Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Избирательное право и система. РеферендумСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Активное избирательное право на выборах в Палату депутатов, областные, провинциальные и коммунальные советь) предоставляется итальянским гражданам, достигшим 18-летнего возраста, не лишенным этого права за уголовные преступления или за проступки морального характера, установленные законом (например, за банкротство; банкротам избирательное право не предоставляется до 5 лет после такого признания. Минимальный возраст активного избирательного права по выборам в Сенат 25 лет. Списки избирателей составляются в каждом округе и пересматриваются ежегодно в промежуток между декабрем и мартом месяцами. Итальянский закон не предусматривает голосования по доверенности или по почте, поскольку такие способы подачи голоса рассматриваются как неконституционные. Второй абзац статьи 48 основного закона 1947 г. говорит о личном характере голосования. Специальные процедуры предусмотрены для некоторых категорий избирателей (инвалиды, слепые), которые могут сопровождаться в кабину для голосования другим избирателем, пользующимся их доверием. Итальянские избиратели, проживающие за границей, могут голосовать лично в коммунах, в которых они внесены в списки до их выезда за границу. Таким лицам предоставляются некоторые льготы при приезде в Италию и возвращении обратно (оплата и др.). Голосование в Италии рассматривается как гражданская обязанность. Абсентеизм без уважительных причин фиксируется в судебных органах в течение 5 лет; кроме того, мэр коммуны может внести в список лицо, уклонившееся от голосования безмотивно; такой список вывешивается для всеобщего обозрения. Каких-либо материальных, административных или уголовных санкций уклонение от голосования не влечет. Нижняя палата итальянского парламента - Палата депутатов - включает 630 членов, избираемых на 5 лет. Цена пассивного избирательного права для избрания в депутаты 25 лет, а в сенаторы - 40. С 1963 г. Сенат включает в два раза меньшее число членов, чем Палата депутатов - 315, избираемых на 5 лет. Если Палата депутатов включает только одну категорию членов, то Сенат имеет в своем составе, помимо избираемых, еще две группы членов: 5 членов, назначаемых Президентом республики за выдающиеся заслуги перед Родиной в социальной, научной, художественной и литературной областях, и в состав палаты по праву входят все бывшие президенты республики (в настоящее время четыре). Две последние категории лиц являются членами Сената пожизненно. Первоначальный срок полномочий палат был различным - 6 лет у Сената и 5 - у Палаты депутатов. В 1963 г. путем проведения конституционной реформы эти сроки были выравнены; до этого в 1953 и 1958 гг. прибегали к досрочному роспуску Сената, чтобы установить согласование полномочий обеих палат. Обе палаты, таким образом, имеют одинаковый срок полномочий, но этот срок не всегда может соответствовать продолжительности полномочий другой палаты, поскольку Президент республики обладает правом досрочного роспуска одной из палат. Обладание мандатом в одной палате несовместимо с занятием места в другой. Если лицо было сразу избрано в обе палаты, то оно должно выбрать одну из них. Члены обеих палат не могут одновременно состоять в Конституционном суде. Высшем совете магистратуры. Национальном совете экономики и труда, не могут быть руководителями, администраторами, членами ревизионной комиссии предприятий, принадлежащих государству, или обществ, им финансируемых. Не могут быть избраны в обе палаты: мэры коммун с населением более 20 тыс. жителей, областные советники, представители провинциальной администрации, префекты, супрефекты, высшие чиновники полиции, высшие офицеры вооруженных сил, не находящиеся в запасе судьи, а также лица по профессиональным основаниям имеющие отношения с иностранными государствами. Лицо, подпадающее под одну из названных категорий, не является неизбираемым, если оно за 180 дней до окончания срока полномочий парламента, или в течение 7 дней после издания декрета о роспуске - в случае досрочного роспуска - откажется от соответствующей должности. В 1993 г. была коренным образом изменена избирательная система при избрании обеих палат парламента, а также при формировании муниципальных советов с населением до 15 тыс. жителей; в последнем случае на эти коммуны была распространена мажоритарная избирательная система, действовавшая в мелких коммунах с населением до 5 тыс. жителей. Изменение порядка избрания палат парламента (два закона от 4 августа 1993 г.) было вызвано политическими причинами. Действовавшая полная пропорциональная система при формировании Палаты депутатов и фактически применявшаяся пропорциональная система при избрании Сената вели к тому, что в этих органах получало места большое число политических партий и действовало, таким образом, значительное число фракций; многофракционность была отражением существующей в стране многопартийной системы. Следствием действовавших избирательных систем было образование коалиционных правительств, обычно формировавшихся из представителей 4-6 партий, не всегда находивших общий язык по различным проблемам государственной жизни. Результатом названного положения являлась постоянная политическая нестабильность в стране, частные правительственные кризисы. Реформирование избирательной системы должно изменить существующее положение и уменьшить, если не исключить совсем, влияние мелких партий на состав парламента. Поводом для принятия нового избирательного законодательства послужили результаты референдума, проведенного 18-19 апреля 1993 г., на котором 