Политические партии и профсоюзы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические партии и профсоюзы



Германия - страна с многопартийной системой. Основной закон ФРГ одним из первых в конституционной истории зарубежных государств определил основные принципы правового статуса политических партий. Он, в частности, установил, что партии могут свободно создаваться (абз. 1 ст. 21), причем их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам. Одновременно основной закон четко провозгласил, что партии по своим целям и действиям своих сторонников, стремящиеся причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить его, либо поставить под угрозу существование ФРГ, антиконституционным (абз. 2 ст. 21), т.е. по сути запретил создание и деятельность таких партий. Вопрос о признании антиконституционности решает Федеральный конституционный суд (абз. 2 ст. 21).

Партии, согласно Основному закону, содействуют формированию политической воли народа. Некоторой особенностью правового статуса партий в ФРГ является закрепление в основном законе их обязанности представлять публичный отчет об источниках и расходовании своих средств, а также о своем имуществе (абз. 2 ст. 21). Конституция также установила, что федеральные законы подробно урегулируют вопросы, касающиеся политических партий (абз. 3 ст. 21). Среди таких законов важнейшим является принятый в 1967 г. закон о политических партиях (ныне действует в редакции 1988 г.)[14]. В этом акте подробно определяются конституционно-правовой статус партий, вопросы их внутреннего устройства, выдвижения партиями кандидатов в депутаты, возмещения расходов на избирательные кампании, уравнивания шансов партий, ведения отчетности, об исполнении решений о запрете антиконституционной партии и др.

Закон четко устанавливает, что партии являются необходимой конституционно-правовой составной частью основ свободного демократического строя; что они выполняют задачи общественного значения посредством свободного постоянного участия в политическом волеизъявлении народа. Партии воздействуют на формирование политической воли народа во всех областях общественной жизни различными способами: оказывают влияние на формирование общественного мнения; стимулируют и углубляют политическое образование; воспитывают граждан, способных принимать на себя ответственность за дела общества; оказывают влияние на политическую деятельность парламента и правительства и т.д. - подчеркивается в законе.

Закон определяет партию, как объединение граждан, которое постоянно или длительное время оказывает влияние на формирование политической воли и желает участвовать в представительстве народа на уровне Федерации или земли. Членами партии могут быть только физические лица. Закон закрепляет основополагающую гарантию многопартийности, говоря о равном общественном положении всех партий.

Одновременно закон устанавливает ряд строгих требований и условий к созданию и функционированию политических партий - четкое наименование, наличие (в письменной форме) устава и программы, необходимые атрибуты устава, структура и органы (причем допускается создание партий только по территориальному принципу), права членов партии и т.д.

Как свидетельствует практика политической жизни страны, палитра политических партий ФРГ весьма разноцветна, есть партии правого спектра (Национально-демократическая партия Германии, Германский народный союз, Республиканцы), есть партии левого спектра (КПГ, Германский союз в защиту мира), партии экологического направления, партии центристские (ХДС, СДПГ), партии общегосударственные и действующие (точнее, имеющие организационные структуры) в пределах одной или нескольких земель и т.д.

Сегодня среди наиболее влиятельных следует назвать ХДС (Христианско-демократический союз), ХСС (Христианско-социальный союз), СДПГ (Социал-демократическая партия Германии). СвДП (Свободная демократическая партия); немалую роль в политической жизни страны играют ныне ПДС (Партия демократического социализма) и Партия зеленых. Также действует Крестьянская партия.

ХДС [15] возникла после II-й мировой войны как объединение католико-клерикальных, консервативных и праволиберальных течений; как партия, чья стратегия станет базироваться на клерикальном социальном учении. Первоначально она трактовала себя как социальную, либеральную и консервативную народную партию, обращающуюся ко всем слоям населения, как партию, чья политика основывается на христианском понимании человека и его ответственности перед Богом. Она выступала за "социальную рыночную экономику", за базирующуюся на неолиберальных теориях более непрямую форму экономического регулирования, обеспечивающую широкую свободу предпринимательства. Ныне ХДС выступает за экологически ориентированную рыночную экономику, за свое превращение в партию "центра", которая не могла бы колебаться ни вправо, ни влево. Численность ХДС - около 658 тыс. членов[16].

