Виды аргументов в убеждающей речи юриста (риторический пафос) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды аргументов в убеждающей речи юриста (риторический пафос)



1. Аргумент к человеку 1 (аргумент к личности) –указание на недостатки оппонента (реальные или вымышленные) с целью внушить недоверие к его позиции по какому-то вопросу, делу и, следовательно, склонить к своей позиции.
«Уже по неправильности его речи вы поняли, что Формион – варвар, который по справедливости достоин презрения, но он тем более варвар, что ненавидит тех, кого ему надлежало бы почитать» (Демосфен. Первая речь против Стефана)
2. Аргумент к человеку 2– указание на достоинство кого-либо с целью вызвать к данному лицу симпатию, доверие и тем самым отвести от них подозрение в совершении отрицательных поступков, нейтрализовать плохое мнение о них.
«Торговый человек, раз отказавшийся от своей подписи, подрывает свой кредит; кроме того, чтобы отказаться от своей подписи, надо быть человеком нравственно глубоко испорченным, чтобы заведомо ложно обвинять других в подлоге на суде, надо не иметь понятия ни о чести, ни о добродетели. Все, что мы знаем о Лебедеве, свидетельствует о других качествах: все говорят о его честности, прямоте, да и другие факты этого дела характеризуют Лебедева с этой же стороны» (Жуков А. Обвинительная речь по делу игуменьи Митрофании)
3. Аргумент к жалости –аргумент, рассчитанный на то, чтобы вызвать жалость, сочувствие к обсуждаемому лицу.
«Ничто так скоро не сохнет, как слезы. Жалобы не надо излагать долго – слушатель утомляется и от первого движения сострадания переходит к рассудку» (Квинтилиан).
4. Коммизерация (жалеть, скорбеть) –часть речи оратора, рассчитанная на то, чтобы растрогать судей участью обвиняемого.
«Не в казни сила, а в любви к человеку. Когда вы будете в вашей совещательной комнате обсуждать судьбу Бориса, вспомните о его нравственных страданиях, о том тяжелом уроке, который дала ему жизнь в такие годы, когда люди еще сидят на школьной скамье; не откажите ему протянуть руку вашей помощи во имя его спасения и отпустите его с миром; не лишайте его средств в будущем загладить вину прошедшего и дайте ему возможность начать другую, новую и лучшую жизнь» (Пржевальский В. М. Речь в защиту Б. Мельницкого).
5. Аргумент к публике – взывание к чувствам, настроениям, предубеждениям слушателей с целью отвлечь их от серьезного и объективного рассмотрения какого-либо вопроса и склонить в его решении в нужном выступающему направлении.
«Вспоминаю, какое влияние, какое впечатление произвела во время суда над Манием Аквилием речь Марка Антония. Как оратор будучи не только умен, но и решителен, он, заканчивая речь, сам схватил Мания Аквилия за руку, поставил его у всех на виду и разорвал ему на груди тунику, чтобы римский народ и судьи могли видеть рубцы от ранений, полученных им прямо в грудь; в то же время он долго говорил о ране в голову, нанесенной Аквилию военачальником врагов, и внушил судьям, которым предстояло вынести приговор, сильные опасения, что человек, которого судьба уберегла от оружия врагов, когда он сам не щадил себя, окажется сохраненным не для того, чтобы слышать хвалу от римского народа, а чтобы испытать на себе суровость судей» (Цицерон. Против Гая Вереса (О казнях)).
6. Аргумент к тщеславию – неумеренные похвалы оппоненту, чтобы смягчить его.
«И вы называете это законом? Нет, нет! Это никак не закон, и такой документ никогда не станет законом моей страны, - порукой тому порядочность людей, к которым я сейчас обращаюсь» (Гюго В. Свобода печати: Речь в законодательном собрании).
7. Аргумент из народного единодушия – аргумент, основанный на том, что утверждаемое всеми принимается за истину.
«Далее Карицкий старался бросить тень на Костылева и других, которые будто бы уговаривали Дмитриеву. Господа! Эти недостойные инсинуации не заслуживают возражения. Честное имя товарища прокурора, господина Костылева слишком хорошо известно всей Рязани, и, конечно, не Корицкому его поколебать» (Урусов А. И. Речь в защиту Дмитриевой).

Задания.

