Разновидности буддизма и их особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разновидности буддизма и их особенности



Превратившись в мировую религию, буддизм разделился на много­численные направления, заметно отличающиеся друг от друга.

Первое направление — тхараваду (букв школа старой муд­рости) — называют еще «малой колесницей» Его сторонники видят в Будде Великого Учителя, который только указал путь спасению, но не повел по нему. Достижение нирваны представляется им возможным только для немногим избранных монахов, которые безоговорочно следуют букве буддийского ритуала.

Второе направление — махаяна (букв большая колесница) — это северный буддизм, поскольку она получила распространение в странах, расположенные на северо-восток от его прародины — в Корее, Китае, Японии, Непале, Бирме.

Махаяна рассматривает Будду не как конкретную личность, а как олицетворение высшего иачала — абсолютной мудрости. спасения не только для монахов, но и для мирян.

Достижение нирваны, в принципе открытое каждому человеку, осуществляется не столько личными праведными усилиями, сколько благодаря активной помощи и поддержке бодхисатв. Так один из учеников Будды достиг просветления сразу же после того, как увидел увядающий цветок в руке Учителя.

Третье направление в буддизме — ваджраяна, или тантричвекий буддизм («бриллиантовая колесница»), пропагандирует возможность достижения спасения быстрого, как молния («ваджра») - путем использования особых средств: Основные концепции Ваджраяны общебуддийские, однако в ней сделан больший упор на возможность достижения состояния Будды в течение одной жизни. Этой цели служит йогическая практика, медитация, чтение мантр, почитание духовного наставника

1) Магической силы влияния особых магических средств — заклинаний — мантр [более 2500), жестов — мудр и символов — мандал.

2} Различного рода эзотерических культовых действии, среди которых воображение европейца больше всего поражает ритуал одновременного использования алкоголя, рыбы, мяса, зерна и полового акта («ритуал пяти М» — так как названия всех его составляющих на санскрите начинаются со звука М.)

З) Полного подчинение всей своей жизни религиоз­ной практике с помощью наставлений учителя-гуру

Ламаизм — разновидность буддизма, укоренившаяся главным образом, в Тибете — гористой области в Центральной Азии (территория КМР|. Ламаизм-термин, введённый в Европе, а в основу его положено тибетское слово "лама". Оно означает буквально "выше нет", "высочайший". В самом тибетском языке слова "ламаизм" нет, а религия обозначается как чой ("закон" или "учение"), гелугпа ("секта добродетели") или шасэр ("жёлтая шапка").

Ламаизм - одна из реально существующих форм буддизма. Все основные положения его учения базируются на буддийской литературе, постоянно опираются на авторитет легендарного "основателя буддизма" - будды Шакьямуни, культ ламаизма пронизан буддийскими представлениями.

Ламаизм - социальное явление, порождённое конкретными условиями жизни тибетских крепостных и рабов и нашедшее себе последователей среди трудящихся Монголии, а затем среди бурят, тувинцев и калмыков именно потому, что условия их общественной жизни со становлением развитых классовых антагонизмов в той или иной мере оказались сходными с теми, которые вызывали принятие буддизма тибетцами.

Процесс складывания Ламаизма начался в Тибете, куда буддизм в форме Махаяны проник из Индии в 7 в., одновременно с созданием там первого единого государства (7—9 вв.). К концу 8 в. буддизм стал господствующей религией Тибета, здесь был построен первый монастырь Самье, появились монахи-тибетцы, возникло монастырское землевладение. В нач. 9 в. сложилась духовная иерархия. Завершение процесса складывания Ламаизма связано с так называемым поздним распространением буддизма в Тибете, начавшимся во 2-й половине 10 в. Наступившая в этот период феодальная раздробленность способствовала возникновению множества ламаистских сект, среди которых наиболее значительными были Кадампа (основан в середине II в.), Сакьяпа (II в.), Каджупа (II в.), Кармана (12 в.) и др.

Однако наибольшее влияние на дальнейшую судьбу буддизма в Тибете имел знаменитый Атиша. Он родился в 982 г. в Бенгалии в королевской семье, стал настоятелем монастыря Викрамачила и был впоследствии провозглашён главой всех последователей махаяны в царстве Магадха.

