Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Буддизм как одна из мировых религий.

Поиск

Становление буддизма, его основные идеи и культ. Идейные источники раннего буддизма. Учения о дхарме, о сансаре и карме, нирване. Сиддхартха Гаутама как основатель буддизма. Священные тексты буддизма и основополагающие идеи религии. Разновидности буддизма. Особенности распространения буддизма в мире. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна, ламаизм (тибетский буддизм), дзен-буддизм. Течения буддизма: ваджраяна («алмазная колесница»), амитаизм, нитиренизм. Буддизм в современном мире.

 

Основная литература:

1. Гараджа, В.И. Религиоведение: Учеб. пос./ В.И. Гараджа. 2-е изд., дополненное. М.: Аспект Пресс, 1995. 351 с.;

2. Осанов, А.А. Религиоведение: Учеб. пос. / А.А. Осанов; МСГИ. М., 2006. 64 с.

3. Яблоков, И.Н. Религиоведение: Учеб. пос. / И.Н. Яблоков. М., 1998. 535 с.

Дополнительная литература:

1. Альбедило, М. Буддизм. СПб.: Питер, 2007. 208 с. (серия «Религии мира»);

2. Леонидов, Ф. Введение в вероучения народов мира: / Ф. Леонидов; Рос. академия образования; Московский психолого-социальный институт. М.: Изд-во Флинта, 2005. 128 с.

3. Религиоведение: Учеб. пос. / Под ред. М.М. Шахнович. СПб.: Питер, 2007. 432 с. (серия «Религии мира»);

4. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/ Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. 775 с.

5. Симотюк, О.П. Буддизм: история и современность О.П. Симотюк. Ростов-на-Дону, 2005. 320 с.

6. Шагинов, И.Ю. Религии Дальнего Востока / И.Ю. Шагинов. М., 2006. 192 с.

7. Эррикер, К. Буддизм / К. Эррикер. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 304 с.

 

Буддизм — наиболее древняя из мировых религий. Это довольно сложная и «многоликая» система. Поэтому, не затрагивая ее специфического философского учения, попытаемся ответить на следующие вопросы: когда возник буддизм и какова его география? Какие буддистские направления существуют в современном мире? Каковы особенности вероучения и культа этой религии?

В современном мире буддизм распространен довольно широко. Основное число его последователей живет в странах Центральной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. В России традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последнее время буддистские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. В конце XIX — начале XX в. буддизм стал распространяться в США и странах Европы. Общую численность буддистов в мире определить сложно. По весьма приблизительным подсчетам, в мире сегодня насчитывается около 700 миллионов буддистов.

Буддизм наиболее распространён в Тибете, Бирме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии. В процентном отношении буддистов в общей численности населения лидируют Таиланд (более 90%), Бирма, Лаос, несколько отстает от них Шри-Лан­ка (65-70%). Вместе с тем за последние сто лет удельный вес верующих буддистов в общем числе жителей планеты заметно уменьшился (с 7-8 до 5-6%).

Считается что основатель буддизма — реальное историческое лицо, жившее между VII -V вв. до н. э. Оно известно под резными именами Сиддхарка (личное имя. санскр. достигший цели), Гаутама (родовое имя означающее «происходящий из рода Готамов»), Шакьямуни (букв. мудрец из племени шакья) наконец, самое известное из них — Будда (санскр. Просветленный). Официальные годы его жизни — 624-544 гг. до н. э. По другой, научно более обоснованной версии годы жизни Будды — 566-486 гг. до н. э.

Наиболее ранними памятниками, содержащими некоторые сведения о жизни Будды и судьбе его учения, являются надписи-эдикты, выбитые на каменных плитах по приказу индийского царя Ашоки (268-231 гг. до н.э.). Сверяя данные, содержащиеся в канонических текстах и в исторических ланкийских хрониках, созданных в I-м тысячелетии до н.э., с датировкой эдиктов Ашоки, ученые пришли к выводу, что Будда жил между 560 и 480 гг. до н.э., между тем как традиция считает датами его жизни 623-544 гг. до н.э.

