Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Региональное и местное управление и самоуправлениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Система местных органов во Франции строится в соответствии с административно-территориальным делением. Выборные органы имеются в коммунах, департаментах и регионах. Коммуны (их насчитывается около 36 тыс.) составляют основу территориальной организации. Она управляется муниципальным советом и мэром, который является органом исполнительной власти. Совет управляет делами коммуны, принимая решения по вопросам, затрагивающим ее интересы, распоряжается имуществом, создает необходимые службы (больницы, рынки, строит дороги, учреждает школы, музеи и др.). Некоторые службы создаются в обязательном порядке (гражданского состояния, например). Совет принимает бюджет; в пределах закона ему предоставлено право устанавливать налоги. Департамент - основная единица административно-территориального деления. С 1965 г. во Франции 96 департаментов; к ним следует прибавить заморские департаменты. К ведению генерального (департаментского) совета отнесено принятие бюджета и контроль за его исполнением, организация департаментских служб, управление имуществом департамента. Исполнительный орган департамента после реформы 1982 г. - председатель генерального совета вместо префекта. Председатель подготавливает и исполняет решения совета, несет ответственность за управление департаментом, является распорядителем кредитов, а также главой административных и технических служб департамента. Самая крупная единица - регион; их 22 в метрополии; отдельными являются регионы Гваделупы, Гвианы, Мартиники и Реюньона. В метрополии каждый из регионов включает несколько департаментов. После реформы 1982 г. регион стал "территориальным коллективом" с собственным бюджетом и налоговыми поступлениями. Под регионализмом во французской литературе понимается система политической и административной децентрализации, предоставляющей каким-либо частям государства, обладающим некоторым географическим, историческим, этнографическим или экономическим единством (общностью); более или менее значительную независимость по отношению к центральной власти[12]. Образование регионов вызывалось необходимостью преодоления препятствий в экономическом и социальном развитии вследствие существовавших узких административно-территориальных единиц. Небольшие размеры единиц перестали способствовать использованию природных, экономических и людских ресурсов. Регион был создан по образцу существовавших коллективов, особенно он похож на департамент. У них примерно одни и те же органы. Но есть и отличия: в каждом регионе учреждены экономические и социальные комитеты и региональный комитет по займам; в регионе действует своя счетная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который является исполнительным органом власти в регионе. Он подготавливает и исполняет решения совета; он - распорядитель кредитов, управляет имуществом региона, руководит региональными службами. Экономический и социальный комитет не обладает полномочиями по принятию решений, он дает свои заключения администрации региона по многим вопросам, например, в отношении подготовки и исполнения национального плана в регионе, по проекту плана регионального развития. В состав комитетов входят четыре категории членов: представители предприятий и профессиональной деятельности; представители профсоюзов; представители "коллективной жизни" в регионе (различные социальные организации, защиты прав потребителей и др.); лица, назначаемые премьер-министром. На обязанности региона лежит проведение в жизнь мероприятий экономического, социального, санитарного и научного развития и мер по территориальному обустройству "при соблюдении целостности, автономии и полномочий департаментов и коммун" (закон от 2 марта 1982 г. о правах и свободах коммун, департаментов и регионов). Французское местное и региональное управление строится на основе сочетания управления и самоуправления. Первое выполняют назначаемые сверху чиновники (комиссары республики, супрефекты и др.); второе - представлено выборными органами, о которых уже говорилось. Комиссар республики назначается в каждый департамент Советом министров. В регионе комиссар республики наиболее значительного департамента является комиссаром региона. После реформы 1982 г. комиссар республики (до этого он назывался префектом) в управлении департаментом как бы отошел на второй план. Он теперь не является исполнительным органом и не осуществляет административной