Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема№1 Избирательная система России.

Поиск

1. Понятие избирательной системы и избирательного права (мажоритарная и пропорциональная избирательные системы).

2. Принципы избирательной системы: их характеристика и законодательное закрепление.

3. Избирательные округа и избирательные участки: виды, порядок образования.

4. Избирательные комиссии: виды, порядок образования, компетенция.

5. Организация и порядок проведения выборов в РФ.

Нормативные акты:

1. Конституция России.

2. Федеральный закон РФ от 12.06.2002 №67 – ФЗ (ред. от 25.07.2006) «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»// Российская газета, 2006, 27 июля.

3. Федеральный закон РФ от 10.01.2003 №19 – ФЗ (ред. от 25.07.2006) «О выборах Президента РФ»// Российская газета, 2006, 27 июля.

4. Федеральный закон РФ от 18.05.2005 №51 – ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»// Российская газета, 2006, 27 июля.

5. Федеральный закон РФ от 08.05.1994 №3 – ФЗ (ред. от 25.07.2006) «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»// Российская газета, 2006, 27 июля.

 

Научная литература:

1. Васильев В.И., Постников А.Е. Комментарий к Федеральному закону о выборах депутатов Государственной думы. М., 1995.

2. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в РФ: политико-правовые и технологические аспекты// Государство и право, 1997, №8.

3. Веденеев В.И., Лысенко В. И. Политика и федеральные выборы (К вопросу о взаимоотношениях между властью и правом)// Государство и право, 1995, №2.

4. Выборы в Государственную думу: правовые проблемы, М., 1995.

5. Гельман В. Выборы депутатов Государственной думы: правила игры, законодательная политика и правоприменительная практика// Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 1995, №4, 1996, №1.

6. Зиновьев А. В. Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России// Государство и право, 1995, №1.

7. Зотова З.М. Предвыборная агитация глазами студентов-юристов// Государство и право, 1997, №7.

8. Иванченко А.В. Деятельность избирательных комиссий субъектов РФ по реализации и защите избирательных прав граждан// Государство и право,1998, №9.

9. Иванченко А.В. Избирательная система России: новый этап развития// Журнал российского права, 1998, №9.

10. Лапаева В.В. Выборы в Государственную думу 1995г: проблемы совершенствования законодательства // Государство и право, 1996, №9.

11. Лысенко В. И. Некоторые проблемы развития российского избирательного права// Государство и право, 1995, №8.

12. Матейкович М.С. Проблемы правового регулирования выборов в законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ// Государство и право, 1998, №7.

13. Мостовщиков В.Д. Предвыборная агитация: понятие и правовые признаки// Журнал российского права, 1999, №5/6.

14. Постников А.Е. Законодательство и практика проведения выборов в субъектах РФ в 1993-1995 годах: основные тенденции и поиск оптимальной модели// Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 1995, №3.

15. Постников А.Е. Закон о выборах в Государственную думу и практика его реализации в 1995 году// Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 1995, №4, 1996, №1.

16. Постников А.Е. Мажоритарная и пропорциональная избирательная система: минусы.// Народный депутат, 1993, №12.

17. Основные направления совершенствования избирательного законодательства РФ (Доклад рабочей группы по подготовке проектов законодательных актов по совершенствованию избирательной системы в РФ)// Государство и право, 1997, №6.

Основные понятия к семинарскому занятию №1

Понятие избирательной системы употребляется в двух смыслах. В широком смысле под избирательной системой понимают общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов.

В узком смысле, избирательная система - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.

Существует два значения термина "избирательное право". В объективном смысле, избирательное право - это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления (один из институтов конституционного права).

Субъективное избирательное право - гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.

Граждане могут избирать своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления - активное избирательное право.

Граждане сами могут избираться в органы государственной власти и местного самоуправления - пассивное избирательное право.

Определение результатов выборов может производиться различными способами. В зависимости от этого различают:

1. Мажоритарную избирательную систему - система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие установленное большинство голосов.

А) Мажоритарная система относительного большинства - система выборов, при которой избранным считается кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов по сравнению с другими кандидатами.

Б) Мажоритарная система абсолютного большинства - система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, то есть больше половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

В) Мажоритарная система квалифицированного большинства - система выборов, при которой избранным считается кандидат, сумевший набрать квалифицированное число голосов (2/3, 3/4, 3/5 и т.д.).

2. Пропорциональная избирательная система - это порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится пропорционально полученному ими количеству голосов.

