Анкета как методическое средство для получения первичной информации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анкета как методическое средство для получения первичной информации.



Анкета (от французского «enguete» — список вопросов) — методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Составление анкета — процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов — сложная и трудоемкая процедура. Анкета должна обеспечить получение такого содержания, которое правдиво по отношению к опрашиваемому и значимо по отношению к проблеме. Составление ценной в научном отношении анкета является, как правило, коллективной работой. Первый этап в разработке анкета — определение ее содержания. Это может быть круг вопросов о фактах жизнедеятельности опрашиваемого (его знаниях, гражданском состоянии, его действиях в прошлом и настоящем и т. п.) или же о его мотивах, оценках, отношениях. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок. Второй этап в разработке анкета — выбор нужного типа вопросов. Вопросы могут быть открытыми, позволяющими опрашиваемому строить свой ответ в соответствии со своими желаниями как по содержанию, так и по форме, и закрытыми, допускающими обычно лишь ответы “да” или “нет”. По своей функции вопросы могут быть основными или наводящими, контрольными или уточняющими и т. д. Тип вопроса может влиять на полноту и правдивость ответа. Что касается формулировки вопросов, то фразы должны быть по возможности короткими, ясными по смыслу, простыми, точными и однозначными. Наиболее типичными ошибками при составлении анкета являются скрытая заданность ответа, сверхдетализированность, двусмысленность вопросов, недостаток их различительной силы. Хорошие вопросы должны удовлетворять обычным критериям надежности и инвалидности. Последний этап в составлении А. связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов. Последовательность вопросов бывает различной для разных типов анкетного опроса [26].

Для определения духовно-нравственного уровня современной молодежи нами была составлена анкета, в которую были включены вопросы позволяющие выяснить отношение молодежи к родителям, старшим, обществу, вредным привычкам (табак и алкоголь) и различным способам воспитания (см. приложение 1).

В качестве площадки для исследования был выбран БГПУ им.М. Акмуллы а объектом исследования Студенты исторического факультета данного вуза. В исследование приняло участие 100 человек в основном студенты 1-3 курса. Результаты исследования представлены в таблице (см.приложение 2).

Рис.1. Отношение студенческой молодежи к табаку.

Отношение к вредным привычкам: 23% –равнодушное, 71% – негативное и лишь 1% – положительное, т.е. основная часть респондентов резко негативно относятся к табакокурению (см. рис.1).

Рис.2. Отношение к старшему поколению.

Положительное отношение к людям и обществу и старшему поколению – это показатель высокой нравственности наших респондентов (см. рис.2). Значит, в будущем из них получатся хорошие педагоги.

Рис.3. Отношение к обществу.

Доброжелательное отношение к обществу 82 %, говорит о толерантности молодого поколения по отношению к другим культурам и верованиям (см. рис.2).

 

Рис.4. Основные направления воспитания.

Наиболее важным направлением в воспитании молодежи в настоящее время на первое место поставлено физическое воспитание, что является естественным стремлением в молодом возрасте, на второе место – духовно-нравственное воспитание, что говорит об обеспокоенности здоровой части молодежи состоянием нравственности среди своих сверстников (см. рис.4).

По вопросу о достойной опоре современной молодежи нашего государства: треть молодежи (33%)- это оптимисты, которые уверены, что падение нравственности среди определенной части молодежи – это не губительно для будущего государства, а лишь временное и исправимое препятствие. Но четвертая часть (27%) вполне обоснованно затруднились ответить. 40% - это пессимисты, которые убеждены, что современная молодежь не может быть опорой государства (См.приложение 2. Таблица-«Результаты анкетного опроса студентов Исторического факультета БГПУ им.М.Акмуллы»).


 

Заключение

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценными гражданами своей страны, готовы учиться работать на благо её и встать на защиту.

Развитие неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь молодежи должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным

Воспитание молодых, происходит в процессе овладения им той или иной профессией, а поэтому воспитание в вузе определяется, прежде всего, содержанием и организацией учебного процесса.

Важнейшей задачей воспитания является формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу формирования духовной личности.

Задача духовно-нравственного воспитания предоставляет система дополнительного образования, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования является реальным механизмом утверждения вариативности в системе образования. Цель дополнительного образования - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Система учреждений профессионального образования осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества и, как правило, не только обеспечивает общественное производство квалифицированными кадрами, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования. Для всех уровней современного профессионального образования характерно наличие малоизученных проблем, связанных с их воспитательными функциями. Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узко профессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Одним из факторов в формировании духовности и нравственности формирующейся молодой личности является Ислам.

Исламская духовность и нравственность основаны на этических положениях Корана, Сунны и Шариата. Всеобъемлющий педагогический потенциал ислама заключен в идеях о:

· духовных ценностях человека и человеческих сообществ;

· нравственности человека, его моральных качествах, отношениях и поведении;

· взаимодействии людей и надлежащих взаимоотношениях между ними.

· Содержательные педагогические средства ислама представлены:

· в трактовке знания как ценности и познавательной деятельности человека;

· в предписаниях, касающихся целей и содержания воспитания и обучения человека.

