Неразвитый характер частной собственности обусловливал существование в византийской системе права института владения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неразвитый характер частной собственности обусловливал существование в византийской системе права института владения.



Новеллами Льва VI было предусмотрено предоставление во владение отдельным гражданам участков земли на морском побережье для установления сетей рыбаками. Рыболовство имело для Византии большое экономическое значение и побережье вблизи Константинополя, где хорошо шла ловля рыбы, участок передавался не в собственность, а лишь во владение, причем владение целевое. 103 Новелла Льва VI «О том, чтобы приморские владения объединить в общество для установления причалов», провозглашая любую недвижимость принадлежащей государству, византийские басилевсы присвоили право конфисковать любой земельный надел на праве владения без суда и следствия. Басилевс распоряжался землей и налогами свободно - он мог пожаловать частному лицу или монастырю как саму землю, так и право взимать налоги и другие права. Византийская, западная и восточнославянская традиции правового регулирования отношение собственности политико-правовой мысли и законодательной практики (Рубаник В.Е. Указ.соч. с.98).

Таким образом, отношения собственности на землю в Византии регулировались Земледельческим законом, а имущественные правоотношения между горожанами регламентировались «Базеликами».

Свое дальнейшее развитие в Эклоге находит такой специфический институт греческого и постклассическго вещного права, как эмфитевзис. В Эклоге встречается как «ограниченный», так и «вечный» эмфитевзис. Лицо (эмфитевт), получившее эмфитевзис, как правило, землю, обязано было уплачивать собственнику ежегодный взнос. Если он в течение трех лет не вносил обусловленную плату, то мог быть лишен предоставленной ему недвижимости.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. Брачно-семейное и наследственное право.

Значительное число статей Эклоги посвящено вопросам брачно-семейного и наследственного права. И это не случайно христианство, ставшее государственной религией с 337 г., принесло с собой качественно новое понимание брака как союза нерасторжимого и освященного Богом. Именно в Эклоге христианский брак получает подробную правовую регламентацию.

Студентам на семинарском занятии необходимо сравнить институты брачно-семейного права Византии с институтами брачно-семейного права в Кодификации Юстиниана.

Законодательство Юстиниана признавало конкубинат и давало возможность детям от этой формы сожительства получить законные права; оно допускало развод с правом вступления в новые браки, ограничивая число поводов к нему.

Эклога не признает конкубинат, запрещает всякие внебрачные отношения под страхом телесных и имущественных наказаний, запрещает развод по взаимному согласию и провозглашает принцип нерасторжимости брака; ограничивает основания для развода. Лев Мудрый предписал заключать браки только после церковного благословения (около 893 г.). Император Алексей Комнин распространил это предписание на рабов и крепостных (1095 г.). Эклога ввела неизвестный ранее византийскому праву институт обручения (с 7 лет). Брачный возраст был установлен в 15 лет для мужчин и 13 лет для женщин.

Много нового было внесено в наследственное право и в личные и имущественные отношения супругов, детей и родителей.

Нормы брачно-семейного права содержатся в I-III титулах Эклоги.

Прежде все студенты должны рассмотреть условия и порядок заключения брака. Нововведением Эклоги стало закрепление в ней института обручения, представляющего собой формальный двусторонний договор между семьями жениха и невесты. Имеет ли оно юридическую силу? Какова юридическая природа брачного договора? Какие формы брака предусматривает Эклога?

При анализе этого вопроса студентам необходимо обратить особое внимание на основания развода. Ответьте на вопрос: как христианская религия влияет на византийское право, регулирующее основания развода?

Эклога закрепляет различные способы заключения брака. Как правило, брак заключался в письменной форме при свидетелях, о чем свидетельствуют ст.1,4 титула II. Несмотря на то, что Эклога запрещает различные формы половой распущенности (титул XV, ст.19–23), она предусматривает возможность возникновения правовых последствий и при фактическом браке. В этом состоит существенное отличие брачно–семейного права по Эклоге от более позднего византийского права, допускающего брак лишь с благословения церкви (хотя и в самой Эклоге подобным фактический брак, очень похожий на конкубинат по римскому праву, рассматривается скорее как исключение из правил, нежели как норма, на что прямо указывает содержание ст.9 титула II).

Студент должен перечислить основные условия действительности брака: достижение брачного возраста, отсутствие кровного родства и др., сравнить при этом положения титула II эклоги с соответствующими предписаниями римского права.

Эклога рассматривает брак отчасти и как договор, поэтому здесь подробно регламентируются имущественные отношения между супругами. При этом главное внимание законодателя уделяется институтам приданого и предбрачного дара (титул II, ст.4–8, II).

В соответствии с христианством происходит выравнивание правового режима имущества супругов: так, например, приданое и брачный дар, полученный женою, рассматривались не как собственность мужа, а как имущество, переданное ему в управление, при наследовании по завещанию устанавливалась обязательная доля детей (не менее 1/3 части наследства), определялись 7 разрядов наследников, к которым последовательно переходило имущество умершего при отсутствии завещания.

Особенностью брачно–семейного права в эклоге является резкое ограничение оснований к разводу, хотя в целом они допускают развод – несмотря на то, что, с точки зрения христианства, брак нерасторжим. Студентам надлежит не только перечислить все те случаи, при которых возможно расторжение брака как по инициативе мужа, так и по инициативе жены, содержащиеся в ст. 14–15 титула II эклога, но и сравнить их с соответствующими положениями римского права.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. Преступления и наказания.

