Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация «абстрактных типов» собеседников↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Еще с давних времен с большим или меньшим успехом люди пытались различными способами классифицировать отдельные явления, события и даже людей, разделить их на группы и подгруппы, объединяя по общим чертам. Успех подобных классификаций в значительной степени зависит от качества выбранных критериев. Автор также не мог игнорировать эту потребность — лишить собеседников анонимности и описать личность «делового собеседника» — главное действующее лицо всей книги. Поэтому здесь приводится классификация в форме рабочих примеров, что еще больше подчеркивает условный характер классификаций наиболее часто встречающихся в деловом мире «абстрактных типов» собеседников. Этот «абстрактный собеседник» является воображаемой психологической моделью, снабженной определенными характерными чертами, имеющими значение для подготовки и проведения деловой беседы. Конечно, в жизни в чистом виде эти типы не встречаются — существуют живые люди из плоти и крови, которым свойственны в большей мере некоторые из перечисленных особенностей одного типа или комбинации нескольких «абстрактных примеров» собеседников. Но в любом случае имеет смысл показать каждому человеку возможные «теоретические модели» собеседника таким образом, чтобы он мог составить что-то вроде памятки для более детального обдумывания и определения личности своего будущего собеседника. Очень важно обратить внимание на то, что один и тот же собеседник часто меняет свой «классификационный тип» в зависимости от хода беседы, позиции своих деловых собеседников, общих и личных интересов, которые они представляют и отстаивают. С учетом этого следует все время помнить: неподготовленный человек, ведущий беседу, может быстро и с легкостью вызвать у самого простосердечного и добродушного собеседника позитивного типа активную неприязнь. Сколько раз нам приходилось быть свидетелями таких вынужденных превращений собеседников? Основными критериями, в соответствии с которыми составлена наша классификация типов деловых собеседников, являются: компетентность; откровенность и искренность собеседника; владение приемами общения с другими участниками беседы; заинтересованность в теме и успехе беседы. В классификации представлено девять «абстрактных типов» собеседников, символическое изображение которых в юмористической форме дано на рис. 33. 1) Вздорный человек, «нигилист». Такой собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников и неосознанно наводит их на то, чтобы они не согласились с его тезисами и утверждениями. По отношению к нему следует вести себя следующим образом: обсудить с ним и обосновать спорные моменты, если они известны, до начала беседы; всегда оставаться хладнокровным и компетентным; неукоснительно следить за тем, чтобы по возможности решения формулировались его словами; когда есть возможность, предоставить другим опровергать его утверждения, а затем отклонить их; привлечь его на свою сторону, попытаться сделать из него позитивного человека; беседовать с ним с глазу на глаз в перерывах и паузах переговоров, чтобы узнать истинные причины его негативной позиции; в экстремальных случаях настоять на том, чтобы деловая беседа была приостановлена, а позднее, когда головы остынут, продолжить ее; за столом или в помещении поместить его в «мертвый угол».
1. Позитивный человек. Это, конечно, самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый, он позволяет вместе с ним подвести итоги беседы и спокойно и обоснованно провести дискуссию. По отношению к нему нужно занять следующую позицию: вместе выяснять и завершить рассмотрение отдельных случаев; следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с этим позитивным подходом в данной деловой беседе; в трудных и спорных вопросах и обременительных ситуациях искать помощь и поддержку у собеседника этого типа; в группе собеседника посадить его там, где есть свободное место. 3) Всезнайка. Этот думает, что он все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть свое мнение, он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться нижеперечисленных правил: посадить его рядом с ведущим беседу; время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться; попросить его, чтобы он дал и остальным собеседникам немного потрудиться над решением; дать ему возможность вывести и сформулировать промежуточные заключения; при смелых и рискованных утверждениях дать возможность остальным собеседникам выработать и выразить свою точку зрения; иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить тот, кто ведет беседу. 