Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическое ослабление ислама и возвышение ЗападаСодержание книги Поиск на нашем сайте
НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МОГУЩЕСТВО ислама достигло своего апогея в XV—XVII вв., когда турецкие Оттоманы, иранские Сафавиды и индийские Моголы правили огромными империями, простиравшимися от Северной Африки до Бенгалии. Но эта же эпоха была свидетельницей стремительного роста политической и экономической мощи Европы, особенно в связи с развитием новых торговых маршрутов вокруг Африки и через Атлантический и Тихий океаны. Западные государства, особенно Британия, Франция и Нидерланды, колонизировали и начали эксплуатировать обширные мусульманские территории в Северной Африке, Индии и Юго-Восточной Азии. В течение XX в. европейский колониализм почти исчез с лица земли, но его последствия по-прежнему ощутимы.
18. Жизнеописание Мухаммада.
Мухаммад — посланник Бога и основатель Уммы Муххамад родился во второй половине VI в. н.э., когда Хиджаз переживал период стремительного экономического прогресса и роста. Главной причиной процветания было смещение большей части торговли между востоком и западом к югу — на аравийские маршруты в силу непрекращающихся войн между Византией и империей Сасани-дов (Персией) — великими державами той эпохи. Несмотря на рост населения в поселках и городах, самые слабые и бедные члены общества были лишены поддержки. Старинная племенная система предполагала некое подобие социальной защиты для наименее удачливых своих членов, таких, как незамужние или разведенные женщины, вдовы, сироты и старики. Но перемена образа жизни с сельского на городской привела к ухудшению социальной системы, и социальная защищенность пошатнулась. Отсутствовало этически заостренное религиозное сознание, которое могло бы успешно противостоять чреватым вырождением социальным и экономическим тенденциям. Политическое единство, за исключением ограниченного числа ситуаций, оставалось недостижимым.
Рождение и молодость Мухаммада точный год рождения мухаммада неизвестен, но вполне вероятно, что он родился около 570 г. н.э. Первые годы жизни не предвещали ему ничего хорошего: отец умер еще до его рождения, а мать — когда ему было шесть лет; он воспитывался у своего любящего деда, который умер, когда мальчику было восемь лет. С этого времени о Мухаммаде заботился его дядя, продолжавший обеспечивать ему незаменимую поддержку клана даже тогда, когда Мухаммаду было более сорока лет и он стал вызывающим острые споры религиозным реформатором. Внутри племени Курайш Мухаммад принадлежал к роду бану Хашим, пользовавшемуся доброй репутацией, но менее влиятельному или богатому, чем род бану Умайя, возглавлявший мекканскую олигархию. (Позднейшая династия Омейядов будет происходить из этого рода и править молодой исламской империей из Дамаска.) Мухаммад рос бедным сиротой и пас скот в окрестностях Мекки. Он извлек пользу из своего пребывания среди бедуинов пустыни, которое позволило ему познакомиться с чистым арабским языком и овладеть основными навыками передвижения, выживания и самозащиты в пустыне. О молодости Мухаммада мы знаем немного, за исключением того, что он добился славы заслуживающего доверия человека, необыкновенно хорошо чувствующего тонкости человеческих взаимоотношений. На третьем десятке жизни Мухаммад нанялся на работу к Хадидже, вдове, занимавшейся караванной торговлей. Благодаря тому, что Мухаммад преуспел, помогая своей работодательнице извлекать прибыль, а также в силу его личной привлекательности, Хадиджа предложила ему вступить с ней в брак, и они поженились, когда Мухаммаду было около двадцати пяти, а Хадидже — на пятнадцать лет больше. Этот брак доставил Мухаммаду надежные средства к существованию, так как Хадиджа была состоятельна и счастлива стать для Мухаммада источником благосостояния. От этого брака родилось несколько детей, в том числе Фатима; она и ее муж Али войдут в число самых выдающихся персонажей раннего ислама. В годы долгого и счастливого брака Мухаммада с Хадиджой (он продолжался с 595 по 619 г. н.э.) она оставалась его единственной женой. По-видимому, этот брак был очень крепким и удовлетворял обоих. Мухаммад очень любил и уважал Хадиджу, которая так много сделала, чтобы поддержать его в трудные годины жизни, особенно когда около 610 г. начались его пророческие откровения; к этому времени ему было уже сорок, а ей пятьдесят пять.