ХСС, именуемый немецкими теоретиками "баварским вариантом" ХДС, действует[17] только на территории земли Бавария и имеет сильную поддержку в местностях с католическим населением. Так же как у ХДС целью этого союза является построение экологически ориентированной социальной рыночной экономики; кроме того, ХСС выступает за соблюдение основных прав и свобод граждан, за признание роли семьи как "основной ячейки общества", значения религии как основы цивилизации, за превращение Германии в интерконфессиональное государство. Социальная база ХСС - люди, принадлежащие к средним слоям населения сел и мелких городов (с преобладанием крестьян). В составе ХСС - около 182 тыс. членов.

СДПГ - старейшая партия в Германии, основана в 1863 г. (как Всеобщий немецкий рабочий союз, чьим первым председателем был Ф.Лассаль). Она и ныне находит наибольшую поддержку среди рабочих и в промышленно-развитых регионах. В ее программе - экономическое преобразование рыночной экономики, социальная справедливость, экологическая перестройка индустриального общества. Она отклоняет идеи революционного преобразования общества, выступает за сохранение существующего государства и частной собственности на средства производства. Численный состав партия - свыше 880 тыс. членов, в ее рядах много женщин. Традиционно сильны связи СДПГ с профсоюзами.

СвДП, в которой после 1945 г. объединились группы прогрессивно-либерального и консервативно-либерального топка, представляет специфические интересы средних слоев, верхушки служащих и находят своих сторонников в их среде. Она, отталкиваясь от идей капиталистической конкуренции и свободной предпринимательской инициативы, выступает за свободную рыночную экономику, против огосударствления, обобществления, введения элементов планового хозяйства. Имеет поддержку у части интеллигенции крупных городов и т.д. Численность партии достигает свыше 103 тыс. членов.

Партии ХДС/ХСС и СДПГ считают себя народными организациями, которые не связаны с интересами определенных классов и групп и которые пытаются склонить на свою сторону людей различного социального происхождения и мировоззрения. Партийная система в ФРГ характеризуется дуализмом СДПГ и ХДС/ХСС, означающим, что к власти поочередно приходит одна из двух этих политических сил; обе они гораздо крупнее, чем СвДП и "Зеленые". Вместе ХДС/ХСС и СДПГ на национальных выборах получают 80-90% голосов избирателей.

Партия зеленых сложилась из трех политических течений - студенческое движение протеста, гражданские инициативы различного толка, движение за мир; в отличие от иных партий и движений она пытается представлять не интересы определенных социальных групп, а интересы всего общества. В ее программе: отказ от злоупотреблений в отношении природы и человека; экологический гуманизм. При приоритетном отношении к экологии принятие мер по улучшению многих сфер жизни общества: энергетика, производство и транспорт, жилищное строительство, совершенствование институтов демократии, образование и наука и т.д. В составе партии зеленых свыше 31 тыс. членов.

Партия демократического социализма (ПДС) первоначально провозгласила себя наследницей Социалистической единой партии Германии, т.е. коммунистической партии. В настоящее время она выступает за рыночную экономику с высокой степенью социальной и экологической безопасности, за солидарность и справедливость, за наполненное смыслом проведение рабочего и свободного времени, за свободу и демократию и права человека, за охрану природы. ПДС наиболее реальным считает средний путь между потерпевшим провал реальным социализмом и существующим капитализмом. Влияние ПДС довольно велико в "новых землях", т.е. на территории бывшей ГДР. Численность ПДС превышает 150 тыс. человек.