4) Болтун. Часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратит на свои выпады. Как к нему относиться: как и всезнайку, посадить его поближе к ведущему беседу или к другой авторитетной личности; когда он начнет отклоняться в сторону, его нужно с максимумом такта остановить; когда он отойдет от темы беседы, спросить его, в чем он видит связь с предметом беседы; спросить поименно участников беседы, каково их мнение; в случае необходимости ограничить время отдельных выступлений и всей беседы; следить, чтобы он не переворачивал проблемы «с ног на голову», затем чтобы только посмотреть на них под новым углом зрения. 5) Трусишка. Этот тип собеседника отличается недостатком уверенности в публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо или даже смешно. С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно, с чувством меры: задавать ему легкие информативные вопросы; ободрить его, чтобы он развил свое замечание или вставленное слово в ряд предложений; помогать ему формулировать мысли; решительно пресекать любые попытки насмешек; применять ободряющие формулировки типа: «Все бы хотели услышать и Ваше мнение»; специально благодарить его за любой вклад в беседу или замечание, но не делать этого свысока. 6) Хладнокровный неприступный собеседник. Такой человек замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации конкретной деловой беседы, так как все это ему кажется недостойным ею внимания и усилий. Что делать в таком случае? Любым способом необходимо: заинтересовать его в обмене опытом; спросить его: «Кажется, Вы не совсем согласны с тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему»?; в перерывах и паузах беседы попытаться выяснить причины такого поведения. 7) Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует. Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно: задавать ему вопросы информативного характера: придать теме беседы интересную и привлекательную форму; задавать ему стимулирующие вопросы; попытаться выяснить, что интересует лично его. 8) «Важная птица». Такой собеседник не выносит критики — ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных собеседников. Существенными элементами нашей позиции по отношению к такому собеседнику являются следующие: · нельзя позволять разыгрывать роль гостя в беседе; нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправное с остальными участниками беседы положение; · не допускать никакой критики в адрес присутствующих или отсутствующих руководителей и других лиц; · всегда четко понимать, что речь идет только об одной деловой беседе, и помнить, кто является инициатором данной беседы; · очень полезно в диалоге с таким человеком отрабатывать метод «да..., но». 9) Почемучка. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать все и вся. Как справиться с таким собеседником в беседе? Здесь может помочь следующее: все его вопросы, относящиеся к теме беседы, сразу же направлять на всех собеседников, а если он один, то переадресовать вопрос ему самому; на вопросы информационного характера отвечать сразу; сразу признавать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ. Цель нашей классификации собеседников — показать читателю разнообразие их типов и указать на возможность самостоятельных исследований в этом направлении. Мы не случайно уделили больше внимания тем типам собеседников, которые запутывают деловую беседу и даже мешают ее проведению. Это сделано для того, чтобы помочь как можно точнее определить эти типы в наших собеседниках и чтобы читатель, ведущий беседу, мог в ходе её подготовки и проведения учесть их особенности и настроения и своевременно и соответствующим образом на них отреагировать. С положительно настроенным, спокойным, готовым к сотрудничеству и искренним собеседником можно с успехом провести самую сложную и деликатную деловую беседу. Поэтому такие люди объединены в одной группе положительных собеседников (позитивный человек), хотя и их можно было бы разделить на несколько более конкретных типов. Глава 9. Итак, мы подошли к концу. Конечно, есть вопросы, интересующие всех внимательных читателей, на которые пока не было дано ответа. Что делать дальше, после того как прочитана эта книга? Как продолжать совершенствоваться в проведении деловых и любых других официальных бесед? Какие книги и источники из этой области можно использовать? Как отработать и лучше усвоить перечисленные положения и правила? Первое и самое важное — участвуйте, участвуйте и еще раз участвуйте в деловых беседах. Применяйте уже уеденные правила и положения о ведении деловых бесед, замечайте новые, которые вам подсказывает практика. Ваши знания в этой области все еще в пассиве. Вы понимаете, что уже что-то знаете, но тем не менее все еще считаете, что эти знания трудно еще применять. Но когда вы станете участвовать во многих беседах и применять отдельные правила и рекомендации, причем не один и не два раза, а тридцать — сорок раз, то вы увидите, что все эти правила довольно просты, их нетрудно придерживаться в беседе, они уже станут для вас привычными. Когда вы перейдете на «ты» с основными положениями и правилами из этой области, они перестанут быть пассивными, а станут активными, и вы будете их придерживаться подсознательно. Как этого добиться? Описанию метода Франклина посвящен специальный раздел. Основной вопрос, на который дает ответ эта глава, — как разработать и спланировать для себя программу самоусовершенствования в области ведения деловых бесед. 