Пророческая деятельность Мухаммада Нам немного известно о жизни Мухаммада в промежутке между его женитьбой на Хадидже и началом его пророческой деятельности, промежутке в пятнадцать лет. Мы знаем, что Мухаммад все глубже погружался в одинокие религиозные размышления, надолго удаляясь в горную пещеру за пределами Мекки. Представляется, что религиозная практика Мухаммада имела много общего с широким духовным движением, развившимся внутри аравийского общества. Однажды, когда Мухаммад размышлял в пещере на горе Хира, он услышал голос, возвестивший ему, что он посланник Бога. Мухаммад был напуган этим видением, за которым последовал приказ: «Читай!» Мухаммад ответил, что он не может (т.е. не умеет) читать. Приказ был повторен, и таинственный незнакомец тяжело навалился на его тело, и Мухаммад вновь услышал: «Читай! Во имя Господа твоего, который, сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (96.1—5) (пер. И. Ю. Крачковского). Мухаммад верил, что приказ читать исходил от гигантской фигуры на горизонте. Согласно мусульманской традиции, этим гигантом был архангел Гавриил, ангел ниспослания Корана. Мухаммад поспешил к жене Хадидже, чтобы поведать ей о случившемся. Она отнеслась к его рассказу серьезно и с доверием и стала первым человеком, который поверил и покорился новому откровению как мусульманин. Вскоре ее примеру последовали и другие, — как члены семьи Мухаммада, так и посторонние. После некоторой паузы откровения возобновились и продолжались до самой смерти Мухаммада. Иногда Мухаммад испытывал беспокойство в моменты прихода очередного откровения, но с годами он привык к посещениям Гавриила. И тем не менее принятие им божественного послания посредством вахи — некоего рода словесного озарения — никогда не было утомительной рутиной. Накапливающиеся откровения получили название коранов, «чтений», как потому, что они открывались Мухаммаду как нечто прочитываемое, так и потому, что затем они читались вслух Мухаммедом и его сподвижниками мусульманами. Нарождающееся Писание ислама получило название Корана, «Чтения вслух» собрания отдельных проповедей, ниспосланных посредством вахи. Призвание Мухаммада к пророчествованию свершилось в 610 г., когда ему было около сорока. В последующие годы Мухаммад создал преданную ему общину последователей, состоявшую главным образом из незнатных граждан. Ядром новой веры, проповедовавшейся Мухаммадом, был призыв к покорности единственному истинному Богу, который в прежние дни говорил к Аврааму, Моисею, Иисусу и другим пророкам, известным по библейской летописи иудаизма и христианства. Новая религия получила название ислам, обозначающее «покорность», а тот, кто «покорился», назывался «мусульманином». Первые годы были относительно спокойными, что позволило мусульманам разработать свою специфическую обрядовую практику, центром которой была молитвенная служба, сопровождаемая падением ниц. Верующие изучали нарождающийся Коран, многие из них заучивали его наизусть и использовали в собственных молитвах и размышлениях. Центром культа мусульман являлась Кааба, которая, по их представлениям, первоначально была посвящена Аллаху Авраамом. Первые годы мекканской проповеди Мухаммада были периодом постепенного роста мусульманской общины, но одновременно Мухаммад столкнулся с растущим недоброжелательством многих лидеров курайшитов, видевших в нем потенциальную угрозу своей экономической и религиозной системе. Проповедь Мухаммада была направлена против идолопоклонства культа Каабы, который был основным источником прибыли от системы паломничества. Кроме того, часть мекканской олигархии опасалась, что Мухаммад является угрозой сложившемуся социальному строю, издревле сплачивавшему народ в единое целое. Со стороны Мухаммада было опасной для него самого непочтительностью ставить под сомнение обычаи предков, память о величии которых была достоянием генеалогических преданий. Когда гонения на Мухаммада и его последователей стали более жестокими, Мухаммад отправил часть мусульман в христианское царство Эфиопию, расположенное на другом берегу Красного моря. Мухаммад и некоторые из его последователей пользовались покровительством своих могущественных мекканских сородичей, но прочие мусульмане были лишены этой защиты. Они стали участниками первой в истории ислама хиджры, или «эмиграции». Осознав, что мусульманское движение не может более развиваться в пределах Мекки, Мухаммад приступил к поискам нового оплота для своей деятельности. Он предпринял попытку вступить в переговоры с лидерами расположенного в горах неподалеку от Мекки города Таиф, но его жители изгнали Мухаммада с бранью, едва не побив Пророка камнями. Это случилось почти в самом конце первого десятилетия ислама, около 620 г. н.