Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционное Право России

Поиск

Факультет управления и предпринимательства

 

А.И. Горылев

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

Методические рекомендации, тезисы лекций, планы семинарских занятий, темы курсовых и контрольных работ

(для студентов, получающих высшее юридическое образование по заочной форме обучения на базе высшего неюридического и

среднего специального образования)

Нижний Новгород 2006


Печатается по решению Научно-методического Совета факультета управления и предпринимательства ННГУ имени Н.И. Лобачевского.

 

Конституционное право России: методические рекомендации, тезисы лекций, планы семинарских занятий, темы курсовых и контрольных работ (для студентов, получающих высшее юридическое образование по заочной форме обучения на базе высшего неюридического и среднего специального образования).- Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет, 2006.

 

Методические рекомендации, тезисы лекций, планы семинарских занятий, темы курсовых и контрольных работ составлены в соответствии с государственными стандартами и университетской программой по конституционному праву России для студентов, получающих высшее юридическое образование по заочной форме обучения на базе высшего неюридического или среднего специального образования. Они сориентированы на современные подходы в изучении курса и новую литературу.

ã А.И. Горылев. 2006

ã Нижегородский государственный университет. 2006.

 

Введение

 

Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти.

Следует учитывать, что конституционное право как отрасль в правовой системе любого государства занимает ведущее место в силу содержания регулируемых отношений, складывающихся в сфере принадлежности, организации и осуществления власти, ее взаимоотношений с человеком.

Основным источником рассматриваемой отрасли является Конституция - правовой акт, обладающий верховенством по отношению к власти и другим источникам права.

Не нужно забывать, что наша страна переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе. В этой связи, сущностные изменения общественного устройства России, ее государственного статуса привели к необходимости переосмысления многих категорий и институтов конституционного права - отрасли, закрепляющей основы конституционного строя.

В новых условиях складывается иное отношение к наследию науки конституционного права в России, в частности, к ее дореволюционному периоду.

Необходимо также подчеркнуть значимость конституционной культуры для юристов любой специальности, и особенно для тех, кто собирается работать в государственном аппарате.

Все перечисленные факторы подтверждают важную роль конституционного права как учебной дисциплины в юридических вузах.

 

Программа курса "Конституционное право России" предполагает: 1) изучение студентом общих понятий и категорий науки конституционного права в их системе;

2) овладение методикой правового анализа норм конституционного права;

3) уяснение влияния факторов политического, экономического, культурного и нравственного характера на конституционно-правовые нормы и практику;

4) ознакомление с широким кругом законодательных актов, нормы которых регулируют конституционно-правые отношения.

 

Особое внимание уделяется системному изучению Конституции России 1993 года. Организация и деятельность государственных органов РФ и общественных институтов рассматривается с позиции их конституционно-правового статуса и процедурных правил его реализации. Взаимоотношения государства и личности изучаются по поводу обеспечения индивиду свободы от притязаний власти, обязанностей последней гарантировать права человеку и участия гражданина в осуществлении власти. Вопросы государственно-территориального устройства освещаются в связи с правами государства, правовыми гарантиями его целостности, особенностями федеративного устройства России и правовыми проблемами разграничения властных полномочий между РФ и ее субъектами.

 

Литература для изучения курса в целом

Нормативные акты:

1. Конституция РФ, М., 1994.

2. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82 – ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об общественных объединениях»// Российская газета, 2006, 17 февраля.

3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10 – ФЗ (ред. от 09.05.2005) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» //Российская газета, 2006, 13 мая.

4. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125 – ФЗ (ред. от 06.07.2006) «О свободе совести и о религиозных объединениях»//СЗ РФ, 1997, №39, ст.4465.

5. Федеральный закон от 11.07.2001 №95 – ФЗ (ред. от 12.072006) «О политических партиях»// Российская газета, 2006, 15 июля.

6. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5 – ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»//СЗ РФ, 2004, №27, ст.2710.

7. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1 – ФКЗ (ред. от 16.10.2006) «Об уполномоченном по правам человека в РФ»// Российская газета, 2006, 18 октября.

8. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62 –ФЗ (ред. от 18.07.2006) «О гражданстве Российской Федерации»// Российская газета, 2006, 27 июля.

9. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 18.07.2006) «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»// Российская газета, 2006, 27 июля.

10. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1 – ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации» //Российская газета, 2005, 9 апреля.

11. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 №1 – ФЗК (ред. от 05.05.2005) «О конституционном суде РФ»// Российская газета, 2005, 9 апреля.

12. Федеральный закон от 05.08.2000 №113 – ФЗ (ред. от 25.07.2006) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»// Российская газета, 2006, 27 июля.

13. Федеральный закон от 14.06.1994 №5 – ФЗ (ред. от 22.10.1999) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»// Российская газета, 1999, 26 октября.

14. Федеральный конституционный закон от 18.12.1997 №2 – ФЗК (ред. от 01.06.2005) «О Правительстве РФ» // Российская газета, 2005, 7 июля.

 

Учебники и методическиепособия:

1. Баглай М.В. Конституционное право России учебник, М., 2002.

2. Горылев А.И., Цыганов В.И. Теория государства и право. Конституционное право Российской Федерации. Словарь основных понятий и категорий, Нижний Новгород, 2005.

3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России учебник, М., 2002.

4. Комментарий к Конституции РФ. М., 1994.

5. Конституционное (государственное) право: справочник. М., 1995.

6. Конституция Российской Федерации; энциклопедический словарь. М., Большая Рос. Энцикл., 1995.

7. Лассаль Ф. О сущности конституции. С-Пб.,1996.

8. Петров А.В. Конституционное право: основные понятия. Нижний Новгород, 1996.

9. Стрекозов В.Г. Казаченцев Ю.Д. Государственное (конституционное) право России: учебник, М., 1997.

10. Степанов И.М. Парламентское право России учебник. М., 1999.

11. Четвертин В.А. Конституция РФ. Проблемный комментарий. М., 1997.

12. Чиркин В.Е. Конституционное право России учебник, М., 2004.

13.Чиркин В.Е. Конституционное (государственное) право: справочник. М., 1995.

 

Научная литература:

1.Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ. М., 1996.

2. Андриченко Л.В. Белоусова Е.В. Беженцы и вынужденные переселенцы (Правовые проблемы)// Государство и право, 1995, № 5.

3. Гранкин И.В. Определение статуса Федерального Собрания РФ и проблемы его совершенствования// Государство и право, 2005, № 6.

4. Горылев А.И. Некоторые вопросы становления представительной демократии в России// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Право, 1998, №1.

5. Дегтев Г.В. Некоторые теоретические закономерности становления института президентства на современном этапе// Государство и право, 2005, № 2.

6. Котенков А.А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе// Государство и право, 1998, №9.

7. Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе// Государство и право, 1998, №10.

8. Крылов В.С. Федерализм и его будущее// Журнал российского права, 1999, №1.

9. Колбая Т.Н. Может ли федеральный закон изменить установленное Конституцией разграничение полномочий между ветвями власти?// Журнал российского права, 1999, №2.

10. Лазарев Л.В. Конституционное правосудие: механизмы реализации, проблемы// Российская Федерация, 1995, №10.

11. Лаптева В.В. Конституционное правосудие как фактор стабильности конституционно-правовых отношений// Журнал российского права, 1999, №5/6.

12. Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституция России (Конститу­ционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений)// Государство и право, 1997, №8.

13. Мартышин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы// Государство и право, 1994, №10.

14. Маликов М.К. Гражданство РФ и гражданство ее субъектов// Государство и право, 1997, №8.

15. Морозова Л. А. Права человека в условиях становления гражданского общества (международная научно-практическая конференция)// Государство и право, 1997, №10.

16. Надеев Р.К. Структура федеральных органов исполнительной власти. Нужна система// Журнал российского права, 1999, №3/4.

17. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ 1993 года// Государство и право, 1996, №1.

18. Петров А.В. Идея права и права человека// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Право, 1998, №1.

19. Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти// Журнал российского права, 1998, №2.

20. Радченко В.И. Судебная реформа в России// Журнал российского права, 1999, №1.

21. Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм// Государство и право, 1996, №10.

22. Умнова И.А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта РФ// Государство и право, 1994, №8-9.

23. Усанов В.Е. Разделение властей как основа конституционного строя и его роль в формировании парламентаризма в современной России// Государство и право, 2005, № 12.

24. Чиркин В.Е. Правовое положение политических партий// Журнал российского права, 1999, №3/4.

25. Филипова И.А. Непосредственная демократия и ее роль в развитии общества// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Право, 1998, №1.

 

Лекционные занятия

Объем изучаемого курса определяется содержанием государственного образовательного стандарта и универсальной программой по Конституционному праву России.

Наиболее фундаментальные вопросы, необходимые для правильной ориентации во всем курсе конституционного права России, рассматриваются на лекционных занятиях, которые проводятся по расписанию на установочном сборе. Студенту рекомендуется вести конспект лекций и затем использовать его в процессе самостоятельной работы над курсом, сопоставляя с материалом учебников и учебных пособий и дополняя конспект ответами на вопросы, не рассмотренные на лекционных занятиях.

В лекционном курсе предполагается рассмотреть следующие темы:

ИТОГО: 16 ЧАСОВ

Тезисы лекций.

 

Социально-культурные права.

1) Право на образование.

В Конституции РФ говорится об общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Получение образования не является привилегией.

Конституция не предусматривает полной общедоступности получения высшего образования. Граждане РФ в государственных и муниципальных учебных заведениях могут бесплатно получить высшее образование только на конкурсной основе.

Государство при выполнении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, должно уважать право родителей обеспечивать детям получение образования в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями.

2) Право на жилище.

Из данного права вытекает возможность человека пользоваться жилым помещением, имеющимся у него на законном основании, без опасения, что кто-то сможет лишить его этого помещения по каким-либо основаниям. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Государство и муниципальные образования обладают жилищным фондом, из которого предоставляются нуждающимся гражданам в порядке очереди жилые помещения. Граждане вправе арендовать жилую площадь, участвовать в кооперативном строительстве и приобретать жилые помещения в свою собственность без ограничений жилой площади.

3) Право на социальное обеспечение.

По Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях. Каждый из данных случаев характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека или членов его семьи.

Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированная возможность получать государственные пенсии и пособия. Федеральные законы устанавливают минимальные размеры государственных пенсий и пособий.

4) Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 41 Конституции РФ указывает на обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения.

Охрана здоровья как комплексный институт включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан.

5) Право на участие в культурной жизни.

Это право распространяется на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Государство обязано обеспечить доступность театров, художественных выставок, музеев для граждан. Сама культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального или социального происхождения, пола, политических, религиозных или иных убеждений и т.д. Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических, и др. ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.

6) Свобода творчества.

Свобода творчества гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом. Органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, каким образом осуществлять данный вид деятельности. Но государство обязано противостоять творчеству, направленному на пропаганду войны, насилия, жестокости, порнографии, разжигания расовой и национальной вражды, религиозной и классовой нетерпимости. Такая деятельность может быть запрещена в судебном порядке, а их авторы могут нести ответственность, в том числе и уголовную.

Конституцией РФ провозглашается и охрана интеллектуальной собственности, под которой понимаются исключительные права авторов на результаты творческой деятельности.

7) Свобода труда.

Статья 37 Конституции РФ закрепляет, что каждый человек имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Труд свободен. Запрещен принудительный труд.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Тем не менее, Конституция РФ не предусматривает обязанности государства предоставить каждому оплачиваемое место работы. Она лишь содержит право на защиту от безработицы.

 

Гражданство России.

Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Президент РФ.

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Президент РФ избирается на 4 года гражданами России на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной власти. Формально он не входит ни в одну из ветвей власти, хотя, фактически, большинство его полномочий имеют исполнительский характер.

Полномочия.

На Президента РФ возлагается задача обеспечивать единство государственной власти, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Именно Президент РФ устанавливает основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости, территориальной целостности.