74% избирателей участвовало в голосовании; из числа участвовавших 82,7% высказались за введение на выборах в Сенат мажоритарной избирательной системы относительного большинства (против высказалось 17,3%, избиратели, проголосовавшие незаполненными бюллетенями, составили 3,3%, недействительные голоса - 1,9%). После реформы при формировании Палаты депутатов страна делится на 27 избирательных округов; Сенат избирается на базе областей, число округов, таким образом при формировании верхней палаты составляет 20. Избирательные округа совпадают с границами областей. При избрании депутатов области Пьемонт, Ломбардия, Венеция, Лацио и Сицилия делятся на два или три избирательных округа. В этих округах 75% мест парламентариев распределяется по мажоритарной системе (455 мест депутатов и 232 места сенаторов) в одномандатных, более мелких округах, на которые делятся основные округа, и 25% мест - по пропорциональной системе. При распределении мест в Палату депутатов по пропорциональной системе применяется метод натуральной квоты, т.е. квота Т.Хэра, с правилом наибольшего остатка. Для того, чтобы участвовать в распределении мест списки кандидатов должны набрать по меньшей мере 4% поданных голосов. При распределении мест по пропорциональной системе в Сенат применяется метод В.д'Ондта, но без процентного "порога", препятствующего участвовать в распределении мест спискам, набравшим небольшое число голосов. При избрании депутатов каждому избирателю даются два бюллетеня - один для голосования за кандидата по мажоритарной системе, второй - для голосования за партийный список. При выборах сенаторов избирателю дается один бюллетень. Каждый кандидат в сенаторы должен быть поддержан каким-либо списком кандидатов или блоком списков (5 максимум). Кандидат может быть представлен в одномандатном округе, но одновременно может состоять в каком-либо списке в одном или нескольких избирательных округах. Однако для того, чтобы особенно не ухудшать положение мелких политических партий и не давать особых преимуществ действию одномандатной мажоритарной избирательной системы, было введено правило: голоса одного или нескольких списков, по которым был избран кандидат в каком-либо одномандатном округе, уменьшаются на число голосов, полученных этим кандидатом в этом одномандатном округе. Это правило действует при избрании обеих палат парламента. Для выдвижения кандидата в депутаты в одномандатном округе требуются подписи не менее 500 и не более 1000 избирателен, занесенных в список коммуны, входящей в состав этого округа; для выдвижения кандидатов в сенаторы в одномандатных округах требуются подписи от 1000, но не более 1500 избирателей, внесенных в списки этого округа. Для выдвижения списка кандидатов, избираемых в нижнюю палату парламента по пропорциональной системе, требуется не менее 1500 и не более 2000 подписей в коммуне, входящей в состав округа с населением менее 500 тыс. жителей, не менее 2500 и не более 3000 - в округах с населением от 500 тыс. до 1 млн. жителей, не менее 4000 и не более 4500 - в округах с населением более 1 млн. жителей. При избрании сенаторов область Валле д'Аоста образует один одномандатный избирательный округ, а область Молизе - два одномандатных округа. Порядок избрания областных советов не подвергся реформированию. Советы избираются по пропорциональной системе по округам (последние совпадают с границами провинций). Места распределяются между провинциями по пропорциональной системе с правилом наибольшего остатка в зависимости от численности населения провинции. Избирательная квота при избрании депутатов областных советов определяется путем деления общего числа действительных голосов на число причитающихся мест, увеличенному на единицу. Затем полученные каждым списком голоса делятся на исчисленную квоту. Нераспределенные в округах места передаются в рамках области по пропорциональной системе с правилом наибольшего остатка. Избиратели имеют право на преференциальное голосование. Число советников в областях определяется избирательным законом этой области, исходя из численности населения: 80 советников для областей с числом жителей более 6 млн., 60 - от 4-х до 6 млн., 40 - от 1 до 3 млн. и 30 - в областях с населением до одного миллиона жителей. Советники избираются на 5 пет, их мандат несовместим с представительством в парламенте. Провинциальные советы избираются вначале по одномандатной мажоритарной системе в округах, а затем по пропорциональной системе в рамках провинции. При распределении мест между партийными списками в провинции при определении квоты в знаменателе применяется цифра "2" и распределение оставшихся мест по правилу наибольшего остатка. Муниципальные советы избираются по-разному в зависимости от численности жителей коммун. В коммунах с числом жителей 15 тыс. и менее применяется мажоритарная система с возможностью панаширования. В коммунах с числом жителей более 15 тыс. места распределяются по пропорциональной системе с применением правила д'Ондта. В 1993 г. была изменена избирательная система при выборах советов главных городов провинций и наиболее крупных городов страны (Милан, Турин, Палермо, Рим, Неаполь, Венеция, Триест, Катания, Генуя); в названных городах стала применяться комбинированная мажоритарная и пропорциональная системы, а также были введены прямые выборы мэров. Они избираются путем двухтурового голосования по мажоритарной системе - в первом туре для избрания нужно набрать абсолютное большинство поданных голосов; если никто такого большинства не получил, то во второй тур проходят два кандидата, получившие наибольшую поддержку избирателей. Введение прямых выборов мэров имеет цель обеспечить их