Сущность понятия духовности и нравственности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность понятия духовности и нравственности



Содержание

Введение. 3

Глава 1.Теоретические основы духовно-нравственного воспитания. 7

1.1 Сущность понятия духовности и нравственности. 7

1.2 Нравственное воспитание в жизни общества. 9

1.3 Виды и формы нравственного воспитания. 10

1.4 Объективные и субъективные предпосылки нравственного воспитания 13

1.5 Этикет и стратегия нравственного воспитания. 16

Глава 2. Социализация молодежи. 21

2.1 Социальное развитие или деградация. 21

2.2 Социальная интеграция молодежи. 23

2.3 Общие тенденции, актуальные проблемы взаимодействия молодежи и общества. 25

2.4 Проблемы духовного развития современной молодежи. 28

2.5 Гуманистические ценности и нравственность как основа духовности. 30

Глава 3 Роль Ислама в воспитании современной молодежи. 35

Заключение. 47

Список литературы.. 52


 

Введение

 

Духовно-нравственное воспитание молодежи имеет чрезвычайную значимость.. После прошедшего десятилетия социально-экономических реформ мы сегодня пожинаем плоды духовно-нравственного вакуума, дающего о себе знать ростом без духовности молодежи, резким всплеском социального негативизма, пессимизма, агрессивности
Характерными чертами его стали, в частности:

снижение привлекательности и значения базовых социальных ценностей для молодых людей; преимущественно развлекательная направленность жизненных интересов; вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символиками; приоритет потребительской ориентации в сознании и поведении молодежи; развитие настроений социального протеста; повышенный уровень агрессии; рост молодежной преступности, алкоголизма и наркомании и т.д. Обострились проблемы деморализации, духовного обнищания молодежи. [7].

Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны.

Иначе как объяснить то безобразие, которое происходит в информационном поле? Телевидение, Интернет-сайты, радио, газетно-журнальную продукцию. Из информационных источников молодежи буквально навязывается анти - социальное поведение. Всевозможные рекламы призывают к «соблазну», «наслаждению», «искушению». Разнообразные реалити-шоу пропагандируют откровенную пошлость. Практически все юмористические передачи строят свой «юмор» на аморальных темах. Радио-эфир заполнен уличным жаргоном и ненормативной лексикой.

Куда деваться молодому человеку с неокрепшей психикой, с неустоявшимися взглядами на добро и зло от этого натиска бескультурья и безнравственности?!

Задача духовно-нравственного воспитания молодежи сегодня стоит осмыслить как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

И это надо делать, в первую очередь в семье. Но сегодня и семья испытывает глубокий кризис. Наблюдается крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей [25]. Поэтому необходимо серьезнейшим образом продумать: как вернуть институту семьи свойственные ему социализирующие функции? Здесь важным представляется помощь семье со стороны и государственных органов, и общественных структур, и религиозных организаций, и педагогических работников.

О необходимости задуматься, о своем будущем. А главное о будущем наших детей. Дети – наше будущее, о котором необходимо задуматься уже сегодня! Масштабность и глубина проблемы требуют изобилия информации, чтобы истина об алкоголе, курении, наркотиках и токсикомании, факторов, способствующих им, дошла до каждого. По данным Всемирной организации здравоохранения, проблемы, связанные с употреблением алкоголя, никотина, наркотиков, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего населения, более того, влияют на национальное и духовное развитие. [4].

Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными во всех мировых религиях. Если говорить об Исламе, то здесь разработана целая система морально-этических норм и предписаний. В сущности, целью Ислама является отдаление людей от плохих деяний и воспитание в них высокой нравственности. Посланник Аллаха определил основную цель своей великой миссии словами: «Я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность. Богобоязненный человек, понимающих свою религию правильно, не совершит непристойных проступков. нравственность, и воспитание являются связующим звеном в любой религии. Большую роль в формировании подрастающего поколения у народов ислама отводится воспитанию. Посланник Аллаха Мухаммед сказал: «Самое ценное, что дает отец своему ребенку, - хорошее воспитание» [2]. «Для родителей нет более значимого, чем воспитание верующих, а значит, добропорядочных детей», - считается в исламской педагогике Поэтому религиозной морали стоит обучать детей с малых лет.

Резюмируя сказанное, хотел бы обратить внимание на необходимость одновременного включения духовно-нравственной составляющей в воспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений, средств массовой информации, общественных организаций. Духовно-нравственное воспитание должно сопровождаться с малых лет до становления взрослой личности.

Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Цель исследования – Определить духовно-нравственное состояние современного студенческого общества высшего профессионального образования.

Задачи исследования:

1) Выяснить Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

2) Раскрыть основные проблемы современной молодежи

3) Провести анкетирование студентов исторического факультета БГПУ им.М.Акмуллы для определения уровня духовно-нравственного воспитания студенческого общества высшего профессионального образования

4) Сделать выводы по исследованию.

Объект исследования – студенты исторического факультета БГПУ им.М.Акмуллы

Предмет исследования – нравственность

 


 

Глава 1.Теоретические основы духовно-нравственного воспитания.

 

Глава 3 Роль Ислама в воспитании современной молодежи.

 

Заключение

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценными гражданами своей страны, готовы учиться работать на благо её и встать на защиту.

Развитие неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь молодежи должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным

Воспитание молодых, происходит в процессе овладения им той или иной профессией, а поэтому воспитание в вузе определяется, прежде всего, содержанием и организацией учебного процесса.

Важнейшей задачей воспитания является формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу формирования духовной личности.

Задача духовно-нравственного воспитания предоставляет система дополнительного образования, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования является реальным механизмом утверждения вариативности в системе образования. Цель дополнительного образования - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Система учреждений профессионального образования осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества и, как правило, не только обеспечивает общественное производство квалифицированными кадрами, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования. Для всех уровней современного профессионального образования характерно наличие малоизученных проблем, связанных с их воспитательными функциями. Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узко профессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Одним из факторов в формировании духовности и нравственности формирующейся молодой личности является Ислам.

Исламская духовность и нравственность основаны на этических положениях Корана, Сунны и Шариата. Всеобъемлющий педагогический потенциал ислама заключен в идеях о:

· духовных ценностях человека и человеческих сообществ;

· нравственности человека, его моральных качествах, отношениях и поведении;

· взаимодействии людей и надлежащих взаимоотношениях между ними.

· Содержательные педагогические средства ислама представлены:

· в трактовке знания как ценности и познавательной деятельности человека;

· в предписаниях, касающихся целей и содержания воспитания и обучения человека.

Ислам учит человека надеяться на лучшее, на изменение плохой ситуации, на изменение отношений с ближними, с окружающими людьми; оптимист надеется на успешный исход дела, на раскрытие и реализацию своих способностей и т.д. У молодых людей, обладающих способностью надеяться, формируется важная нравственная черта – надежность. Это такое свойство, которое выражается в беспрекословном выполнении обещанного без лишнего напоминания и в срок. Быть надежным – значит не давать оснований для беспокойства, вселять уверенность, что человек не подведет и выполнит требуемое и нужное в обязательном порядке. При совместной работе с надежным человеком всегда есть определенность, нет оснований для сомнения и тревоги, при этом всегда можно предвидеть положительный исход. Надежность человека – одна из важнейших нравственных характеристик, которая отражает точность в выполнении своих обязанностей и долга.

Способность любить, ибо любовь есть важнейший стимул жизни. А стимул – это внутренняя причина, обусловливающая психическое состояние индивида, побуждающая человека к определенным действиям, вызывающая определенное настроение, чувства, интересы, стремления.

Способность человека любить отражает смысл самой природы. Она проявляется в самых различных отношениях человека к окружающему миру, в том числе:

в любви ребенка к родителям, что выражается в крайней степени почтительного уважения к ним;

· в любви к детям, что есть ближайшее природное чувство защиты и покровительства, сильнее привязанности у людей не бывает;

· в любви к природе, красоте, эстетическим совершенствам, выражающейся в восторженном отношении к предметам и объектам природы, воспитывающей самые добрые нравственные основы человека;

· в любви к другим – к старшему поколению, к ближайшим родственникам, к природе и труду;

· любви к Отечеству как важнейшей нравственной черте молодого человека;

· любви между мужчиной и женщиной, нравственность которой заключается в том, что она облагораживает человека, направляет на благородные поступки, побуждает на совершение добропорядочных действий.

Как известно, диапазон объектов любви поистине безграничен. Все начинается с любви к ближним, далее развивается любовь к общению с окружающими; при достижении определенного возраста еще в дошкольном детстве возникает любовь к учению и продолжается всю жизнь; особо важную нравственную черту составляет любовь к труду, стремление помогать другим, склонность совершать добрые дела и поступать справедливо; к особой сфере любви относятся также способность любить, быть дисциплинированным, терпеливым и законопослушным; человека с прекрасной стороны характеризует его способность любить и охранять природу, растить сад, строить жилище и т.п.

