Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новокузнецкий филиал-институт↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Новокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
Кафедра истории Факультет гуманитарный
График организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Риторика»
для очной формы обучения Для специальности: 021100 «Юриспруденция»
Второй семестр
Составитель: кандидат педагогических наук, доцент Тенекова Александра Михайловна
Новокузнецк – 2012 Пояснительная записка к программе 1.1. Выписка из государственного образовательного стандарта по дисциплине «Риторика» (ГСЭ. Н-Р.0008 2000 г.) для специальности 030501 «Юриспруденция» В соответствии с п. 1.3. (квалификационная характеристика выпускника) государственного образовательного стандарта по дисциплине «Риторика» (ГСЭ. Н-Р.0008 2000 г.) для специальности 030501 «Юриспруденция» юрист должен: · обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности; · понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности. Исходя из данных требований к характеристикам выпускника юридического факультета по специальности 030501 «Юриспруденция», было разработано содержание и специфика обучения дисциплине «Риторика», которая позволяет повысить компетентность личности студента, исходя из целей судебного красноречия. 1.2. Цель, задачи изучения дисциплины в вузе. Предлагаемая программа предполагает формирование таких компетенций будущего специалиста, которые являются базовыми в коммуникативной и речетворческой деятельности судебного оратора. Она включает теоретические основы общей и частной риторики, а также содержит задания и упражнения, позволяющие приобрести определенные речевые навыки. В современном российском вузе в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта целью изучения риторики студентами юридической специальности становится формирование личности и профессиональной компетентности на основе обращения к активной речетворческой деятельности. Поэтому студенты, изучающие риторику, готовятся к владению Словом во всем богатстве реальных общественно-речевых связей. В преподавании риторики требуется изучение теории ("науки") с правилами построения речи, чтение и анализ образцовых текстов литературной и ораторской классики (для "подражания"), собственных систематических упражнений в написании и произнесении речей. Задачами обучения риторике студентов юридического факультета в вузе являются следующие: а) воспитание представлений о создании коммуникативно совершенных текстов (на примере судебной и деловой речей); б) формирование собственной речи как средства и способа выражения личности, орудия общения и обучения; в) формирование представления о закономерностях создания (изобретения), исполнения и рефлексии собственных (авторских) и иных риторических текстов на основе законов речемыслительной деятельности. С помощью реализации настоящей программы обучаемые овладевают: Ø Коммуникативной компетенцией. Ø Осознанностью и пониманием возможностей русского слова, его стилистических и выразительных средств. Ø Пониманием стиля и нормы речевого поведения. Ø Развитыми и устойчивыми навыками, необходимыми для успешного публичного выступления. Ø Навыками создания различных речевых жанров, наиболее востребованных в будущей профессиональной деятельности юриста. Курс рассчитан на 32 аудиторных (8 практических и 8 лекционных занятий). Структура курса Обучение риторике основано на создании для обучаемых комфортных коммуникативных условий, устойчивой мотивации к проявлению инициативы у студентов выступать публично и вступать в публичное общение с отдельными людьми и аудиторией в официальной, полуофициальной и неофициальной обстановке. На наш взгляд, целесообразно преподавание дисциплины на основе разделения ее содержания на два крупных раздела. Первый раздел позволяет познакомить студентов вуза с базовыми категориями риторики: выявить ее назначение, ключевые понятия, установить различия между видами красноречия и формами речей; определить основы создания высказывания, опираясь на знания о композиции, логических законов риторики, значения рационального и эмоционального в речи; познакомиться с этическими функциями текстовой деятельности юриста; формировать знания о технической стороне речи. Вторая часть курса предполагает перенос полученных сведений в область специфической судебной речи. Поэтому данная методическая модель формирует знания студентов о специфике защитительной и обвинительной речи, умения и навыки ведения спора, полемики в судебных прениях с учетом знаний об адресате судебной речи. К ключевым понятиям дисциплины относятся красноречие (природная, привлекательная говорливость, привязанность к процессу говорения и умение достаточно осмысленно выступать публично в различных речевых ситуациях); ораторство (целенаправленное и осознанное публичное говорение, на активном использовании основных законов создания, исполнения и самостоятельного осмысления авторских текстов); риторика как проце сс (высшая форма проявления свободного владения и умения осмысленного, эффективного и красноречивого ситуативно обусловленного публичного выступления, на основе применения всевозможных средств языка и речи и соблюдения этических законов). Содержание программы Раздел I. Общие положения риторики в юридической деятельности Назначение риторики: