Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Почему мы не достигли цели беседы — контрольная анкетаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В одном справочнике приводятся вопросы, ответы на которые помогут сравнительно точно и без особых усилий поставить диагноз последней проведенной беседе, диагноз, объясняющим причины срыва в нашей деловой беседе. Эта совокупность вопросов в несколько измененном виде — в форме таблицы, заполненной откровенными ответами, — представляет собой также и идеальный тест для выявления наших недостатков и критического самоанализа ошибок, допущенных при подготовке и проведении неудачной деловой беседы. В таблице следует: отметить крестиками самые приблизительные оценки отдельных пунктов; подумать, почему так получилось; разработать возможные решения и варианты для новых бесед; попытаться создать план последующих бесед; попросить помощи и совета у своих друзей относительно указанных случаев. Продуманные, подробные и искренние ответы на эти тщательно подобранные вопросы, как читатель уже догадывается, создадут нам основу для определения нашего отношения к деловым беседам. А это именно то, что нам нужно. Таблица 3 ПОЧЕМУ МЫ НЕ ДОСТИГЛИ ЦЕЛИ БЕСЕДЫ - КОНТРОЛЬНАЯ АНКЕТА
Глава 8. Читатель может с полным правом спросить: а что же ему делать со всеми этими правилами, рекомендациями и инструкциями? Все это выглядит прекрасно на бумаге, а вот как все это применить в повседневной практике? Поэтому автор выбрал по своему усмотрению 4—5 критических моментов в подготовке и анализе некоторых деловых бесед, применил к ним описанные теоретические и практические приемы и решения и разработал примеры, показывающие, по какому пути следует идти и как применить перечисленные выше тезисы к деловой практике. ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЕ Рассмотрим несколько упрощенный план подготовки к деловой беседе средней трудности продолжительностью около часа, чтобы показать читателям гибкий подход к этим проблемам и личным примером стимулировать их на подобные шаги в повседневной практике. Этот план будет содержать и временной аспект, хотя он является довольно спорным и его трудно учесть. Время на подготовку беседы во многом определяется личными способностями и возможностями, а также зависит от внешних объективных обстоятельств (степени информированности, уровня профессионализма, производительности умственного труда, обычаев, имеющегося времени на подготовку к беседе, деловых качеств собеседника и т. п.). В любом случае наиболее критическим параметром, ограничивающим возможности реализации плана подготовки, является время. Нам его всегда не хватает, а чаще всего мы считаем, что у нас вообще нет времени для подготовки к беседе. Это заблуждение или реальность? Я склонен считать, что заблуждение. По ряду причин. Четкое планирование, подготовка и проведение беседы займут у нас меньше времени, чем беседа случайная. В ходе спланированной беседы, когда все обдумано заранее, участники информированы и у них разработаны четкие позиции; остается только сравнить аргументы и принять решения на их основе, конечно, если собеседники ведут себя корректно и приступают к беседе с целью достигнуть определенных результатов. Естественно, когда мы приступаем к беседе без предварительной подготовки, нам кажется, что мы сэкономили время. Однако здесь возникает неизбежное «но». Неподготовленная беседа выявляет нашу недостаточную информированность по конкретным вопросам. Это означает, что в ходе беседы почти наверняка возникнут вопросы, требующие дополнительного объяснения, новых сведений и аргументов, которых мы в нужный момент не можем предоставить или использовать. Если бы мы заранее не спланировали и не обдумали ход беседы, то она почти обязательно вышла бы из-под контроля, рано или поздно полностью запуталась и продлилась бы гораздо дольше, чем было предусмотрено. В этом случае неотложные текущие дела приводят к отсрочке решения, что означает необходимость проведения новой беседы, продолжающей первую. Подсчет затрат времени показывает, что неподготовленные беседы (с учетом времени на повторную беседу), как правило, обходятся нам гораздо дороже, чем спланированные и подготовленные. И это не считая последствий отсрочки решения и нарушения сроков. Структура временных затрат для подготовленной беседы показана на рис. 31. Использованные индексы означают: порядковый номер продолжения беседы: 1, 2,...n конкретная деловая беседа: А, В, целевое распределение времени, характер временных затрат, R — полное время беседы,
На рис. 31 показано целевое распределение времени. Здесь сразу же возникает вопрос о соотношении времени подготовки (tp) и времени, необходимого для проведения беседы (tr) На этот вопрос трудно дать определенный ответ, так как все зависит от стечения многих обстоятельств. В целом время подготовки никогда не должно быть меньше времени, отведенного для проведения беседы. Можно сказать, что во сколько раз время подготовки больше времени беседы, во столько же раз возрастают наши шансы на успех. Конечно, чем меньше у нас времени для беседы и чем она важнее, тем большей должна быть эта разница, в экстремальных случаях она может быть даже 5-10-кратной (например, для важной 10-минутной беседы). Давайте условно в качестве примера представим себя на месте начальника отдела технического контроля, которому предстоит неприятный разговор с начальниками отделов сбыта и производства. Мы находимся между