Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 4. Буддизм как одна из мировых религий.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Становление буддизма, его основные идеи и культ. Идейные источники раннего буддизма. Учения о дхарме, о сансаре и карме, нирване. Сиддхартха Гаутама как основатель буддизма. Священные тексты буддизма и основополагающие идеи религии. Разновидности буддизма. Особенности распространения буддизма в мире. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна, ламаизм (тибетский буддизм), дзен-буддизм. Течения буддизма: ваджраяна («алмазная колесница»), амитаизм, нитиренизм. Буддизм в современном мире.
Основная литература: 1. Гараджа, В.И. Религиоведение: Учеб. пос./ В.И. Гараджа. 2-е изд., дополненное. М.: Аспект Пресс, 1995. 351 с.; 2. Осанов, А.А. Религиоведение: Учеб. пос. / А.А. Осанов; МСГИ. М., 2006. 64 с. 3. Яблоков, И.Н. Религиоведение: Учеб. пос. / И.Н. Яблоков. М., 1998. 535 с. Дополнительная литература: 1. Альбедило, М. Буддизм. СПб.: Питер, 2007. 208 с. (серия «Религии мира»); 2. Леонидов, Ф. Введение в вероучения народов мира: / Ф. Леонидов; Рос. академия образования; Московский психолого-социальный институт. М.: Изд-во Флинта, 2005. 128 с. 3. Религиоведение: Учеб. пос. / Под ред. М.М. Шахнович. СПб.: Питер, 2007. 432 с. (серия «Религии мира»); 4. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/ Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. 775 с. 5. Симотюк, О.П. Буддизм: история и современность О.П. Симотюк. Ростов-на-Дону, 2005. 320 с. 6. Шагинов, И.Ю. Религии Дальнего Востока / И.Ю. Шагинов. М., 2006. 192 с. 7. Эррикер, К. Буддизм / К. Эррикер. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 304 с.
Буддизм — наиболее древняя из мировых религий. Это довольно сложная и «многоликая» система. Поэтому, не затрагивая ее специфического философского учения, попытаемся ответить на следующие вопросы: когда возник буддизм и какова его география? Какие буддистские направления существуют в современном мире? Каковы особенности вероучения и культа этой религии? В современном мире буддизм распространен довольно широко. Основное число его последователей живет в странах Центральной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. В России традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последнее время буддистские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. В конце XIX — начале XX в. буддизм стал распространяться в США и странах Европы. Общую численность буддистов в мире определить сложно. По весьма приблизительным подсчетам, в мире сегодня насчитывается около 700 миллионов буддистов. Буддизм наиболее распространён в Тибете, Бирме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии. В процентном отношении буддистов в общей численности населения лидируют Таиланд (более 90%), Бирма, Лаос, несколько отстает от них Шри-Ланка (65-70%). Вместе с тем за последние сто лет удельный вес верующих буддистов в общем числе жителей планеты заметно уменьшился (с 7-8 до 5-6%). Считается что основатель буддизма — реальное историческое лицо, жившее между VII -V вв. до н. э. Оно известно под резными именами Сиддхарка (личное имя. санскр. достигший цели), Гаутама (родовое имя означающее «происходящий из рода Готамов»), Шакьямуни (букв. мудрец из племени шакья) наконец, самое известное из них — Будда (санскр. Просветленный). Официальные годы его жизни — 624-544 гг. до н. э. По другой, научно более обоснованной версии годы жизни Будды — 566-486 гг. до н. э. Наиболее ранними памятниками, содержащими некоторые сведения о жизни Будды и судьбе его учения, являются надписи-эдикты, выбитые на каменных плитах по приказу индийского царя Ашоки (268-231 гг. до н.э.). Сверяя данные, содержащиеся в канонических текстах и в исторических ланкийских хрониках, созданных в I-м тысячелетии до н.э., с датировкой эдиктов Ашоки, ученые пришли к выводу, что Будда жил между 560 и 480 гг. до н.э., между тем как традиция считает датами его жизни 623-544 гг. до н.