э. В течение этого критического периода умерли любимая жена Мухаммада Хадиджа и его дядя и защитник Абу Талиб. Делегация из земледельческого оазиса Йасриб, расположенного почти на триста миль севернее Мекки, встретилась с Мухаммадом и попросила его переехать в Иасриб, чтобы выступить там в роли арбитра и советчика, который возглавил бы эту раздираемую жестокими распрями общину. Мухаммад ухватился за эту возможность перебраться со своими сторонниками в Йасриб. Он заключил договор с йасрибской делегацией, в котором было оговорено, что мусульмане смогут эмигрировать вместе с ним, а население города покорится Богу, став Мусульманами, и будет почитать Мухаммада не только как вождя, но и как Пророка, или Божьего посланника и провозвестника новой религии. Мухаммаду был уготован надлежащий прием, который предвещал будущие успехи ислама и самого Пророка. Йасриб стал называться ал-Медина, «Город», после переезда туда Мухаммада. (Его полное название — Мединат ал-Наби, «Город Пророка».) Хиджра, или эмиграция, произошла в сентябре 622 г. н.э. 1 июля этого года стало началом мусульманского календаря3, так как именно Хиджра положила начало Умме мусульман. В Мекке Мухаммад организовал религиозный культ, в Медине же он стал политическим и военным лидером, а также духовным вождем значительно расширившегося движения. Итогом Хиджры стало основание Уммы, мусульманской «общины», которая начиная с этого времени в идеале была союзом «церкви» и государства, без четкого водораздела между религиозной и светской жизнью. Коранические откровения мекканского периода прежде всего подчеркивали абсолютное единство Бога, суверенность его воли, справедливости и сострадания; в них содержались пространные призывы к покаянию и покорности, пока не настал день Страшного Суда, который поделит человечество на тех, кому уготованы небеса, и тех, кто своими злодеяниями будет обречен гореть в аду. В мекканские годы было ниспослано множество рассказов о древних пророках и их народах. В Медине, однако, помимо мотивов суда и предостережения, коранические откровения стали уделять все большее внимание вопросам общинной жизни, обрядности и права. Становящаяся теократия Уммы нуждалась в указаниях более приземленного, практического характера. Эмигранты с трудом нашли свою нишу в экономической жизни Медины. В Мекке они были торговцами, но Медина была поселением земледельческим. Мухаммад организовал из своих товарищей-эмигрантов рейдовые отряды, и атаки на мекканские караваны принесли ему большую добычу. В 624 г. (на втором году Хиджры) крупный отряд выступил из Мекки в поход на север, чтобы защитить от мусульманского набега возвращающийся на родину караван. Два войска, приблизительно 950 мекканцев и 300 мусульман из Медины, сошлись в кровопролитном бою у колодцев Бадр неподалеку от Медины. Численно уступавшие противнику мусульмане обратили мекканцев в бегство и навсегда запомнили этот день, поверив в то, что Бог послал своих ангелов сражаться на стороне Мухаммада. Этот «День Различения» остался в памяти и самосознании мусульман провиденциальным знаком особого благоволения Бога.Несмотря на то что в двух последующих схватках с мекканскими карательными экспедициями мусульмане потерпели серьезные поражения, Умма продолжала расти и процветать. Главные черты исламских верований и практики были развиты в основном в мединский период. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. обрядовое и символическое измерения новой религии вобрали в себя многие элементы мифического прошлого Аравии, а также характерные для полуострова ритуальные обычаи и установления. Некоторые черты преемственности с прошлым рассматривались как часть предпринятого Мухаммадом восстановления первоначального монотеизма Авраама; так, корнями в прошлое уходит позднейшая практика мусульманского паломничества в Мекку, известная под названием Хаджж. Личная жизнь Мухаммада была драматична и протекала в близости к народу. Самым удачным из всех браков Мухаммада после смерти Хадиджи оказался брак с юной, жизнерадостной Аишей (дочерью Абу Бакра). Мухаммад никогда не обладал личным богатством, но постоянно одаривал других. Его дом в Медине был также главной мечетью мусульманской общины. Мухаммаду часто приходилось принимать в своем доме просителей и проводить в нем судебные разбирательства, в точности так же, как обращался с иудеями Моисей в Синайской пустыне. В Коране проводится параллель между обоими пророками. Величайшая политическая проницательность Мухаммада позволила ему ко времени смерти поднять престиж Уммы в глазах всех аравийцев. Преемники Мухаммада заставиляли непокорных вернуться в ислам и Умму.