Отвергнув первое приглашение тибетских князей, он после новых настоятельных просьб, уже в преклонном возрасте проследовал, сопровождаемый высокими почестями, через Непал и появился в 1040 г. в Западном Тибете, где собрал вокруг себя большую группу индийских и тибетских монахов. Атиша подчёркивал этические требования буддизма, строгую организованность монашества, чёткую регламентацию культа и внедрение практики созерцания. Опираясь главным образом на учение мадхьямиков, Атиша стал первым пропагандистом в Тибете тантрийской системы калачакра ("колесо времени"), сыгравшей впоследствии особую роль в формировании важнейших доктрин ламаизма.

Уже после переноса резиденции в Центральный Тибет Атиша созвал в 1050 г. под своим представительством церковный собор, почитающийся как "седьмой собор буддийской церкви" и объединивший на некоторое время не только всех монахов Тибета, но и индийских пандитов. Собор этот торжественно провозгласил новое основание буддизма в Тибете. Умер Атиша в 1054 г. во время одной из своих многочисленных поездок по стране.

Ученики Атиши, среди которых был и его знаменитый биограф и составитель "правил школы Атиши" Бромонда (1004-1065), продолжали проводить линию на ограничение занятий монахами магией, на укрепление монастырской дисциплины и выдвижение на первый план требований религиозной морали. "Основатель Ламаизма"- Цзонкаба (1357-1419 гг.). Цзонкаба сыграл решающую роль в окончательной кристаллизации ламаизма, закрепил его важнейшие тенденции. В том, чего добивался Цзонкаба, были элементы обновления, и восстановления, и внесения принципиально нового.

С 1394 г., поселившись в окрестностях Лхасы, Цзонкаба окружает себя учениками, устанавливает строгие монашеские правила и начинает свою проповедническую деятельность. К самому началу XV в. относят появление главного сочинения Цзонкабы, носящего название "Великий путь по ступеням мудрости", известного обычно в сокращённом виде как Лам-рим ченпо или просто Ламрим. К концу жизни Цзонкаба составил "малый Ламрим", являющийся квинтэссенцией его главного труда - по существу учебники, излагающие принципы двух основных путей ведущих к "высшему совершенству".

Как религия Ламаизм чрезвычайно эклектичен. Наряду с уходом от мирской жизни и созерцанием, в Ламаизме большое место занимают магия и вера в многочисленные местные божества. Для Ламаизма характерна развитая ритуальность и полное подчинение ученика учителю-ламе. Особая роль придаётся бодхисаттвам не только как наставникам на пути «освобождения», но и как божествам, помогающим в конкретных мирских делах. Среди бодхисаттв выделяется Авалокитешвара — «милосердный», подобную роль играют и некоторые будды, например Майтрея — будда «грядущего». В Ламаизме на основе концепции перерождений была создана теория воплощений будд, бодхисаттв, божеств в определённых лиц, называемых тулку (по-тибетски) или хулбиганами (по-монгольски). В области философии Ламаизм ограничивался комментированием переводных текстов.

Особенности ламаизма Религиозный синкретизм, органической сочетание е ламаизме местное религии бон с основными направлениями буддизма.

1) Создание более централизованной и разветвленной религиозной организации, чем в других странах, где господствует буддизм. Бывали времена, когда четверть населения Тибета жила в монастырях.

2)Сращивание государственной и светской власти, которое не совсем вписывается в обще буддийский принцип неприятия материального мире

3)Учение о «живы» богах, т е о воплощении божеств буддийского пантеона в крупнейших представителях ламаистского духовенства

Чянь-будднзм и дзэн-буддизм соответственно получили распространение в Китае и Японии.

Считается что каждый человек носит в себе Будду. Поэтому его задача заключается в том чтобы пробудить природу Будды в своем сердце и своей душе, добиться "Непревзойденного полного пробуждения», непосредственно предшествующего нирване Это интуитивное «проникновение» в природу Будды чем-то внешне похоже на творческое озарение, как его понимает европейская христианская культура, должно охватить человека внезапно, без внешних усилии с его стороны, в любом месте. в любое время. Т. к. из-за неподготовленности человеческого сознания добиться желаемого результата проблематично, в дзэн-буддизме разработана строгая практика предварительной подготовки последователей. В ней главное место отводится особым медитативным упражнениям «тренировки ума».

