Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отбор и систематизация материалов для беседыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Когда мы уже назначили деловую беседу, а еще лучше, когда мы приняли решение ее назначить или даже еще раньше — когда мы только решили ее провести, нужно начинать отбирать и систематизировать материалы к этой беседе. Большую помощь в этом нам окажет личный архив, из которого мы относительно легко и быстро можем извлечь наиболее важные и нужные данные и сообщения. Кроме того, мы пользуемся деловой документацией (из нашего шкафа и письменного стола) из других служб и отделений нашего предприятия. Для этой работы наиболее целесообразно с начала подготовки к беседе завести особую папку-досье. Полезно уже в начале работы установить основные критерии отбора материала для того, чтобы он не накапливался без надобности и не отягощал нас своим объемом и путанностью. Этими критериями могут быть вопросы, которые позволили бы нам быстрее и легче решать, включать ли конкретные данные в рабочий материал или нет. Пример вопросов-критериев для отбора рабочих материалов: Какова реальная польза конкретного материала для проведения данной беседы, для нашей позиции? Сколько времени нужно для его изложения? Будет ли он достаточно понятным и убедительным для делового собеседника? Соответствует ли он основному курсу беседы? Насколько он важен для понимания ситуации и принятия окончательного решения? Можно ли его отпустить? И так далее. Таким образом, мы отсеиваем необходимый рабочий материал для подготовки к беседе. Было бы ошибкой приводить собеседнику весь материал, который оказался у нас в руках. Это создаст путаницу, вызовет ненужные вопросы и отдалит нас от намеченной цели. В таких случаях нужно помнить практический совет: успех в беседе приносит не столько объем собранного материала, сколько его проработка.
Систематизация материала во время его сбора и подготовки к деловой беседе — также важная операция. Рекомендуется иметь в папке отделения не только для облегчения поисков, но и для направленного сбора и проработки рабочего материала. Рабочий пример систематизации материалов иллюстрирует рис. 28. Такой основной формой, иногда упрощенной, иногда усложненной, часто пользуется и автор при подготовке к отдельным деловым беседам. Предлагаемый план систематизации рабочих материалов к конкретной деловой беседе разделен на три уровня (на рис. 28 изображен только первый и частично второй): функциональное целое, проектные группы, проектные детали. Функциональное целое представлено в вертикальных графах (эти разграничения часто имеют искусственный характер), для большей наглядности и облегчения проработки они обозначены номерами 10, 20,..., 100. Проектные группы объединяют совокупность однородных деталей на одном уровне плана (проекта) беседы; например группа «отдельных докладов» или «невыясненных вопросов». Эти группы, входящие в одно функциональное целое, расположены вертикально и пронумерованы порядковыми номерами. И наконец, в рамках каждой группы есть много проектных деталей, рассредоточенных по всему проекту (и по вертикали, и по горизонтали). Они обычно обозначаются каким-либо ключевым словом. Предложенная концепция систематизации рабочих материалов для подготовки к деловой беседе наряду со структурой имеет еще и большую мотивационную ценность. Она выражается в том, что ориентирует человека на систематическое и организованное мышление, а его усилия по подготовке к беседе способствуют повышению качества и эффективности ее проведения. ПРОВЕРКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К БЕСЕДЕ До начала беседы полезно еще раз заглянуть в материалы, проанализировать проделанную работу и уточнить некоторые детали. Для этого мы приводим контрольный список вопросов, который читатель может дополнить и приспособить к своим повседневным нуждам. Перед началом беседы ответьте сами себе на следующие вопросы: 1. Все ли я тщательно продумал? 2. Вполне ли я готов правильно ответить на возможные вопросы собеседника? 3. Пытался ли я представить себя на месте собеседника и понять его? 4. Является ли мой план беседы точным, ясным и корректным? 