9.1. БЕСЕДА ЗАКОНЧЕНА — ЧТО ДАЛЬШЕ! Итак, мы закончили деловую беседу. И сразу же переходим к новому делу, предав забвению ход, итоги и последствия этой беседы. В течение нескольких последующих часов или дней наше воображение придаст всей этой картине розоватый оттенок, и мы забудем неприятные факты и последствия. Другой путь намного плодотворнее, хотя он и труден. Он заключается в том, чтобы после каждой деловой беседы выделить хотя бы 5 мин, а то и больше для критического рассмотрения хода и результатов беседы. Приемы анализа были кратко изложены в разделе 7.11. Сейчас мы ограничимся анализом меньшего количества существенных моментов, чем зафиксировано на рис. 30, и будем следить за тем, чтобы на первом плане были методы, техника и тактика, примененные в ходе деловой беседы, а уже потом, на втором плане, — возможное достижение намеченных целей. Все мысли по этому поводу необходимо записывать, причем – чем подробнее, тем лучше. Особенно полезна благожелательная, откровенная и конструктивная критика со стороны наших собеседников — участников данной деловой беседы, а также дискуссия с ними о возможных лучших вариантах. Таким образом, сделан первый шаг к составлению и разработке программы самостоятельного усовершенствования в проведении деловых бесед, для определения своих недостатков и недосмотров в этой области. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В настоящий момент трудно ожидать организации хороших, содержательных семинаров по подготовке и проведению деловых бесед. Ограничивающим фактором здесь в конечном итоге являются научно-педагогические аспекты: неопределенный подход к этой проблеме, отсутствие методологии и теоретической базы, недостаточный и несистематизированный практический опыт в области проведения официальных и деловых бесед. Поэтому и у читателя практически есть только один выход — пойти своим путем. Но прежде всего следу подумать — чего он хочет достичь? А потом проанализировать свои способности, знания и опыт в области подготовки и проведения деловых бесед. Для этого можно с успехом воспользоваться в качестве направляющих категорий совокупностью элементов из раздела 7.11. и откровенными ответами на контрольные вопросы из раздела 7.12, которые ориентируют внимание читателей на группу проблем, по нашему мнению, являющихся критическими. Это хорошая исходная база для раздумий о направлениях усовершенствования своих знаний и навыков в области ведения деловых бесед. После такого самоанализа читатель должен уточнить промежуточные цели своего совершенствования и определить, сколько времени и усилий понадобится для их достижения: усилий, которые он действительно готов приложить, и времени, которое он реально может выкроить для развития своих навыков. Тогда можно составлять, причем лучше в письменной форме, более подробную программу собственного самостоятельного совершенствования. Что может включать такая программа? Трудно сказать определенно, поскольку ее границы весьма растяжимы; они определяются способностями, склонностями, уровнем общего и специального образования, культуры, характером деятельности человека и т. п. Перечисление факторов и их объяснение заняло бы довольно много места. Поэтому мы подойдем к этому вопросу с другой стороны: что нужно принять во внимание при составлении программы самоусовершенствования? выбирать, следить и быть в курсе наших современных событий; читать отечественные специальные журналы (это имеет исключительное значение для формирования профессионального словаря и ознакомления с текущей профессиональной проблематикой); читать зарубежные специальные журналы; следить за устными выступлениями (специальные лекции, теле- и радиопередачи) и анализировать их; собирать и записывать собственные удачные формулировки в проводимых вами деловых беседах; фиксировать свои ошибки, просчеты и трудности в проведении деловых бесед и т. д. Постепенно мы освоим навыки работы, которая будет способствовать более успешному проведению наших деловых бесед. ПРОВЕРЕННЫЙ МЕТОД ФРАНКЛИНА Как приступить к трудной и длительной работе по совершенствованию собственной личности (рис. 34)? Конечно же, сначала мы должны весьма самокритично постараться выявить те характерные черты, которые мы хотим усилить или. наоборот, изменить и изжить. Лучшим способом будет анализ в спокойной обстановке своего поведения в ходе проведения деловых бесед и осуществления официальных контактов. Запишем (в список «13») все положительные и отрицательные черты нашего характера, которые проявляются в деловых беседах.