В области кадровой политики Президент РФ:

- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

- принимает решение об отставке Правительства РФ;

- по предложению Председателя Правительства назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, министров;

- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка РФ;

- представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального Прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов;

- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ и др.

По отношению к законодательной власти Президент РФ:

- назначает выборы депутатов Государственной Думы РФ;

- распускает Государственную Думу в случаях, предусмотренных Конституцией РФ;

- вносит законопроекты в Государственную Думу РФ;

- подписывает и обнародует федеральные законы;

- обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

 

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии против России вводит военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент РФ может вводить на территории РФ чрезвычайное положение при обстоятельствах, предусмотренных федеральным законом, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Для реализации своих полномочий Президент издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Акты Президента РФ не подлежат утверждению законодательными органами (за исключением указов о введении военного положения и чрезвычайного положения).

Прекращение полномочий.

Президент РФ прекращает полномочия досрочно в случае:

- его отставки,

- стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

- отрешения от должности.

При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думы.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.

 

Федеральное Собрание РФ.

Конституция РФ в ст. 94 признает Федеральное Собрание РФ постоянно действующим законодательным и представительным органом государственной власти. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Таким образом, в основу построения парламента в России положен принцип разделения властей и федерализма. Государственная Дума призвана представлять население России, Совет Федерации призван претворять в жизнь интересы субъектов РФ.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Государственная Дума.

- состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

В Государственной Думе создаются партийные и иные фракции депутатов, образуются парламентские комитеты и комиссии. Общее руководство Думой осуществляет Председатель, его заместители и Совет Думы.

Полномочия Государственной Думы.

Основное полномочие – принятие федеральных законов.

Кроме того, к ведению Думы относятся:

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

- решение вопроса о доверии Правительству РФ;

- назначение и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;

- назначение и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

- назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

- объявление амнистии;

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

 

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ:

- после трехкратного отклонения представленных кандидатур на должность Председателя Правительства РФ;

- в случае если Государственная Дума повторно выразит недоверие Правительству РФ в течение трех месяцев (в этом случае Президент обязан либо распустить Государственную Думу, либо отправить Правительство в отставку).

Совет Федерации.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Высшее должностное лицо субъекта РФ на срок своих полномочий назначает своего представителя в Совет Федерации, а представительный (законодательный) орган субъекта Федерации выбирает на срок своих полномочий своего представителя в Совет Федерации. Общее количество членов Совета Федерации – 178 человек.

Общее руководство Советом Федерации осуществляет Председатель, его заместители и Совет Палаты. В Совете Федерации образуются комитеты и комиссии.

Полномочия Совета Федерации.

Основное полномочие – одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой.

Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся:

- утверждение границ между субъектами РФ;

- утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

- назначение выборов Президента РФ;

- отрешение Президента от должности;

- назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

- назначение и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

- назначение на должность и освобождение Генерального Прокурора РФ.

Правительство РФ.

Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, которое состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Председатель Правительства назначается Президентом РФ с одобрения Государственной Думы. Министры Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства РФ.

Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

В составе Правительства для решения оперативных вопросов может образовываться по предложению Председателя Президиум Правительства.

Полномочия.

- разрабатывает и направляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Думе отчет о его исполнении федерального бюджета;

- обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- осуществляет управление федеральной собственностью;

- осуществляет меры по управлению обороной страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и др.

Для реализации своих полномочий Правительство РФ издает постановления и распоряжения.

Отставка Правительства.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ – решение о сложении полномочий Правительства оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность нового Президента РФ.

Президент в любой момент может отправить в отставку Правительство РФ, уведомив об этом Государственную Думу и Совет Федерации. Отставка Председателя Правительства влечет за собой отставку Правительства в целом. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, но окончательное решение об отставки Правительства принимает только Президент РФ.

Судебная власть в РФ.

Судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная власть – это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами.

Конституционный Суд РФ.