19. Догматика ислама.
Краеугольным камнем религиозной теории мусульман, основным кредо ислама является широко известная и часто употребляемая фраза: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». В этом изречении четко и определенно выражена идея монотеизма, доведенная до своего наиболее последовательного завершения именно в исламе. Коран и Сунна были доступны далеко не каждому – их изучали и анализировали лишь сравнительно немногие грамотные и образованные мусульмане, в первую очередь знатоки исламской догматики, богословы и правоведы. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, прежде всего религиозного.
20. Ритуалы и социальные институты ислама.
Исламские обряды
Рождение и детство Исламские обряды перехода начинаются с рождения и сопровождают человека до самой смерти и даже после нее. Перед тем как исполнить супружеский долг, мусульманская пара произносит Басмалу: «Во имя Бога, Милостивого, Милосердного». После рождения ребенка ему на ухо шепчут призыв на молитву. На седьмой день жизни ребенок, согласно традиции, получает имя; совершается обряд, состоящий из принесения в жертву животного и выстригания клочка волос с головы малыша. Когда ребенок начинает говорить, его учат простым исламским словам и фразам, например Басмале. Обучение чтению и декламации Корана начинается в самом раннем возрасте. Мальчики и девочки могут играть вместе, но по приближении половой зрелости не связанные родством представители противоположных полов воспитываются раздельно. Половая зрелость и обрезание Мусульманские обряды, связанные с достижением зрелости, весьма отличаются друг от друга в зависимости от региона, но обрезание мальчиков, хотя часто оно производится задолго до наступления половой зрелости, является универсальным символом принадлежности мужчины к мусульманской общности. В некоторых регионах девочки также подвергаются «обрезанию», заключающемуся в частичном или даже полном удалении клитора, но эта операция является главным образом свидетельством принадлежности к определенной культурной парадигме, а не религиозным обрядом. Обрезание мальчиков часто совершается в младенчестве, но многие претерпевают эту операцию в семилетнем возрасте, а значительное число юношей подвергается обрезанию на пороге половой зрелости. В последнем случае обрезанию иногда сопутствует первая полная рецитация Корана. Тем самым прокламируется обладание двумя видами силы: знанием учения Бога, которое позволяет человеку различать добро и зло, и биологической, а также культурной мужской силой, которая характеризует мусульманина как полноправного «гражданина» Уммы, пользующегося всеми ее привилегиями и облеченного ответственностью по ее защите и распространению. Возвращаясь к сделанному ранее замечанию о том, что ислам не требует совершения никакого обряда перехода в его ряды, достаточно будет просто сослаться на обряды, сопутствующие рождению, детству и юности, чтобы выявить стадиальность развития человека в полноценную личность, проходящего в рамках исламской системы ценностей. Иными словами, жизнь мусульманина представляет собой динамический, последовательный процесс становления. Поскольку ислам является всеохватывающим образом жизни, как часто подчеркивают мусульмане, в нем должны наличествовать соответствующие обряды, которые в духе ислама выделяют и санкционируют естественные стадии человеческой жизни. Всем людям свойственно рождаться, расти, достигать совершеннолетия, проходить фазу, в которой возможно создание семьи и порождение потомства, стареть и умирать. Во всех обществах существуют обряды, сигнализирующие об этих переходах. Ислам придает особый отпечаток каждой из этих естественных стадий и тем самым посвящает их Богу, при этом вновь и вновь вызывается в памяти затронутый нами ранее вопрос о первоначальном устройстве, или фитре, человеческого существа — доброго творения, изначально созданного ради служения Богу. Настал черед обратиться к двум величайшим переходам в человеческой жизни. вступлению в брак и смерти.