Ислам учит человека надеяться на лучшее, на изменение плохой ситуации, на изменение отношений с ближними, с окружающими людьми; оптимист надеется на успешный исход дела, на раскрытие и реализацию своих способностей и т.д. У молодых людей, обладающих способностью надеяться, формируется важная нравственная черта – надежность. Это такое свойство, которое выражается в беспрекословном выполнении обещанного без лишнего напоминания и в срок. Быть надежным – значит не давать оснований для беспокойства, вселять уверенность, что человек не подведет и выполнит требуемое и нужное в обязательном порядке. При совместной работе с надежным человеком всегда есть определенность, нет оснований для сомнения и тревоги, при этом всегда можно предвидеть положительный исход. Надежность человека – одна из важнейших нравственных характеристик, которая отражает точность в выполнении своих обязанностей и долга.

Способность любить, ибо любовь есть важнейший стимул жизни. А стимул – это внутренняя причина, обусловливающая психическое состояние индивида, побуждающая человека к определенным действиям, вызывающая определенное настроение, чувства, интересы, стремления.

Способность человека любить отражает смысл самой природы. Она проявляется в самых различных отношениях человека к окружающему миру, в том числе:

в любви ребенка к родителям, что выражается в крайней степени почтительного уважения к ним;

· в любви к детям, что есть ближайшее природное чувство защиты и покровительства, сильнее привязанности у людей не бывает;

· в любви к природе, красоте, эстетическим совершенствам, выражающейся в восторженном отношении к предметам и объектам природы, воспитывающей самые добрые нравственные основы человека;

· в любви к другим – к старшему поколению, к ближайшим родственникам, к природе и труду;

· любви к Отечеству как важнейшей нравственной черте молодого человека;

· любви между мужчиной и женщиной, нравственность которой заключается в том, что она облагораживает человека, направляет на благородные поступки, побуждает на совершение добропорядочных действий.

Как известно, диапазон объектов любви поистине безграничен. Все начинается с любви к ближним, далее развивается любовь к общению с окружающими; при достижении определенного возраста еще в дошкольном детстве возникает любовь к учению и продолжается всю жизнь; особо важную нравственную черту составляет любовь к труду, стремление помогать другим, склонность совершать добрые дела и поступать справедливо; к особой сфере любви относятся также способность любить, быть дисциплинированным, терпеливым и законопослушным; человека с прекрасной стороны характеризует его способность любить и охранять природу, растить сад, строить жилище и т.п.

Таким образом, использование потенциала ислама в духовно-нравственном становлении и формировании молодых людей обусловливает воспитание в них таких важнейших способностей, как: быть способными верить, надеяться и любить.


 

Список литературы

1. Абдалла, Н.М. Мусульманин со своим Господом, с самим собой, со своими родителями, со своей женой и со своими детьми. Казань: «Дом печати», 2001. -110с.

2. Махмуд Денизкушлары Сборники Хадисов: Ат-Тирмизи Бир ва сила Мавакит,182 Дарими, Салят141.

3. Габидуллина, Р. Воспитание детей любовью, знанием и примером//Золотой Родник, 2007. -№6.- С. 36-39

4. Ефимов, А. Некоторые особенности семейного воспитания. //Магариф, 2007. -№6. - С. 56-57.

5. Замалеев, А.Ф. Лекции по истории русской философии. М.: «Просвещение», 1995. – 489 с.

6. Ильинский И.М. «Молодежь России перед лицом глобальных вызов на рубеже веков», М.: «Социум», 2001 г

7. Искаков, Б.И. Гибель от реформ.//Свет, 2001.-№8.- С. 34-37

8. Ислаев, Ф. Светские образовательные учреждения и религия. //Магариф, 2007. -№3. - С. 63-64

9. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В., Краткий философский словарь. М., 2002.480

10. Кахтани. С. У. Уделение внимания детям в исламе. М.: «Российский Фонд Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 1981.-105c

11. Лисовский В. Т. «Социология молодежи», Изд.: СПбГУ, 1996 г.

13. С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка».

12. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – № 3.

13. С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка

14. Петрова Т.Е. «Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления», СПб.: «Бельведер», 2000

15. Саралиева З.Х. «Социология гендерных отношений: учебное пособие для студентов высших учебных заведений», М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004 г.

16. Сафин, Р. Воспитание, основанное на гуманизме. // Магариф, 2007.-№5.- С. 84

17. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002

18. Слуцкий Е.Г. «Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования», СПб.: «БИС-принт», 2002 г.

19. Соловцова И.А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания», И.А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ»,

20. Сюзанн, Х. Что должен знать каждый об Исламе и мусульманах. Украина: «Ансар Фаундейшн», 2000. - 200с.

21. Тощенко Ж.Т. «Социологические исследования», М.: «Наука», №4 (264), 2006 г.

22. Шамма Ф. Исламское воспитание детей. М.: «Московский центр Карнеги», 2002г. - 190 с.

23. Хузиахметов, А.Н. Теория и методика воспитания. // Магариф, 2006.-№5.-16-17 стр.

24. Хузиахметов, А.Н. Уроки воспитания. Казань: «Дом печати», 1998.-421с

25. Хузиахметов, А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. /А.Н. Хузиахметов, Л.Ю.Сироткин. – Казань: «Дом печати», 1998.-212с.

26.Ядов В.А. Социологическое исследование - методология, программа, методы. Москва, Издательство «Самарский университет», 1995.

27. http:// www.islamua.net/islam_ua/todae/rightcild/shtml

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.112 (0.037 с.)