независимость по отношению к выборным советам и политическим партиям. Одновременно введение такого порядка избрания мэров ведет к необходимости блокирования политических партий, поскольку изолированная партия не имеет каких-либо шансов на победу. Кроме выборов, итальянские избиратели призываются к урнам при проведении референдумов. Италия - вторая европейская страна, в которой в послевоенный период число проведенных референдумов уступает лишь Швейцарии. Конституция 1947 г. предусматривает довольно значительное число различных референдумов на национальном и местном уровнях. Включение процедуры референдума в законодательный процесс и права народной инициативы явились отражением демократических настроений в Учредительном собрании, вырабатывавшем основной закон после долгих лет фашистской диктатуры. Конституция закрепляет право народной инициативы (абз. 2 ст. 71), которая не заканчивается народным голосованием, а рассматривается парламентом. Законопроект с приложением не менее 50 тыс. подписей избирателей передается председателю одной из палат парламента, которая проводит проверку и подсчет подписей и устанавливает их законность. Законопроект вносится в виде постатейного текста, сопровождаемого пояснительным докладом. Практическое использование института народной инициативы на национальном уровне невелико. Лишь после принятия закона о референдумах и народной инициативе 1970 г., обеспечившим применение конституционной нормы, было внесено до 1987 г. только 30 инициатив, среди которых лишь немногие были приняты к рассмотрению парламентом. Референдум предусмотрен основным законом страны (ст. 132 и 133) при изменении территориальных границ внутри государства. Такое голосование проводится при слиянии существующих областей и создании новых областей с числом жителей не менее миллиона по предложению коммунальных советов, представляющих не менее трети заинтересованного населения. Такое же голосование проводится при отделении провинций и коммун от одной области и присоединении к другой. В пределах области посредством референдума могут образовываться новые коммуны, изменяться их границы и названия. О возможности проведения конституционного факультативного референдума на основании статьи 138 основного закона уже говорилось. Наиболее оригинальным, предусмотренным статьей 75 конституции, является институт народного вето в отношении уже действующего закона. Сама конституция называет такое голосование референдумом. Такое голосование может быть проведено по требованию 500 тыс. избирателей или пяти областных советов для отмены полностью или частично уже действующего закона или акта, имеющего силу закона (например, декрета-закона, акта делегированного законодательства). Применение такого голосования не ограничено временным отрезком от даты вступления акта в силу. Правда, из-под действия названной нормы изъяты законы о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях на ратификацию международных договоров. Референдум, проводимый на основе статьи 75 конституции, стал единственной формой такого голосования на национальном уровне. Было несколько "волн" референдума (народного вето), в частности, в 1974, 1978, 1981, 1985 гг. и т.д. в отношении более двадцати законов. Каждая "волна" включала голосования об отмене, как правило, нескольких законов. Несмотря на значительное число голосований на национальном уровне, проведение референдума в Италии значительно ограничено. Так, не разрешается представлять требования о проведении референдума в форме народного вето в год, предшествующий истечению срока полномочий одной из палат парламента и в течение шести месяцев после созыва избирательных комитетов для проведения выборов палат. С учетом этих положений и некоторых других требований о проведении таких голосований могут представляться ежегодно с 1-го января по 30 сентября. Если произведен досрочный роспуск одной или обеих палат парламента, то после опубликования декрета президента республики о назначении новых выборов в обе или в одну палату, ранее назначенный референдум автоматически откладывается и сроки, связанные с процедурой этого голосования, возобновляются по истечении 365 дней со дня выборов. Иначе говоря, при нормальной работе парламента, не прерываемой досрочным роспуском, остается около двух с половиной лет из пятилетней легислатуры, когда могут вноситься требования о проведении голосования. В соответствии со статьей 123 конституции каждая область имеет право устанавливать в своем статуте процедуру референдума в отношении законов и административных постановлений области. Статуты содержат такие нормы, за исключением области Сицилия. Референдум в областях имеет два вида: консультативный и форму народного вето. Например, в области Лацио голосование назначается для вынесения решения о полной или частичной отмены областного законодательства по требованию 50 тыс. избирателей области или двух провинциальных советов, принятым в каждом из них двумя третями установленного состава советников, или 10-ю коммунальных советов, в избирательные списки которых внесено не менее 50 тыс. человек, принятым в каждом совете двумя третями установленного числа советников. Не допускается референдум в отношении налоговых вопросов и для принятия бюджета. В других областях установленные иные квалификационные требования для проведения голосования в форме народного вето. Например, в области Базиликата требуется 8 тыс. подписей. В статутах областей закреплен и институт народной инициативы. Однако, в настоящее время институты непосредственной демократии в областях практически не используются.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.24 (0.012 с.) |