Мировые религии. Буддизм, христианство, ислам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировые религии. Буддизм, христианство, ислам.



Буддизм. В истории буддизм существует в двух главных своих разновидностях — хинаяна и махаяна.

Наиболее адекватной оказалась самая ранняя форма буддизма — хинаяна (буквально малая колесница, узкий путь к спасению). Буддизм в этом его виде противопос­тавил брахманизму не какой-то новый исходный принцип религии, восприняв из его вероучения как идею сансары, гибельной цепи перерождений, так и учение о законе кармы, т. е. мысль о том, что последующее воплощение зависит от поведения человека в пре­дыдущем существовании. Даже идеал избавления, освобождения в обеих религиях близок: человек стремится к безличному бытию, угасанию личности в нирване, из которой уже нет возврата к новому рождению.

Буддизм — религия избавления от страдания. Это религиозная категория, которая может быть правильно понята только исходя из религиозного познания той истины, что все земное существование, поскольку это —индивидуальное существо­вание, в целом является упадком, чем-то гибельным как в его страданиях, так и в его радостях.

Успокоение — вот единственное реальное блаженство, которое может дать жизнь.

И кроме успокоения и полного уничтожения души как от­дельной субстанции буддизм не предложил ничего. Путь к этой цели, как он определен в четырех священных истинах, — это путь избавления от страдания: все преходящее подвержено страданию, причиной которого является привязанность к жизни, вовлечен­ность в ее заботы. Чтобы избежать страдания, человек должен подавить в себе всякую привязанность к чему-либо, всякое жела­ние, стать безразличным к радостям и горестям жизни, к самой смерти.

К уничтожению страдания ведет “восьмисоставной путь”: пра­ведная вера в Будду, его учение и общину; праведная решимость; праведные слова и праведные дела; праведный образ жизни и праведные стремления; праведные помыслы; праведное созерца­ние (медитация, йога). Следуя этим путем, человек достигает просветления, становится архатом — святым — и погружается в нирвану — небытие, когда прекращается цепь перерождений (сан-сара) и смерть уже не ведет к новому рождению, а освобождает от всего — от всех желаний, а с ними и от страдания, от возвращения к какой-либо форме индивидуального существования. Это этико-аскетический путь погружения в мистическое безразличие. Человек рвет цепи, связывающие его с миром. Достигнув таинственного пробуждения внутреннего просветления, он еще в земной своей жизни перестает быть личностью и в конце концов добивается цели, достигая состояния будды и погружаясь в нирвану.

Махаяна (“широкий путь к спасению”) — сложившаяся позднее и достигшая расцвета около 200 г. н. э. форма буддизма — во многом отличалась от раннего буддизма хинаяны. Она более похожа на обычную религию: не довольствуется функцией “внутреннего просветления” небольшого круга людей. Она делает понятие нирваны более доступным обыденному религиозному сознанию, отходит от исключительно негативного отношения к миру сансары. Было признано, что благочестие и подаяние мирянина сопоставимы с заслугами монаха и могут приблизить его к заветной цели —нирване. На колеснице спасения могут уместиться теперь многие. В буддизме появляется новая фигура — бодисатва, святой по­движник, достигший ступени спасения, но остающийся с людьми, чтобы облегчить их страдания, повести по пути спасения. С появлением бодисатв в буддизме стал развиваться пантеон святых, которым можно было молиться, прося у них помощи и заступни­чества. Наряду с великим Буддой (Шакьямуни) появились и многие другие будды, они приобрели имя, были персонифицированы, превратились в объекты почитания и культа. Возникла практика поклонения их изображениям, главным образом скульптурным.

В буддизме в целом большое значение имеет заповедь милосер­дия. Нельзя убивать никакое живое существо. Нужно равно добро­желательно относиться и к добрым, и к злым. Нельзя платить злом за зло, ибо это лишь множит зло и страдание.

Учение самого Будды нередко характеризуют как “атеистическое”, имея в виду следующее. Согласно этому учению, надеяться человек должен не на богов, а на самого себя: никто не спасет и не избавит его от страданий сансары, если он сам этого не добьется праведным образом жизни.

Буддизм как мировая религия достиг наиболее завершенного облика в Тибете в ламаизме.

 

Христианство. Христианство рассматривает историю как однонаправленный, неповторимый, “разовый” процесс, направля­емый богом: от начала (сотворения) к завершению, концу (приход мессии, страшный суд).

Христианство сегодня — собирательный термин, включающий три основных направления: католицизм, православие и протестан­тизм, в рамках которых существует множество различных вероис­поведаний и религиозных объединений, возникших в разное время на протяжении двухтысячелетней истории христианства. В центре христианства — образ Иисуса Христа. Христиане — католики, православные, протестанты — верят, что он одновременно является человеком и богом.

