Основные направления исламского воспитания



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления исламского воспитания



Дети- воплощение любви, отрада родителей и украшение жизни. От них зависит будущее общества, в котором они живут, зависит день народов, культур, к которым они относятся. Крайне важно воспитать в подрастающем поколении человечность. Если мы сегодня не придадим должного внимания привитию общечеловеческих канонов, норм морали и нравственности, то только одному Всевышнему ведомо, какие «существа» будут обитать завтра по улицам наших городов. [10]

Одной из главных особенностей является воспитание. Воспитание –это постепенное развитие ребенка, ведущее его к полноценности и совершенству.

Плоды хорошего воспитания достаются ценою большого труда и забот, поэтому в процессе воспитания необходимо учитывать следующие аспекты [27]:

1. Религиозный: Здесь мы подразумеваем приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата.

Иман - это вера во Всевышнего Аллаха , Его ангелов, Его небесные книги и Его пророков, в Судный день и предопределение судьбы, в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха .

Столпы ислама - это поклонение в форме: аш-шахадата, намаза, поста, аз-заката, аль-хаджа и т. д.

Принципы шариата - это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества. Все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование Единого Бога. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: «Все дети рождаются в фитре (врожденное состояние веры в Единого Бога)-родители их делают христианами, иудеями или многобожниками» (Аль-Бухари). Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять все. Иными словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги, именно родители дают детям представление об окружающем мире, выбирают им религию.[ 22 c.11] Поэтому именно они несут ответственность за будущее ребенка перед Всевышним Аллахом . Пророк Мухаммед еще 15 столетий тому назад повелел: «Обучайте ребенка намазу с семилетнего возраста. В десять лет вы можете наказать его(за нежелания совершать намаз)»[2].

2. Нравственный: Этот аспект подразумевает комплекс морально-нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Эти принципы должны стать стержнем его психологической личности.

Посланник Аллаха определил основную цель своей великой миссии словами: «Я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность».

О важности нравственного воспитания свидетельствует и другой хадис, где говорится: «Обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте их» (Абд-ар-Разак).

В результате нравственного воспитания ребенок, растущий с верой в Аллаха , воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально-нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.

3. Физический: Задача этого аспекта воспитания заключается в формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу. Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье, с точки зрения ислама, одна из самых больших милостей Аллаха . Посланник Аллаха сказал: «Сильный верующий(в волевом, физическом, интеллектуальном, духовном отношении) лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый».Полезный хадис относится как к физическому, так и интеллектуальному воспитанию, очень важен в определении жизненной позиции взрослого человека, который поставит своими знаниями и умениями ,пусть незначительный вклад, в историю человечества. Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.

4. Интеллектуальный: Это сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к постижению наук и познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо прикладывать к овладению религиозными знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете. О ценности знаний и об обязанности людей постигать исламское учение свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка(с.а.в): «Мудрость (слова; выражения) для мусульманина подобно чему-то потерянному им(то есть стремится к мудрости так, как будто очень ценное).Когда находит ее, имеет полное право приобрести и овладеть». Всевышний в суре «Толпы» нам говорит: «Скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?». Однако нельзя забывать и о других науках. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай» (Муслим) [2].

5. Психологический: Этот аспект подразумевает воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.

При правильном психологическом воспитании ребенок становится неуязвимым к ненависти, зависти или неприязни и лишается чувства страха перед кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Он доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение. В нем нет ненависти, зависти или неприязни.

6. Социальный: Задача этого аспекта - приучить соблюдать общественные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов является неукоснительное следование важным правилам человеческого общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и навыки установления социальных контактов и связей. При этом нужно ориентироваться на модель поведения, предложенную Пророком Мухаммадом: «…поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя».

7. Половой: Этот вид воспитания подразумевает просвещение ребенка в вопросах пола. Он включает в себя разъяснение сущности взаимоотношений между полами, инстинкта продолжения рода и других вопросов, связанных с браком.

Судя по аятам Корана и хадисам Пророка, родителям и воспитателям можно откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью. Цель полового воспитания - прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка, а также его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере человеческой жизни. Ислам регулирует жизнь отдельного человека, семьи и общества в целом, не забывая о том, что всё это тесно взаимосвязано друг с другом, и любое воздействие на одно обязательно отражается на другом. Высокие наставления ислама координируют шаги и разъясняют методы взаимодействия между отдельным человеком, семьёй и обществом для того, чтобы всё это приводило к прогрессу в целом. В основе этого лежит милосердие, а достигается поставленная цель через взаимное сочувствие, любовь и веру.