э. По буддийской канонической литературе (Трипитака) весьма трудно составить представление о жизни Будды как исторического лица, однако существуют более поздние неканонические версии, дающие достаточно полную картину его жизни. Он родился в аристократической семье рода Шакья, который правил небольшим государством, расположенном на границе Непала и Индии. Мальчику дали имя Сиддхартха а Гаутама - его фамильное имя. Отец построил для сына три дворца, чтобы оградить его от неприглядных сторон окружающей жизни. Царевич возмужал, женился, у него появился сын, названный Рахулой, и дальнейшая жизнь сулила одни радости. Однако наблююдательный и впечатлительный Сиддхартха во время своих переездов из одного дворца в другой отметил для себя, что люди болеют, стареют, умирают и задумываются о смысле жизни. Он решил помочь людям в поисках истины и в 29 лет ушел из дома, став отшельником. 6 лет бродил он по долине Ганга, беседовал с мудрецами и проповедниками, вел строгий аскетический образ жизни, но убедившись, что умерщвление плоти ведет к угасанию разума, отказался от аскетизма. К 35 годам у него созрело убеждение в близости открытия истины и он погрузился в медитацию, в которой пребывал - по одной версии - четыре недели, по другой - семь недель без еды и питья. По преданию это произошло в Бодх Гая, в роще Урувела (штат Бихар). Во время медитации под деревом Бодхи он принял решение во что бы то ни стало найти Истину, и в возрасте 35 лет достиг Просветления. После этого он стал называться Будда Гаутама, или просто Будда, что означает «пробуждённый». Став просветленным, Будда направился в Бенарес, где в Оленьей роще (Сарнатхе) произнес свою первую проповедь, получившую название "Поворот Колеса Закона". После этого он в течение 45 лет скитался по стране и проповедовал свое учение. Вместе со своими учениками он создал монашескую общину - сангху. Умер Будда в возрасте 80 лет. В текстах, повествующих о жизни и деяниях Будды, постоянно упоминаются боги, божества, демоны, духи, которые приходят к нему, сопровождают его и беседуют с ним. Сам Будда поднимался в мир небожителей и читал там свои проповеди, а боги, в свою очередь, неоднократно посещали его келью на земле. Помимо обычного зрения Будда обладал особым глазом мудрости во лбу и способностью всевидения. Согласно традиции, этот глаз давал Будде возможность видеть прошлое, настоящее и будущее; восьмеричный (или срединный) путь; намерения и поступки всех существ, обитающих во всех мирах Вселенной. Это качество обозначается как шестифакторное знание Будды. В свою очередь, всезнание Будды подразделяется на 14 типов: знание четырех истин (наличие страдания, причины страдания, освободжения от страдания и пути, ведущему к освобождению от страданя), способность достижения великого сострадания, знание постоянной изменчивости бытия, знание двойного чуда и другие типы знания. Будда обладал многими сверхъестественными качествами: он мог спускаться под землю, поднимться на небо, летать по воздуху, вызывать огненные мистерии, принимать любой облик. На его теле имелись 32 большие и 80 малых отметин, в том числе и родинки, наделенные магическими свойствами. В текстах Будда награждается множеством эпитетов (всего более 30), свидетельствующих о том, что он повелитель Вселенной, бог богов, царь царей, вседержитель, исцелитель и т.д. Его называют татхагата (тот, кто приходит и уходит), архат (уничтоживший привязанность к сансарическому бытию), сугата (созидающий добро), будда (просветленное существо), джина (победитель), бхагават (торжествующий), маха шраман (великий отшельник), синханадин (львиноголосый) и т.