Таким образом, использование потенциала ислама в духовно-нравственном становлении и формировании молодых людей обусловливает воспитание в них таких важнейших способностей, как: быть способными верить, надеяться и любить.


 

Список литературы

1. Абдалла, Н.М. Мусульманин со своим Господом, с самим собой, со своими родителями, со своей женой и со своими детьми. Казань: «Дом печати», 2001. -110с.

2. Махмуд Денизкушлары Сборники Хадисов: Ат-Тирмизи Бир ва сила Мавакит ,182 Дарими, Салят141.

3. Габидуллина, Р. Воспитание детей любовью, знанием и примером//Золотой Родник, 2007. -№6.- С. 36-39

4. Ефимов, А. Некоторые особенности семейного воспитания. //Магариф, 2007. -№6. - С. 56-57.

5. Замалеев, А.Ф. Лекции по истории русской философии. М.: «Просвещение», 1995. – 489 с.

6. Ильинский И.М. «Молодежь России перед лицом глобальных вызов на рубеже веков», М.: «Социум», 2001 г

7. Искаков, Б.И. Гибель от реформ.//Свет, 2001.-№8.- С. 34-37

8. Ислаев, Ф. Светские образовательные учреждения и религия. //Магариф, 2007. -№3. - С. 63-64

9. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В., Краткий философский словарь. М., 2002.480

10. Кахтани. С. У. Уделение внимания детям в исламе. М.: «Российский Фонд Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 1981.-105c

11. Лисовский В. Т. «Социология молодежи», Изд.: СПбГУ, 1996 г.

13. С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка».

12. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – № 3.

13. С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка

14. Петрова Т.Е. «Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления», СПб.: «Бельведер», 2000

15. Саралиева З.Х. «Социология гендерных отношений: учебное пособие для студентов высших учебных заведений», М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004 г.

16. Сафин, Р. Воспитание, основанное на гуманизме. // Магариф, 2007.-№5.- С. 84

17. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002

18. Слуцкий Е.Г. «Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования», СПб.: «БИС-принт», 2002 г.

19. Соловцова И.А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания», И.А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ»,

20. Сюзанн, Х. Что должен знать каждый об Исламе и мусульманах. Украина: «Ансар Фаундейшн», 2000. - 200с.

21. Тощенко Ж.Т. «Социологические исследования», М.: «Наука», №4 (264), 2006 г.

22. Шамма Ф. Исламское воспитание детей. М.: «Московский центр Карнеги», 2002г. - 190 с.

23. Хузиахметов, А.Н. Теория и методика воспитания. // Магариф, 2006.-№5.-16-17 стр.

24. Хузиахметов, А.Н. Уроки воспитания. Казань: «Дом печати», 1998.-421с

25. Хузиахметов, А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. /А.Н. Хузиахметов, Л.Ю.Сироткин. – Казань: «Дом печати», 1998.-212с.

26.Ядов В.А. Социологическое исследование - методология, программа, методы. Москва, Издательство «Самарский университет», 1995.

27. http:// www.islamua.net/islam_ua/todae/rightcild/shtml

 

Содержание

Введение. 3

Глава 1.Теоретические основы духовно-нравственного воспитания. 7

1.1 Сущность понятия духовности и нравственности. 7

1.2 Нравственное воспитание в жизни общества. 9

1.3 Виды и формы нравственного воспитания. 10

1.4 Объективные и субъективные предпосылки нравственного воспитания 13

1.5 Этикет и стратегия нравственного воспитания. 16

Глава 2. Социализация молодежи. 21

2.1 Социальное развитие или деградация. 21

2.2 Социальная интеграция молодежи. 23

2.3 Общие тенденции, актуальные проблемы взаимодействия молодежи и общества. 25

2.4 Проблемы духовного развития современной молодежи. 28

2.5 Гуманистические ценности и нравственность как основа духовности. 30

Глава 3 Роль Ислама в воспитании современной молодежи. 35

Заключение. 47

Список литературы.. 52


 

Введение

 

Духовно-нравственное воспитание молодежи имеет чрезвычайную значимость.. После прошедшего десятилетия социально-экономических реформ мы сегодня пожинаем плоды духовно-нравственного вакуума, дающего о себе знать ростом без духовности молодежи, резким всплеском социального негативизма, пессимизма, агрессивности
Характерными чертами его стали, в частности:

снижение привлекательности и значения базовых социальных ценностей для молодых людей; преимущественно развлекательная направленность жизненных интересов; вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символиками; приоритет потребительской ориентации в сознании и поведении молодежи; развитие настроений социального протеста; повышенный уровень агрессии; рост молодежной преступности, алкоголизма и наркомании и т.д. Обострились проблемы деморализации, духовного обнищания молодежи. [7].

Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны.

Иначе как объяснить то безобразие, которое происходит в информационном поле? Телевидение, Интернет-сайты, радио, газетно-журнальную продукцию. Из информационных источников молодежи буквально навязывается анти - социальное поведение. Всевозможные рекламы призывают к «соблазну», «наслаждению», «искушению». Разнообразные реалити-шоу пропагандируют откровенную пошлость. Практически все юмористические передачи строят свой «юмор» на аморальных темах. Радио-эфир заполнен уличным жаргоном и ненормативной лексикой.

Куда деваться молодому человеку с неокрепшей психикой, с неустоявшимися взглядами на добро и зло от этого натиска бескультурья и безнравственности?!

Задача духовно-нравственного воспитания молодежи сегодня стоит осмыслить как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

И это надо делать, в первую очередь в семье. Но сегодня и семья испытывает глубокий кризис. Наблюдается крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей [25]. Поэтому необходимо серьезнейшим образом продумать: как вернуть институту семьи свойственные ему социализирующие функции? Здесь важным представляется помощь семье со стороны и государственных органов, и общественных структур, и религиозных организаций, и педагогических работников.

О необходимости задуматься, о своем будущем. А главное о будущем наших детей. Дети – наше будущее, о котором необходимо задуматься уже сегодня! Масштабность и глубина проблемы требуют изобилия информации, чтобы истина об алкоголе, курении, наркотиках и токсикомании, факторов, способствующих им, дошла до каждого. По данным Всемирной организации здравоохранения, проблемы, связанные с употреблением алкоголя, никотина, наркотиков, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего населения, более того, влияют на национальное и духовное развитие. [4].

Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными во всех мировых религиях. Если говорить об Исламе, то здесь разработана целая система морально-этических норм и предписаний. В сущности, целью Ислама является отдаление людей от плохих деяний и воспитание в них высокой нравственности. Посланник Аллаха определил основную цель своей великой миссии словами: «Я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность. Богобоязненный человек, понимающих свою религию правильно, не совершит непристойных проступков. нравственность, и воспитание являются связующим звеном в любой религии. Большую роль в формировании подрастающего поколения у народов ислама отводится воспитанию. Посланник Аллаха Мухаммед сказал: «Самое ценное, что дает отец своему ребенку, - хорошее воспитание» [2]. «Для родителей нет более значимого, чем воспитание верующих, а значит, добропорядочных детей», - считается в исламской педагогике Поэтому религиозной морали стоит обучать детей с малых лет.

Резюмируя сказанное, хотел бы обратить внимание на необходимость одновременного включения духовно-нравственной составляющей в воспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений, средств массовой информации, общественных организаций. Духовно-нравственное воспитание должно сопровождаться с малых лет до становления взрослой личности.

Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Цель исследования – Определить духовно-нравственное состояние современного студенческого общества высшего профессионального образования.

Задачи исследования:

1) Выяснить Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

2) Раскрыть основные проблемы современной молодежи

3) Провести анкетирование студентов исторического факультета БГПУ им.М.Акмуллы для определения уровня духовно-нравственного воспитания студенческого общества высшего профессионального образования

4) Сделать выводы по исследованию.

Объект исследования – студенты исторического факультета БГПУ им.М.Акмуллы

Предмет исследования – нравственность

 


 

Глава 1.Теоретические основы духовно-нравственного воспитания.

 

Сущность понятия духовности и нравственности

Слово «духовность» употребляются в наших выражений очень широко. Исполнение высококачественных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать - это и есть духовность.

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами; система внутренних прав человека основанных на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствий, готовности прийти на помощь [13].

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)». [9]

Таким образом, духовно-нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека формированию:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) [17].

Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Является важным средством формирования доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром [19].

Задачей является воспитать индивида таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: для того чтобы достичь главной цели обучения и воспитания – формирования морально активной личности, способной творчески мыслить, руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях, необходимо использовать методы активного обучения, которые позволяют достигать новых результатов в своем развитии, приводят к формированию личности, позволяют знаниям превращаться в убеждения [12].

Человек, решающий нравственную проблему принятия решения, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретают навыки принимать и в жизни правильные собственные решения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.170.169 (0.016 с.)