Таким образом, в этом отношении ислам опередил все прочие попытки исправления личности, семьи и общества в том смысле, что он сочетает между собой все шаги в этом направлении и уравновешивает их. Ислам начинает с подготовки отдельного человека, рассматривая его в качестве одной из первичных ячеек, из которых складывается семья, общество и народ. Отдельный человек является основополагающим элементом. Каждый человек сначала является ребёнком, и ты можешь сформировать его систему ценностей и понятий, как тебе будет угодно, привив ему гуманные принципы и достойные нравственные качества. Если его формирование отличается вышеупомянутой упорядоченностью и соответствует правильным образцам, то и семья развивается правильно, в результате чего общество и народ становятся сильными и опираются на надежные основы. Ислам опередил все области науки о формировании и развитии человека в течение всей его жизни [1]. О важности воспитания детей свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и изречения Пророка Мухаммада. Так, Всевышний Аллах в суре «Запрещение» говорит в Коране: "О вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои семьи от огня адского, топливом которого служат люди и камни" [10].

Таким образом, по исламской традиции считается, что Всевышним Аллахом и его Посланником Мухаммадом на родителей и учителей возложена большая ответственность по воспитанию детей. Тяжесть этого груза, по их мнению, заключается в том, что дети доверены нам Всевышним, и в Судный день мы будем отвечать за них перед Аллахом. Воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Ведь именно в эти годы формируются основы личности. Чем взрослее ребенок, тем труднее он поддается переделке. Из мягкого воска можно слепить что угодно, но затвердевший воск легче превратить в порошок [24].

Целью Ислама — его концепций, способов поклонения и учений о ценностях, жизненной позиции, морали и поведения — является превращение каждого мусульманина в личность в исламском понимании этого слова. Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности [24]. Что же такое «личность» по исламу? Личность — это человек, отказывающийся признавать, что не существует ничего, кроме материального мира, что вселенная и жизнь конкретного человека со всеми ее обстоятельствами и событиями есть результат игры слепого случая [20]. Это человек, живущий с уверенностью в том, что есть Творец, сотворивший мироздание, перед которым он, человек, несет ответ. Как гласит Ислам: стремись совершенствовать себя. Самый важный элемент счастья и наиболее возвышенная черта, которой может обладать человек,- его способность к самосовершенствованию. Все люди как таковые равны. Однако они отличаются друг от друга, как различна и их способность мыслить и рассуждать. Личностные качества - это все, что отличает индивидуумов друг от друга и определяет способности и социальное положение каждого. Человек был помещен в этот мир, чтобы стремиться к развитию своих способностей, расширению горизонтов своего мышления и практической деятельности, а следовательно, к совершенствованию своего знания и укреплению духа, чтобы достичь совершенства. Принимая это во внимание, обязанность каждого индивидуума - утвердить в себе здоровую и благородную личность и трудиться на пути счастья. Согласно Шопенгауэру, «многообразие личностей естественно, а его роль в привнесении горя или счастья в жизнь человека больше той, которую играет несходство между людскими различиями. Это потому, что черты личности никогда не могут быть сопоставлены с тем, что человек может получить от материальных вещей. Ибо разумный человек может создать себе приятную жизнь, даже если он изолирован. С другой стороны, невежественный человек не способен избавиться от лени, хотя он может иметь все наслаждения жизни, даже потратив на это большие суммы денег" [20]. Все характеристики и черты играют роль в определении будущего человека, а каждая мысль или чувство сильно влияют на эти характеристики и черты. Уместно отметить, что нравы и поведение каждого человека постоянно меняются в сторону совершенствования или в обратном направлении. Первым шагом в совершенствовании и развитии личности является изучение методов использования своих внутренних сил и способностей и подготовка себя к преодолению факторов, могущих вызвать проблемы на пути совершенствования. Тогда человек сможет очистить себя от всего низменного. Если человек не знает цену себе, он не сможет достичь здесь никаких позитивных изменений, как не сможет правильно построить свою жизнь. Слова и поступки не имеют никакой реальной ценности, если они не проистекают из глубин чьего-то существа. Слова выражают содержащееся в разуме, они как бы передают хранящиеся здесь секреты. Когда слова противоречат чьему-либо поведению, это говорит о ненадежной личности и, следовательно, оказывает опустошающее воздействие на жизнь индивидуума [20].