В России среди бурят, тувинцев и калмыков пол у чип распро­странение ламаизм Зарегистрированы даже несколько общин последователей тантры.

 


Раздел 5. Христианство.

Положение христианства среди мировых религий. Возникновение христианства. Идейные предпосылки христианства в области религии и философии. Иисус Христос как ключевая фигура христианского вероучения. Основные этапы развития христианства. Первоначальное христианство. Позднее христианство. Особенности вероучения и культа христиан. Священные тексты христианства. Основные направления христианства: католицизм, протестантизм и православие.

Католицизм: возникновение, эволюция, ключевые идеи, особенности культа и вероучений, функционирования и организации церкви. История формирования и развития течения христианства - протестантизм. Ключевые идеи, особенности культа и вероучений у протестантов. Ранние протестантские направления – лютеранство, кальвинизм, англиканство – их идеологические лидеры (М. Лютер, Ж. Кальвин, Генрих VIII). Поздние протестантские направления: баптизм, квакерство, методизм, адвентизм, мормоны, иеговизм, пятидесятничество. Православие: возникновение, эволюция, ключевые идеи, особенности культа и вероучений, функционирования и организации церкви.

Основная литература:

1. Библия: Книги Ветхого и Нового Заветов. / Синодальный перевод. – Любое издание.

2. Гараджа, В.И. Религиоведение: Учеб. пос./ В.И. Гараджа. 2-е изд., дополненное. М.: Аспект Пресс, 1995. 351 с.;

3. Осанов, А.А. Религиоведение: Учеб. пос. / А.А. Осанов; МСГИ. М., 2006. 64 с.

4. Яблоков, И.Н. Религиоведение: Учеб. пос. / И.Н. Яблоков. М., 1998. 535 с.

Дополнительная литература:

1. Жудинова Е.В. Религии мира. Протестантизм. М.: Изд-во Мир книги, 2006. 192 с.;

2. Мень, А. История религий: В 2 т./ А. Мень. М.: «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1998. Т.1-2.

3. Протестантство / Авт.-сост. А.А. Грицанов, В.Н. Семенова. Минск: Книжный Дом, 2006. 384 с.;

4. Рашкова, Р. Католицизм / Р. Рашкова. СПб.: Питер, 2007. 239 с. (серия «Религии мира»);

5. Ревуненкова М. Протестантизм / М. Ревуненкова. СПб.: Питер, 2006. 224 с. (серия «Религии мира»);

6. Резник, Е.В., Чудина, Ю.Ю. Религии мира. Православие / Е.В. Резник, Ю.Ю. Чудина. М.: Изд-во Мир книги, 2006. 192 с.;

7. Религиоведение: Учеб. материалы по дисциплине / Междунар. ун-т бизнеса и новых технологий; сост. С.Ю. Торопова, 2003. 48 с.

8. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/ Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. 775 с.

9. Чумакова, Т. Православие / Т. Чумакова. СПб.: Питер, 2006. 250 с. (серия «Религии мира»).

Христианство -самая распространенная мировая религия насчитывающая в своих рядах Солее 2 млрд. человек (минималь­ные данные— 1.4-1,5 млрд. ] Оно сформировалось в начале I в н э.в Палестине — исторической области в Западной Азии, на территории которой располагаются современные государства Израиль. Сирин и Иордания

Появление христианства было не случайным, а закономер­ным явлением, имевшим ряд внешних и внутренних предпосы­лок

Внешние предпосылки

1) Палестина (вернее, небольшая ее часть — Иудея с Иеруса­лимом! была официальным центром иудаизма — единственной в мире в те времена религии, достигшей уровня монотеизма. Все остальные современные ему национально-государственные ре­лигии (например, олимпийская религия греков и римлян) остава­лись на уровне политеизма