1. Какие приемы психологического воздействия использованы в следующих высказываниях? Ответ аргументируйте.

1) Господа присяжные заседатели, господин судья! Мой клиент признался, что воровал. Это ценное и искреннее признание. Я бы даже сказал, что оно свидетельствует о необыкновенно цельной и глубокой натуре, человеке честном и смелом. Но возможно ли, господа, чтобы человек, обладающий такими редкостными качествами, был вором? (Ивин А. А. Основы теории аргументации)

2) Стремясь опорочить моего отца, они сказали, что он говорит с чужеземным акцентом. При этом они не упомянули, что он во время Декелейской войны был взят в плен врагами и продан в рабство на Левкаду; и только много времени спустя … он смог освободиться и вернуться к родным в Афины. И теперь они поставили ему в вину его акцент, как будто справедливо, чтобы несчастья того периода погубили его сейчас. (Демосфен. Против Евбулида).

3) О, страшное и тяжкое время провинции Сицилии! О, памятное нам событие, пагубное и роковое для многих, ни в чем не повинных людей! О, неслыханная подлость и злодейство Вереса! В одну и ту же ночь, когда претор пылал позорнейшей страстью, флот римского народа пылал в огне, подожженный разбойниками. (Цицерон. Против Гая Вереса («О казнях»)).

4) …Где вы увидите много проявлений алчности, дерзости, бесчестности и вероломства, там, будьте уверены, среди стольких гнусных поступков скрывается и преступление. Впрочем, как раз оно менее всего бывает скрыто, так как оно столь явно и очевидно, что нет надобности доказывать его теми злодеяниями, которыми запятнал себя этот человек; оно даже само служит доказательством наличия преступления, в котором могли быть сомнения. (Цицерон В защиту Секста Росция).

2. Составьте фрагмент защитительной речи, в которой увяжите положительную характеристику личности подзащитного с мыслями о необходимости его оправдания или смягчения наказания.

3. Составьте фрагмент обвинительной речи на суде или политической речи на митинге, увязав отрицательную характеристику чьей-то личности с существом рассматриваемого дела.

 

Виды аргументов в убеждающей речи юриста (риторический этос)

1. Инсинуация 1 (вкрадчивость, заискивание) – части или элементы ораторской речи, рассчитанные на то, чтобы расположить к себе слушателей (похвала аудитории)
«Если я воздам благодарность вам, отцы-сенаторы, не такой полной мере, в какой это требуют ваши бессмертные услуги, оказанные мне, моему брату и нашим детям, то прошу и заклинаю вас приписать это не особенностям моего характера, а значительности ваших милостей. В самом деле, может ли найтись такое богатство дарования, такое изобилие слов, столь божественный и столь изумительный дар красноречия, чтобы можно было посредством него, не скажу – охватить в своей речи все услуги, оказанные нам вами, но хотя бы перечислить их… Вы нам возвратили наше высокое положение, принадлежность к сословию, имущество, наше великое государство….» (Цицерон. Речь в Сенате по возвращении из изгнания).
2. Инсинуация 2 – представление оратором расхождений во мнениях, действиях менее существенными, чем что-то другое, с противопоставлением им позиции более высокого уровня.
«…У каждого, кто находится на службе у государства, есть своя ответственность перед ним, государством, и перед всем российским обществом. Эта ответственность обозначена мандатом депутата, губернатора, члена Правительства. Несмотря на должностные различия, у всех нас есть общий долг. Это – долг перед народом, долг перед нашей страной» (Путин В. В. Государство Россия. Путь к эффективному государству: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию)

Занятие 5.

Тема: Редактирование текста публичного выступления.

Форма: Практикум

«Я доволен вполне, если сердце диктует, воображение пишет, а разум делает поправки» (М. Шаплан)

Вопросы:

1. Правила написания лаконичных, понятных, точных речей.

2. Законы редактирования текста.

3. Уместность использования языковых средств в речи, ошибки, которых следует избегать.

Задания:

Ø Продумайте аргументы, убеждающие создателя текста речи изменить слабые части выступления.

Ø С. 89 – 92 // Сопер П. Основы искусства речи / П. Л. Сопер; пер. с англ. С. Д. Чижовой; под ред. К. Д. Чижова и Л. М. Яхнича. – Ростов- н/Д: Феникс, 1998. – 448 с.

Занятие 6.

