Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды бесед и методы изложенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Что необходимо для деловой беседы? Мы сами. Слушатели. Подходящие слова. И благоприятный момент. О нас самих мы, конечно, знаем достаточно. Слушателями занимается социальная психология; мы дали ряд полезных сведений о наших собеседниках. Благоприятные моменты мы рассмотрели тогда, когда рассматривали тактический подход к отдельным фазам беседы. Значит, нам осталось уяснить, что такое «подходящие слова», формы беседы и методы изложения. В беседе мы являемся «посредниками» между конкретной ситуацией и определенной личностью. И с тем, и с другим мы должны обращаться корректно. Поэтому мы одновременно ориентируемся и на собеседник i. и на ситуацию. При этом, конечно же, у нас есть определенные цели и относительно своих слушателей: мы хотим объяснить им какую-то профессиональную тему (лекция, сообщение) или стимулировать проявление инициативы. В другом случае (поздравление, приветствие) мы хотим пробудить или усилить общее чувство или настроение присутствующих. В соответствии с этим можно выделить следующие виды бесед: профессиональные беседы, когда разъясняются специальные проблемы без воздействия на чувства собеседников; речи, цель которых — добиться от слушателей каких- то действий путем информирования и аргументирования. Такие речи воздействуют не только на чувства, но и на разум и волю людей. Особой формой бесед являются дискуссии и дебаты; выступления, относящиеся к какому-то событию, т. е. посвященные конкретным ситуациям в общественной жизни (приветственные речи, благодарности, вступительные слова, беседы, посвященные какому-то событию). Каковы факторы воздействия деловой беседы? Таковыми являются содержание, организация и стиль, т. е. методы нашего изложения. Давайте посмотрим, какие бывают методы изложения (рис. 24). • Чтение. Мы прочитываем собеседнику подготовленный материал. Это самый нежелательный способ изложения, так как он отталкивает собеседника и его реакция остается для нас неясной. • Закрытое изложение с дискуссией. Во время изложения перерывов не делается. Дискуссия проводится в конце беседы. Отрицательным моментом здесь является то, что многие вопросы в ходе дискуссии теряются и теряется связь вопросов с изложенным материалом. И мы вынуждены возвращаться к той части выступления, к которой относится вопрос. Положительным является то, что выступление проходит без перерывов и поневоле Должно быть кратким. • Открытое изложение с промежуточными вопросами, которые задают нам слушатели в интересующих их местах. Непонятное можно легко сразу же прояснить. Несмотря на эти остановки, изложение все же сохраняет свою целостность. Здесь уже существует реальная опасность того, что нас могут вынудить свернуть с намеченного пути. • «Разговорный стиль». При таком методе изложения материал выступлений перемежается вопросами, задача которых заключается в мобилизации внимания наших собеседников и создании условий для понимания ими наших идей. Преимущество этого метода состоит в том, что наши собеседники могут практически в любой момент взять слово. В этом мы видим лучшее доказательство тому, что они внимательно слушают наше выступление. Недостаток: можно легко заблудиться, если вопросы уводят в сторону. Во избежание недоразумений необходимо добиваться того, чтобы выступления (и наши собственные, и нашего собеседника) представляли собой законченную часть деловой беседы, дающую ответ на определенный вопрос.