Большую роль в политической жизни Германии играют профессиональные союзы. В 1990 г. сразу же после объединения в стране существовало 16 профсоюзных организаций, крупнейшими из которых являлись германское объединение профсоюзов (в декабре 1992 г. в нем состояло более 11 млн. членов), Профсоюз строителей (в декабре 1992 г. более 705 тыс. членов). Профсоюз публичной службы и транспорта (в декабре 1992 г. включал свыше 2 млн. 114 тыс. членов). Союз германских служащих (1,1 млн. человек).

Средства массовой информации получили самое широкое распространение в ФРГ. Накануне объединения с ГДР в ФРГ выпускалось 356 ежедневных газет общим тиражом 20,8 млн. экземпляров, 5 воскресных газет тиражом в 3,9 млн. и 37 еженедельников с тиражом в 1,8 млн. экземпляров. В ФРГ установлены ограничения для концентрации печатной продукции. В 1968 г. был введен максимальный размер контроля за прессой в 40% от общего числа газет или в 40% от общего числа журналов. В то время наиболее мощная издательская группа А.Шпрингера контролировала 39,2% всех газет (65-70% в Берлине) и 17,5% всех журналов. Впоследствии Шпрингер сократил свой объем печатной продукции до 11%. В 1989 г. в стране у населения было 61,3 млн. радиоприемников и 43,7 млн. телевизоров.

В ФРГ все большее влияние приобретают так называемые гражданские инициативы на местном уровне с целью разрешения конкретных проблем: охрана окружающей среды, снижение уровня безработицы и т.д. На местном уровне нередко образуются независимые объединения избирателей, которым удается провести своих внепартийных кандидатов в органы местного самоуправления, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны основных политических партий.

Основной закон ФРГ

Основной закон ФРГ от 23 мая 1949 г. является четвертой в истории Германии конституцией; его предшественниками были имперские конституции 1849 г., 1871 г., 1919 г., Веймарская конституция; последняя провозглашала Германию республикой. Ныне действующий основной закон был принят Парламентским советом. В его состав входили 65 депутатов, которые представляли в то время все политические партии и были избраны ландтагами западногерманских земель; в качестве гостей в состав Совета входило 5 представителей от Берлина; председателем Совета был К.Аденауэр.

В основном законе нашли свое отражение традиционные черты германского буржуазного конституционализма; в нем был учтен опыт Веймарской конституции. В содержании акта заметно влияние западных держав-победительниц (США, Великобритании, Франции), ощутим общественно-политический компромисс послевоенного развития Германии, поскольку основной закон принимался на фоне подъема антифашистского и демократического движения в западных землях.

Конституция Германии носит название "Основной закон", что было обусловлено рядом обстоятельств: 1) стремлением к объединению Германии; после объединения действие закона должно было распространиться на всю германскую территорию; 2) временным характером его действия - до вступления в силу конституции, принятой свободным волеизъявлением всего германского народа.

Конституция базируется на ряде основополагающих принципов: демократизм, парламентаризм и разделение властей, плюрализм, равенство и т.п. Одним из главных является принцип федеративного устройства государства; согласно абз. 3 ст. 79 основного закона не допускается изменения его норм, затрагивающих разделение федерации на земли, принципы сотрудничества земель в законодательстве и т.д. Столь строго основной закон охраняет и такие принципы как достоинство человека, народный суверенитет, связанность законодательной власти конституционным строем, а исполнительной власти и правосудия - законом и правом.

ФРГ определяется основным законом как демократическое и социальное федеративное государство (абз. 1 ст. 20). Вся государственная власть исходит от народа, которая осуществляется им путем выборов и голосований, т.е. непосредственно и через выборные органы. Основной закон устанавливает гарантии функционирования ФРГ как демократического государства, закрепляя нормы о существовании многопартийной системы, представительных органов, прав и свобод граждан, местного самоуправления, независимого суда и др. В акте закрепляется специальное положение о том, что все немцы имеют право оказывать сопротивление всякому, кто попытается устранить конституционный строй, если иные средства не могут быть использованы (абз. 4 ст. 20).

