Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Риторические выразительные средстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Коротко остановимся на некоторых риторических выразительных средствах, которые с пользой для нас могут быть включены в наше выступление. Выбор этих средств основан на результатах анализа и критического разбора многочисленных речей и выступлений. Каковы важнейшие выразительные средства современной риторики? Риторические приемы и тонкости делают наше выступление, наши рассуждения более гибкими, впечатляющими и достоверными. Следует помнить, что эффективность риторических приемов снижается от частого употребления. Они неприменимы во всех случаях; многие приемы тесно взаимосвязаны, хотя их можно систематизировать и разделить. По видам и силе воздействия риторические приемы могут быть объединены в следующие группы. Наглядные: примеры, детали; сравнения; метафоры; прибаутки. Впечатляющие: повторения («Никто, абсолютно никто не имеет на это права»); объяснения; заявления (типа «Мы всегда об этом помним»); цитаты; «перекрещивания» (выражение должно включать четыре перекрещивающихся элемента: «Составить среднесрочный план относительно легко, но выполнить его — очень трудная задача»). Для повышения напряженности ситуации: «провоцирование» («Было бы хорошо, если бы Вы быстро приняли решение; было бы еще лучше, если бы мы уже сегодня в принципе пришли к соглашению; а самое лучшее — если бы Вы мне сразу передали полномочия на проектирование информационной системы для Вашего предприятия»); антитезис («Неспособный однажды добьется успеха — всю жизнь овации. Способный однажды ошибется — на всю жизнь порицания»); «цепочка»; отсрочка (вызвав интерес и любопытство собеседников, не сразу отвечаем на их вопросы, из-за чего вследствие ожидания создается напряженная обстановка); неожиданность (говорящий вдруг делает неожиданный поворот в речи). Эстетические: игра слов; описание («В Стране восходящего солнца», имея в виду Японию); гипербола; парадокс («Не ответ — тоже ответ»). Коммуникативные: вспомогательные фразы («Если Вы хотите услышать мое мнение...»); предупреждение возражений (отведем заранее возможные возражения: «Есть люди, которые утверждают...»); риторические вопросы («Мы ведь едины в данном вопросе?»); параллели (подразумевается, что собеседник понимает, что имеется в виду). Приведенная систематизация риторических приемов даже в самом схематичном виде все же дает читателю некоторые представления о современной риторике. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БЕСЕДЫ Общая методология планирования может быть с большим успехом применена и к технической подготовке к беседе на том этапе, когда система подготовки к конкретной деловой беседе уже определена, т. е. когда решено, будут ли проводиться все операции или будут выбраны некоторые из них (см. раздел 1.1 — операции с 05 по 90). Теперь начинается разработка отдельных планов подготовки к беседе (в соответствии с разделом 1.2, где даются горизонтальная структура системы планов и уровни планирования), составление соответствующих программ работы, определяющих связи между непосредственными исполнителями, ма
териалами, сроками и очередностью подготовительных работ. После этого можно перейти к технической подготовке деловой беседы, т. е. к физической реализации утвержденной системы подготовки и планирования беседы. Фактически с помощью системы подготовки к деловой беседе мы разработали только горизонтальную структуру видов деятельности по подготовке к беседе, а с помощью отдельных программ работы выявили и увязали ресурсы, которые будут использованы в подготовке беседы. Итак, в один прекрасный день у нас появилась идея стать инициаторами деловой беседы; мы назначили время и место проведения беседы и можем приступить к определению принципов ее проведения. Имеется в виду, что на основе политики нашего предприятия мы определяем и затем проверяем задачи, которые мы хотим решить в нашей деловой беседе. На основе этих задач разрабатывается стратегия задуманной беседы, далее составляются планы самой подготовки и проведения деловой беседы. Затем вырабатывается тактика, т. е. процедура принятия оперативных решений в фазе технической подготовки и в фазе проведения деловой беседы. После этого следует техническая подготовка беседы в узком смысле слова, т. е. увязываются, согласовываются и решаются намеченные задачи, разрабатываются планы и принимаются решения. Способы проведения технической подготовки во многом зависят от непосредственных исполнителей, их личных склонностей, способностей, воображения, мотивов, трудовых навыков, а также важности данной деловой беседы, имеющихся