Рис. 34. Метод Франклмм
Следующим шагом по выявлению сильных и слабых черт в профиле нашего «коммуникативного я» является ознакомление со списком «13» тех людей, с которыми у нас близкие, дружеские отношения и с которыми мы часто общаемся: наших коллег, сотрудников, руководителей и родственников и, конечно, деловых партнеров — наших друзей и хороших знакомых. Это должно способствовать более объективному составлению нашего списка, более четкому выявлению тех наших черт, которые мешают окружающим и отрицательно влияют на стиль наших деловых бесед. Опыт показывает, что друзья охотно соглашаются помочь дополнить список особенностей. Названные ими недостатки в первый момент могут нас ошеломить. Но именно это нам очень поможет. В литературе описаны десять наиболее важных для ведения деловых бесед черт характера, которые можно разделить на две группы. * Группа «коммуникативных» особенностей: вера в себя; вежливость; жизнерадостность; позитивное отношение к критике в свой адрес; тактичность. * Группа «рабочих» особенностей: старательность; инициативность; память; приспособляемость к обстановке; правдивость, без преувеличений и частных «экскурсов» в ходе деловой беседы. Конечно, если такое деление недостаточно, мы можем его изменить и расширить в зависимости от наших потребностей за счет элементов из списка положительных (список «+13») или отрицательных (список «—13») черт. Таким образом мы провели подготовку для оперативного применения метода Франклина, который включает в себя следующие виды работы: в течение одной недели работать над какой-либо из указанных в списке «13» особенностей. Это означает, например, что одну неделю следует посвятить увеличению объема и повышению качества запоминания, следующую — совершенствованию умения приспосабливаться и т.п.; оценивать свои успехи с помощью баллов. Каждый вечер нужно проводить анализ работы за день по развитию той черты характера, которая «предусмотрена» на эту неделю, и ставить себе положительные или отрицательные оценки; по окончании третьего месяца начать все сначала; вести эту работу в течение нескольких лет. Несколько лет? Да, это не ошибка! Мы не можем изменить свою личность только благими пожеланиями, для этого необходимы длительные и большие усилия, работа по самоусовершенствованию. Как сказал Аристотель, «наш характер — это результат нашего образа жизни». За тридцать — сорок лет мы обзавелись определенными чертами характера, может быть, мы их выработали сами, но скорее всего они появились неосознанно. И теперь мы хотим эти черты изменить? Конечно же, мы не можем их просто «поносить», как одежду в течение нескольких дней и недель, продемонстрировать и заменить теми, которые нас больше устраивают. Бели мы будем точно придерживаться намеченного плана, то каждую неделю мы будем продвигаться вперед, но, конечно, не большими прыжками, а шаг за шагом. И с каждой неделей нам будет все легче и легче вести деловые беседы, и причем такие, которые позволят нам добиться определенных намеченных целей. Но следует еще раз напомнить, что применение метода Франклина при совершенствовании собственной личности является тяжелым трудом. В этой связи сошлемся на такое высказывание: «Очень трудно в сложной ситуации точно выразиться, объективно рассуждать и видеть себя со стороны. То же самое относится и к слабой личности. Хороший характер формируется только в практике. Причем то, что человек делает по необходимости, это не только самоанализ, но и в еще большей степени самодисциплина». И наконец, зададим себе вопрос, который напрашивается уже давно: имеет ли смысл вообще затрачивать столько усилий, чтобы развивать наши способности только лишь в области проведения деловых бесед и устных выступлений в целом? Чтобы развеять подобные вопросы, согласимся с оценками влияния личных свойств людей на успех деловых бесед в областях, где эти беседы имеют особое значение. В торговле, например, по мнению специалистов, улучшение личных свойств работников всего на 5% может увеличить финансовый объем заключенных ими сделок на 50%. Нет причины не верить, что подобные пропорции не могут иметь место и в других областях деятельности деловых людей, другое дело, что они не столь явны, или измеримы в денежном выражении. 