5. Не вызовет ли мой план беседы вопросов, на которые я не смогу ответить? 6. Выглядят ли мои формулировки естественными и убедительными? 7. Правильно ли составлен план беседы, логично ли его построение? 8. Все ли мои мысли выражены точно и ясно? 9. Правильно ли выбран тон изложения? 10. Если бы эта беседа была проведена со мною, остался бы я ею доволен? СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ О стилях изложения написано много толстых книг, учебников риторики и грамматик. Поэтому здесь мы коротко остановимся лишь на двух вопросах: на выборе слов и на составлении предложений. Что касается выбора слов, то нужно всегда стараться употреблять простые, общеизвестные и общепринятые, всем понятые слова. Это иногда противоречит тому, что употребляемый термин должен быть одновременно и наиболее точным. Человек должен сознавать, что наслоение неясных, непонятных и невразумительных терминов может сделать бессмысленным все выступление независимо от того, насколько ясными и простыми были мысли выступающего. Ведь часто, выступая, человек старается показать свою «ученость» и красноречие. На деле непонятное выступление лишь создает путаницу в головах собеседников, вызывает у них усталость и непонимание, лишает интереса. Поэтому нужно затратить определенные усилия на поиск нужного слова, правильного понятия, следует избегать слов-суррогатов, которые значительно снижают ясность выражения. Об этом так говорил когда-то Марк Твен: «Разница между нужным словом и словом, которое близко ему по значению, точно такая же, как и разница между сверканием молнии и поблескиванием маленького светлячка». Важно следить за тем, чтобы любимые словечки и поговорки не превратили нашу речь в набор пустых фраз. Будем помнить, что неуместные сокращения названий могут довести нормального человека, несведущего в определенной специальной области, до настоящего отчаяния. Особое внимание следует уделить исключению из своей речи иностранных слов, выражений и модных конструкций предложений. Иностранные слова и выражения, перенесенные в наш язык, обычно существенно меняют свое первоначальное значение, отсюда возникает ряд недоразумений. Понимание этих слов людьми, знающими данный язык, и людьми, до сознания которых дошло их измененное и упрощенное значение, отличается настолько, что даже трудно представить. Поэтому рекомендуется выбирать простые, всем понятные, наиболее подходящие и выразительные слова, которые при необходимости можно легко заменить. С построением предложений дело обстоит в сущности так же. Главное — быть ясными, говорить точно то, что хотите сказать, и так, чтобы слушатель-собеседник как можно лучше мог понять то, что ему говорят. Будем помнить старую истину: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. И правда, нетрудно заметить, как не только люди с низким уровнем образования часто жалуются на го, что не в состоянии понять многое из того, что встречается в печати, на лекциях, по радио и телевидению. Это происходит потому, что выступающий в основном старается подчеркнуть свою «ученость» и «образованность», а на деле непонятным сообщением создает путаницу, выбывает неприязнь со стороны собеседников-слушателей. Здесь иногда складывается и забавная ситуация, похожая на ту, которую так хорошо описал и высмеял наш писатель Сима Матавуль в сцене, когда бестолковый Чаглина приветствует своего брата, вернувшегося в родные края. Чаглина обращается к ученому брату с «ученой» речью: «За здоровье вашего дорогого добро пожалования к тому, что всегда было нашим добро пожалованием, потому что оно всегда ходит-бродит между нами, грешными, прямо мудрость между волов... А ты песни поешь и молитвы разговариваешь. Как бог, что все знает, ведь мудрености, боголюбивости, крепости, лепости, милости, душевности, гордости в тебе — как в мешке. А потом, а потом, наш дорогой и благословенный, славный и верный, мирный ты наш, головой ты слышишь, ушами видишь... Так будь ты здоров, наш дивный фра Брне!»