Тема: Контакт оратора с аудиторией

Форма: практикум.

Вопросы:

  1. Монолог и диалог в публичных выступлениях юриста.
  2. Как готовиться к выступлению.

Задания:

Ø Конспект: с. 194 – 241 // Порубов Н. И. Риторика: Учеб. пособие / Н. И. Порубов. – 2-е изд., перераб. – Мн.: Выш. Шк., 2004. – 352 с.

Ø Конспект: С. 415 – 425 // Введенская Л. А. Павлова Л. Г. Риторика для юристов: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 576 с. С. 277 – 281

Занятие 7.

Тема: Произнесение публичной речи

Форма: коммуникативная игра (судебный процесс, процедура допрашивания)

Вопросы:

1. Виды судебных речей: обвинительная речь прокурора, защитительная речь адвоката-оратора, реплика, напутственное слово председательствующего.

2. Правила произнесения речи.

3. Этика в судебной речи.

Задания:

Ø Конспект: С. 426 – 473 // Введенская Л. А. Павлова Л. Г. Риторика для юристов: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 576 с.;

Ø Объединитесь в группы. Распределите между собой роли, соответствующие процедуре допроса и судебного процесса. В качестве образца можно использовать пример «Дела качки» и «Дела о краже сарматских фаларов» // с. 515 – 556 // Введенская Л. А. Павлова Л. Г. Риторика для юристов: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 576 с.; Продумайте содержание речей. Подготовьтесь к процессу.

Занятие 8.

Тема: Риторические основы судебной речи.

  Контрольная работа по дисциплине (тест или практические задания)

Форма: Контрольная работа.

1. 1 Часть – теоретическая в форме устных ответов на вопросы и тестов (по выбору студента).

2. 2 Часть – творческое задание. Возможные формулировки:

Ø Определите вид речи. Аргументируйте свой выбор.

Ø Напишите одну из разновидностей речи и проанализируйте с точки зрения соответствия жанру.

Ø Создайте недостающую часть речи.

Ø Проанализируйте речь, исправьте ошибки, отредактируйте, предложите лучший вариант, произнесите.

Образцы заданий

Часть 1

Вопросы:

  1. Назовите основные признаки делового общения.
  2. Назовите составляющие риторического идеала и антиидеала в деловом общении.
  3. Дайте определение деловой беседе. Укажите ее разновидности.
  4. Какие средства и приемы речевого воздействия в юридической практике использовали известные адвокаты и прокуроры?
  5. В чем особенность репрезентативной речи? Каковы правила ее использования?
  6. Охарактеризуйте особенности риторического канона. Какие этапы создания высказывания должен учитывать адресант?
  7. Какие виды топов использует автор судебной защитительной или обвинительной речи?
  8. Назовите виды аргументов, с помощью которых речь приобретает убедительность.
  9. В чем заключается отличие между тропами и фигурами речи? Назовите основные из них, приведите примеры.
  10. Перечислите основные этапы редактирования письменного высказывания.
  11. Какие свойства голоса называются риторическими?
  12. В чем заключается специфика обвинительной и защитительной речи юриста?
  13. Какие виды композиции вам известны? С какой целью необходимо использовать разнообразные структурно-композиционные приемы?
  14. Назовите правила произнесения речи в суде. На какого адресата она рассчитана?
  15. какие виды введения и заключения вам известны? Какие из них чаще всего используются в судебной речи?

Часть 2

Задание 1. Определите вид речи. Аргументируйте свой выбор.

Задание 2. Выполните задание к тексту.Создайте недостающую часть речи.

1

Какие языковые особенности и с какой целью использует автор следующей речи?

Вот как было, господа присяжные заседатели! Такое объяснение дал Укшинский в участке, едва придя в себя от обморока, так объяснил он у судебного следователя и, наконец, сегодня в последний раз я повторяю вам от его имени те объяснения. Какой истины хотите вы ещё искать! (М. Г. Казаринов «Загадочное дело»).

2

Какие языковые средства выразительности и с какой целью использует автор следующей речи?

Но, чувствую я, вам не хочется верить; вижу я, вам не хочется разрушать то, что так долго и хлопотливо созидалось обвинением. Все так хорошо связано: любовь, измена, ревность, месть, - остается только увенчать эту цепь событий обвинительным приговором. Во всём такая ясность, такой простой смысл (М. Г. Казаринов «Загадочное дело»).