Основной закон (хотя и в несколько приглушенном виде) говорит о ФРГ (землях) как о правовом государстве (едва ли не впервые в Европе) и о его основополагающих признаках, в частности, устанавливая, что все граждане, органы и организации (публичные и частные) обязаны подчиняться праву (ст.ст. 1, 2, 5, 9, 10, 11, 12, 14, 19 и др.), что судьи независимы и подчиняются только закону (ст. 97), что не допускается создание чрезвычайных судов (ст. 101) и придание закону обратной силы (ст. 103) и т.д.

В основном законе записано, что общепризнанные нормы международного права являются составной частью внутреннего права ФРГ (т.е. федерального права). Он закрепляет примат таких норм перед нормами федерального права и подчеркивает, что эти нормы порождают права и обязанности непосредственно для лиц, проживающих на территории ФРГ (ст. 25).

Стремясь преодолеть тоталитарное прошлое, учитывая уроки поражения во второй мировой войне, основной закон четко провозглашает, что действия, способные нарушить мирное сосуществование народов и предпринимаемые с этой целью, в частности, для подготовки к ведению агрессивной воины, являются антиконституционными и должны наказываться (абз. 1 ст. 26). Оружие, предназначенное для ведения войны, может изготавливаться, ввозиться и поступать в оборот только с разрешения Федерального правительства (абз. 2 ст. 26).

В конституции отсутствует специальный раздел об основах экономического строя; в ней записаны (причем в разделе об основных правах) лишь положения о собственности. В частности, установлено, что собственность и право наследования гарантируются. Их содержание и пределы устанавливаются законами (абз. 1 ст. 14); отчуждение собственности возможно только в целях общего блага, оно может производиться по закону или на основании закона при возмещении, справедливо учитывающим интересы общества и лиц, которых затрагивает отчуждение (абз. 3 ст. 14). Одновременно подчеркивается, что собственность обязывает - пользование ею должно служить общему благу (абз. 2 ст. 14).

Кроме того, основной закон определяет, что земля, недра, природные богатства и средства производства могут быть в целях обобществления переданы в общественную собственность или другие формы общественного хозяйства законом, который регулирует вид и размеры возмещения (ст. 15).

Конституция закрепила в ФРГ строй парламентарной республики и федеративную форму территориального устройства.

Обращает на себя внимание еще одна особенность основного закона ФРГ: включение в него значительного числа норм о возможностях и условиях объявления в стране особого режима (состояние напряженности - ст. 80-а, состояние обороны - более десятка статей под литерами от "а" до "л" и общей цифрой 115), что по сути является одной из разновидностей режима чрезвычайного положения, которым в силу ряда причин (и прежде всего исторических) в основном законе даже не упоминается. Правда, эти нормы были включены в 1968 г. - в период "холодной" войны, но их присутствие в акте имеет и вполне определенный подтекст, поскольку основной смысл чрезвычайного законодательства "отражение опасности, угрожающей существованию или основам свободного демократического строя Федерации или земли" (ст. 87-а).

Основной закон ФРГ относится к числу жестких конституций по способу его изменения. Он может быть изменен только законом, который его специально изменяет или дополняет; такой закон должен быть принят большинством в две трети голосов депутатов Бундестага и две трети голосов членов Бундесрата (абз. 1 и 2 ст. 79). За более чем 46 лет действия основного закона было принято свыше 41 закона о внесении поправок и дополнений.

Правовое положение личности

Нормы о правах, свободах и обязанностях закреплены в разделе I основного закона "Основные права", что говорит о значении, которое законодатель придавал этому институту. Положения, касающиеся прав, свобод и обязанностей, содержатся и в иных разделах конституции (разделе II "Федерация и земли"; разделе III "Бундестаг"; разделе VII "Законодательство федерации", разделе IX "Правосудие", разделе XI "Переходные и заключительные положения" и т.д.).