в распоряжении материалов и времени для подготовки. Анализ компонентов, влияющих на техническую подготовку беседы, и широких возможностей их комбинирования показывает, что неправомерно ожидать разработки какой-либо практически приемлемой схемы подготовки. Даже если такая схема и будет создана, она останется «мертвым словом», поэтому указанная фаза и представлена на рис. 6 в виде «черного ящика». Займемся теперь деликатной работой — составлением общего плана деловой беседы, в котором определяются объем, структура, формы и содержание отдельных фаз беседы, а именно: Р — начало беседы; I — передача информации; А — аргументирование; N — опровержение доводов собеседника; О — принятие решений. Потом, как показано на рис. 6, отдельные фазы беседы расчленяются на элементы, беседа детально разрабатывается в соответствии с задуманной моделью. Затем эти элементы подробно исследуются — группируются и «встраиваются» в задуманную модель беседы. Глава 2. ЦЕЛИ Очень часто первая фаза беседы осуществляется лишь частично или вообще пропускается. Подумаем, что значит начать беседу. Некоторые считают, что этот процесс можно сравнить с настройкой инструментов перед концертом. Во всяком случае на этом этапе беседы нужно выработать правильное и корректное отношение к собеседнику; таким образом, можно сказать, что начало беседы — это «мост между нами и собеседником». Задачи первой фазы беседы следующие: · установление контакта с собеседниками; создание приятной атмосферы для беседы; · привлечение внимания; пробуждение интереса к беседе; · иногда, если необходимо, и «перехват» инициативы. ТИПИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ «САМОУБИЙСТВА» Как ни странно, многие беседы заканчиваются, так и не успев начаться, особенно если собеседники находятся на разных уровнях (по положению, образованию и т. п.). Причина заключается в том, что первые фразы беседы оказываются слишком незначимыми. А ведь именно несколько первых предложений часто решающим образом воздействуют на собеседника, т. е. на его решение выслушивать нас дальше или нет. Собеседники обычно более внимательно слушают именно начало разговора — часто из любопытства, ожидания чего-то нового, для снятия напряжения, возникающего в начале беседы. Именно первые два-три предложения создают внутреннее отношение собеседника к нам и к беседе (рабочую атмосферу), по первым фразам у собеседника складывается впечатление о нас (эффект «первого впечатления», которое часто является ошибочным, особенно у людей не очень серьезных). Приведем несколько типичных примеров так называемого «самоубийственного» начала беседы и проанализируем их. * Следует всегда избегать извинений, проявления признаков неуверенности. Негативные примеры: «Извините, если я помешал...»; «Я бы хотел еще раз услышать...»; «Пожалуйста, если у Вас есть время меня выслушать...» * Нужно избегать любых проявлений неуважения, пренебрежения к собеседнику, подобных следующим примерам: «Давайте с Вами быстренько рассмотрим...»; «Я как раз случайно проходил мимо и заскочил к Вам...»; «А у меня на этот счет другое мнение...» * Не следует первыми вопросами вынуждать собеседника подыскивать контраргументы и занимать оборонительную позицию, хотя это логичная и совершенно нормальная реакция, в то же время с точки зрения психология это промах. Приведем такой пример. Инициатор беседы: «Я бы хотел обсудить с Вами вопросы развития управления в Вашем учреждении. Мне кажется, что для Вас это имеет особое значение». Собеседник: «Нет, я думаю, что в данный момент это для нас не самая насущная проблема». Следует логическая реакция инициатора беседы: «Почему нет? Какие на то причины?» Таким образом, собеседник оказывается в оборонительной позиции, он должен, хочет он этого или нет, искать объяснения, аргументы, о которых заранее и не думал. Таким приемом мы практически создали барьер между собой и собеседником, и устранить этот барьер нелегко. ПРИЕМЫ НАЧАЛА БЕСЕДЫ Существует множество способов начать беседу, но. как и в шахматах, практика выработала ряд «правильных дебютов». Все эти «дебюты» могут быть сведены к следующим четырем приемам. - Метод снятия напряженности позволяет установить тесный контакт с собеседником. Достаточно сказать несколько теплых слов — и вы этого легко добьетесь. Нужно только задаться вопросом: как бы хотели чувствовать себя в вашем обществе собеседники? Конечно, они хотели бы, чтобы их приветствовали лично, а если еще в их адрес будет сказано несколько приятных фраз личного характера или комплиментов, то лед быстро начнет таять» Шутка, которая вызовет улыбки или смех присутствующих, также во многом способствует разрядке первоначальной