определение понятия «риторика», предмет, система, задачи курса. Общая и частная риторика. Классификация красноречия: общественно-политическое, академическое (педагогическое), судебное (юридическое), социально-бытовое, богословско-церковное. Функции, формы речей. Речь в юридической риторике как средство аргументации доказывания, развертывания мысли. История судебного красноречия. Публичное общение в Древней Греции. Ораторское искусство софистов. Вклад Сократа и Платона в развитие риторики. Коммуникативная концепция Аристотеля. Римское ораторское искусство. Общение в российской традиции. Риторика имперского периода. Публичное общение эпохи XX в. Логические основы риторики. Роль логики, ее законов и категорий в риторике. Композиция судебной речи: логическая структура, виды построения. Хрия (теория аргументации) как учение о методах и формах убедительного рассуждения. Виды доказательств. Доказательство прямое и косвенное. Опровержение. Основные требования к аргументации в речи юриста и причины логических ошибок. Языковые средства, создающие логичность речи: специальные средства связи, классификация вопросов, вопросно-ответная форма в процессе судопроизводства. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи. Экспрессивное и рациональное в судебной речи: аргументы, тропы и фигуры как средства воздействия. Риторический канон: общая характеристика. Определение риторического канона. Основные риторические действия адресанта при создании высказывания. Характеристика риторических этапов создания и исполнения судебной речи. Классификация топов: топы внутренние и внешние. Языковое мастерство юриста. Техника речи: риторические свойства голоса, причины некачественного звучания, способы их нейтрализации, дикция, темп, тембр, логическое ударение, паузация в организации судебной речи. Вопросы к зачету (в соответствии с дидактическими единицами)
Терминологический минимум
Определения Риторика – комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая закономерности создания и преподнесения коммуникативно совершенного текста. С точки зрения риторики рассматривается весь речемыслительный процесс порождения текста – от замысла до окончательного речевого воплощения. Адресант – тот, кто адресует речь (речевое произведение) кому-либо, отправитель речи. Речевой партнер адресата речи. Адресат – тот, кому адресуется речь (речевое произведение), получатель речи. Текст - результат речемыслительного процесса, реализованного автором в виде конкретного письменного (или устного) произведения в соответствии с мотивами, целями, избранной темой, замыслом и идеей и характеризующегося определенной структурой, композиционным, логическим и стилистическим единством. Композиция – выстраивание последовательности частей текста, с помощью которого постепенно раскрывается целостный замысел – при постоянной заботе автора об управлении вниманием адресата. Логические законы риторики – такие законы логики в речи, которые выделяют соотношение речи и мышления, соответствие общего логического построения текста замыслу автора. Закон тождества «Всякая сущность совпадает сама с собой». Закон противоречия «Никакое суждение не может быть одновременно истинным и ложным». Закон исключенного третьего «Из двух высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно». Закон достаточного основания «Всякое принимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано». Риторические действия адресанта при создании текста – риторические действия адресанта, согласно которым он выполняет пять этапов: диспозиция, инвенция, элокуция, мемориа, акцио. Введение – начальная композиционная часть монологического текста, связанная с ситуацией общения, и с содержанием данного речевого произведения. Основная часть (расположение) – последовательность частей, обеспечивающая развитие темы; презентация заранее отобранных фактов. Заключение – конечная композиционная часть монологического текста, основная задача которой – еще раз прояснить поставленную автором цель, обобщить все сказанное, подвести логический итог Деловое общение – межличностное взаимодействие с целью организации и оптимизации предметной деятельности (производственной, научной, юридической, управленческой, финансовой). «Максимы» общения – правила делового общения, помогающие убедить партнера в чем-либо, добиться его согласия на что-то, побудить к определенным действиям. Деловая беседа – распространенный вид непосредственного делового общения в диалогической устной форме. Инвенция (изобретение) – первая часть классического канона риторики, в которой рассмотрены правила мыслительной разработки темы в соответствии с целью ритора. Диспозиция (расположение) – вторая часть классического канона риторики, в которой рассматриваются правила последовательного представления частей разработанной ранее (на этапе изобретения) темы будущего текста. Элокуция (словесное выражение, оформление) – третья часть классического канона риторики: изложение изобретенного содержания в обдуманной последовательности в виде текста, его украшение с помощью изобразительных средств, речевых приемов. Предполагает осознанный отбор и группировку языковых средств в соответствии с замыслом автора. Мемориа (запоминание) – четвертая часть классического канона риторики, рассматривающая способы и приемы запоминания речи, заучивания ее наизусть. Акцио (произнесение, исполнение) – пятая часть классического канона риторики, рассматривающая правила преподнесения подготовленного текста. Публичное выступление - официальное выступление оратора, обращенное к широкой аудитории с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия. Виды композиции. Линейная (хронологическая, естественная) композиция предполагает выстраивание событий в линию, так, как они происходили в реальной действительности: от более раннего события к более позднему, от причины к следствию. Искусственная композиция выполняет задачу заставить слушающего со вниманием следить за ходом мысли говорящего, стимулировать интерес, вызвать появление критического отношения к содержанию речи. Предполагает использование нескольких методов построения материала: дедуктивный метод – движение от общего к частному, поиск подтверждений высказанному ранее обобщению; «козыри» (сильные аргументы) предъявляются в последнюю очередь; индуктивный метод – репрезентация частного случая, на основе которого делается общий вывод, на первый план выставляется единичное, которое в дальнейшем представляется как общее; метод аналогии – один из вариантов индукции, предполагающий сопоставление фактов, явлений, событий в целях перенесения закономерности, выявленной при анализе хорошо изученного объекта на менее изученный объект; стадиальный метод (напоминает хронологический) отвечает не логике события, но логике движения мысли. Говорящий относится к каждому следующему пассажу как к пассажу, который необходимо закончить, прежде чем переходить к другому; концентрический метод – освещение проблемы (или группы однородных проблем), вокруг которых строится сообщение. Топы (общие места, топосы) – логические модели развития мысли о предмете речи. Виды топов: внутренние и внешние (см. лекции). Хрия – классическая содержательная схема речи-рассуждения, т. Е. текста, содержанием которого является доказательство определенной мысли (тезиса) как истинной или ложной. Предполагает последовательное расположение частей: приступ (введение, связанное с темой) – парафразис, экспозиция (объяснение темы) – причина (аргументы) – противное (сопоставление с противоположным) – пример – свидетельство (мнение в поддержку своей позиции) – заключение. Риторический канон – схема перевода речи мыслимой (внутренней) в речь высказанную (внешнюю). Риторический идеал – исторически сложившееся в национальной культуре представление о том, какой должна быть хорошая речь; образ хорошей речи. Аргумент - довод, являющийся обоснованием тезиса; виды аргументов (см. практические занятия). Тезис - положение, нуждающееся в доказательстве. Доказательство – довод или факт, подтверждающий, доказывающий что-л. Аргумент. Система умозаключений, путем которых выводится новое положение. Логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений; при косвенном происходит обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса. Тема текста – предмет речи целого текста; содержательное ядро текста, лежащее в основе авторского замысла (то, о чем говорится в тексте). Основная мысль текста – то, что говорится в тексте, ради чего он был создан автором. Абзац - это типографская единица текста, представляющая собой, как правило, единство тематически объединенных предложений, в одном из которых указывается тема или главная мысль абзаца. Виды связи предложений в абзаце. Цепная связь – такое сопряжение предложений, при котором каждое последующее предложение (или группа предложений) характеризует в том или ином отношении предшествующее предложение (или группу предложений) и вызывается к жизни этим предшествующим предложением. Параллельная связь – это такой вид связи предложений в абзаце, при котором предмет речи характеризуется с точки зрения разных, но равноправных (не подчиненных друг другу) критериев. Смешанный вид связи – это такой вид связи предложений в абзаце, при котором цепная и параллельная связь предложений сосуществуют. Структурно-семантические единства (микротемы) – тема части текста, далее не делимой в тематическом отношении (обычно тема сложного синтаксического целого). Заголовок – название текста, отдельно взятого или в составе группы однородных членов, а также частей крупного текста. Фразы-скрепы (языковые коннекторы) – относительно устойчивые языковые единицы, связывающие отдельные микротемы (части) текста. Диалог – непосредственное речевое общение двух или нескольких лиц (полилог); процесс и продукт речевой деятельности коммуникантов, при котором каждое высказывание обращено непосредственно к собеседнику, а собеседники постоянно меняются ролями говорящего и слушающего. Монолог – развернутое высказывание одного человека (как устное, так и письменное), его активная речевая деятельность, рассчитанная на пассивное восприятие адресата при непосредственном общении или на отложенное, опосредованное общение. Спор - родовое обозначение словесного противоборства, в котором каждая из сторон отстаивает свою правоту. Виды спора (см. лекции). Полемика - борьба принципиально противоположных мнений, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Дискуссия - наиболее сложная и богатая разновидность спора, а именно: спор на определенную тему и по определенной мысли с точки зрения ее истинности, достоверности, правомерности, сопоставление разных точек зрения по выдвинутой