2] Палестина занимала промежуточное геополитическое положение «между Западом и Востоком». Поэтому любые ори­гинальные идеи возникавшие в среде, где сплавились воедино культуры многих народов и цивилизаций не казались столь рез­ко враждебными сущности какого-либо из двух великих исторических полюсов мира. Напротив, почти гарантировано они могли встретить терпимое к себе отношение в течение того промежут­ка времени, когда были наиболее уязвимы для идеологических и политических преследований

3) Христианство возникло в тот момент, когда оно могло быть востребовано обществом и государством — например, в виде идеологической опоры Римской империи. Это огромное госу­дарственное образование, вступившее в период наивысшего расцвета, могло сохранять свое единство не только (и не столь­ко) силой оружие, сколько единством веры многочисленных на­селявших ее народов

Внутренние предпосылки

1) Растущее политическое угнетение. Евреи, в это время практически утратившие свою государственность, страдали от иноземного гнета более других народов из-за глубокого внутреннего убеждения в своей богоизбранности, ожидали Спасителя как чудо, что изменит к лучшему их жизнь, которую они пытались, но так и несмогли сделать лучше самостоятельно.

2)Раскол е иудейском обществе после распада единого еврейского государства, противоречия между узкой верхуш­кой — саддукеями и фарисеями — и широкими народными низами Саддукеев и фарисеев в народе ненавидели за их показную добродетель за стремление продемонстрировать внешнее благочестие без глубокой внутренней веры. Из-за этого якобы евреи не могли в полной мере стать богоиз­бранным народом, как было обещано еще Ветхим Заветом

3)Как следствие, в иудейской религиозной общине возник­ли многочисленные секты (самые многочисленные — ессев). Они исповедовали учение о приближающемся «конце мира» и его последующем обновлении вместе с последним Судом над
всеми когда-либо жившими. Этот переворот должен был совер­шить божественный Спаситель — Мессия Иудейские сектанты именно себя считали представителями подлинного иудаизма, призванного обновит» старый союз (завет) между Богом и наро­дами Израиля.

Распространению христианства и формированию основ христианского вероучения способствовало их созвучие некоторым идеям античной философии:

1) Учению Филона Александрийского о Логосе. Филон со­единил понятие Логоса в библейской традиции, трактуемое как творящее слово постигаемое в откровении и философскую тра­дицию, рассматривающую Логос в качества внутреннего закона,
направляющего движение Космоса.

2) Стоицизм римского мыслителя Сенеки Христианству были
созвучны установки Сенеки о скоротечности и обманчивости
чувственных удовольствий забота о других людях самоограни­чение в пользовании материальными благами

Названные предпосылки можно рассматривать только как своего рода благоприятную почву Она могли дать всходы только в том случае если в него бросить зерно. Таким сеятелем и стал Иисус Христос, а зерном — его евангельская проповедь.

Эволюция христианства

Христианство возникло в начале I в н э в Палестине — ис­торической области в Западной Азии, на территории которой располагаются современные государства Израиль. Сирия и Иордания, Палестинская автономия.

До IV в. шел процесс организационного оформления и уни­фикации христианства Он проходил в борьбе различны» точек зрения, многие из которых были объявлены ересями (арианство, несторианство).

Завершается этот процесс после проведения Вселенских соборов (325-1054), т. е. собрании представителей от всех хрис­тианских Церквей Наиболее известны семь первых Вселенс«их Соборов, состоявшиеся в IV - VIII вв. Их решения признаются всеми христианами. На них был принят Символ веры, одобрены семь основных таинств, позже был утвержден состав книг Нового Завета и Библии в целом.

В это время наиболее влиятельны пять центров христианства. Вокруг них формируются 4 наиболее почитаемые поныне Христианские Церкви: Иерусалимская. Антиохийская, Александрийская, Константинопольская а также и Римско-Католическэя Церковь.

Еще в V в. стали отделяться разные национальные Церкви, число которых со временем превысило полтора десятка. Среди них выделяются шесть Древних Восточных Церквей, которые либо не принимали участия, либо не признали решений Вселен­ского Халкидонского собора 451 г о двойственной — богочеловеческой природе Христа (например. Армянская Апостольская Церковь).