д. С развитием буддизма махаяны появилась доктрина, утверждающая сущностное тождество Будды и всех других живых существ. Различные системы аргументации этого учения исходят из признания Будды "в теле дхармы" единственной истинной реальностью, некой универсальной субстанцией (абсолютом), пронизывающей все без исключения живые существа и являющейся их "природой", хотя и скрытой от глаз ее обладателей из-за их непросветленности. Считается, что Будда был царевичем в одном из государств Северной Индии. Однако, в возрасте приблизительно 28 пет. Он покинул дворец и семью стал лесным отшельником. Через семь лет аскетической жизни он обрел просветление. Оставшиеся сорок лет жизни он провел, странствуя по всей Индии с проповедями своего учения и повсюду основывая общины своих последователей. Распространение буддизма начинается только с конца IV-III вв. до н. э. и связано с именем индийского царя Ашоки, который сумел объединить под своей властью почти всю территорию Индии и провозгласил буддизм официальной религией в своей империи. Здесь важно отметить, что опять же буддизм способствовал созданию в Индии мощных государственных образований вроде империи Ашоки. С III в. до н. э буддизм появился на острове Цейлон (совр. о Шри-Ланка), с I-II вв н.э. — в Китае, со II-III вв. и э — во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, Таиланде Бирме, с IV в — в Корее с VI в — в Японии, с VII в — в Тибете, с XII в — В Монголии. На территорию России ламаизм был занесен к бурятам, тувинцам и калмыкам из Монголии в XVII-XVIII ст. К середине XIX ст. у них сложилась самостоятельная религиозная организация. Она была практически уничтожена а годы Советской власти и вновь начала возрождаться с конца 1980-х гг. Таким образом, в Индии буддизм был «царской религией», что не мешало ему одновременно быть и формой древнеиндийского свободомыслия, поскольку носителем религиозной и вообще идеологической ортодоксии и ортопраксии было в Индии жреческое сословие брахманов. Середина I-го тысячелетия до н. э. была в Индии временем кризиса древней ведической религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы. И неудивительно, что «слабое звено» брахманизма — государства северо-востока Индии — стало опорой религиозных движений, к которым принадлежал и буддизм. А возникновение этих альтернативных учений было тесно связано с разочарованием части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ритуализмом и формальным благочестием, а также с определёнными противоречиями и конфликтами между брахманами (жречеством) и кшатриями (воплощавшими начала светской власти древнеиндийских царей). В дальнейшем последователи Будды в течение последующих 400 лет сформировали много разных учений — школы раннего буддизма (Никая), из которых сохранилось учение Тхеравада и многочисленные ветви Махаяны.Современниками Сиддхарка Гаутама воспринимался лишь как странствующий аскет (шраман). После смерти основоположника буддизма возник его культ — во всех святилищах и монастырях устанавливали его статуи, места его жизни и деятельности превратили в объект священного паломничества, его изречения собрали в Священную книгу. В более поздних сочинениях он превратился в бога, правда, далеко не единственного — Будду Шакъямуни, одного из тысячи Будд. С процессом распространения буддизма связано несколько интересных особенностей. 1.) Чем дальше продвигался буддизм на Восток и чем более крепкими становились его позиции в странах Юго-Восточной Азии, тем заметнее уменьшалась его влияние на родине — Индии, где сейчас количество буддистов не превышает нескольких процентов от общей численности населения. 2) Буддизм сумел органически вписаться в культурные традиции самых разных народов Южной и Юго-Восточной Азии, ничуть их не потревожив. Чаще всего происходило так, что другие боги находили новое место в пределах уже существующего буддийского пантеона, однако относительно буддизма занимали подчиненное положение. 3) Буддизм зачастую распространился в странах, уровень развития которых (в том числе и развития религиозного) примерно соответствовал уровню культурного развития Индии времен зарождения в ней буддизма. В таких случаях буддизм не подчинял себе местные религии, в значительной мере трансформируясь под их влиянием и сосуществовал с ними. Так, в Китае сложился конфуцианско-даосско-буддийский религиозный комплекс. В нем конфуцианство преобладало в социально-политических отношениях и сфере этики, даосизм — в сфере бытовых культов, а на долю буддизма выпала забота о спасении душ верующих, замаливании греков, ярко выразившаяся я погребальных и заупокойных службах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.108 (0.011 с.) |