В основном законе довольно четко определено, кому предоставляются закрепленные им права и свободы, на кого возлагаются обязанности: это - человек, каждый немец (т.е. по сути гражданин ФРГ)[18]. Особенностью конституции является распространение основных прав (свобод) и на отечественные юридические лица, если по своей сущности эти права могут быть к ним применены (абз. 3 ст. 19).

На первом плане в основном законе закреплены важнейшие принципы правого статуса личности, гражданина: достоинство человека, право каждого на свободное развитие своей личности, равенство. В нем четко установлено, что "достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти". И далее подчеркнуто, что "немецкий народ поэтому считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле" (абз. 1 и 2 ст. 1).

Принцип равноправия в конституции ФРГ зафиксирован следующим образом: во-первых, "все люди равны перед законом" (абз. 1 ст. 3); во-вторых, "мужчины и женщины равноправны" (абз. 2 ст. 3). В акте четко установлено, что "никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам пола, происхождения, расы, языка, места рождения и родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов" (абз. 3 ст. 3). В основном законе также специально подчеркивается, что внебрачным детям в законодательном порядке обеспечиваются такие же условия физического и умственного развития и их положение в обществе, как и детям, родившимся в браке (абз. 5 ст. 6); что "каждый немец имеет в каждой земле равные гражданские права и обязанности" (абз. 1 ст. 33), а также, что "каждый немец имеет равный доступ ко всякой государственной должности" (в соответствии со своими склонностями, способностями и профессиональной квалификацией - абз. 2 ст. 33).

Первоочередное внимание в основном законе уделено личным, а также политическим правам и свободам; есть в нем и нормы, закрепляющие социально-экономические и социально-культурные права и свободы.

Среди личных прав и свобод - право каждого (т.е. не только гражданина ФРГ) на жизнь и физическую неприкосновенность; ненарушимость свободы личности; при этом подчеркивается, что вмешательство в эти права допускается только на основании закона (абз. 2 ст. 2). Еще одно право - неприкосновенность жилища; в конституции установлено, что обыски могут быть разрешены только судьей, и что проникновение в помещение и ограничение свободы действий проживающего в нем (и т.п.) могут (по общему правилу) иметь место только в цепях защиты от общей опасности или опасности для жизни для отдельных лиц, а также на основании закона для предотвращения непосредственной угрозы общественной безопасности и порядку (в т.ч. для борьбы с эпидемиями, охраны молодежи, которой угрожает опасность и т.д. - ст. 13).

Основной закон гарантирует и неприкосновенность тайны переписки, а равно почтовой, телеграфной и иной электросвязи, ограничения которой возможны только на основании закона; при этом установлено, что если такое ограничение служит защите основ свободного демократического строя, либо существования Федерации или одной из земель, а также обеспечению их безопасности, то этот закон сможет установить, что заинтересованному лицу о таких ограничениях не сообщается, а вместо судебной защиты осуществляется контроль со стороны специальных органов, формируемых народными представительствами (ст. 10).

Основным законом гарантируется также свобода передвижения на веси федеральной территории; ограничение этой свободы возможно лишь законом или на основе закона, и только в случаях, когда у конкретного лица отсутствует материальная основа для его осуществления (в результате чего возникли бы особые тяготы для общества) или когда такие ограничения необходимы для предотвращения опасности, угрожающей основам свободного демократического строя Федерации или земли или их существованию, или для борьбы с опасностью эпидемий, для принятия мер против стихийных бедствий и последствий особо тяжких катастроф, для защиты молодежи от безнадзорности и предотвращения преступлений (ст. 11).