В это же время в восточной части Римской империи — Ви­зантии окончательно сложилась самостоятельная церковная организация, которая в 1054 г разорвала и без того не слишком крепкие связи с Западной Христианской Церковью. Произошло эго событие путем наложения взаимных анафем (отлучение от Церкви) со стороны Папы Римского и Константинопольского пат­риарха, формально снятые только в 1965 г Это событие получи­ло название Великого Раскола (Схизмы).

Так возникли два основных течения в христианстве — като­лицизм и православие Католики и православные отличаются между собой в области вероучении культа, бого­служения и характера религиозной организации Римско-Католическая Церковь насчитывает в своих рядах свыше половины всех христиан. Она представляет со­бой централизованную организацию во главе с Папой Римским. Получила широкое распространение в странах Западной Евро­пы. Северной и Южной Америки, отчасти в Африке в начале 1960-х гг. после II Ватиканского собора Римско-Католическая Церковь объявила о широком движении за «обновление» Цер­кви с целью ее приспособления к меняющимся общественным условиям.

В союзе (унии) с РКЦ функционируют еще более 10 Церквей признающих авторитет Папы, но сохраняющие национальные отличия во внутрицерковной жизни

Православие получило распространение главным образом в странах Восточной Европы. Представляет собой объединение 15 автокефальных (самостоятельных) церквей Наибольшим ав­торитетом традиционно пользуется Константинопольский патри­архат. Однако наиболее многочисленна — Русская Православ­ная Церковь (до 80 млн.) Православие объединяет — 10-15% веек верующих христиан

В XVI-XVII ст. в результате Реформации религиозного, со­циокультурного и общественно-политического движения под лозунгами исправления Римско-Католической Церкви в духе первоначальных евангельских идеалов возникло третье ответ­вление христианства — протестантизм. Протестантизм осно­вывается на принципе «оправдания только верой», отвергает посредническую роль Церкви в деле спасения человеческой души и строится на принципе автономии отдельных религиозных общин.

В протестантизме насчитывается до 25 тыс. различных ор­ганизаций. Среди них выделяют такие современные влиятель­ные направления баптизм, адвентизм, методизм пятидесятничество. Общее число последователей протестантизма — 400 – 500 млн. чел. (20-25% христиан). Протестантские органи­зации — наиболее быстро развивающиеся, ответвления хрис­тианства. Однако на протяжении XX в. удельный вес христиан в населении Земли оставался неизменным (до трети).

В России представлены все три ответвления христианс­тва, со времен Киевской Руси — православие и католицизм с XVI в —протестантизм.

Вероучение христианства:

Христианское вероучение имеет два источника:

—Священное Писание (Библия) Особое значение имеет Новый Завет, которым Выл дополнен Set кий Завет, служивший Священной книгой и для иудеев Составление книг Библии в ос­новной было завершено в IV - начале V в. На сегодняшний день Библия уже переведена практически на все известные языки народов земного шара {более 21001 и с момента изобретения книгопечатания в XV в. вышла рекордным тиражом — более 4 млрд. экземпляров

—Свяще́нное преда́ние (лат. Traditio) в католицизме и православии — один из источников вероучения и церковного права, наряду со Священным Писанием. В католицизме Священное предание признаётся постоянно развивающимся элементом веры, тогда как в православии — законченным и не подверженным дальнейшим изменениям. Большинство протестантских конфессий отрицает значение «Священного предания» как источника религиозной доктрины.

Священное Предание состоит из весьма разнообразных документов (вероопределения и правила церковных соборов древние тексты богослужений и молитв и т п.) Только христианским преданием зафиксированы такие основные положения христианского вероучения, как догмат о Троице почитании Богородицы, о богочеловечестве Иисуса Христа и др. Под Священным преданием подразумеваются те сведения и канонические положения, исповедуемые Кафолической Церковью, которые прямо не содержатся в Ветхом или Новом завете; включает в себя каноны, авторизованные Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, Жития Святых, а также обычаи Церкви.