В соответствии с этим беседу можно представить как ряд выступлений в системе с остальными компонентами. Наиболее подходящими методами изложения здесь могут быть два последних. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЕСЕДЫ При сознательной подготовке к беседе до разработки стратегии и подробного плана беседы (раздел 1.1) проводится предварительный анализ личности нашего собеседника, его служебного положения; прогнозируются последствия нашего сообщения. Мы не будем рассматривать формальные стороны анализа, а набросаем возможный план предварительного анализа беседы. Этот план можно представить в виде шести групп вопросов, на которые следует ответить себе перед началом любого делового разговора. Ответы на вопросы позволяют нам представить ожидаемую оперативную ситуацию, что может быть использовано при выработке стратегии, подробного плана и рабочего плана деловой беседы. Для большей наглядности на рис. 25 показано, как можно увязать группы вопросов для предварительного анализа. Путем предварительного анализа должно быть установлено, о каком виде беседы идет речь: будет ли это беседа, в которой мы хотим ускорить принятие каких- то решений (форсированная беседа), или же основной целью беседы явится передача информации собеседнику для пробуждения у него интереса к новой проблеме (информативная беседа); может быть, речь идет об устранении чужих вариантов и проведении нашего решения (элиминирующая беседа); может быть, это беседа, где мы знакомим собеседника с новой темой (беседа- лекция). Более подробные определения и примеры таких бесед даны в следующей главе. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ БЕСЕДЫ Что такое стратегия беседы? Из чего она складывается? Как разработать стратегию нашего делового разговора? Условно и крайне упрощенно можно считать, что стратегия беседы — это процесс, который в общих чертах ведет к решению намеченных нами задач данной беседы. В любом случае выбор стратегии определяется темой беседы. Она основывается на совокупности принципов, которые мы определяем с помощью теории коммуникации и психологии и которые должны нас привести к желанной цели.
Рис. 26. Вариант стратегии деловой беседы
Конечно, стратегия меняется от беседы к беседе и от собеседника к собеседнику. Но как бы мистически ни звучало слово «стратегия», мы все же попытаемся установить хотя бы общие принципы и направления нашей работы по подготовке и проведению беседы (рис. 26). Представьте себе и опишите, причем как можно убедительнее своего будущего собеседника и его предполагаемую реакцию. Попытайтесь вникнуть в его задачи и мотивы, чтобы понять его исходную позицию, логику и стратегию. Подумайте, как создать для беседы благоприятную атмосферу, завоевать доверие, избежать напряженности, свести к минимуму формализм и обыденность в общении, проявить симпатию, быть внимательным ко всем присутствующим. Если в беседе участвуют и знакомые, и незнакомые собеседники, то, как правило, нужно быть более сдержанным по отношению к знакомым собеседникам, а по отношению к новым — более предупредительным. Человеку свойственно стремление в любой беседе обращаться к знакомым, а это может поставить новых собеседников в неравноправное, изолированное положение, что в значительной мере препятствует успеху деловой беседы. Наблюдайте, слушайте и оценивайте реакции наших собеседников, а выводы используйте для продолжения деловой беседы и возможного изменения ее плана. Пользуйтесь позитивным и оптимистическим способом выражения мыслей и эмоций. Задавайте как можно больше вопросов, чтобы ситуация выкристаллизовывалась как можно раньше. Избегайте резких поворотов в беседе. Конечно, никому неприятно, если его неожиданно «обольют холодной водой»; то же относится и к нашему собеседнику. Разработайте общий метод аргументации в данной беседе: «Вы-подход», подробный план аргументации, возможные контраргументы. Подумайте о том, какие применить средства для ориентации беседы в желаемом направлении и для предотвращения возможных отклонений. Даже простая модель ориентации беседы, несмотря на то что придуманный пример и конкретный случай почти всегда отличаются друг от друга, означает большой шаг вперед — мы подготовили технику и нам остается лишь приспособить ее к данному случаю. Наметьте альтернативные (запасные) цели, менее подходящие варианты и подготовьте компромиссные решения на тот случай, если потеряете контрольза ходом беседы. По возможности разработайте поэтапные задачи и последовательно включайте их в конструкцию беседы. Их функция — быть лестницей, вместо рискованного прыжка мы осуществим относительно легкое восхождение. И конечно, следует предусмотреть процесс нейтрализации замечаний, если они приобретут крайне нежелательное для нас направление. И