Нормы уголовного права находят отражение в «Кормчей книге» 1650 г., изданной патриархом Иосифом, в компиляции второй «Избрания от закона Богом данного израильтянином Моисеом (Моисеем)», которая начинается с призыва к справедливому суду и соблюдению основных заповедей христианства. Исходя из принципа правосудия, в ней рассматриваются некоторые нормы уголовного права. Их можно разделить на три группы:

Нормы, регулирующие отношения между родителями и детьми. Так, за избиение отца или матери, или злословия по отношению к ним предусматривается смертная казнь. В Библейском Левите данная норма выражена следующим образом: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем». (Цитирую по статье: В.А. Глухов. Становление церковной юрисдикции в Киевской Руси X-XI веков// Российская юстиция. 2006,№3,с.56)

2. Нормы направленные на охрану личности и имущества, предусматривающие такие деяния как: убийство человека – как вольное, так и невольное (при этом предусматривающие ситуации убийства не родившегося ребенка, находящегося в утробе женщины в результате полученных ее побоев и убийство господином раба). Кража человека с последующей продажей. Удары, причиненные в драке различными предметами. (см. там же: Глухов В.А. Указ соч. с.56)

Нормы, предусматривающие наказание за различные виды прелюбодеяния. Этим нарушениям уделяется большая часть второй книги Моисея, особенно глава 25 Исхода – «О растливших девицу» (данное преступление карается забрасывание обоих камнями до смерти, в случае установления факта насилия со стороны мужчины, наказание смертью только его). В третьей книге Моисея анализируется выборочные нормы из Исхода и Левита, содержавшихся в Ветхом Завете. Там в главе 26 «О прелюбодеяниях» говорится, что если мужчина прелюбодействует с замужней женщиной, или с женой ближнего своего, то предусматривается смерть для обоих. В главе 29 за блуд жены со скотом полагалась убить жену и скотину. Глава 31 за совершение греха с мачехой предусматривала смерть для обоих. Такое же наказание в главе 35 грозило за сожительство со снохой. По главе 37 за связь с дочерью и матерью сжигали всех троих. За связь с родственницей назначалась смерть. В главе 43 смерть назначалась за связь мужчины с мужчиной и женщины с женщиной (см.: Глухов В.А. Указ соч. с.56).

Вопросам преступлений и наказаний посвящен XVII титул «Эклоги». Это один из наиболее ярких ее разделов, отражающий основные тенденции развития уголовного права в Византии. Недаром именно XVII титул «Эклоги» был использован при составлении «Закона Судного людем». Студентам следует проанализировать, какие виды преступлений и наказаний рассматриваются в XVII титуле «Эклоги». Какие обстоятельства принимаются здесь за внимание при назначении наказания?

Отличительной чертой византийского уголовного права является жесткость наказаний. Значительный круг преступлений в «Эклоге» предусматривает смертную казнь, ее квалифицированные виды, или членовредительские наказания (отсечение рук, отрезание языка). Это объясняется, с одной стороны, сложной внутриполитической обстановкой в Византии в VIII веке, связанной с борьбой императоров – иконоборцев Льва III и Константина V за усиление своей власти. С другой стороны, формирование системы членовредительских наказаний в уголовном праве Византии во многом происходило под влиянием обычного права восточных провинций государства. «Эклога» сохранила лишь простой вид смертной казни (обезглавливание). Она почти не знала конфискацию имущества. Членовредительные наказания были введены вместо смертной казни. Возникли и более мягкие наказания (денежные штрафы).

Студентам необходимо обратить внимание на то, какое влияние оказала христианская религия на нормы уголовного права. В чем конкретно проявляется это влияние? Особо обратите внимание на то, что еще при Константине Великом появились преступления против веры и церкви. Так, в «Эклоге» признавалась наказуемой лжеприсяга. Говоря о классификации преступлений, следует отметить, что на первом месте в «Эклоге» стоят именно преступления против религии и церкви, что также объясняет влиянием христианства. Круг их довольно обширен; о них говорится в частности в статьях 2,6,15,23,25,26,42-44 и др. К наиболее тяжким преступлениям против религии относятся колдовство и знахарство, а также ересь (ст. 52). При назначении наказания за преступления против веры нередко применяется принцип символического талиона. Это также отличает «Эклогу» от законодательства Юстиниана.

О влиянии христианской морали свидетельствует ряд норм «Эклоги»: в ней нет прямой зависимости назначения наказания в зависимости от сословного статуса преступника, хотя этот принцип проводится не всегда последовательно (см. ст. 11,12,22,29,49 титулаXVII «Эклоги»).

В «Эклоге» можно выделить отдельные институты «общей части». Так, в ней различаются умысел и неосторожность. Среди обстоятельств, смягчающих ответственность выделяется возраст преступника, однократность совершения преступления. «Эклоге» известен институт соучастия. Принципы общей части уголовного права содержатся главным образом в статьях 11,24,38,41,45,48.

Нормы уголовного права известны в «Законе судном людем» царя Константина Великого» широко применявшегося в славянских землях. Так, глава 4 грозит семилетним постом женатому мужчине, вступившему в связь с рабыней. Рабыня подлежала продаже в другую землю, а вырученные деньги раздавались нищим. Глава 6 предусматривала отрезание носа за связь с монахиней по светскому праву и 15-летний пост по церковному закону. Такое же наказание полагалось за женитьбу на куме (гл.7) и за связь с крестной дочерью (гл. 8). За лишение девственности по гл.4 предпочиталось два решения: в случае любви и согласия родителей дело могло ограничиваться свадьбой или виновный должен был выделить за срам девице литр золота (72 злотника), а если беден он, то ему грозил 7-летний пост. В главе 10 за изнасилование девственницы предусматривалось возможность мести, а в случае отсутствия мстителя виновный подлежал продаже, а его имущество переходило к потерпевшей. Если изнасилованной было меньше 20- лет, то обидчик продавался, а имущество передавалось потерпевшей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.008 с.)