По буддийской канонической литературе (Трипитака) весьма трудно составить представление о жизни Будды как исторического лица, однако существуют более поздние неканонические версии, дающие достаточно полную картину его жизни.

Он родился в аристократической семье рода Шакья, который правил небольшим государством, расположенном на границе Непала и Индии. Мальчику дали имя Сиддхартха а Гаутама - его фамильное имя. Отец построил для сына три дворца, чтобы оградить его от неприглядных сторон окружающей жизни. Царевич возмужал, женился, у него появился сын, названный Рахулой, и дальнейшая жизнь сулила одни радости. Однако наблююдательный и впечатлительный Сиддхартха во время своих переездов из одного дворца в другой отметил для себя, что люди болеют, стареют, умирают и задумываются о смысле жизни. Он решил помочь людям в поисках истины и в 29 лет ушел из дома, став отшельником.

6 лет бродил он по долине Ганга, беседовал с мудрецами и проповедниками, вел строгий аскетический образ жизни, но убедившись, что умерщвление плоти ведет к угасанию разума, отказался от аскетизма. К 35 годам у него созрело убеждение в близости открытия истины и он погрузился в медитацию, в которой пребывал - по одной версии - четыре недели, по другой - семь недель без еды и питья. По преданию это произошло в Бодх Гая, в роще Урувела (штат Бихар). Во время медитации под деревом Бодхи он принял решение во что бы то ни стало найти Истину, и в возрасте 35 лет достиг Просветления. После этого он стал называться Будда Гаутама, или просто Будда, что означает «пробуждённый». Став просветленным, Будда направился в Бенарес, где в Оленьей роще (Сарнатхе) произнес свою первую проповедь, получившую название "Поворот Колеса Закона". После этого он в течение 45 лет скитался по стране и проповедовал свое учение. Вместе со своими учениками он создал монашескую общину - сангху. Умер Будда в возрасте 80 лет.

В текстах, повествующих о жизни и деяниях Будды, постоянно упоминаются боги, божества, демоны, духи, которые приходят к нему, сопровождают его и беседуют с ним. Сам Будда поднимался в мир небожителей и читал там свои проповеди, а боги, в свою очередь, неоднократно посещали его келью на земле. Помимо обычного зрения Будда обладал особым глазом мудрости во лбу и способностью всевидения. Согласно традиции, этот глаз давал Будде возможность видеть прошлое, настоящее и будущее; восьмеричный (или срединный) путь; намерения и поступки всех существ, обитающих во всех мирах Вселенной. Это качество обозначается как шестифакторное знание Будды.

В свою очередь, всезнание Будды подразделяется на 14 типов: знание четырех истин (наличие страдания, причины страдания, освободжения от страдания и пути, ведущему к освобождению от страданя), способность достижения великого сострадания, знание постоянной изменчивости бытия, знание двойного чуда и другие типы знания. Будда обладал многими сверхъестественными качествами: он мог спускаться под землю, поднимться на небо, летать по воздуху, вызывать огненные мистерии, принимать любой облик. На его теле имелись 32 большие и 80 малых отметин, в том числе и родинки, наделенные магическими свойствами. В текстах Будда награждается множеством эпитетов (всего более 30), свидетельствующих о том, что он повелитель Вселенной, бог богов, царь царей, вседержитель, исцелитель и т.д. Его называют татхагата (тот, кто приходит и уходит), архат (уничтоживший привязанность к сансарическому бытию), сугата (созидающий добро), будда (просветленное существо), джина (победитель), бхагават (торжествующий), маха шраман (великий отшельник), синханадин (львиноголосый) и т.д.

С развитием буддизма махаяны появилась доктрина, утверждающая сущностное тождество Будды и всех других живых существ. Различные системы аргументации этого учения исходят из признания Будды "в теле дхармы" единственной истинной реальностью, некой универсальной субстанцией (абсолютом), пронизывающей все без исключения живые существа и являющейся их "природой", хотя и скрытой от глаз ее обладателей из-за их непросветленности.