жерновов мельницы: начальник отдела сбыта настаивает на введении более строгих критериев внутреннего контроля качества продукции из-за участившихся случаев рекламации, а начальник производственного отдела считает, что процент брака, вызванный необходимостью дополнительной обработки информации, слишком высок, а также с учетом требуемого качества завышены цеховые нормы брака. Длительность беседы — 50 мин (у начальника отдела сбыта назначена встреча с представителем универсального магазина «Белград»). Какой план подготовки к беседе нужно составить? Сколько времени предусмотреть на подготовку? И нужно ли вообще готовиться? Ответ на третий вопрос — конечно, да! Ответ на второй вопрос — минимум два часа. Ответ на первый вопрос — что нужно сделать и за какое время? * Планирование беседы (25% времени, предусмотренного в целом на подготовку) — 30 мин: в общих чертах ознакомиться с ситуацией и обдумать её; провести предварительный анализ возможной позиции обоих начальников сложившейся ситуации — 10 мин: определить наши цели (записать) и задачи беседы — 5 мин; выработать стратегию и тактику по отношению к проблеме брака и рекламаций по изделию AF973 — 5 мин; подумать, какую пользу могли бы извлечь из беседы Ваши собеседники — 5 мин; разработать подробную структуру беседы и план выступления, с тем чтобы по возможности в равной мере показать начальникам «черные и белые» стороны вопроса качества изделия AF973 — 10 мин. * Оперативная подготовка (50% времени) — 60 мин; собрать материалы, данные и информацию (средний процент брака аналогичных изделий по отрасли, качество материала, процент брака, вызванный низким качеством материалов, данные о точности наладки машин, приборов и инструментов, сведения о квалификации рабочих, организации работы обслуживающих отделов, анализ характера и обоснованности рекламаций, работы службы технического контроля на линии производства AF973 и т. п.) — 15 мин; отобрать и систематизировать материалы — 5 мин; изучить и увязать материалы, подготовить выводы, найти аргументы — 10 мин; написать рабочий план беседы; некоторые вопросы и критические моменты изложить на бумаге — 10 мин; стилизовать главную часть беседы (передача информации, аргументация, ответы на замечания) и увязать рабочий план с набором ключевых слов и выражений — 10 мин. подготовить ответы на возможные замечания и возражения (начальник отдела сбыта — слабый цеховой контроль, плохие измерительные инструменты, недостаточный конечный контроль; начальник производства — слабый контроль приема материалов, строгие нормы технического контроля, сложности отношений; рабочий-контролер) — 5 мин; разработать начальную и завершенную фазу беседы — 5 мин. · Техническая подготовка (5%) —мин; сделать наброски по технике изложения; начертить графики показателей брака по изделию AF973, диаграммы среднего уровня брака; собрать выдержки из специализированных публикаций; подготовить схемы организационной структуры и т. п. · Контроль и проверка (10%) — 12 мин: ещё раз посмотреть свое выступление — 5 мин; внести поправки и придать беседе окончательные формы — 7 мин. · Отработка (10%) — 10 мин: отрепетировать выступление (в уме) — 5 мин; прорепетировать и согласовать ход беседы с референтами из служб контроля — 5 мин. Как видите, для того чтобы как следует подготовиться, едва хватает 2 ч. Однако не следует участвовать в импровизированной беседе или в беседе, где нас не волнует ее исход. Не раз в своей практике автор был свидетелем подобных импровизаций и их последствий: люди участвовали в беседе неподготовленными и без определенной цели (что недопустимо ни для какого руководителя), стратегии и тактики. Эти беседы дали неблагоприятные результаты, зачастую противоположные желаемым. Эти люди не искали действительных причин провала, они меняли точку зрения и отказывались от своих собственных интересов, чтобы найти оправдание такому исходу, и старались убедить в правильности своих действий своих сотрудников и начальство. Откровенно говоря, раньше это иногда случалось и с автором книги. ДИАГРАММА БЕСЕДЫ О необходимости разработки тактического плана беседы говорилось в предыдущих главах, где шла речь о теории и практике проведения деловых бесед и где была рассмотрена соответствующая каждой фазе тактика. В этом разделе речь пойдет о целесообразности разработки «диаграмм благоприятствования» (рис. 32), обусловленной принятой тактикой и планом проведения беседы, если под планом подразумевать распределение изложения материалов, аргументов и фактов во времени. Формально-логически можно перевернуть проблему: сначала составить «диаграмму благоприятствования», а на ее основе разработать хронологический план изложения материалов. Идея заключается в том, что в каждой беседе есть основная мысль, которая и сообщается собеседникам. Эту основную мысль можно разделить на основные сегменты, которые отражают различную степень объективного (а часто и в большей мере) и субъективного психологического «благоприятствования» исхода для нашего собеседника. Наряду с основной мыслью (основными сегментами) существует увязывающий информационный материал, который влияет на общую атмосферу деловой беседы, но не затрагивает сути реальных интересов нашего собеседника, его организации. Поэтому при разработке «диаграмм благоприятствования» мы опираемся только на основную идею беседы, то есть на ее (идеи) основные сегменты, которые мы распределяем по времени и в пространстве запланированной беседы.