опеки за решениями коммунальных и генеральных советов. Тем не менее роль того лица весьма значительна. Оно представляет государство и правительство, и в этом качестве информирует их о всех событиях на подведомственной территории. Комиссар республики представляет "каждого из министров" и "несет ответственность за национальные интересы, за соблюдение законов и поддержание общественного порядка" (ст. 34 закона от 2 марта 1982 г.), руководит деятельностью государственных служб в департаменте; соответственно комиссар республики в регионе руководит деятельностью региональных государственных служб. Упразднение административной опеки не означает, что комиссар республики не может воздействовать на управление коммун, департамента и региона. Все Решения выборных органов исполняются "по полному праву", но эти акты в 15-дневный срок должны быть направлены представителю государства (т.е. комиссару республики), который может передать их по мотивам незаконности в административный суд для аннулирования. Финансовый контроль осуществляет Региональная счетная палата. Она проверяет счета местных коллективов, их законность и "надлежащее использование кредитов, фондов и ценностей". В Париже государство представлено сразу двумя лицами - комиссаром республики и префектом полиции; власть последнего распространяется на соседние департаменты: Верхняя Сена. Сен-Сен-Дени и Вальде-Марн. Париж одновременно представляет и коммуну и департамент, а его орган - Совет Парижа - выступает то в качестве одного, то другого территориального коллектива в зависимости от характера решаемых вопросов. Исполнительная власть в Париже принадлежит мэру. Судебная система Основы судебной системы были заложены в 1958 г. при установлении режима Пятой республики, когда правительство на основе переходных положений (ст. 91 конституции) провело ряд реформ в области судоустройства и судопроизводства. Французское правосудие основывается на нескольких принципах: коллегиальность (с некоторыми исключениями) - решение принимается несколькими судьями; профессионализм (за некоторыми исключениями, в частности, когда участвуют присяжные); независимость, которая обеспечивается рядом гарантий (несменяемость не распространяется на магистратов административной юстиции). Закон 1977 г. установил принцип бесплатности правосудия: расходы при его осуществлении возлагаются на государство при рассмотрении гражданских и административных дел. Это правило не распространяется на уголовную юстицию: считается нормальным, что при ее осуществлении осужденное лицо несет расходы в отношении причиненного ущерба обществу и отдельным лицам. Еще один принцип - равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела (за некоторыми исключениями) и возможность двойного рассмотрения дела, т.е. в первой и апелляционной инстанциях, за некоторыми исключениями (по малозначительным проступкам, по искам с суммой менее 7 тыс. франков). Всегда имеется возможность кассационного обжалования. По общему правилу (за исключением судов присяжных) уголовные и гражданские суды находятся в одном судебном учреждении. Судебная система Франции многоступенчата, и ее можно разделить на две ветви - собственно судебную систему и систему административных судов. Кроме того, есть суды со специальным назначением. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Их, как минимум, один в каждом главном городе департамента, в крупных судебных округах и иногда в крупных кантонах (т.е. в территориальной единице более высокого уровня, чем коммуна, но в настоящее время не имеющей своих выборных органов). Хотя дела в этом трибунале рассматриваются единолично судьей, но в суде состоит несколько магистратов. Магистратами в этом суде являются судьи трибунала большой инстанции, командируемые на три года (возможно продление срока). Трибунал малой инстанции рассматривает все гражданские дела с суммой иска, не превышающей 20 тыс. франков, причем в этом случае отсутствует возможность апелляционного обжалования по искам до 7 тыс. франков. При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Он правомочен рассматривать нарушения, за которые возможно лишение свободы до двух месяцев и (или) штраф ниже 6 тыс. франков. В некоторых случаях этот трибунал может выполнять ряд нотариальных действий, опечатывать имущество, выдавать документы о гражданстве и др. Трибунал большой инстанции приходится один на департамент, но в больших департаментах есть по нескольку таких трибуналов (всего 181). Эти трибуналы делятся на палаты (как минимум по гражданским