Основные положении христианского вероучения изложены я 12 пунктах Никео-Царьградского Символа веры, принятых в IV ст на Вселенских собора» в Никее и Константинополе

Христиане верят:

1) в единого Бога, который создал мир и человека (Бог представляет собой тождественность трех равноправных лиц Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого),

2)в первородный грех, который совершили первые люди Адам и Ева.

3)в Иисуса Христа — Бога-Сына, который воплотился и принял человеческий вид, родившись через непорочное зачатие от Девы Марии).

4)в то, что Иисус добровольно принес себя в жертву за гре­хи человечества [был распят на кресте, на третий день воскрес, через 40 дней вознесся на небо),

5) в то, что он придет снова «в силе и славе» чтобы судить живых и мертвых и установить вечное Царство на земле, как и не небе.

6) в бессмертие души, в существование ада и рая. где нано­сятся души умерших до Страшного суда

Между различными ответвлениями христианства — православием, католицизмом и протестантизмом - существуют определенные различия в трактовке положений христианского вероучения.

Главное различие называется «догматом о филиокве». ФИЛИОКВЕ (лат. filioque – и Сына), принятое Римско-католической церковью прибавление к разделу Никео-Константинопольского символа веры, касающемуся исхождения Святого Духа: qui ex patre filioque procedit (который исходит от Отца и Сына) – вместо to ek tou patros ekporeuomenon («исходящий от Отца»), стоящего в греческом тексте. Под влиянием западного учения о Троице, разработанного главным образом Августином, это прибавление первоначально было включено в частные вероопределения, принятые в Испании с целью искоренения присциллианской ереси, а позднее внесено в Никео-Константинопольский символ веры в 589 на соборе в Испании, на котором готские ариане воссоединились с церковью. Это прибавление было одобрено Карлом Великим, который распорядился включить его в чин мессы, которую служили в дворцовой часовне. Впоследствии этот обычай распространился по всей империи. Папа Лев III (ум. 816) подтвердил ортодоксальность учения об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, однако запретил распевание этой формулы. По-видимому, она была введена в литургический обиход в Риме лишь при папе Бенедикте VIII (ум. 1024) по просьбе императора Генриха II. В 879 греки формально отвергли «филиокве», и с тех пор отрицание этого добавления приобрело догматический смысл для Восточной церкви. Лионский собор 1274 и Ферраро-Флорентийский собор 1439 настаивали на всеобщем принятии учения об исхождении Святого Духа от Сына, однако не требовали непременного включения «филиокве» в символ веры. «Филиокве» было сохранено в переводе Никео-Константинопольского символа веры, представленном в англиканской Книге общественного богослужения.

Православные строго придерживаются первоначального текста христианского Символа ввры Они считают что в Троице Дух Святой исходит только от Бога-Отца. Католики убеждены, что Дух Святой исходит как от Бога-Отца. так и от Бога-Сына. Поэтому Римско-Католическая Церковь как земной преемник Христа может помочь верующим в спасении их души, например, продавая отпущение грехов за деньги

Католики в своем вероучении особую роль отводить возвышенному почитанию Девы Марии — Богородицы (Мадонны) В их вероучении можно встретить положение о непогрешимости Папы Римского и его верховенстве над всеми христианами. Согласно православному вероисповеданию спасти свою душу можно только в границах Церкви, которая является «мис­тическим телом» Иисуса Христа посредником между Богом.

Протестанты вообще отвергают спасающую роль Церкви, церковную иерархию, пышный и дорогостоящий культ. Они убеждены, что ни добрые дела, ни исключительные за­слуги перед матерью-Церковью, ни знатность происхождения или богатство не могут гарантировать человеку спасения души. На этом пути человеку может помочь только искренняя религиозная вера в искупительную жертву Христа, который добровольно принял смерть в искупление первородного греха. Человек, поверивший в то, что Господь, не будучи ничем обязанным миру, жертвует, тем не менее, ради него своим единым Сыном, видит в Нем уже не грозного судью, который хочет осуществить как можно скорее Страшный суд, но заботливого и милосердного Отца, готового понять и простить любого, невзирая на степень его праведности или греховности. Эти знания, подчеркивают протестанты, человек может получить самостоятельно из Свя­щенного Писания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 2273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.036 с.)