Пророческая деятельность Мухаммада. Мекканский и Мединсккий периоды.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пророческая деятельность Мухаммада. Мекканский и Мединсккий периоды.



Призвание Мухаммада к пророчествованию свершилось в 610 г., когда ему было около сорока. В последующие годы Мухаммад создал преданную ему общину последователей, состоявшую главным образом из незнатных граждан. Ядром новой веры, проповедовавшейся Мухаммадом, был призыв к покорности единственному истинному Богу, который в прежние дни говорил к Аврааму, Моисею, Иисусу и другим пророкам, известным по библейской летописи иудаизма и христианства. Новая религия получила название ислам, обозначающее «покорность», а тот, кто «покорился», назывался «мусульманином».

Первые годы мекканской проповеди Мухаммада были периодом постепенного роста мусульманской общины, но одновременно Мухам­мад столкнулся с растущим недоброжелательством многих лидеров курайшитов, видевших в нем потенциальную угрозу своей экономиче­ской и религиозной системе. Проповедь Мухаммада была направлена против идолопоклонства культа Каабы, который был основным источ­ником прибыли от системы паломничества. Кроме того, часть мекканской олигархии опасалась, что Мухаммад является угрозой сложившемуся социальному строю, издревле сплачивавшему народ в единое целое. Со стороны Мухаммада было опасной для него самого непочтительностью ставить под сомнение обычаи предков, память о величии которых была достоянием генеалогических преданий. Когда гонения на Мухаммада и его последователей стали более жестокими, Мухаммад отправил часть мусульман в христианское царство Эфиопию, расположенное на другом берегу Красного моря. Мухаммад и некоторые из его последователей пользовались покровительством своих могущественных мекканских сородичей, но прочие мусульмане были лишены этой защиты. Они стали участниками первой в истории ислама хиджры, или «эмиграции».

Осознав, что мусульманское движение не может более развиваться в пределах Мекки, Мухаммад приступил к поискам нового оплота для своей деятельности. Он предпринял попытку вступить в переговоры с лидерами расположенного в горах неподалеку от Мекки города Таиф, но его жители изгнали Мухаммада с бранью, едва не побив Пророка камнями. Это случилось почти в самом конце первого десятилетия ислама, около 620 г. н.э. В течение этого критического периода умерли любимая жена Мухаммада Хадиджа и его дядя и защитник Абу Талиб.

Делегация из земледельческого оазиса Йасриб, расположенного почти на триста миль севернее Мекки, встретилась с Мухаммадом и попросила его переехать в Иасриб, чтобы выступить там в роли арбитра и советчика, который возглавил бы эту раздираемую жестокими распрями общину. Мухаммад ухватился за эту возможность перебраться со своими сторонниками в Йасриб. Он заклю­чил договор с йасрибской делегацией, в котором было оговорено, что мусульмане смогут эмигрировать вместе с ним, а население города покорится Богу, став Мусульманами, и будет почитать Мухаммада не только как вождя, но и как Пророка, или Божьего посланника и провозвестника новой религии.

Мухаммаду был уготован надлежащий прием, который предвещал будущие успехи ислама и самого Пророка. Йасриб стал называться ал-Медина, «Город», после переезда туда Мухаммада. (Его полное название — Мединат ал-Наби, «Город Пророка».) Хиджра, или эмиграция, произошла в сентябре 622 г. н.э. 1 июля этого года стало началом мусульманского календаря3, так как именно Хиджра положила начало Умме мусульман.

В Мекке Мухаммад организовал религиозный культ, в Медине же он стал политическим и военным лидером, а также духовным вождем значительно расширившегося движения. Итогом Хиджры стало основание Уммы, мусульманской «общины», которая начиная с этого времени в идеале была союзом «церкви» и государства, без четкого водораздела между религиоз­ной и светской жизнью. Коранические откровения мекканского периода прежде всего подчеркивали абсолютное единство Бога, суверенность его воли, справедливости и сострадания; в них содержались пространные призывы к покаянию и покорности, пока не настал день Страшного Суда, который поделит человечество на тех, кому уготованы небеса, и тех, кто своими злодеяниями будет обречен гореть в аду. В мекканские годы было ниспослано множество рассказов о древних пророках и их народах. В Медине, однако, помимо мотивов суда и предостережения, коранические откровения стали уделять все большее внимание вопросам общинной жизни, обрядности и права. Становящаяся теократия Уммы нуждалась в указаниях более приземленного, практического характера.