делам и исправительный суд). Трибунал рассматривает гражданские дела, иски о собственности, дела о разводе, споры о гражданстве и др. Как правило, он заседает в составе трех судей, но по ряду дел может заседать и в составе одного судьи (по делам несовершеннолетних, рассматривающего гражданские и уголовные дела в отношении этих лиц). При трибуналах большой инстанции действуют следственные судьи, назначаемые на три года с возможностью повторных назначений. В некоторых таких трибуналах может быть по нескольку следственных судей (70 - в Париже). По незначительным делам расследование проводится полицией. Когда трибунал большой инстанции заседает в качестве исправительного суда, то он действует в коллегиальном составе, хотя по некоторым делам может заседать и в составе одного судьи. Во Франции существует 34 апелляционных суда, в юрисдикцию которых входит от 2 до 4 департаментов. Состав таких судов различен: в Париже такой суд имеет 25 палат, а четыре суда - только одну, которая меняет название в зависимости от характера рассматриваемого дела. Апелляционный суд всегда выносит свои решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда включает по меньшей мере две палаты - по гражданским и по социальным делам. Часто имеется палата по торговым делам. В составе такого суда имеется обвинительная палата - по гражданским и по социальным делам. Часто имеется палата по торговым делам. В составе такого суда имеется обвинительная палата - одной из ее функций является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД и военной жандармерии и др.). В этом суде также действует палата по делам несовершеннолетних. Независимо от апелляционного суда в каждом департаменте имеется суд присяжных; есть суды присяжных и по делам несовершеннолетних; обжалование решений этих судов производится в Кассационный суд. Состав суда присяжных - три члена, а его председатель обязательно является членом апелляционного суда. В состав суда входит 9 присяжных, подбираемых по спискам избирателей. Суд действует в сессионном порядке. Перед открытием сессии первый председатель суда путем жеребьевки подбирает 35 присяжных и 10 их заместителей; из этих лиц формируется коллегия присяжных. Выполнение обязанности присяжного обязательно под угрозой штрафа. Во Франции действует значительное число судебных органов специального назначения: торговые суды, формируемые коммерсантами посредством двухстепенных выборов, советы прюдомов (всего в стране 281). Каждый совет включает 5 секций, рассматривающих дела в торговой сфере, промышленности, сельском хозяйстве, в сфере обслуживания. Советы, включающие на паритетных началах представителей наемных работников и предпринимателей, рассматривают дела, касающиеся трудовых соглашений. Кроме того, существуют 409 судов по арендным делам, учреждаемых на паритетной основе и рассматривающих споры между арендодателями и арендаторами. Военные суды - исправительный трибунал и суд присяжных - рассматривают дела в соответствии с Кодексом военной юстиции. В военное время, а также во время осадного или чрезвычайного положения действуют территориальные трибуналы вооруженных сил и высший трибунал вооруженных сил. На вершине судебной иерархии находится Кассационный суд. Он является кассационной инстанцией и имеет очень сложную структуру. В его состав входят пять палат по гражданским и одна - по уголовным делам. Некоторые дела рассматриваются в смешанном составе (не менее трех палат), когда дело затрагивает компетенцию нескольких палат с целью избежать создания противоречий внутри самого суда. Пленарное заседание Кассационного суда под руководством его первого председателя или старшего по возрасту председателя палаты правомочно выносить решения по жалобам после кассационного рассмотрения, а в некоторых случаях и при первом кассационном рассмотрении. Во Франции в качестве отдельной существует ветвь административной юстиции, возглавляемая Государственным советом; в нее входят административные и апелляционные административные суды. Первых в стране насчитывается 25. Прокуратура представлена прокурорами при судах на разных уровнях. Низший уровень - прокурор при суде большой инстанции, затем - генеральный прокурор с заместителями при апелляционном суде. Прокуратура при Кассационном суде включает генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей. Все прокуроры подчиняются министру юстиции. Они представляют в судах одну из сторон процесса - государство и поддерживают обвинение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.97.229 (0.009 с.) |