9.4. ВНОСИТЬ ЛИ В БЕСЕДУ ВДОХНОВЕНИЕ! Большинство людей уверено, что для ведения деловых бесед и официальных бесед достаточно располагать необходимыми общими и специальными знаниями, обладать нужными способностями по разговорному общению, иметь сообразительную и отдохнувшую голову, ясный ум. Но достаточно ли для спортсмена только безупречно владеть техникой, быть в хорошей форме? Или же важную роль в его спортивных достижениях играют внутреннее стремление к успеху, любовь к тому виду спорта, которым он занимается, настрой и т. п.? Если мы теперь зададим вопрос, нужно ли вносить вдохновение в деловые беседы, то утвердительный ответ, как впрочем и в отношении других видов деятельности человека, напрашивается сам собой. Заинтересованность в исходе деловой беседы и стремление добиться в ней успеха являются теми элементами, которые определяют наш эмоциональный настрой на определенный деловой разговор. Вдохновение, эмоциональная настроенность для определенной деловой беседы зачастую в несколько раз увеличивают наши способности по ведению беседы. И наоборот, равнодушный, незаинтересованный в работе человек использует возможности общения и ведения деловых бесед намного ниже максимума в конкретной деловой беседе. Вдохновение, заинтересованность в проведении и успехе деловой беседы ни в коем случае нельзя путать с эмоциональной возбужденностью, вспыльчивостью и взволнованностью. Эти эмоции и их проявление существенно снижают возможности любого человека в проведении деловых бесед, сужают его коммуникативные каналы, а также в значительной мере затрудняют правильное и корректное взаимопонимание с собеседниками. В итоге все это часто сводит к нулю результаты его усилий в данной деловой беседе, а иногда вызывает негативную и нежелательную реакцию у собеседника. Это особенно относится к проявлению гнева и крику в ходе беседы, которые приводят, как правило, к эффекту, противоположному желаемому, за исключением сохранившихся строго иерархических и авторитарных систем. Поэтому в любую деловую беседу или официальные переговоры следует вносить определенную дозу жизнерадостности, оптимизма и личного вдохновения, чтобы беседа проходила в приятной атмосфере, были как можно шире использованы личные способности участников. Если же человек, несмотря на все усилия и старания, не в состоянии привести себя в такое расположение духа, то стоит подумать, особенно в отношении важных бесед, не лучше ли, если есть возможность, перенести предстоящую беседу на другой срок, так как в настоящий момент она может нанести ущерб своему инициатору. 9.5. ЧТО ЖЕ НАДО ЗАПОМНИТЬ! В этом разделе сконцентрированы наиболее важные практические рекомендации, к которым мы пришли в ходе наших исследований и изучения техники и проблем проведения деловых бесед и официальных переговоров. Они ни в коей мере не заменяют все те рекомендации, которые были изложены в предыдущих главах и разделах книги. Это — краткая памятка для тех» кто действительно хорошо изучил весь материал и кому просто время от времени нужно освежить его в памяти. Повторим основные рекомендации, чтобы читатель мог сам без труда их дополнять в соответствии со своими желаниями, рабочими заданиями, обстоятельствами и вырабатываемым стилем беседы. • Заранее написать план беседы, отработать наиболее важные формулировки. • Применять положения психологии о периодическом воздействии на собеседника в ходе беседы, а именно: неблагоприятные моменты и факты чередовать с благоприятными; начало и конец — положительные фазы. * Постоянно помнить о движущих мотивах собеседника: его ожидании; преимуществах, которых он добивается посредством этой беседы; его позиции, его желании самоутвердиться; его чувстве справедливости; его самолюбии. * При любой возможности использовать личный кон- такт, избегать присутствия незаинтересованных и лишних лиц. * Самое большое внимание уделять ясному, краткому и понятному изложению. * Употреблять не очень длинные, но и не слишком короткие предложения. * Никогда, ни в какой ситуации не быть невежливым и безвкусным. * Облегчать собеседнику «да — ответ». * Избегать задавать вопросы, на которые собеседник может ответить «нет». * Вникать в сущность изложения. * Дать фундаментальные объяснения своей позиции в каждом случае, когда собеседник с ней не соглашается. * Никогда не относиться к другим пренебрежительно. * Говорить комплименты умеренно. * Думать в «Вы — стиле». * Всегда, когда есть возможность, признавать правоту собеседника. * Избегать пустой риторики. * Избегать профессионального жаргона (если собеседник — представитель другой профессии). * Всегда быть тактичным. * Избегать обходных путей, прямо идти к цели. * Отказаться от ведения шаблонных бесед. * Работать над развитием собственного стиля ведения беседы. * Повторять в беседе основные мысли собеседника. * Следить за логичностью своих мыслей и высказываний. * Не повторять свои слова и фразы. * Избегать удаления от предмета беседы и попутных отступлений. * Облегчить собеседнику ответы на наши вопросы. * Выражаться убедительно и в оптимистичной манере. * Избегатьпревосходной степени сравнения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ «Говори, чтобы я мог судить о тебе» Бен Джонсон Ведение беседы можно сравнить с игрой на рояле: здесь в нужный момент ударяют по нужной клавише. Примерно то же относится и к ведению деловых бесед, только в