Эмигранты с трудом нашли свою нишу в экономической жизни Медины. В Мекке они были торговцами, но Медина была поселением земледельческим. Мухаммад организовал из своих товарищей-эмигран­тов рейдовые отряды, и атаки на мекканские караваны принесли ему большую добычу. В 624 г. (на втором году Хиджры) крупный отряд выступил из Мекки в поход на север, чтобы защитить от мусульманского набега возвращающийся на родину караван. Два войска, приблизительно 950 мекканцев и 300 мусульман из Медины, сошлись в кровопролитном бою у колодцев Бадр неподалеку от Медины. Численно уступавшие противнику мусульмане обратили мекканцев в бегство и навсегда запом­нили этот день, поверив в то, что Бог послал своих ангелов сражаться на стороне Мухаммада. Этот «День Различения» остался в памяти и самосознании мусульман провиденциальным знаком особого благоволения Бога.Несмотря на то что в двух последующих схватках с мекканскими карательными экспедициями мусульмане потерпели серьезные пораже­ния, Умма продолжала расти и процветать.

Главные черты исламских верований и практики были развиты в основном в мединский период. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. обрядовое и символическое измерения новой религии вобрали в себя многие элементы мифического прошлого Аравии, а также характерные для полуострова ритуальные обычаи и установления. Некоторые черты преем­ственности с прошлым рассматривались как часть предпринятого Мухам­мадом восстановления первоначального монотеизма Авраама; так, корнями в прошлое уходит позднейшая практика мусульманского паломничества в Мекку, известная под названием Хаджж.

Величайшая политическая проницательность Мухаммада позволила ему ко времени смерти поднять престиж Уммы в глазах всех аравийцев. Преемники Мухаммада заставиляли непокорных вернуться в ислам и Умму.

 

Халифат

Праведные халифы: Абу Бакр, Умар, Усман и Али

ближайшие и самые стойкие сподвижники Мухаммада вскоре по­сле его смерти обеспечили ровную и устойчивую преемственность. Абу Бакр, один из главных обращенных в мекканские дни, был избран на собрании небольшой группы мусульман халифом, или «заместителем», Пророка. Роль халифа была политической и военной, но не религиозной — по крайней мере в том смысле, что религиоз­ным авторитетом оставался Мухаммад. Кораническое откровение объ­явило Мухаммада «печатью» пророков, подразумевая, что он является последним пророком, а также подтверждая авторитет более ранних пророков — от Адама до Иисуса.

Абу Бакр правил в течение короткого, но решающего периода с 632 по 634 г., когда от Уммы отпали многие группы населения. Он возглавил борьбу, вернувшую арабов в лоно ислама. Его преемником был грозный Умар, одно из величайших приобретений для мусульманского дела позднемекканского периода, который, будучи халифом, стоял во главе великих арабо-исламских завоевательных походов в Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, Ирак, на Иранское нагорье и за его пределы. Умар был первым халифом, носившим титул «Предводитель Правовер­ных». Его уважали и боялись. Его личная честность была легендарной, а умеренность крайней. Умар правил все расширяющейся державой до 644 г., когда он был убит рабом.

Абу Бакр, Умар и другие, бывшие на стороне Пророка еще с мекканских времен, составили нечто вроде исламской аристократии, отличной от курайшитской элиты, в которую входили такие богатые и влиятельные люди, как бану Умайя. После безвременной смерти Умара мусульманские лидеры остановились на компромиссной кандидатуреУсмана. Усман был представителем бану Умайя и единственным членом мекканской олигархии, обратившимся в ислам в трудные мекканские годы. Он был благочестивым и лично неплохим челове­ком, но заслужил упреки и неуважение многих своей слабостью и непотизмом. Главным его свершением явилось собирание всех извест­ных списков и вариантов Корана, порученное группе экспертов, и установление стандартного текста, которым будут пользоваться все мусульмане. Усман нашел свой трагический конец, когда оппозицио­неры ворвались в его мединскую резиденцию и убили его, несмотря на то что он стоял на кафедре и держал Коран, молясь в своей мечети. Убийство Усмана отзовется впоследствии во многих событиях ислам­ской истории, разделяя мусульман духовно и политически.