проблеме с целью ее выяснения и решения. Вопрос – разновидность высказывания по цели речи, а именно высказывание, с помощью которого говорящий выражает желание получить какую-либо информацию (преимущественно от говорящего партнера). Виды вопросов (см. учебник). Красноречие – дар речи, способность и умение излагать мысли икусно и убедительно. Троп - средство выразительности, основанное на переносе значения и, в результате, совмещении смыслов в одной и той же форме; особый оборот, особое употребление фраз, слов и выражений в переносном, образном или иносказательном смысле. Слово, словосочетание, предложение, обозначающие какой-либо предмет, явление, ситуацию, используются для обозначения другого предмета, явления, ситуации (метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, мейозис, гипербола, ирония, аллегория и др.). Фигура речи (стилистическая фигура, риторическая фигура) – приём выразительности, основанный на соположении языковых единиц в тексте; устойчивое синтаксическое образование, которое отличается от синтаксических построений обиходной речи и способствует усилению эмоциональности и убедительности высказывания (сравнение, антитеза, оксюморон, градация (лестница), риторический вопрос, риторическое восклицание и др.). Средства диалогизации монолога – глаголы, обозначающие побуждение к действию (давайте обратимя к, обратите внимание, всмотритесь и др.); глагольно-местоименные конструкции, выражающие надежду оратора на то, что суд пример его точку зрения (я считаю, что…; я полагаю, что…; я заявляю, что…). Лекторское мы объединяет оратора и состав суда в процессе поиска истины (мы видим, мы знаем, мы помним). Конструкции с несобственно-прямой речью: обвиняемый говорит, что…; свидетель показывает, что…). Ссылка на чужое мнение. Чужая речь. Этика – философская наука, изучающая мораль, нравственность. Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Редактирование (правка) текста - один из завершающих этапов письма как вида речевой деятельности, который предполагает совершенствование написанного (проверку текста на уровне соответствия различным нормам (правилам): орфографической, пунктуационной, речевой). Замысел (речевой) – намерение автора, определяющее общее направление его речевых действия, их мотивированное движение к определенной цели. Имидж – образ лица, организации, вещи, осознанно создаваемый с целью достижения социального успеха, влиятельности в обществе. Речевой жанр - форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля, вид высказываний, создающихся на основе устойчивых, повторяющихся, т. е. воспроизводимых, моделей и структур в речевых ситуациях, где имеют место хоть сколько-нибудь устойчивые, закрепленные бытом и обстоятельствами формы жизненного общения (М. М. Бахтин). Интенция (речевая) (коммуникативное намерение) – первотолчок к созданию речевого произведения, неоформленное желание, которое в будущем должно быть оформлено посредством речи. Коммуникативные качества речи - это реальные свойства ее содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность. Коммуникативная компетенция – владение языком, соединение знания языка с опытом речевого общения, умение творить речь в соответствии с требованиями жизни и воспринимать речь с учетом замысла автора и обстоятельств общения. Этос – одно из трех оснований античной риторики, а именно ее нравственное начало. Логос – одно из трех оснований античной риторики, а именно – ее мыслительное начало. Пафос - одно из трех оснований античной риторики, ее эмоциональное начало. Голос - совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих вследствие колебания голосовых связок при разговоре. Мелодика - (мелодический рисунок речи) – это изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Темп - скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Тембр речи - это окраска голоса, определяемая количеством дополнительных тонов (обертонов), накладывающихся на основной тон. Дикция – произношение, степень отчетливости в произношении звуков, слогов, слов. Паузация – перерывы в звучащей речи, с помощью которых речевой поток делится на порции – сегменты. Риторические свойства голоса – набор таких качеств голоса ритора, которые позволяют говорить о профессионально разработанном голосе, поставленном голосе: интонационное богатство, помехоустойчивость, чистота, полетность, суггестивность, выносливость, большой диапазон и высота и др. Гомилетика – род публичной монологической речи, построенный на основе собеседования с адресатом (как правило, богословско-церковное красноречие). Софизм – умышленная ошибка в рассуждении, выдаваемая за истину. Софизм основывается на намеренно неправильном подборе фактов, на подмене понятий, на том, что часть сообщения вырывается из контекста: Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше. Образ оратора – естественно складывающееся в сознании адресата представление о риторе: его типе внешности, здоровье, энергии, характере, нравственных позициях, образовании, эрудиции, воспитании, профессии и др. Дебаты - прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам. Диспут - публичный спор на научную и общественно важную тему. Прения - обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам. Предмет спора - это те положения, суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставлениями мнений.
