Здесь храмы XIV—XV вв., за исключением явно западноевропейских, обладают единством стиля вне зависимости от этноконфессиональной принадлежности. Один и тот же по рисунку декор свойственен татарской мечети и медресе, армянскому или греческому храму, а также еврейской синагоге87. Среди населения Херсона в XII—XIV вв. кроме греков, армян, алан, итальянцев и монголов были и евреи. Монголы иногда совершали набеги и разоряли этот город, но он восстанавливался. Окончательно Херсон был разрушен, вероятно, в конце XIV в. после опустошительного набега Идикэ (Едигея)88. Заметное место занимала еврейская община в Мангупе. Здесь евреи-ремесленники в основном занимались выделкой кож, компактно проживая в одном из ущелий, где вне городских стен располагался их поселок. В черте города находилась синагога. Евреи-кожевенники дольше всех жили в Мангупе, до конца XVIII в89. Еврейское поселение было и в Матреге90. Иудаизм в Золотоордынском Крыму был распространен не только в форме раввинизма, но также еще в виде иудаистской ереси называемой караимством. Вопрос о происхождении крымских караимов достаточно запутан, но в средние века словом "караим", обозначали не народ, говоривший на турецком языке, а иудаистскую секту не признающую Талмуд. Движение караимов, как одна из сект иудаизма, впервые упоминается в VIII в. в Палестине, Месопотамии, Багдаде (под властью Аббасидских халифов). Их основоположником был Анан Га-Наси из Бетцуры (Анан бен Давид 740—800 гг.) в 767 г. Крымские караимы не считают Анана основоположником их секты. Он лишь один из хранителей их вероисповедания. Своих основателей они выводят из Иегуды бен-Таби91. Слово "караим" — арамейско-древнееврейского происхождения и первоначально обозначало "чтец"92. Сами караимы считают себя единственными представителями древнего национального правоверия евреев, истинными последователями Моисеева закона до "Пленения Вавилонского" или до распадения народа на собственно израильтян и иудеев. Они ведут свое происхождение от колен израэлевых. При этом, себя караимы читают приверженцами истинной "Ветхозаветной церкви", а к отщепенцам и раскольникам относят фарисеев и их потомков — раввинистов. По их представлениям, первое отложение раввинистов от правоверия, относят ко времени вскоре по возвращении из плена, когда "Великая Синагога" ввела отяготительные обычаи и "оградительные" установления. Этих новых обычаев предки караимов не приняли как "Закон Моисеев", а отнеслись как к потребности времени и обстоятельств93. Одни исследователи полагают, что между караимами и иудаистами такая же разница, как между христианами и иудаистами94. Другие авторы, отождествляет караимов с новозаветными "книжниками", считая их отличительной чертой, приверженность к "книгам" "Священного Писания", тогда как фарисеи налегали больше на "Предание". Книжники отличаются от Фарисеев и Садукеев, как у Матфея и Луки, так и в деяниях апостольских, составляя особую секту95. Саддукеи, как известно, отвергали бессмертие души и воскрешение мертвых, караимы — принимали и то, и другое. Саддукеи разрешали развод между супругами, а караимы — запрещали96. Впрочем, есть сведения, что некоторые караимские писатели IX в. (Вениамин Нагавенди и Даниил Аль-Кумиси) смешивали свою секту с саддукеями97, что вряд ли соответствовало действительности. Историю караимства подразделяют на три периода: 1. расцвет с половины VIII до IX в.; 2. горячие споры с раввинистами; 3. упадок. Главной задачей караимы считают изучение Священного Писания, а в своей иерархии выделяют хахамов — мудрецов. В начале текущего столетия приверженцев караимов насчитывало до 20 тысяч. Основные догматы караимов таковы: 1) Все небесные и земные тела со всем, что в них заключается есть существа сотворенные; 2) Творец их сам не сотворен; 3) Он един и не имеет себе подобного; 4) Бог послал людям своего служителя — пророка Моисея; 5) Через Моисея Бог передал людям свой совершенный Закон; 6) Духом Божьим были движимы и другие пророки; 7) Необходимо знать язык и понимать смысл Закона Моисеева; 8) В судный день Господь воскресит мертвых; 9) Он воздаст каждому по делам его; 10) Господь наказал свой народ пленением, и от него должно ежедневно ожидать избавления через посредство Мессии, сына Давыдова98. Раввинисты, кроме "Письменного Закона", данного Моисею от Бога, принимают еще, что Бог сообщил ему тогда устное объяснение "Писания" и прибавления к нему ("Талмуд"), которые столь же святы и обязательны, как и "Писание". Эти объяснения и прибавления, внушенные от Моисея праотцам, сохранились в "Предании" и дошли до нашего времени в целости и сохранности. Караимы же, напротив придерживаются только Священного Предания, отвергая сообщение Богом Моисею устных объяснений и дополнений к Письменному закону — Талмуду. Они