этой области обращаются - с нужным словом - в нужное время - к нужному человеку. С этой целью данная книга подчинена основному требованию: детальному рассмотрению основных положений в ней анализируются своевременная и качественная подготовка Следует подчеркнуть, что книга не дает никаких готовых рецептов, а только план, требующий индивидуальной доработки в соответствии с конкретными ситуациями ведения деловых бесед в повседневной практике. Такой подход позволяет учесть и личный стиль, и индивидуальные качества каждого современного делового человека. Это единственно верный и возможный подход к данному предмету. Конечно, нужно постоянно помнить, что то, что здесь изложено, относится к развитым деловым сферам, поэтому отдельные части текста могут не подходить и быть лишними, смешными и даже вредными, если изложенные в них рекомендации слепо применять в некоторых ситуациях. Но основные тезисы в смягченной или даже измененной форме помогут успешно осуществлять различные контакты. А в этом и заключается цель этой книги. Следует помнить, что боязнь совершить ошибку не должна мешать нашим стремлениям. Эта боязнь — немилосердный палач многих светлых идей и ценных, но неосуществленных бесед. Ошибку можно допустить один-два раза, но потом на нее нужно обратить внимание и постараться от нее избавиться. Ведь только дурак уверен в том, что он не делает ошибок. Умный человек учится на своих ошибках и на неудачах прошлого строит свой успех в будущем. Остается только сделать наши первые шаги в направлении систематизации и организации большого количества эмпирических фактов, предпосылок и рекомендаций относительно ведения деловых и официальных бесед — того, что нам запомнилось из прочитанного. Вряд ли кто-либо сразу запомнил хотя бы 10% приведенных в книге тезисов и рассуждений. Однако если усвоены не детали и мелочи, а основные мысли, то можно считать, что все в порядке. Завершая эту книгу, зададим себе еще один вопрос: есть ли все же смысл затрачивать столько усилий для развития нашей способности вести деловые беседы. Об этом лучше всего говорит пример автора. Долгое время, ориентируясь на другие цели, он считал, что дело говорит само за себя и ему не нужны словесные декорации... Но, работая в течение года над этим произведением, изучая литературу в этой области, автор существенно развил свои возможности и, увидев, как влияет корректный стиль выражения на успех современного человека, автор решил представить опыт и накопленные знания вниманию заинтересованного читателя. Если ваши реальные возможности, ваши успехи возрастут хотя бы на несколько процентов с помощью этой книги, то тогда она полностью выполнила свою задачу, а труд автора не пропал даром. ПОСЛЕСЛОВИЕ Бывают книги, интерес к которым со временем не теряется. Иметь такую репутацию особенно сложно книгам делового жанра. Скоротечными стали процессы обновления технического базиса современного производства» динамичной стала и экономика. Постоянным преобразованиям подвергается внутренний духовный мир людей. Я думаю, что книга Предрага Мицича «Как проводить деловые беседы» в настоящее время не менее актуальна, чем когда она была впервые издана на русском языке. В современных условиях, когда в социалистической экономике активно внедряются хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, происходит демократизация всех сфер хозяйственного и государственного управления, умение общаться с людьми, настраивать их на объективное отношение к своим служебным функциям, на правильное использование своих демократических полномочий приобретает наиважнейшее значение. Чем больше мы будем освобождаться от авторитарных методов управления, шире использовать преимущества советской демократии, тем основательнее будет наша потребность в стимулировании коллективного управленческого творчества, умении каждого организатора социалистического производства увлекать своими идеями и устремлениями. К сожалению, в вузах и институтах повышения квалификации, где готовят инженерно-технический перегнал и кадры хозяйственных руководителей и где они проходят переподготовку, нет курсов ни по ораторскому мастерству, ни по проведению деловых бесед. Между тем в трудовом коллективе почти на каждом шагу специалисту и хозяйственному руководителю приходится вступать в деловое общение, апеллировать к знаниям и опыту, рассчитывать на интеграцию интеллектуальных усилий. Прав автор, утверждая, что деловые беседы, являясь феноменом нематериальным, имеют большое влияние на материальное состояние людей и общества. Деловые беседы широко представлены в практике бригадного самоуправления. Управленческие оперативки и производственные совещания, деятельность партийных и профсоюзных комитетов, общественных органов на производстве — все это своеобразные формы проведения деловых бесед. Многие хозяйственные и общественные руководители отчетливо