Конституция устанавливает, что брак и семья находятся под особой охраной государства, что забота о детях и их воспитание является естественным правом родителей и первейшей их обязанностью, что за их выполнением государство осуществляет надзор; что каждая мать имеет право на защиту и попечение общества. Вместе с этим дети могут быть отделены от семьи против воли лиц, управомоченных на их воспитание, только на основании закона, если такие лица не выполняют своих обязанностей или дети по другим причинам находятся под угрозой остаться без надзора (ст. 6).

Большим своеобразием отличаются формулировки статьи основного закона о воинской обязанности, где установлено, что мужчины, достигшие 18-ти летнего возраста, могут быть обязаны нести службу в вооруженных силах, федеральной пограничной охране или частях гражданской обороны. Предусмотрена и возможность заменяющей (альтернативной) службы для тех, кто по мотивам совести (вероисповедания и др.) отказывается от военной службы с оружием в руках. В период состояния обороны к гражданскому обслуживанию (т.е. без оружия) санитарно-лечебных учреждений могут быть (законом или на основе закона) привлечены и женщины (ст. 12а).

Основной закон провозглашает также ненарушимость свободы вероисповедания, совести и свободы провозглашения религиозных и мировоззренческих взглядов; гарантирует беспрепятственное отправление религиозных обрядов и подчеркивает, что никто не может быть принуждаем против своей совести к военной службе с оружием (ст. 4). Он также специально подчеркивает, что пользование гражданскими и политическими правами, доступ к государственным должностям, а также права, приобретенные на государственной службе, независимы от исповедуемой религии, и что никому не может быть причинен ущерб по причине его приверженности или неприверженности к какому-либо вероисповеданию или мировоззрению (абз. 3 ст. 3).

Основной закон устанавливает широкий круг политических прав, провозглашается право каждого свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображения, а также беспрепятственно черпать информацию из общедоступных источников. Гарантируются также свобода печати и свобода информации посредством радио и кино. Установлено, что цензуры не существует. Вместе с тем записано, что границы этих прав определяются нормами общих законов, положениями об охране молодежи и чести личности (ст. 5).

Гарантировано право всех немцев собираться мирно и без оружия, без предварительного заявления или разрешения, при этом предусмотрено, что для собраний под открытым небом это право может быть ограничено законом или на основе закона (ст. 8).

Всем немцам предоставлено право создавать союзы и общества; при этом оговорено, что объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идеи взаимопонимания между народами, запрещаются (ст. 9).

Основной закон также предоставляет право каждому письменно обращаться индивидуально или совместно с другими в компетентные учреждения или народные представительства с просьбами или жалобами (ст. 17).

Конституция не содержит особой нормы в управлении государством, однако в ней подчеркивается, что вся государственная власть исходит от народа, что эта власть осуществляется путем выборов и голосований (через органы государства), что выборы в стране всеобщие, прямые, равные, тайные и свободные (ст. 20, ст. 28, ст. 38).

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в конституции, относится право всех немцев свободно избирать, профессию, место работы, а также - запрет принудительных работ, кроме случаев обычной, всеобщей и разной для всех публичной повинности; принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда (ст. 12). Сюда же относится и право создавать объединения для охраны и улучшения условий труда и экономических условий, гарантированное каждому и представителям всех профессий, причем конституция объявляет соглашения, стремящиеся ограничить это право или затруднить его осуществление, недействительными, а направленные на это меры - незаконными (абз. 3 ст. 9).

Основной закон провозглашает, что гарантируются собственность и право наследования и что их содержание и пределы устанавливаются законом. Вместе с тем, он устанавливает, что собственность обязывает, что ее использование должно одновременно служить общему благу и т.д.

Большим своеобразием отличается подход германского законодателя к вопросу о социально-культурных правах и свободах.

В конституции, в частности, записано, что искусство и наука, исследования и преподавание свободны; при этом подчеркивается, что свобода преподавания не освобождает от верности конституции (абз. 3 ст. 5). В конституции также установлено, что все немцы имеют право свободно избирать для себя место получения образования (абз. 1 ст. 12).