Основные принципы избирательной системы: а) всеобщность избирательного права: б) свободное участие в выборах; в) равное избирательное право; г) прямое избирательное право; д) тайное голосование.

Избирательный округ - это избирательная единица, образуемая в порядке, установленном законодательством, для проведения выборов.

Избирательный участок - это часть избирательного округа, образуемая с учетом местных и иных условий для проведения голосования и подсчета голосов избирателей.

Избирательными называются комиссии, организующие выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ.

Основные стадии избирательного процесса:

1. Назначение выборов.

2. Установление избирательных округов (если речь идет о выборах в представительный орган).

3. Установление избирательных участков.

4. Создание избирательных комиссий.

5. Регистрация избирателей.

6. Выдвижение кандидатов, их регистрация.

7. Агитационная кампания.

8. Голосование,

9. Подсчет голосов и установление итогов голосования.

10. Возможный второй тур / или новые выборы.

11. Окончательное определение и опубликование результатов выборов.

Тема №2 Система органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. (4 часа)

1. Законодательство о статусе субъектов РФ.

2. Порядок формирования, состав и полномочия законодательных органов власти субъектов РФ.

3. Порядок формирования, состав и полномочия исполнительных органов власти субъектов РФ.

4. Глава субъекта РФ: порядок избрания и полномочия.

Нормативные акты:

1. Конституция РФ.

2. Федеральный закон РФ от 06.10.1999 №184 – ФЗ (ред. от 25.10.2006) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»// Российская газета, 2006, 28 октября.

3. Федеральный конституционный закон РФ от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»// Российская газета, 2005, 3 ноября.

4. Устав Нижегородской области.

Научная литература:

1. Авакьян С.А. Местное самоуправление в РФ: концепции и решения нового закона// Вестник МГУ, серия "Право", 1996, №2.

2. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в РФ ("Круглый стол" в институте государства и права РАН)// Государство и право, 1997, №5.

3. Букин А.М. Система высших органов государственной власти Республики Мордовия: поиск оптимальной модели// Государство и право, 1995, № 2.

4. Данилов Е. Конституционно- правовая реформа в краях и областях Российской Федерации// Народный депутат, 1993, №7.

5. Козлов Ю. М. Исполнительная власть: региональный уровень// Вестник МГУ, серия "Право", 1992, №1.

6. Коновалов А.М. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка (Вопросы теории и практики)// Государство и право, 1997, №12.

7. Лысенко В. Н. Устав области, края, города федерального значения, автономного образования: каким ему быть?// Государство и право, 1995, №10.

8. Малый А.Ф. О статусе законодательных органов власти// Журнал российского права, 1998, №8.

9. Михалева Н. А. Конституционные реформы в республиках -субъектах РФ// Государство и право, 1995, №4.

10. Мельников А. Н., Поликарпов Б.Э. Становление городского самоуправления в современной России// Правоведение, 1995, №2.

11. Постовой В. Т., Камо В. С. Органы территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления// Государство и право, 1992, №7.

Основные понятия к семинарскому занятию №2

Российская Федерация осуществляет свои многообразные функции через органы государственной власти. Орган государственной власти - это гражданин или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями, уполномоченные государством на осуществление его задач и функций и действующие в установленном государством порядке. Признаки государственного органа:

1) образуется в точном соответствии с законом;

2) осуществляет строго определенные задачи и функции государства:

3) имеет четко определенную структуру, осуществляет деятельность в присущих организационно- правовых формах.

Система органов государственной власти - это совокупность высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти.

Органы государственной власти Нижегородской области образуются и действуют исходя из единства системы государственной власти РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ. Государственная власть в области осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательную власть в области осуществляет ее представительный и законодательный орган - Законодательное Собрание Нижегородской области.

Исполнительная власть в Нижегородской области представлена Губернатором (высшее должностное лицо Нижегородской области) и Правительством Нижегородской области, которое возглавляет Губернатор. Судебную власть в области осуществляют суды РФ. Законодательное Собрание Нижегородской области состоит из депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Основной формой работы Законодательного Собрания являются его заседания, в ходе которых все отнесенные к его ведению полномочия реализуются путем принятия соответствующих нормативных актов.

Работу Законодательного Собрания возглавляет председатель. Законодательное Собрание избирает из числа депутатов на срок своих полномочий комитеты (комиссии), а для решения отдельных задач - временные комиссии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.007 с.)