Каким образом это сделать? Можно, например, подстроить их к отдельным фазам беседы (начало, передача информации, аргументация, нейтрализация замечаний, принятие решений), учитывая, что «благоприятные» и «неблагоприятные» сегменты не следует скапливать вокруг одного вопроса, а распределять по возможности таким образом, чтобы сумма сегментов была в каждой фазе положительна или по крайней мере равна нулю. Только исключительная необходимость может заставить нас согласиться с негативной «суммой благоприятствования». Однако ни в коем случае нельзя допускать, чтобы общая «сумма благоприятствования» по всем пяти фазам была не только меньше, но и даже равна нулю. Если в плане беседы такая возможность учтена, тогда беседу следует разделить на две части, а передачу основной идеи распределить так, чтобы в обеих частях обязательно были благоприятные моменты. Как это сделать? В I и II фазах беседы имеет место в основном нейтральный разговор, преимущественно наполненный увязывающим материалом, который позволяет делать дополнения для повышения «степени благоприятствования». Если мы решимся проводить не одну, а две беседы, то у нас будет вдвое больше «плюсов» за счет удвоения начальных фаз, в результате этого «степень благоприятствования» двух бесед будет выше «степени благоприятствования» одной беседы, на которую мы первоначально были настроены. Идею «измерения» (степени благоприятствования) иллюстрирует рис. 32. На оси абсцисс расположены условные показатели «степени благоприятствования» (от —5 до +5), а на оси ординат нанесены условные параметры сегментов основной идеи, пронумерованные в логической последовательности и распределенные по отдельным фазам беседы. Как видно из рисунка, «сумма благоприятствования* больше нуля. У нас еще есть возможность перегруппировать некоторые сегменты, если мы хотим уравновесить отдельные фазы беседы. Как правило, эту перегруппировку нетрудно осуществить без особого ущерба для логической структуры деловой беседы. Остается еще одно критическое и слабое место: как измерить «степень благоприятствования» конкретного сегмента? В данном случае мы должны опираться на свою оценку. Большую рать в этом играет опыт и чувство меры в беседах. То есть мы попытаемся определить критерии оценки, с которыми будем сравнивать все сегменты в отдельности. Если мы недостаточно в себе уверены, то в первое время можно попробовать работать с двумя-тремя коллегами. РАБОЧИЙ ПЛАН И ЕГО СТИЛИЗАЦИЯ План беседы «О месте и роли информационного сектора на предприятии и о некоторых истинах и заблуждениях, связанных с использованием информационных систем» представляет собой иллюстрацию применения операций (45) и (50) по подготовке к деловой беседе (раздел 1.1). В предлагаемой выдержке из рабочего плана этой беседы описываются место и роль промышленной обработки данных в индустриальной эре развития человечества и качественные ступени этой обработки, применяемые в современных деловых системах. В плане используются графические элементы для различения важности понятий: заглавные буквы и прописные, поля разной ширины, а также точки, черные кружки, стрелки и т. п. Для улучшения наглядности полезно применять различные цвета, рассеивающие монотонность. Их удобно использовать для наглядного описания иерархической структуры ключевых терминов и формулировок в рабочем плане деловой беседы. ИЗ РАБОЧЕГО ПЛАНА ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭРА * Механизация труда ЧЕЛОВЕК — ИНСТРУМЕНТ — ТРУД/МАТЕРИАЛ * ВВЕДЕНИЕ МАШИН И СТАНКОВ ЧЕЛОВЕК — МАШИНА — ТРУД/ЭНЕРГИЯ Автоматизация ЧЕЛОВЕК — РОБОТ – ТРУД/ ИНФОРМАЦИЯ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.26 (0.012 с.) |