напряженности и созданию дружеской обстановки для беседы. Примером начала дискуссии с большим количеством участников может послужить следующая фраза: «Прошу дать зеленый свет первому выступающему». Конечно, такое начало редко непосредственно связано с содержанием выступления. - Метод «зацепки» позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы, и использовать эту «зацепку» как исходную точку для проведения запланированной беседы. В этих целях можно с успехом использовать какое-то небольшое событие, сравнение, личные впечатления, анекдотичный случай или необычный вопрос. - Метод стимулирования игры воображения предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по ряду проблем, которые должны в ней рассматриваться. Этот метод дает хорошие результаты, когда мы имеем дело с собеседниками, отличающимися оптимизмом и трезвым взглядом на ситуацию. - Метод прямого подхода означает непосредственный переход к делу, без какого бы то ни было вступления. Схематично это выглядит следующим образом: вкратце сообщаем причины, по которым была назначена беседа, быстро переходим от общих вопросов к частным и приступаем к теме беседы. Эти приемы «холодны» и рациональны, они имеют прямой характер и подходят прежде всего для кратковременных и не слишком важных деловых контактов, например в общении начальника с подчиненными. РЕКОМЕНДАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО НАЧАЛА БЕСЕДЫ Можно дополнительно разработать общую структуру (схему) как всей беседы, так и ее фаз. Конечно, в случае необходимости от нее можно отступать и изменять ее в соответствии со сложившимися обстоятельствами. На рис. 7 приводится структура начала и окончания беседы. Очередность выступлений обозначена стрелками и числами.
Правильное начало беседы предполагает точное описание целей беседы, взаимное представление собеседников, инициатора беседы, название темы, представление лица, ведущего беседу, объявление последовательности рассмотрения вопросов. При завершении беседы порядок действий должен быть обратным: слово берет ведущий беседы и заканчивает ее обращением к собеседнику. Более подробно это описано в главе 6. На что нужно обратить внимание при налаживании личного контакта с собеседником? Несколько обыденных мелочей могут относительно легко создать благоприятный для беседы климат. К ним относятся: ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения; обращение к собеседникам по имени[3]; соответствующий внешний вид (одежда, подтянутость, выражение лица); проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнениям и интересам (нужно дать это почувствовать); положительные замечания, относящиеся к оснащенности рабочих помещений, их интерьеру, образцовой организации труда, деловой репутации. Ни в коем случае нельзя перебарщивать, иначе нас сочтут неуклюжими или даже неприятными. В этой связи приведем слова Авраама Линкольна: «Мы все чувствительны к комплиментам»; упоминание об изменениях, которые произошли со времени последней встречи; обращение за советом и т. п. Что касается профессиональных контактов, связанных с определенной темой, их цель заключается в том, чтобы вызвать интерес к беседе. В этом плане можно рекомендовать увязать беседу с предшествующими встречами; обсудить проблемы, тенденции и актуальные события в отрасли; упомянуть о том, что вам известны желания и проблемы собеседника (если они известны). В любом случае при малейшей возможности включите в начальную фазу беседы какой-либо профессиональный вопрос. Остается еще рассмотреть наш личный подход к беседе. Основное правило заключается в том, что беседа должна начинаться с так называемого «Вы-подхода». Что это означает? «Вы-подход» — это умение человека, ведущего беседу, поставить себя на место собеседника, чтобы лучше его понять. Зададим себе вопрос: что бы нас интересовало, будь мы на месте нашего собеседника? Или: как бы мы реагировали на его месте? Это уже первые шаги в направлении «Вы-подхода». Проиллюстрируем это положение на нескольких примерах.
То же относится к констатации фактов и передаче сведений.
Таким образом, мы дали собеседнику почувствовать, что мы его уважаем и ценим как специалиста. Подобными приемами в ходе переговоров, по нашим наблюдениям, часто пользуются зарубежные специалисты и всегда добиваются успеха. Кроме того, следует всегда помнить, что любой человек охотнее говорит о собственных проблемах и желаниях и наш собеседник ни в коей мере не является исключением из этого правила. Поэтому на первый план в ходе беседы по возможности следует выдвигать мнения и пожелания нашего собеседника.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.53.7 (0.013 с.) |