3

Какие языковые особенности и с какой целью использует автор следующей речи?

Увы! – человек часто влагает в явления смысл, им вовсе не присущий. Вспомним средние века, времена наивной веры в суды Божии, времена ордалий. Двоих подозреваемых в преступлении бросали в воду: который шел ко дну, считался невинным, а кто не тонул – преступником. Мы далеко ушли от этих суеверий, но мы бессознательно удерживаем более утончённые формы подобных же заблуждений; мы не верим во вмешательство воли Божией, но зато слишком много приписываем воле человеческой. Двое упали в воду, один утонул, другой выплыл, - значит, первый утопил второго(М. Г. Казаринов «Загадочное дело»).

4

Какая структурно-смысловая часть судебной речи здесь приведена? Какие приемы ее построения использует оратор? С какой целью?

Я кончил, господа присяжные заседатели. Суд возложил на меня задачу защиты; убеждение мой в невиновности подсудимого сильно облегчило мне исполнение моей обязанности. Теперь наступает ваша задача постановить приговор, в котором бы вас впоследствии не упрекнула совесть (М. Г. Казаринов «Загадочное дело»).

Какой прием построения речи использует судебной оратор в данном смысловом отрезке? С какой целью?

Господа судьи, господа присяжные заседатели!

Весной 1895 года подружились две дамы: г-жа Воропинская и г-жа Пьевцевич. Они были как бы созданы одна для другой. У одной были средства и никаких финансовых способностей, у другой, наоборот, громадная практическая сметка и никаких средств (М. Г. Казаринов «Дело Пьевцевич).

Определите языковые особенности отрывка из речи. С какой целью их использует оратор?

Заботы Пьевцевич я могу сравнить с заботами доброго пастыря, который приютил у себя овец, потрепанных волком. Он ходит за ними, моет, чешет, кормит, и овцы, по природе существа кроткие и незлобивые, беззаветно вверяются хозяйской доброте. Но, увы! – как только у них отрастает надлежащей длины шерсть, - их стригут наголо и гонят со двора, утешая, что стриженую овцу сам Бог бережёт (Г. Казаринов «Дело Пьевцевич).

Определите языковые особенности отрывка из речи. С какой целью их использует оратор?

Господа присяжные заседатели! Первый вопрос, который предстоит разрешить, это – куда девались деньги Воропинских и откуда появились деньги у Пьевцевич? Для решения этого вопроса обратимся сначала к самому несомненному и к самому благоприятному для Пьевцевич источнику – к ее же собственным объяснениям (Г. Казаринов «Дело Пьевцевич).

Какие виды аргументов используются в следующем отрывке из судебной речи?

И вот, как некогда с Ранушевичем, так и здесь, одна капля переполнила чашу. Тот посягнул на свободу Воропинской, Пьевцевич задела ее материнское чувство, начав истязать ее детей.

Как произошел разрыв, как складывались дальнейшие события – вам известно, и я их повторять не буду.

Поняв, что она поступила не вполне обдуманно, Пьевцевич решилась несколько исправить дело. Под предлогом вернуть деньги она заманила Ворописнскую в контору нотариуса Каченовского, передала ей там часть капитала и отобрала такую расписку, которая полагает конец всем расчетам между ними и в гражданском суде оспорена быть не может (Г. Казаринов «Дело Пьевцевич).

Какой структурно-смысловой частью является данный отрывок? Какие приёмы и средства использует оратор для ее построения? С какой целью?

Вот и вся история, г-да присяжные заседатели. Пьевцевич присвоила себе всё состояние Воропинских и не хочет возвращать. Мы понимаем, что семейство Воропинских – семейство особенное, как бы созданное для того, чтобы его обирали, но нельзя же отнимать и последнего. Г-жа Пьевцевич хорошо вооружена для борьбы с жизнью – и умом, и выдержкой, - она не погибнет. А с этими людьми что станет через год-два, когда они проживут последнее?!

Мы просили г-жу Пьевцевич, чтобы она вернула хоть те шесть тысяч рублей, которые нам удалось заарестовать в государственном банке и депозите С.-Петербургской судебной палаты. Она не пожелала этого… Так пусть же нас рассудит суд совести!