Преемником Усмана и последним из так называемых праведных халифов был Али ибн Аби Талиб, бывший одновременно двоюродным братом и зятем Мухаммада и таким образом членом «Народа Дома», как называли занимавшую высокое положение в общине семью Пророка. Али стал во главе крупной группировки, получившей название Шиа, буквально означающее «партия». Али и его сторонники (звавшиеся шиитами) утверждали, что перед смертью Мухаммад сделал Али своим законным преемником. Как оказалось, большинство мусульман (кото­рые позже будут называться суннитами) отвергли его притязания. Однако Али, всякий раз когда вместо него избирали халифом другого, чувствовал себя обманутым в своих ожиданиях. В 656 г., после смерти Усмана, он наконец получил желаемое и стал халифом. К этому времени исламская держава и обращенные в ислам народы простирались до далекого Хорсана в Восточном Иране и Афганистане. Весь Плодородный Полумесяц («ко­лыбель цивилизации», включающая в себя Палестину, Сирию и Месопо­тамию) и ближайшие области Северной Африки стали частью Дар ал-Ислама. Али перевел столицу из Медины в Куфу, новое гарнизонное поселение на краю пустыни, неподалеку от реки Евфрат в Ираке. Куфа занимала срединное положение, позволяя быстро сообщаться с новыми мусульманскими провинциями на востоке и западе.

Однако, придя к власти, Али столкнулся со множеством проблем. Хотя, по-видимому, он не был зачинщиком или пассивным соучастни­ком убийства Усмана, став халифом, он не наказал виновную партию. По-прежнему могущественный и неувядаемо гордый род Омейядов (представителем которого был Усман) стал в оппозицию к власти Али и в конечном счете привел к ее падению. Муавия, племянник Усмана, которого поставил в Дамаске наместником Сирии великий Умар, оспорил права Али на халифат. Армии Али и Муавии сошлись при Сиффине на Верхнем Евфрате в 657 г. После затянувшихся стычек и бесплодных переговоров омейядская сторона, по наущению завоевателя Египта Амра ибн ал-Аса, подняла на копья страницы Корана и призвала собрать совещание, на котором Бог объявит о том, кто должен править. Вопреки желаниям самых верных своих сторонников Али согласился. Совещание, в котором приняли участие уважаемые эксперты с' обеих сторон — Амр неожиданно выступил на стороне Муавии, — приняло решение не в пользу Али. Али отказался признать неблагоприятный для него приговор, однако, согласившись на третейский суд, он совершил непоправимую ошибку. Еще через три года, которые прошли в попытках удержать власть над Уммой, пережившей раскол на партии Омейядов и шиитов, в 661 г., Али был убит мятежником, членом новой секты хариджитов.

 

«Арабское царство» Омейядов, 661—750 гг.

Муавия стал первым халифом династии Омейядов, которая правила около девяноста лет из своей столицы Дамаска. Старинная курайшитская аристократия взяла отныне политическую судьбу Уммы под свой кон­троль. Горечь унижения, испытанного ею после убийства Усмана, несколь­ко ослабла, однако память о злодеянии оставалась незаживающей раной еще многие поколения. Оппоненты и преемники омейядской династии называли ее в насмешку «арабским царством», подразумевая под «араб­ским» этнический партикуляризм и старые дахилийские черты той эпохи, а под «царством» — ее надменность и обмирщенность (ибо единственный истинный царь Уммы — это Бог).

Несмотря на эту критику, Омейяды преуспели в создании мощного государственного аппарата. Они были в большинстве своем ответствен­ными мусульманами, серьезно относившимися к своему долгу объявить священную войну христианской Византийской империи с ее столицей Константинополем (позднее Истанбул). Кроме того, Омейяды значи­тельно расширили пределы исламского мира, покорив Северную Афри­ку и Испанию и выйдя к границам Франции, на западе достигнув Инда, а на севере — Яксарта в Южной и Центральной Азии.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.008 с.)