Священная книга христиан — Библия, в которой к Ветхому завету (священной книге последо­вателей иудаизма) добавлен Новый завет, повествующий о жизни и учении Христа. В Новый завет входят четыре Евангелия (от греч. — благовестие). Деяния апостолов — первых проповедников хрис­тианства, Послания апостолов к христианским общинам и, нако­нец, Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна Богослова.

Проповедь евангельского Христа призывала не к полити­ческому сопротивлению, но к нравственному совершенствованию. Справедливого государства, совершенного устройства быть не может. Все человеческое греховно и неизбежно несовершенно. Попытки руками самого человека построить царство справедливости на земле обречены, они неизбежно рухнут.

Человек не может освободиться от тех обязан­ностей, которые на него налагают государство, семья, но он может и должен освободиться внутренне — почувствовать, что жизнь не сводится к этому повседневному, раз и навсегда заведенному ходу вещей.

Идея первородного греха — отпадения людей от бога, идея искупления и спасения, идея богочеловека — Спасителя — таковы основные идеи христианской проповеди.

В христианских общинах первых веков существовало множес­тво течений — сект, ересей. В борьбе между ними формировались официально одобренное и принятое церковью вероучение и систе­ма обрядов. Главное место среди них занимают таинства — культо­вые действия, посредством которых на верующих должна известись божья благодать. Первыми таинствами были причащение, в кото­ром под видом хлеба и вина верующие вкушают “плоть и кровь Христову”, крещение водой, смывающей с верующего “первород­ный грех”.

Экуменическое движение, созданный им Всемирный совет церквей (ВСЦ) главное внимание уделяют ныне поиску стратегий развития современного общества, преодоления навис­ших над человечеством угроз.

 

Ислам. Религия смирения и полной покорности всевыш­ней воле. Существует лишь один великий Аллах (ал или эл — общесемитский корень слова “бог”) и что все должны быть покорны его воле (ислам, мусульмане — от слова “покор­ность”).

Священная книга мусульман — Коран. Согласно преданию, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через по­средничество Джебраила (библейский архангел Гавриил; служил посредником между богом и людьми). Мусульманские богословы объясняют многочисленные совпадения текстов Библии и Корана тем, что Аллах и раньше передавал свои священные заповеди пророкам — Моисею, Иисусу, но эти заповеди были искажены иудеями и христианами. Только Мухаммед смог передать их в полном и истинном виде.

Он состоит из 114 сур (глав), в которых говорится обо всех сторонах жизни, включая правосудие, мораль, обрядовые предписания.

В исламе монотеизм проведен наиболее последовательно. Аллах — бог единственный, безликий, высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья. Над богом нет никакого нравственного закона, в соответствии с которым он должен действовать. Аллах воспринимается и пред­ставляется как ничем не детерминированная воля. Рядом с ним нет ни других богов, ни каких бы то ни было самостоятельных существ. Аллах творит мир и управляет им не через постоянные, имманентно присущие миру законы, не через перманентное вторжение в ход вещей. То, что выглядит как закономерность в природных явлени­ях, на самом деле — лишь привычка в божественной деятельности, которая в любой момент может быть изменена Аллахом.

Существуют, кроме ангелов, как бы воплощающих идею добра (во главе с Джебраилом, Михаилом, Исрафаилом и Азраилом), демоны и джинны, злые духи, во главе с проявившим непокорность и ставшим дьяволом Иблисом, которого проклял Аллах, обещая, что на страшном суде он вместе со всеми демонами будет низвер­гнут. Но и они тоже исполняют волю Аллаха.

. На страшном суде сам Аллах будет допрашивать каждого из живых и мертвых, и они, нагие, с книгой, в которой записаны их дела, будут в страхе ждать его решения. Грешники попадут в ад, праведные пойдут в рай. Заступничество Мухаммеда может смягчить участь грешников, побудить Аллаха простить грешника и направить его в рай. Воля бога непостижима, она ничем не связана.

Отсюда еще один практический результат: безусловная покор­ность религиозному закону. Наиболее сильно воздействует ислам на человеческую жизнь через учение об обязанностях, долге. Система мусульманского права — шариат — определяет все нормы отношений человека в семье и обществе, его предписания охватыва­ют наряду с вопросами, касающимися культа, гражданское и уголовное право, регламентируют практически все детали быта, формы вежливого обращения и т. д. Это всеобъемлющий свод обязательств правоверных перед людьми, обществом и Аллахом.

5 столпов веры:

- исповедание

- молитва

- пост

- милостыня

- хадж

+ джихад

. В отличие от христианства, ислам развивался в условиях религиозно-политиче­ской слитности, так что его предводителями и авторитетами были сами политические и одновременно религиозные вожди — пророк, халифы, эмиры, представители власти на местах. Любой чиновник должен был согласовывать свои действия с нормами Корана и шариата, т. е. считаться с ролью духовенства, с силой религии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.008 с.)