руководствуются, при толковании его, простым человеческим разумом и не видят в установлениях и дополнениях, введенных позднейшими законодателями, ничего божественного. Караимы смотрят на них, как на изобретения человеческие, вызванные обстоятельствами и потребностями времени. Караимы не отвергают совершенно Талмуд, они просто не признают его Божественного происхождения99, а также не принимают и "Каббалу"100. Существуют также расхождения караимов с раввинистами в обрядах101. До крестовых походов, караимы жили в Палестине, Иерусалиме, потом переселились в Египет, Византию Константинополь и Адрианополь, на Пиренейский полуостров (до XII в.). Их общины были в Сирии и Марокко102. По недостаточно подтвержденному источниками мнению, евреи-каббалисты, бежавшие в 529 г. из Ирана на Кавказ, забыли большую часть сложных предписаний Талмуда, философию, каббалы и многие обряды, а приняли в 730—731 гг. караимство103. Караимы упоминаются среди жителей Крыма в IX—XV вв. Они проживали в Солхате, Кафе и Тамани, где у них были синагоги104. Во второй половине XIV в. в Кырк-Ер (Чуфут-Кале), принадлежащем Золотой Орде, было создано караимское поселение, для которого выделили территорию к востоку от старого города. С восточной стороны эту часть города новоселы в 1396 г. огородили крепостной стеной, перестроенной турками в XVI в105. В Чуфут-Кале караимы жили до сер. XIX в.. Здесь был их культурный центр в XVIII—XIX вв., а с 1734 г. даже своя типография. Потом Чуфут-Кале был заброшен106. В Солхате и Чуфут-Кале обнаружены караимские кладбища107. В начале XV в. мюнхенский гражданин Иоанн Шильдпергер сообщает, что караимы жили и в Кафе108. В 1397 или 1400 гг. Великий Литовский князь Витовт привел из Чуфут-Кале 383 караимских семьи и поселил их в Тракае, Луцке, Галиче109, Тисменце, Кунизове, Львове, Киеве, Ховкве, Самборе, Деражне110. В некоторых из этих Украинских, Литовских и Польских городов они проживают и по сей день111. Большая часть караимов, говоривших на тюркских языках, жила в досоветской России, где, по сравнению с евреями, закон предоставлял им более значительные права и преимущества. Название "караимы", первоначально обозначавшее принадлежность к религиозной секте, а затем закрепилось за группой, исповедующей это вероучение в качестве этнонима112. Вопрос об этногенезе караимов остается спорным. Большинство отечественных ученых отвергают версию о еврейском происхождении восточноевропейских караимов. Они считают караимов Восточной Европы потомками хазар и других тюркских кочевых народов, входивших в состав Хазарского каганата, принявших в VIII—IX вв. иудаизм и частично смешавшихся с евреями-переселенцами113. Караимский язык относится к северо-западной (кыпчакской) группе тюркских114. В. В. Бартольд, основываясь на свидетельствах современников Хазарского каганата, считал, что язык хазар был подобно языку болгар непонятен для остальных тюрок и, вероятно, служил тем же языком, что и чувашский. Язык караимов мало чем отличается от большинства тюркских наречий, но не имеет ничего общего с чувашским115. Таким образом, по этой гипотезе хазары не были предками караимов. Однако, здесь могут быть и иные решения, основанные на том что, идентичность хазарского и болгарского языков не доказана. Считать же болгар и хазар одним народом невозможно116. Даже, если болгары и хазары говорили на одном языке, ничто не мешало хазарам-караимам смешаться с другими тюркскими племенами, принявшими караимство в IX—XI вв117. Версия о признании караимов потомками хазар и других тюркских племен, входивших в Хазарский каганат, поддерживается другими исследователями, отмечающими, что для ее утверждения требуется дополнительная информации118. Однако, фольклор караимов отражает их историческую связь с хазарами119, а сами караимы в IX—XVI вв. называли себя как караимами, так и хазарами120. Л. Н. Гумилев признает хазарско-еврейское происхождение караимов, но строит интересную версию их этнического смешения121. По его мнению, дети от смешанных хазарско-иудейских браков VIII—X вв., имели различную судьбу, в зависимости от того, кто был отцом и матерью ребенка. Все евразийские племена считали ребенка членом рода отца. Законнорожденный ребенок имел долю в родовом имуществе, право на защиту, взаимопомощь и участие в родовых культах. Род был элементом этноса и культуры. Членство в роде определяло этническую принадлежность, а происхождение матери в расчет не принималось. У евреев же этническая принадлежность совпадала с принадлежностью к общине, но право быть членом общины — евреем — определялось только происхождением от еврейки. Таким образом, сын хазарина и еврейки имел все права и возмо
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 975; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.64 (0.017 с.) |