Подробно регулируются в ней вопросы школьного дела; в частности, определяется, что все школьное депо находится под надзором государства, что преподавание религии в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательно; однако лица, управомоченные на воспитание детей, имеют право решать о религиозном их обучении. Закрепляется право открытия частных школ (при соблюдении ряда условий), а также запрещение функционирования подготовительных школ (ст. 7). В Конституции также оговорено, что вопросы профессионального обучения могут регулироваться законом или на основании закона.

Отличительной особенностью основного закона является и регулирование в нем вопросов гражданства (что было обусловлено как рядом исторических причин - в частности, преследованием всех "инакомыслящих" в период фашизма, так и политических причин, например, существованием до октября 1990 г. двух германских государств); речь в нем идет о таком понятии, как "немец". Иными словами (по смыслу формулировок ст. 116), немцем является каждый, кто обладает немецким гражданством или нашел убежище в качестве беженца, перемещенного лица немецкой национальности и т.д. Причем в основном законе (его разделе об основных правах) четко установлено, что никто не может быть лишен германского гражданства. Утрата гражданства возможна только на основании закона, а против воли заинтересованного лица лишь в том случае, если оно не станет лицом без гражданства. В конституции также записано, что ни один немец не может быть выдан иностранному государству (ст. 16).

В основном законе закреплено и право убежища для лиц, подвергающихся политическим преследованиям (ст. 16).

Важной особенностью правового положения личности в ФРГ стало закрепление ограничений в осуществлении прав и свобод. В конституции содержится общая концепция этого института. Каждый имеет право на свободное развитие своей личности при двух условиях: 1) поскольку он не нарушает прав других; 2) поскольку он не посягает на конституционный строи или нравственный закон (абз. 1 ст. 2). Вместе с тем оговорено, что тот, кто злоупотребляет свободой мнений, в особенности свободой печати, свободой преподавания, свободой собраний, объединений, тайной переписки и т.д., собственностью или правом убежища для борьбы против основ свободного демократического строя, лишается этих основных прав; факт лишения и объем его определяется Федеральным конституционным судом (ст. 18).

В основном законе установлено, что возможно ограничение какого-либо основного права законом или на основе закона; такой закон должен носить общин характер, а не применяться к отдельному случаю; в законе должно быть названо это право с указанием статьи конституции. При этом подчеркивается, что существо содержания основного права ни в коем случае не должно быть затронуто (ст. 19). Ограничение ряда основных прав возможны для соответствующих лиц законами о военной и заменяющей ее службе, а также для гражданского населения и иных категорий лиц, - законами, предназначенными для цепей обороны.

В конституции закреплены и важнейшие гарантии основных прав и свобод; среди них - во-первых, ее норма, устанавливающая, что перечисленные в конституции права и свободы обязательны, как непосредственно действующее право, для законодательной власти, исполнительной власти и для судебной власти (абз. 3 ст. 1); во-вторых, положения о возможности лица, чьи права нарушены публичной властью, обратиться в суд[19] (абз. 4 ст. 19); в-третьих, об ответственности государства или ведомства, на службе которого состоит лицо, нарушившее свои служебные обязанности перед третьими лицами, за действия своего служащего (ст. 34); а также, разумеется, записанные в основном законе гарантии конкретных прав и свобод.

Выборы и референдум

В основном законе ФРГ записано, что государственная впасть осуществляется народом путем выборов и голосований, а также через специальные органы - законодательные, исполнительные и судебные (абз. 2 ст. 20). В нем также установлено, что выборы (в Бундестаг и представительные органы земель, округов и общин) всеобщие, прямые, свободные, равные и тайные (абз. 1 ст. 28, абз. 1 ст. 38). Применительно к выборам в Бундестаг определено, что право избирать имеют лица, достигшие 18 лет, а право быть избранным - с возраста гражданского совершеннолетия (абз. 2 ст. 38) и что подробности установит федеральный закон (абз. 3 ст. 38).