Состоит из 19 судей, разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный Суд РФ также разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между органами государственной власти субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд РФ.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Данный орган осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ выступает в самостоятельных процессуальных качествах:

- осуществляет рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции в отношении решений, вынесенных судами уровня субъектов РФ либо им самим по первой инстанции и не вступивших в юридическую силу;

- осуществляет рассмотрение дел в отношении решений любых федеральных судов общей юрисдикции, вступивших в юридическую силу, в порядке судебного надзора;

- некоторые категории гражданских, административных и иных дел Верховный Суд РФ может рассматривать по первой инстанции (например, об оспаривании нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, об оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей и др.).

Высший Арбитражный Суд РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Данный орган осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ.

 

Прокуратура РФ.

Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

 

Семинарские занятия

В соответствии с учебным планом ряд узловых вопросов курса выносится на семинарские занятия. Они проводятся на втором, экзаменационном сборе студентов в течение семестра. Подготовку к семинарским занятиям рекомендуется начать с изучения содержания соответствующего раздела учебника или учебного пособия. Следует зафиксировать для себя основные понятия темы и на этой основе проработать материал рекомендованных к семинарскому занятию статей и монографических работ, проанализировать тексты нормативных актов. По итогам работы над источниками к каждому отдельному вопросу плана семинарских занятий рекомендуется составить краткий конспект или тезисы ответа, а также обязательно выполнить в письменном виде практические задания.

Семинар представляет собой коллективное обсуждение студентами под контролем преподавателя предусмотренных темой вопросов. Участие студента в обсуждении каждой темы семинарского занятия является обязательным элементом учебного процесса. Оно может выражаться в выступлении на семинаре с докладом или сообщением по отдельному вопросу темы, дополнении или уточнении высказанных другими студентами положений, приведении альтернативных точек зрения по рассматриваемому вопросу, анализе нормативных актов и казусов, политической и правовой практики и т.п. Одной из форм проведения семинарского занятия может быть выполнение контрольного письменного задания с последующим анализом и обсуждением итогов.

Студенты, не участвовавшие в семинарском занятии с группой или не подготовившиеся к нему, должны индивидуально отчитаться по соответствующей теме преподавателю в установленные дни. Следует иметь в виду, что прохождение всех тем семинарских занятий с положительной оценкой является одним из обязательных условий допуска студента к экзамену.

Темы семинарских занятий

Основные понятия к семинарскому занятию №1

Понятие избирательной системы употребляется в двух смыслах. В широком смысле под избирательной системой понимают общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов.

В узком смысле, избирательная система - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.

Существует два значения термина "избирательное право". В объективном смысле, избирательное право - это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления (один из институтов конституционного права).

Субъективное избирательное право - гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.

Граждане могут избирать своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления - активное избирательное право.

Граждане сами могут избираться в органы государственной власти и местного самоуправления - пассивное избирательное право.

Определение результатов выборов может производиться различными способами. В зависимости от этого различают:

1. Мажоритарную избирательную систему - система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие установленное большинство голосов.

А) Мажоритарная система относительного большинства - система выборов, при которой избранным считается кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов по сравнению с другими кандидатами.

Б) Мажоритарная система абсолютного большинства - система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, то есть больше половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

В) Мажоритарная система квалифицированного большинства - система выборов, при которой избранным считается кандидат, сумевший набрать квалифицированное число голосов (2/3, 3/4, 3/5 и т.д.).

2. Пропорциональная избирательная система - это порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится пропорционально полученному ими количеству голосов.

Основные принципы избирательной системы: а) всеобщность избирательного права: б) свободное участие в выборах; в) равное избирательное право; г) прямое избирательное право; д) тайное голосование.

Избирательный округ - это избирательная единица, образуемая в порядке, установленном законодательством, для проведения выборов.

Избирательный участок - это часть избирательного округа, образуемая с учетом местных и иных условий для проведения голосования и подсчета голосов избирателей.

Избирательными называются комиссии, организующие выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ.

Основные стадии избирательного процесса:

1. Назначение выборов.

2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.98.29 (0.011 с.)