Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наблюдение за реакцией собеседникаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вступает ли наш собеседник в разговор с субъективных позиций? Какова его реакция в отдельных фазах беседы (когда он наступает, когда вынужден защищаться, когда занимает нейтральную позицию), как влияет его реакция на конечный результат? Как в нем соотносится рациональное (анализ, синтез, логика, воображение) и иррациональное (интуиция, спонтанность, рефлексия) мышления? Это лишь несколько вопросов, которые следовало бы себе задать о нашем собеседнике, так как даже самые обобщенные ответы способствуют определению стратегии и тактики деловой беседы. Но в этом разделе мы ставим перед собой весьма ограниченную цель: как выявляется психическая реакция собеседника и наблюдается ее внешнее проявление? Конечно же, подход в целом к этой проблеме является самым общим, и поэтому он дает лишь приблизительное представление о данном вопросе. Основное правило гласит: не выпускаем собеседника из виду, наблюдая за его внешней реакцией и движениями. Далее осуществляем визуальный контакт, т. е. смотрим в глаза собеседнику, когда он излагает свою точку зрения и позицию. В любом случае замеченную реакцию нужно сначала попытаться объяснить и проверить, а уже потом изменять направление беседы. Например, начальник технической службы всегда проявит особый интерес, если речь зайдет о технологии или технологических процессах. Финансовый директор сразу же оживится (или нахмурится в зависимости от обстоятельств), когда мы начнем обсуждать проблемы ликвидности на уровне предприятия или отрасли. Как вести себя в таких ситуациях? Если мы заметили какую-то реакцию собеседника, то ее нужно проверить с помощью вопроса: правильно ли мы эту реакцию истолковали. И уже потом можно поворачивать беседу в нужном направлении. Следует иметь в виду, что в фазе передачи информации речь идет не только о специальных фактах, т. е. о событиях, происходящих в данной деловой ситуации. Если мы действительно хотим убедить собеседника в правильности своей позиции, мы должны прежде всего понять его мотивы — скрытые движущие силы его действий и стремлений. Здесь, конечно, на помощь должно прийти знание индивидуальной и социальной психологии. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАКЦИЙ Не вступая в дискуссию о правильности или о способах доказательства, приведем несколько психологических тезисов и положений об условности поведения человека, которые помогут существенно облегчить проведение деловой беседы. • Тезис 1. Любое поведение человека детерминировано одним или несколькими мотивами. Поставим себя на место нашего собеседника. Какие мотивы побуждают его слушать нас? Представим себе, что мы предложили ему какое-то решение его проблемы или передали ему новую специальную информацию. А может быть, мы просто устраиваем его как собеседник для личной беседы. Исходя из тезиса 1 можно провести ориентировочную группировку мотивов, скажем, объединив их в две группы. Иррациональные мотивы (первичные мотивы), которые относятся к жизненно важным движущим силам деятельности человека, — принуждение, желание, инстинкт самосохранения. Рациональные мотивы (вторичные мотивы), призванные реализовать первичные мотивы, направлены на промежуточные цели, обусловленные разумом и интеллектом человека. Пример. Собеседник делает нам конструктивное предложение. Каковы его мотивы? Видимо, это (вторичный мотив) стремление к совершенствованию деловых отношений. Первичный мотив заключается в стремлении укрепить собственное положение. Он старается, чтобы другие его не обошли. Подумаем, какие мотивы сильнее — первичные или вторичные? Психологи утверждают, что вторичные, и у нас нет оснований им не верить. • Тезис 2. Существует одно определенное положение, поскольку оно относится к одному из мотивов первой группы, а именно: первичные мотивы не скрываются, их стремятся реализовать. Решение первичных задач ведет к изменению положения, а изменение положения ведет к изменению взаимоотношений. Если эти выкладки применить к нашему собеседнику, то получится, что он в некоторых ситуациях, например в экстремальных случаях, может иметь сильные или слабые мотивы. Последствия могут быть следующими: собеседник, имеющий сильные мотивы в отношении определенного вопроса, сам ищет решения и выход, и его несложно вовлечь в дискуссию; собеседник, имеющий слабые мотивы в отношении определенного вопроса, принимает предложенный выход или решение, и его труднее вовлечь в дискуссию. Какой практический вывод можно сделать на основе тезиса 2 и его следствий? Во-первых, мы должны определить, сколько энергии наш собеседник готов затратить на реализацию своих мотивов (соответственно выяснить, являются ли его мотивы слабыми или сильными). Эта оценка и определит объем работ по подготовке к нашей деловой беседе. Как пример приведем вывод, сделанный психологами, о мотивах и поведении людей: мотивы определяют поведение людей в большей степени, чем в это можно поверить и чем человек готов признать. В соответствии с этим проведение деловой беседы — дело относительно простое, нужно только выявить мотивы собеседника и вникнуть в их суть. И, во-вторых, явно ли проявляются мотивы собеседника? К сожалению, это бывает лишь в исключительных случаях. С мотивами происходит то же, что с айсбергами: девять десятых их массы находится под водой и лишь одна десятая — над водой. Давайте все же попробуем оценить величину и значимость ледяной глыбы. • Тезис 3. Человек на основе эмоций и поучении склонен легко поддаваться предубеждениям. При этом значительную роль играет подсознание, которое влияет на поведение и позицию человека. Масштабы этого влияния зависят от личности и от силы столкновения ее желаний и мотивов при конкретном решении. Примеры предубеждений легче всего наблюдаются в следующей ситуации. Ниже приводятся некоторые положения для оценки людей; перечеркните те, которые вы считаете ошибочными: а) поведение людей объясняют законы логики; б) люди с высокими моральными качествами отличаются храбростью; в) энергичного и решительного человека можно узнать по форме носа, губ и подбородка; г) первое впечатление о человеке позволяет опытному наблюдателю составить правильное мнение о его характере; е) тонкие пальцы — признак склонности к искусству; ж) высокий лоб — признак интеллигентности или склонности к умственному труду; з) если человек нам не смотрит в глаза, то это в целом признак нечестных намерений; и) женщины в своей эмоциональной жизни уравнялась с мужчинами; к) не существует зависимости между почерком и темпераментом. * Тезис 4, Стремление к рациональному поведению подразумевает замену первичных мотивов собеседника процессом целенаправленного мышления. Пример. Заведующий сектором по организации не скажет: «Мое спокойствие — это самое важное...» Он выскажется так: «Переход на новую систему управления и создание соответствующей организационной структуры вызовут ряд крупных изменений в период осуществления мер по повышению производительности». Такой подход нашего собеседника к деловой беседе значительно осложняет оценку положения, т. е. сложность нашей задачи возрастает. Существуют следующие методы восприятия информации о собеседнике. Слушать! (Улавливать сигналы «между строк».) Узнавать о поведении нашего собеседника по отношению к его коллегам-собеседникам. Узнавать о его отношениях с руководителями и подчиненными. Узнавать о его личных отношениях к семье, дому, автомобилю, престижу, общественному имуществу. Наблюдать за его спонтанными реакциями (например, его разговор по телефону). При этом нужно помнить следующее правило: как можно больше наблюдать — как можно с меньшими предубеждениями! Это особенно важно при первых контактах. Также рекомендуется отбросить исходные установки типа: «Да что он может!», «Упрямец!», «От него можно всего ожидать!»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.244 (0.007 с.) |