понимают, что на тех совещаниях и заседаниях, где господствует активный диалог, а не монолог, достигаются наилучшие конечные результаты. Как можно компенсировать свою неподготовленность в области современной теории деловой коммуникации? Такой вопрос сегодня стоит перед многими хозяйственными и общественными руководителями. Выходом из данного положения можно признать совет автора: внимательно ознакомиться с его пособием и постоянно упражняться. При этом автор признает, что вряд ли кто-либо, прочитав его книгу, запомнит более 10% приведенных в ней тезисов и рассуждений. Главное, как подчеркивается в книге, чтобы были хорошо осознаны основные идеи, техника ведения деловых бесед. Что, на наш взгляд, обязательно должно войти в эти 10% реально усвоенного? Прежде всего необходимо быть профессионально подготовленным к деловой беседе на уровне современных научных знаний, сложившегося передового опыта по решению проблем, являющихся предметом данной беседы; четко представлять конечную цель и промежуточные задачи для ее достижения. Все это определяет логику построения деловой беседы, своего рода русло ее протекания, что является одним из важных условий возможной ее конечной результативности. Обязательно следует «прогнать» логику ведения беседы, основные теоретические и фактические аргументы путем мысленного проговаривания и изложения вслух, записи на магнитофон своего диалога с будущим собеседником. И конечно, по возможности изучить информацию об индивидуальнопсихологических и общественно-психологических качествах своих предстоящих собеседников[6]. Как любое действие, деловая беседа имеет начало. Этой фазе деловой беседы посвящена небольшая по объему, но весьма содержательная глава. Казалось бы, на первый взгляд она могла быть частью какой-то более крупной главы. Но автор поступил правильно, выделив начало в самостоятельную часть деловой беседы, напоминая, что многие такие беседы заканчиваются, так и не успев качаться. Почему? Во-первых, не обеспечен «эффект первых фраз». Во-вторых, не установлен эмоциональный контакт с собеседником. В-третьих, не выдержаны сроки адаптации собеседника к личности своего оппонента, к его манере говорить и слушать. В-четвертых, не соблюдены приемы «правильных дебютов», описанные в книге. В силу нашего предпочтительного отношения к методу убеждения повышенный интерес представляют те рекомендации, в которых раскрывается существо процесса передачи информации и ее аргументации. В этой связи отметим, насколько важно создавать в сознании собеседника «точки опоры» в виде конкретных логических посылок и соответствующих аргументов, предложенных ему во время беседы, искусно опираться на эти «точки опоры», дидактически и психологически стимулировать их укрепление в сознании собеседника. Для этого роль «ударных инструментов» удачно выполняют продуманно выдвигаемые в процессе беседы вопросы, технологичная нейтрализация противоречащих замыслу беседы замечаний собеседника. Хочу привлечь внимание читателя к следующему авторскому положению. Когда он рассказывает о завершающей стадии ведения деловых бесед, об их конечном результате, то его практические рекомендации явно высвечивают коммерческий характер данной формы делового общения. А коммерция предпочитает только один исход: выигрыш, обеспечение своего благополучия. Подобную тональность автора надо понять: его работа построена на обобщении литературных и документальных материалов капиталистических стран. Социально опасен тот хозяйственный руководитель, который, овладев психологическими, риторическими и дидактическими знаниями и умением вести деловые беседы, будет постоянно достигать только своей цели. Происходящий в нашей жизни процесс перестройки подтверждает, как важно превратить деловое общение в коллективный поиск оптимальных решений социально- экономических задач ускоренного развития социалистического общества. Все это предполагает построение делового общения не только на уровне формального признания за деловыми партнерами права на свое мнение, личную позицию, но и искреннего уважения к их деловым интересам, взаимовыгодным в экономическом плане совместным решениям. Нельзя считать «свое» дело проигранным, если в выигрыше оказывается все общество. Профессор В. М. ШЕПЕЛЬ
Мицич П. М 70 Как проводить деловые беседы: Сокр. пер. с серб.-хорв./ Главная цель книги — оказать практическую помощь в проведении деловых бесед. Автор полагает, что усвоение и правильное применение рекомендаций грамотного ведения бесед повышает их эффективность на 5-20%. В книге подробно описываются приемы ведения переговоров различного уровня, техника и тактика аргументирования; конкретные приемы показывают, как можно преодолеть собственные психологические барьеры, а также как подвести собеседника к соглашению с приводимой аргуме
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.233 (0.018 с.) |