Думается мне, господа присяжные заседатели, приговор ваш будет таков, что г-жа Пьевцевич не скажет после него: «зачем любить людей, зечем исполнять законы божеские и человеческие, когда преступление, хорошо обставленное, может служить источником спокойного существования»?

Думаю я, что не откажете вы ей и в снисхождении, чтобы показать, что милость, над которой она всегда так жестоко смеялась, - не пустой звук и что этой милости хватит даже на тех, кто её попирает (Г. Казаринов «Дело Пьевцевич).

Какой структурно-смысловой частью является данный отрывок? Какие приёмы и средства использует оратор для ее построения? С какой целью?

Господа судьи, господа присяжные заседатели!

Нам важно рассмотреть преступление, как живое дело живого человека, проследить, как оно зародилось, как зрело и как распустилось. Нам интересно понять самого преступника, и им исключительно займусь я в своей защите (Г. Казаринов «Дело Сапогова»).

Определите языковые особенности отрывка из речи. С какой целью их использует оратор?

Позитивная школа в результате своей работы по изучению преступников дала нам деление их на категории. Во-первых, идет категория преступников ненормальных –длинная галерея от явно сумасшедших до субъектов с чуть заметными признаками психического расстройства. Далее идет обширная группа преступников, одаренных и разумом, и здоровою волею для борьбы со злом, но тем не менее поддавшихся искушению. Наконец – ещё группа, сравнительно небольшая, преступников по страсти, совершивших зло под влиянием минуты. Это – та группа, от которой никто не может зарекаться.

В которую же из этих групп поместим мы Сапогова?

Допишите недостающую часть текста. Опишите приемы и средства, которыми вы пользовались? С какой целью?

Фабула настоящего дела проста: 23-летний Василий Краюшин, нигде в то время не работавший, в ночь с 30 июня на 1 июля этого года проник при помощи верёвочной лестницы через окно второго этажа в здание Ростовского областного краеведческого музея и похитил оттуда ценности, которые затем пытался реализовать.

К ответственности привлечены и предстали перед Вами сам похититель и человек, способствовавший реализации похищенного.

Предмет разбирательства по настоящему делу включает в себя ещё два немаловажных обстоятельства: во-первых, похищены были вещи совершенно уникальные – золотые сарматские фалары, найденные при раскопках в 1962 году; во-вторых, преступники совершили посягательство на святая святых нашей экономики – на нашу финансовую систему, нарушив правила о валютных операциях.

Каки е приемы, и в какой части текста использует оратор? С какой целью?

Куда бы ни шел, что бы ни делал, голову его всегда будет гнести к земле, где вместе с убитым товарищем зарыты его покой, его счастье.

И это в 21 год, когда перед человеком заманчиво и опьяняюще стоит непочатая чаша жизни!

Чаша эта теперь вверяется вам. Через полчаса вы возвратите ее нам. Чем дополните вы её?.. Будет ли то прощение, будет ли осуждение… не всё ли равно, - чаша отравлена.

Задание 3. Проанализируйте речь, исправьте ошибки, отредактируйте, предложите лучший вариант, произнесите.

 

3.2. График организации самостоятельной работы студентов юридического факультета 2-го курса (Ю-08)

32 часа Аудиторная работа 68 часов Самостоятельная работа  
Формы аудиторной работы Формы самостоятельной работы  
№ недели   № и тема лекции   16часов Лекции № и тема практических занятий № недели 16 часов Практические занятия 16 час. Изучение теоретического материала 16 час. Решение практических задач 20 час. Подготовка реферата по теме  
  1.Назначение риторики   1. Условия эффективной речевой коммуникации в юридической практике            
  2.История судебного красноречия   2. История судебного красноречия          
  3. Риторический канон: общая характеристика   3. Структурно-композиционные особенности судебной речи          
  4. Логические основы риторики: понятие о композиции публичного выступления   4. Языковое мастерство юриста            
  5. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи. виды тропов и фигур. Виды вопросов и аргументов в судебной речи   5. Редактирование текста публичного выступления.          
  6 Публичное выступление юриста в массовой аудитории   6. Контакт оратора с аудиторией            
  7.Полемика в судебном красноречии   7. Произнесение публичной речи            
8. Риторические основы судебной речи (контрольная работа)          
  8. Языковое мастерство юриста    
  Итог:   Итог:            

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.142.134 (0.066 с.)