Становление религий. Ранние формы религиозных верований. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление религий. Ранние формы религиозных верований.



Основные версии происхождения религии. Элементарные верования. Классификация религий. Ранние формы религий. Магия. Виды магии. Фетишизм. Тотемизм. Анимизм. Родоплеменные верования. Политеизм. Язычество. Шаманизм. Сохранение родоплеменных верований в современном мире. (Феномен «двоеверия»).

Литература:

1. Гараджа, В.И. Религиоведение: Учеб. пос./ В.И. Гараджа. 2-е изд., дополненное. М.: Аспект Пресс, 1995. 351 с.;

2. Музафова, Н.И. История религий / И.Н. Музафова. Ростов-на-Дону, 2007. 315 с.

3. Религиоведение: Учеб. пос. / Под ред. М.М. Шахнович. СПб.: Питер, 2007. 432 с.;

4. Тайлор, Э. Первобытная культура / Э. Тайлор; пер. с англ. М., 1989. 489 с.

5. Токарев, С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005. (Серия «Библиотека: наука, культура, религия»).

6. Шаманизм: религия, мировоззрение, практика // Наука и религия. 1998. № 8.

7. Яблоков, И.Н. Религиоведение: Учеб. пос. / И.Н. Яблоков. М., 1998. 535 с.

Историю религии можно представить как последовательный процесс эволюции, перехода от ранних примитивных верований первобытного человека к ее современным сложным формам. Практически невозможно выделить первую исходную форму религии, так как религия возникла очень давно – с тех пор, как существует человек разумный. Проблему происхождения религии характеризуют различные подходы.

Проблема происхождения религии – это одна из важнейших проблем религиоведения.

1. Версия выдвинута теологами, богословами, она выражает идеию извечности религии. Религия дана людям Богом и существует с момента появления человека.Сторонники религиозного похода считают, что религия была дарована людям сверхъестественной силой и затем открыта в истинах священных текстов. Примером богословского подхода может служить теория «прамонотеизма» (концепция первобытного монотеизма). Один из первых ее разработчиков – шотландский ученый фольклорист Арнольд Ланг (1844 -1912). Дальнейшее развитие получила у австр. католического священника, этнографа и лингвиста ВИЛЬГЕЛЬМА ШМИДТА. (1868-1954). Свои обширные этнографич. знания использовал для обоснования богосл. теории «первобытн. божеств, откровения» и основанной на ней теории прамонотеизма. Осн. труд - «Происхождение идеи бога» (в 12-ти тт., 1912-1952). Согласно П. мифологич. образы демиургов, первопредков, культурных героев и небожителей, фигурирующие в мифах и религиях первобытн. народов, суть осколки первонач. представлений о едином боге-творце. Появившиеся впоследствии многочисленные верования – это «обломки» первоначальных представлений о едином Боге-творце, следствие забвения данного им Богом откровения. Наблюдающаяся в современном мире тенденция развития религии приведет в дальнейшем к образованию общей для всех народов мира монотеистической религии. Для обоснования этой теории в «поисках» этнографич. фактов миссионерами были предприняты многочисл. экспедиции, особенно на о-ва Океании и н Африку к наименее развитым народам (напр., исследования среди пигмеев Центр. Африки патера Шмидта, карликовых племен Малайского п-ва патера Шебесты). Антинаучность построений клерик. школы «примитивного монотеизма» очевидна и для бурж. ученых, большинство к-рых отвергают.

2. Светский подход не дает однозначного ответа на вопрос о сущности и возникновении религии. За всю историю человеческой мысли предпринималось немало попыток объяснить феномен религии. Подавляющее большинство научных теорий исходили из рационалистически-психологического аспекта-предположения, что именно природа человека, перенесенная на окружающий его мир, стала основой представлений о сверхъестественных силах и богах.

Выделяют чаще всего «дорелигиозный период» в истории человечества. Основываясь на фактическом материале, который поставляется такими науками, как археология, антропология, этнография. Первоначально эта версия была выдвинута французским ученым просветителем Дени Дидро (1731-1784), а затем развита русским ученым В.Ф. Зыбковцем в работах «Дорелигиозная эпоха» (1959) и «Человек без религии» (1967).

Сторонники этой версии утверждают, что 1. человек имеет не божественное, а животное происхождение. Переход от обезьяны к человеку начался несколько миллионов лет тому назад. В этой эволюционной линии выделяют два периода: первобытная орда и родовой строй. Первым представителем этой линии был австралопитек. Он появился 1 млн. 750 тыс. лет тому назад, его называли «человек умелый», так как у него были обнаружены примитивные орудия труда. 1 млн. лет тому назад появился питекантроп (обезьяночеловек). Он еще не пользовался огнем, но уже ходил на двух ногах и имел элементы разговорной речи. Следующий этап в развитии человека – неандерталец. Он жил 100 тыс. лет тому назад, умел добывать огонь и успешно охотился на крупных животных. 60 тыс. лет тому назад появился так называемый кроманьонец. По физическому типу он очень близок современному человеку. Его называют «человек разумный». 2. У людей, живших на ранних этапах развития общества (до неандертальца), не было религиозных верований, так как их сознание было непосредственно включено в практику и не могло создавать каких-либо абстракций, в том числе и религиозных.

3. Первые признаки элементарных религиозных представлений были обнаружены в эпоху неандертальского человека, а формирование религии в систему взглядов произошло у кроманьонца. Подтверждением этих выводов служит, прежде всего, практика захоронения древних людей. Как первая, так и вторая версии пока не доказаны. Однако большинство религиоведов придерживаются точки зрения о том, что в зачаточном виде религиозные верования существовали уже 40 тыс. лет тому назад.

Наиболее часто для систематизации религии прибегают к следующей схеме.

  1. Языческие и высшие (развитые) религии. Язычество – это термин, введенный в оборот богословами монотеистических религий и служивший для обозначения религиозных верований, обрядов и праздников, выработанных на протяжении многовековой истории развития человечества до появления монотеизма (единобожия). Фетишизм, магия, тотемизм, анимизм и прочие формы элементарной религии, которые обозначают термином «язычеством», послужили строительным материалом для позднейших, высших религий, в частности иудаизма, христианства, ислама.
  2. «Западные» и «восточные» религии. К западным религиям обычно относят христианство, иудаизм, ислам и другие, к восточным – индуизм, буддизм, конфуцианство и др. Эти религии различаются трактовкой развития мира. Если религии Запада рассматривают мир как «однолинейный» целенаправленный процесс (сотворение мира, его спасение и конец), то для религий Востока характерна идея развития мира как круговорота – циклического, кругового движения с бесконечными повторениями. Отличаются эти религии также и в трактовке Бога. В иудаизме, христианстве и исламе Бог – это абсолютный творец мира и спаситель человечества. В религиях Востока господствует некий абсолютный мировой закон (порядок) – законы Дао, дхармы и т.д.
  3. Религии отдельных цивилизаций. Например, Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) выделил 21 цивилизацию и соответственно 21 тип религии.
  4. Исторические формы религий. Этот так называемый эволюционный подход к классификации религий. Он встречается наиболее часто, поэтому им чаще всего пользуются. Здесь все религии объединяются в следующие группы:

–ранние формы религии (элементарные верования);

– родоплеменные религии;

–народно-национальные религии;

–мировые религии;

–новые религиозные движения и культы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.104.229 (0.017 с.)