Ныне действует федеральный закон о выборах в Бундестаг в редакции 1975 г. (с последующими изменениями и дополнениями). В нем записано, что активным избирательным правом обладают все немцы, которые достигли 18-летнего возраста, владеют не менее 3-х месяцев жильем, находящимся в пределах территории, на которую распространяется действие этого закона, или обычно там проживают и не лишены избирательного права (абз. 1 § 12)[20]. Более высокие требования установлены в законе применительно к пассивному избирательному праву (§ 15).

Особенностью избирательной системы ФРГ является сочетание в ней элементов системы пропорционального представительства и мажоритарной системы: поскольку половина депутатов Бундестага избирается в одномандатных избирательных округах, а остальные по партийным спискам (земельным спискам) при наличии "пятипроцентной оговорки", означающей, что партиям, получившим менее 5% голосов избирателей на территории всей страны мест в Бундестаге не предоставляется.

Каждый избиратель имеет два голоса - первый для избрания депутата по избирательному округу, второй - для голосования по земельному списку кандидатов. В первом случае избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов; при равном количестве голосов вопрос решается жеребьевкой. Очень сложен порядок распределения мандатов по земельным спискам; вкратце это происходит следующим образом: подсчитываются только "вторые" голоса, полученные каждой партией; в соответствии с их числом и соотношением определяется все количество мандатов, получаемых конкретной партией, затем половина мандатов распределяется между кандидатами, победившими в избирательных округах, а остальные отдаются кандидатам, включенным в партийные списки.

При выборах в избирательном округе предложение о кандидатах могут вносить политические партии, а также лица, обладающие активным избирательным правом (не менее 200). При этом предложение о кандидате должно содержать имя только одного кандидата; каждый кандидат может быть предложен только в одном избирательном округе, и только в одном предложении о кандидате по данному избирательному округу. Земельные списки кандидатов могут быть представлены только партиями. Каждый кандидат может быть выдвинут только в одной земле, и в ней он может быть внесен только в один партийный список.

Лень выборов назначает федеральный президент, он должен приходиться на воскресенье или на установленный законом нерабочий день. Голосование осуществляется лично избирателем, к нему допускается лишь тот, кто внесен в список избирателей или имеет удостоверение на право голосования; предусмотрена и возможность голосования по почте. Избиратель голосует посредством официальных избирательных бюллетеней в официальных конвертах, разрешено использовать и счетные машины - при обеспечении тайны голосования - для "облегчения голосования и подсчета голосов"; в этом случае избирательный бюллетень, конверты и урны не используются.

Если место какого-либо депутата становится вакантным, то мандат получает кандидат в списке сразу за последним избранным, даже если освободившийся мандат был получен в округе. Если освобождается место независимого кандидата, избранного в округе униноминальным голосованием, то в соответствующем округе проводятся частичные выборы. Эти выборы должны состояться в течение 60 дней по открытии вакансии.

Основной закон закрепляет возможность проведения референдума, осуществления народной инициативы, а также проведения народного опроса в связи с изменениями территориального деления Федерации. Он определяет, что территория Федерации может быть изменена федеральным законом с тем, чтобы земли соответственно их величине и экономическим возможностям могли эффективно выполнять возложенные на них задачи. При этом, подчеркивается в конституции, должны приниматься во внимание общность земель, исторические и культурные связи, хозяйственная целесообразность, требования развития региональной инфраструктуры и территориального планирования.

При этом в конституции предусмотрено, что мероприятия по новому делению федеральной территории определяются федеральным законом, который нуждается в утверждении путем референдума; мнение заинтересованных федеральных земель должно быть учтено (абз. 2 ст. 29).

Референдум проводится в землях, из территорий или частей территорий которых должна быть образована новая земля или земля с новыми границами (заинтересованные земли). Голосование проводится по вопросу: должны ли заинтересованные земли оставаться в прежних границах или должна быть образована новая земля или земля с новыми границами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.047 с.)