[5] А родственники, вытаращив глаза, его слушают и дивятся его «учености» и «уму», а один из них и говорит: «Ежели б его учить, какая бы голова была!», а второй говорит: «Я даже почти ничего не понял!», а третий: «А я вообще ничего не понял». И все, пишет Матавуль, восторгались этой речью, из которой ничего не поняли. Поэтому давайте будем употреблять в своих выступлениях ясные и понятные всем выражения. Они не должны иметь форму телеграфного сообщения, но и не быть длинными, как колбаса. Каждую новую мысль можно со спокойной совестью облекать в новые предложения. Предложение должно заключать в себе активную позицию; нужно приложить усилия и увязать все предложения в одно естественное, логическое целое. Исключительное значение при этом имеет грамматическая правильность построения предложений. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЗАПОМИНАНИЯ Обобщая опыт повседневной практики деловых бесед и сравнивая его с выводами и идеями признанных в этой области авторитетов (теоретиков и практиков), мы подошли к анализу нашей самой уязвимой способности — умению быстро и полно запоминать. Если мы постараемся вспомнить содержание нескольких дискуссий, то не нужно будет специально подчеркивать роль наших «запоминающих мощностей». К счастью, можно значительно увеличить, и притом без особого труда, объем и точность запоминания. Нужно лишь применять несколько основных принципов, уже давно открытых исследователями. Мы не собираемся вникать в биологическую природу памяти или заниматься поиском различных определений этого все еще таинственного химико-биологического процесса. Оставим это специалистам, биологам, психологам и химикам. Мы ограничимся практическими наставлениями, которые могут частично облегчить наши повседневные муки. Ни в коем случае нельзя стараться запомнить все, что проходит через наши уши. Эта попытка наверняка закончится неудачно. Поэтому следует всегда тщательно отбирать материал, который мы собираемся сохранить в памяти. При этом запоминание должно быть подчинено следующим перспективным целям: повысить эффективность нашей трудовой деятельности; создать предпосылки для интенсификации умственной деятельности. Многие исследователи открыли и разработали десятки практических рекомендаций и принципов, применение которых поможет развить память. Но запомнить все эти рекомендации было бы слишком сложно и нерационально. Поэтому мы отберем четыре-пять общих принципов, которые должны быть достаточно емкими и включать в себя основные моменты остальных принципов. Эти общие правила (принципы) следует применять сознательно до тех пор, пока они не станут нашей плотью и кровью» так как хорошая память является предпосылкой эффективного проведения любой деловой беседы. * Каковы же общие правила запоминания (рис. 29)? 1. Наши мысли должны быть направлены только на то, чтобы точно запомнить сообщаемую информацию, т. е. необходимы воля и усилия, а не позиция ожидания. 2. Следует активно реагировать на то событие, которое мы должны запомнить; нужно слушать, обсуждать и обдумывать его в тот момент, когда оно происходит. 3. Вспомните это событие позже в удобный момент, с тем чтобы оно закрепилось, не поблекло и не стерлось в памяти. 4. Внушите себе значимость того, что вы сознательно хотите запомнить, с тем, чтобы увязать это событие во времени и пространстве с другими, создав таким образом «опорные точки» для вспоминания. 5. Наиболее надежный и быстрый способ улучшить память — разработать системы ведения записей и аккуратно записывать все, что мы считаем необходимым. По возможности объем этого необходимого следует максимально увеличить. Все эти правила лучше применять последовательно, что является главной предпосылкой повышения эффективности проведения наших деловых бесед. Напомним, что первые четыре правила нужно применять только после того, как будет усвоено пятое. Факты свидетельствуют о том, что большинство людей, добившихся успеха, пользовались пятым правилом. ВЕДЕНИЕ ЗАПИСЕЙ Может ли кто-нибудь запомнить все, что нужно, или все, что он хотел бы запомнить? Психологи утверждают, а эксперименты подтверждают, что даже самые одаренные личности больше забывают, чем запоминают, то, что касается рабочих материалов. А половина того, что остается в памяти, к тому же неточна.