Хотелось бы просмотреть воспитание более тщательно на основе исламского воспитания. Исламская вера, как и другие мировые конфессии, призывает не убивать, не грабить, не причинять зло другим людям. Рашида Габидуллина, педагог-психолог считает, что «ребенок, получивший хорошее религиозное воспитание, приученный с детства к совершению богослужений, которые ориентируются на совершение добра, ребенок, которому родители ненавязчиво и с любовью дали верное направление в жизни, вырастая, обычно становятся высоконравственной и сильной личностью» [7]. Для того чтобы привить ребенку религиозные навыки, необходимо, чтобы он жил в религиозной атмосфере. Ислам считает, что особенно важна здесь роль родителей. Социологическими исследования установлено, что влияние семьи на ребенка в начале XXI века намного сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы: влияние семьи —40 %, СМИ — 30 %, школы — 20 %, улицы —10% [20]. Однако и образовательное учреждение остается немаловажным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс детей. Педагоги- воспитатели являются авторитетом и примером для детей, в особенности в младшем школьном возрасте [25]. Очень важный период в обучении и воспитании ребенка – это период между 7-12 годами жизни. Согласно общему мнению современных педагогов и психологов, с семилетнего возраста ребенка начинает появляться способность различать, объяснять, выражать свои мысли [23]. Пророк Мухаммед еще 15 столетий тому назад повелел: « Когда вашему ребенку исполнится 7 лет, то научите его молиться»[2].

В исламе давая наказ воспитателю своего сына, Утба бин Абу Суфйан сказал: «Пусть воспитание моего сына тобой будет самовоспитанием, ибо они на всё смотрят твоими глазами, одобряя то, что одобряешь ты и считая отвратительным то, что считаешь отвратительным ты».
Ибн Халдун сообщает, что Харун ар-Рашид сказал учителю своего сына аль-Амина: «О Ахмар, поистине, повелитель правоверных вручил тебе свою собственную душу и плод своего сердца и дал тебе над ним полную власть, и он обязан повиноваться тебе; так будь же для него тем, кем сделал тебя повелитель правоверных: заставляй его читать Коран, познакомь его с летописями, читай ему стихи, обучай его сунне, позволяй ему смеяться лишь тогда, когда это будет уместно, не пропускай и часа, чтобы не дать ему что-нибудь полезное, но не убивай его разум, огорчая его, но в то же время не будь к нему настолько снисходительным, чтобы он наслаждался бездельем и привыкал к нему, и исправляй его, по возможности, с помощью близости и мягкого обращения» [4]. Рашида Габидуллина, мусульманский психолог и педагог считает, что «обучая ребенка религиозным правилам, всегда следует помнить о его возрасте, и, ни в коем случае, не применять насилия по отношению к нему…Лейтмотивом в духовном наставлении должна быть любовь, но не нажим» [3]. Давая родителям и воспитателям наставления относительно их детей и побуждая их следить за их воспитанием, ислам вовсе не стремится к подавлению воли ребёнка и к тому, чтобы за него думали его родители и воспитатели, которые стали бы регулировать его жизнь, следить за его делами [6]. Цель ислама состоит лишь в осуществлении родителями и воспитателями контроля за поведением ребёнка, чтобы он не впадал в различные отклонения и сомнения [10].

Возможность высказывать своё мнение независимо от того, каким бы далёким от истины оно ни было, высказывание правильного мнения отцом или матерью всё это заслуживает внимания, так как способствует дальнейшему формированию ребёнка и указывает ему правильное направление. Примером независимого воспитания, к которому стремился Посланник Аллаха Мухаммед и основам которого он обучил молодое поколение своих сподвижников, приучая их высказывать своё мнение, является то, что случилось с Абдуллахом бин Аббасом. Сообщается, что Посланник Аллаха (c.а.в) спросил: «Аллах уподобил верующего дереву, листья которого не опадают. Знаете ли вы, что (это за дерево)?». Все промолчали, и тогда посланник Аллаха (c.a.в) сказал: «Поистине, это – пальма». Абдуллах бин Аббас находился там вместе со своим отцом, а когда они отправились домой, Абдуллах сказал своему отцу: «Я знал, ответ на то, о чём спрашивал посланник Аллаха (c.a.в), но побоялся говорить в присутствии его сподвижников», и тогда его отец сказал: «Поистине, если бы ты ответил, это было бы для меня дороже красных верблюдов!» [22]. Таковы некоторые аспекты исламского воспитания, и опыт мусульманских стран убедительно показывает его благотворность и эффективность.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.13.53 (0.012 с.)