Считается, что Будда был царевичем в одном из государств Северной Индии. Однако, в возрасте приблизительно 28 пет. Он покинул дворец и семью стал лесным отшельником. Через семь лет аскетической жизни он обрел просветление. Оставшиеся сорок лет жизни он провел, странствуя по всей Индии с проповедями своего учения и повсюду основывая общины своих последователей.

Распространение буддизма начинается только с конца IV-III вв. до н. э. и связано с именем индийского царя Ашоки, который сумел объединить под своей властью почти всю территорию Индии и провозгласил буддизм официальной религией в своей империи. Здесь важно отметить, что опять же буддизм способствовал созданию в Индии мощных государственных образований вроде империи Ашоки. С III в. до н. э буддизм появился на острове Цейлон (совр. о Шри-Ланка), с I-II вв н.э. — в Китае, со II-III вв. и э — во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, Таиланде Бирме, с IV в — в Корее с VI в — в Японии, с VII в — в Тибете, с XII в — В Монголии.

На территорию России ламаизм был занесен к бурятам, тувинцам и калмыкам из Монголии в XVII-XVIII ст. К середине XIX ст. у них сложилась самостоятельная религиозная организация. Она была практически уничтожена а годы Советской власти и вновь начала возрождаться с конца 1980-х гг.

Таким образом, в Индии буддизм был «царской религией», что не мешало ему одновременно быть и формой древнеиндийского свободомыслия, поскольку носителем религиозной и вообще идеологической ортодоксии и ортопраксии было в Индии жреческое сословие брахманов. Середина I-го тысячелетия до н. э. была в Индии временем кризиса древней ведической религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы. И неудивительно, что «слабое звено» брахманизма — государства северо-востока Индии — стало опорой религиозных движений, к которым принадлежал и буддизм. А возникновение этих альтернативных учений было тесно связано с разочарованием части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ритуализмом и формальным благочестием, а также с определёнными противоречиями и конфликтами между брахманами (жречеством) и кшатриями (воплощавшими начала светской власти древнеиндийских царей).

В дальнейшем последователи Будды в течение последующих 400 лет сформировали много разных учений — школы раннего буддизма (Никая), из которых сохранилось учение Тхеравада и многочисленные ветви Махаяны.Современниками Сиддхарка Гаутама воспринимался лишь как странствующий аскет (шраман). После смерти основоположника буддизма возник его культ — во всех святилищах и монастырях устанавливали его статуи, места его жизни и деятельнос­ти превратили в объект священного паломничества, его изречения собрали в Священную книгу. В более поздних сочинениях он превратился в бога, правда, далеко не единственного — Будду Шакъямуни, одного из тысячи Будд.

С процессом распространения буддизма связано несколько интересных особенностей.

1.) Чем дальше продвигался буддизм на Восток и чем более крепкими становились его позиции в странах Юго-Восточной Азии, тем заметнее уменьшалась его влияние на родине — Индии, где сейчас количество буддистов не превышает нескольких процентов от общей численности населения.

2) Буддизм сумел органически вписаться в культурные традиции самых разных народов Южной и Юго-Восточной Азии, ничуть их не потревожив. Чаще всего происходило так, что другие боги находили новое место в пределах уже существующего буддийского пантеона, однако относительно буддизма занимали подчиненное положение.

3) Буддизм зачастую распространился в странах, уровень развития которых (в том числе и развития религиозного) пример­но соответствовал уровню культурного развития Индии времен зарождения в ней буддизма. В таких случаях буддизм не подчинял себе местные религии, в значительной мере трансформируясь под их влиянием и сосуществовал с ними. Так, в Китае сложился конфуцианско-даосско-буддийский религиозный комплекс. В нем конфуцианство преобладало в социально-политических отношениях и сфере этики, даосизм — в сфере бытовых культов, а на долю буддизма выпала забота о спасении душ ве­рующих, замаливании греков, ярко выразившаяся я погребальных и заупокойных службах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.163.176 (0.01 с.)