Вступление в брак Исламская свадьба — это время великой радости и веселья. В традиционной обстановке, которая по-прежнему господствует в большинстве мусульманских регионов, сватовство является заботой родите-лей. Девушкам не разрешается искать себе мужа самостоятельно, хотя они вправе объявлять о своих предпочтениях и отвергнуть предложенного жениха. Инициатором сватовства может выступать мужчина, но в обычных условиях он не имеет прямого доступа к предполагаемой невесте. Правила приличия и обычай требуют от него вступить в опосредованные переговоры с отцом женщины или другим мужчиной -опекуном. Помолвленная пара не может оставаться наедине до свадьбы, хотя иногда они наслаждаются обществом друг друга в присутствии отвечающих за них взрослых, например родителей. Исламское право строго регламентирует отношения между полами. Понятие махрам определяет дозволенные степени прямого кровного родства, в рамках которых мужчины и женщины не имеют права вступать в брак и тем самым могут вступать в социальное общение друг с другом. Правоверная мусульманка никогда не вступает в социальные контакты с мужчиной, не связанным обязательствами махрама. Даже в случаях крайней необходимости под рукой обычно имеется один из близких взрослых родственников, который мог бы сопровождать женщину к врачу или в другие места, где неизбежны контакты с представителями противоположного пола. В современной обстановке, скажем, в западных университетах, как правило, допустимо, чтобы студентки-мусульманки общались со своими профессорами наедине в профессорских классах, расположенных в здании факультета. Однако данная ситуация является исключением, уступкой обычаям страны-хозяйки. Все остальные стандарты исламского поведения остаются непреложными. Не существует запретов, относящихся к общению между женщинами или между мужчинами. Это ведет к тому, что внутри единого мусульманского общества имеются две подсистемы. Так, когда не состоящие в родстве мусульмане собираются за трапезой, то женщины, согласно обычаю, занимают отдельную комнату и едят вместе, а мужчины общаются только между собой. В нормальных условиях правоверные мусульмане не задают вопросов о женщинах, принадлежащих к неродственной им семье, хотя принято осведомляться о том, как идут дела у семьи вообще. Таким образом, общество остается, по сути, единым; просто его градации наиболее ярко выражены на уровне семьи; распределение ролей, труда и ответственности между мужем и женой, мальчиками и девочками, дядьями и тетками и т.д. свидетельствует скорее о наличии внутри семьи фундаментальной взаимодополняемости, чем оппозиции. Коран разрешает мусульманам иметь одновременно до четырех жен при условии, что с ними обращаются одинаково. Поскольку выполнение данного условия сопряжено с практическими трудностями, а некоторые утверждают, что оно и вовсе невыполнимо, широко распространено мнение, что браки должны быть моногамными, если отсутствуют какие-либо особые обстоятельства (как, например, в раннеисламскую и другие эпохи, когда женщин было больше, чем мужчин, ввиду высокой смертности последних в сражениях). Женщинам разрешено иметь одновременно только одного супруга. Право на развод имеют оба супруга, однако, как правило, расторгнуть брак легче мужчине. Мусульмане имеют право жениться на немусульманках, принадлежащих к Народу Писания, т.е. на христианках и иудейках, но мусульманки обязаны выходить замуж только за мусульман. Мужчина всегда может обратиться в ислам, но если обращение совершено только ради того, чтобы обойти юридические препятствия, оно рассматривается как недействительное. Свадебная церемония заключается в простом составлении и подписании контракта между сторонами. С ней не связан какой-либо особый ритуал — по крайней мере, он не обязателен, — однако обычно кто-нибудь из присутствующих читает Коран и произносит краткую воодушевляющую речь. В подписании контракта принимают участие жених и мужчина, представляющий невесту. Нередко при этой процедуре присутствует правительственный чиновник, хотя он ни в коей мере не выступает в роли священнослужителя; его функция сводится к юридическому надзору. Настоящее празднование свадьбы начинается по окончании юридической церемонии подписания договора. Свадебные торжества в различных регионах чрезвычайно разнятся друг от друга, но все мусульмане считают, что вступление в брак должно быть ознаменовано весельем среди родственников и других гостей, насколько это допускают средства и обстоятельства. Как правило, такие торжества предполагают наличие специфических и обильных блюд, новой одежды, чтение Корана приглашенным профессионалом, музыку, танцы (преобладают фольклорные типы танца, когда танцующие разделены на группы по половому признаку), яркое освещение и убранство, драматические представления (например, на Яве это кукольный театр теней) и другие развлечения. Иногда торжества растягиваются на несколько дней. При случае молодожены становятся объектом озорных, но добродушных шуток. В обществах Среднего Востока до нашего времени сохраняется ритуальное выставление напоказ окровавленной простыни, свидетельствующее об осуществлении брачных отношений и удостоверяющее качество союза; окровавленная простыня сохраняет честь семьи невесты-девственницы и демонстрирует мужскую силу жениха.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.234 (0.013 с.) |