Таким образом, весь объем оставшегося в памяти в лучшем случае снижается до 15—20% того, что было сообщено. Эти строгие природные ограничения неизбежно заставляют нас приобретать особые навыки работы и удерживают нас от неразумных попыток держать все факты в памяти. А это подводит нас к последнему правилу предыдущего параграфа — систематическому ведению соответствующих записей, что особенно важно для людей, занимающих ответственные посты и имеющих широкий круг обязанностей, поскольку это единственный способ раздвинуть границы нашей памяти. Известно выражение: «Блокнот с записями для делового человека — то же, что сеть для рыбака». По этому поводу можно посоветовать: систематически делать записи в блокноте; вести их последовательно и в едином стиле; никогда не жалеть бумаги. Записи следует по возможности снабжать подробными комментариями, так как «голые» факты часто впоследствии оказываются почти бесполезными, поскольку их очень трудно расшифровывать. Возникает вопрос: что же нужно записывать? Полезно самим определить принципы, с помощью которых мы будем отбирать материал по следующим направлениям: что следует записать, что запомнить, а что предать забвению. Мы также постоянно должны осознавать, что существует риск переоценки собственных возможностей, так как всем свойственно стремление запоминать определенный материал, чтобы его не записывать. И последний вопрос. Для каких целей можно использовать записи? Некоторые авторы рекомендуют разделить все материалы (или дела) на четыре группы записей для большей наглядности и облегчения их ведения. К этим группам относятся: • информация о будущих обязательствах с указанием времени. Дела, которые нужно выполнить в следующем месяце, следует дополнить напоминаниями о том, что предстоит (деловые беседы и встречи); • особые задачи и дела, не относящиеся к нашей повседневной деятельности, но которые нам о себе напоминают до тех пор, пока мы их не выполним (письма, нужная нам информация, определение проблем для дискуссии); • данные, которые нам могут понадобиться в будущем, что может быть тогда» когда они уже померкнут в памяти, а их важность такова, что мы должны будем их кому-то сообщить или употребить без ошибок и пропусков; * записи, которые освежают память или способствуют белее полному и точному запоминанию (формулы, имена с описанием личности, спецификации, структура, термины с определением значения). Автор книги ведет два личных блокнота: дневник, где записываются обязательства, дела и особые задачи, связанные со сроками; информационный блокнот (для двух последних целей). Он также ощущает необходимость создания специальной картотеки наиболее обширных и важных записей, не связанных со сроками. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОЙ БЕСЕДЫ После сыгранной шахматной партии партнеры часто до глубокой ночи анализируют ситуации, упущенные шансы и возможные варианты. Приносят ли эти анализы пользу? Можно с уверенностью утверждать, что они это делают не только ради удовольствия! Почему бы и нам не последовать их примеру и проанализировать деловые беседы, как шахматные партии, в частности беседы, которые можно считать сложными? К настоящему моменту мы уже имеем достаточно знаний из области ведения деловых бесед, чтобы провести такой анализ более или менее «профессионально». Но прежде чем пойти дальше, давайте уточним, что такое анализ вообще? Или еще лучше, что такое системный анализ? Это понятие означает систематизированное расчленение одного объекта (системы), представляющего собой единое целое, на составные части и выяснение их функций. Это расчленение обычно проводится с учетом наших, потребностей и интересов. Любой системный анализ состоит из пяти основных фаз: анализ целей, элементов, структуры, функций и характера связей со средой, в которой находится объект (система). Системный анализ деловой беседы, таким образом, включает в себя информационные взаимоотношения событий в данной деловой беседе. Если быть реалистом и удовлетвориться такими задачами, которые действительно можно успешно разрешить, то первым объектом исследования в системе «деловая беседа» должно стать наше «я» (рис. 30). Таким образом, анализ беседы сведется лишь к анализу элементов нашего «я» и его связей со средой. Чтобы упростить и сделать доступным для широкого круга людей этот анализ, мы организовали «запись нашего состояния» при проведении деловой беседы, введя совокупность соответствующих критериев. Оценки — положительные, нейтральные (0) и отрицательные — некоторых деловых бесед мы можем дать сами, но еще лучше, если это сделает наш сотрудник, который принимал участие в деловой беседе.
Следующий шаг — оценка состояния по записям, выводы и их последовательное применение в повседневной практике.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.20.108 (0.016 с.) |