наконец, обеспечьте дальнейшие контакты с собеседником и обратите внимание на возможность новых видов деятельности. Эта общая стратегия подготовки и проведения беседы может полностью или частично использоваться почти для любой деловой беседы. Нам остается теперь разработать специфическую стратегию для каждой конкретной деловой беседы, которая обусловлена нами, личностью партнера, ситуацией, обстоятельствами и непосредственными целями. Основой для этого служит предварительный анализ, который мы рассмотрели в предыдущем параграфе. ВОЗМОЖНОЕ ПОСТРОЕНИЕ БЕСЕДЫ Когда мы играем в домино, то ставим кости на те места, на которые они в данный момент подходят, без плана и возможности контроля за процессом в целом. К сожалению, многие люди именно так и поступают при составлении своих выступлений в служебных беседах. Но никто не строит фабрику без плана. Так же не следует заниматься подготовкой к беседе до того, как определена ее структура. Ведь беседа не должна представлять собой разрозненную совокупность несвязанных деталей — она должна иметь четко разработанную структуру» быть похожей на мозаику. Причем, как правило, составляется два структурных уровня: первый представляет собой фазы беседы, а второй — их компоненты (этот принцип применен и при разработке структуры этой книги (фазы рассмотрены в главах, а их компоненты — в разделах). Конечно, можно разработать структуру из трех и более уровней, но это довольно трудно. Уже в ходе сбора и отбора материалов понемногу проявляется структура беседы. Очень редко это первое решение является наиболее удачным. Поэтому в ходе последующей подготовки к беседе ее структуру нужно постоянно пересматривать и совершенствовать, конечно, исходя из следующих принципов: логических; психологических; риторических; научно-профессиональных. Приведем несколько возможных структур деловой беседы, причем только таких, которые относятся к первому уровню — фаз беседы (рис. 27). Несомненно, читатель может дополнить эти виды структур беседы новыми, взятыми из своей практики, а часто можно пользоваться и предложенными, и своими. Что касается компонентов фаз беседы (второй уровень структуры) или элементов этих компонентов (третий уровень), то представить их в обобщенном виде очень трудно, так как наличие тех или иных компонентов (элементов) определяется конкретной ситуацией.
СБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ БЕСЕДЫ Собирать материал и информацию для беседы следует по возможно широкой тематике и посвятить этому нужно максимальное время. Многие выступления и беседы обесцениваются именно из-за того, что подготовка была слишком скорой и поверхностной и дала непозволительно мало необходимых сведений. Поэтому, чтобы добиться максимального эффекта, мы не должны бы собирать материал лишь для одной беседы (той, что вскоре предстоит). Следует применить основательную плановую, разветвленную и стабильную систему сбора материалов, что поможет расширить наши знания, повысить профессиональную подготовку и укрепить общие основы образования. Существует масса справочников, специальных книг, журналов, исследований по всем областям жизни. В каталогах библиотек и различных изданиях имеются обзоры опубликованных материалов в разных областях. Нам существенно могут облегчить работу по подготовке к беседе и разнообразные словари-справочники (экономические, юридические, инженерно-технические, философские, общие), и энциклопедии. Источники информации многочисленны. Например, мы собираем все статьи и заметки, которые имеют отношение к области нашей деятельности и интересов (их можно вырезать, копировать, перепечатывать). Хорошие журналы — это настоящие рудники специальных и полемических заметок, поэтому их нужно оценивать намного серьезнее, чем это сейчас принято. А отдельные статьи может быть нужно прочесть по два, три раза. Специалисты советуют хранить собираемый материал и сведения на листах бумаги или карточках (например, на непробитых карточках для ЭВМ). Для облегчения этой работы можно придерживаться следующих рекомендаций (что успешно делает и автор книги): 1. Листки бумаги или карточки размером с почтовый конверт вполне пригодны. 2. Обозначим содержание карточки одним подчеркнутым словом (ключевое слово). 3. Пишем разборчиво и ясно, карточки нумеруем. 4. Заполняем карточки только с одной стороны — это впоследствии облегчит поиск и увеличит наглядность. 5. Оставляем достаточно места для дополнительных замечаний и возможных изменений. 6. Подчеркиваем наиболее важные места в записях. Таким образом мы создаем для себя удобный личный архив интересных идей, данных, информации, источников информации и т. п., ценность которых со временем и по мере увеличения архива возрастает.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.233 (0.01 с.) |