Планы практических занятий Занятие 1. Тема: Условия эффективной речевой коммуникации в юридической практике Форма: Практикум Вопросы: 1. Основные составляющие речевого общения. 2. Средства и приёмы речевого воздействия в юридической практике. 3. Устные жанры деловой речи: деловая беседа и ее виды, деловой разговор. Литература: Ø Введенская Л. А. Павлова Л. Г. Риторика для юристов: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 576 с.: Знакомство с разделом 1, главой 2 – 4: Разделом 4. Практические задания. Задание 1. Подготовка речевой разминки (двумя студентами): 1. Артикуляционное упражнение (три упражнения на выбор) Например: «Трубочка». Покажите, что язык слушается вас: приподнимите его с боков так, чтобы он «свернулся в трубочку» по всей длине. Расслабьте язык. Повторите упражнение 2 – 3 раза, постепенно увеличивая темп. «Хоботок». Изо всех сил сожмите губы в кружок так, чтобы между ними осталось небольшое пространство, и выпятите их вперед. А теперь подвигайте этим хоботком влево, вправо, вверх, вниз, а потом по кругу, сначала слева направо, а затем справа налево. «Проколю щеку». У вас такой острый язык, что вы можете «проколоть» им щеку изнутри. Попробуйте! А теперь другую щеку проколите. Язык старайтесь делать острым. А теперь старайтесь делать уколы все быстрее и быстрее, пока не устанете. 2. Произнесение скороговорок. Ткет ткач ткани на платки Тане. Шесть мышат в камыше шуршат. Все бобры для своих бобрят добры. 3. Акцентологический минимум. Расставьте ударение в следующих словах: Коклюш, оптовый, мельком, мизерный, подростковый, асбест, ходатайство, авиазаводской, блокированный, газированный, маркетинг, закупорить, запломбировать, олигархия, договор, ополоснутый, кухонных, зубчатый, занятой. Задание 2. В процессе написания конспекта и знакомства с материалами рекомендуемой литературы дайте определения следующим терминам: Деловое общение «Максимы» общения Деловая беседа Задание 3. Пользуясь материалами учебного пособия (в списке № 2), охарактеризуйте следующие виды деловых бесед: По сфере применения: бытовая, деловая. По характеру обстановки, в которой обсуждаются деловые вопросы: официальная, неофициальная. По характеру обсуждаемых вопросов: кадровые, дисциплинарные, проблемные, организационные, творческие, прием посетителей. Балльно-рейтинговая оценка: Подготовленный конспект – 3 балла. Подготовки и проведение речевой разминки 1 балл. Участие в конкурсе на лучшее произнесение скороговорки – 1 балл. Развернутый ответ на вопросы занятия – 3 балла, дополнения к ответу – 1 балл. Знание терминологии – 3 балла за один термин. Занятие 2. Тема: История судебного красноречия. Вопросы: 1. Публичное общение в Древней Греции. Общая характеристика. 2. Ораторское искусство софистов. Горгий, Лисий, Протагор и др. 3. Вклад Сократа в развитие риторики. 4. Риторические убеждения Платона. 5. «Риторика» Аристотеля. 6. Римское ораторское искусство. Цицерон, Квинтилиан. 7. Ораторика и гомилетика. 8. Общение в российской традиции. Античная культура в русской словесности (А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков). Красноречии Киевской Руси. «Слово о законе и благодати» Митрополита Иллариона. «Поучение»Владимира Мономаха. «Слово о полку Игореве». «Домострой». Протопоп Аввакум. 9. Риторика имперского периода. М. В. Ломоносов. М. М. Сперанский. Н. Ф. Кошанский. А. И. Галич. Иннокентий Анненский. 10. Судебное красноречие начала XX века. П. Сергеич, В. Д. Спасович, А. Ф. Кони, С. А. Андреевский, Ф. Н. Плевако, А. И. Урусов, П. А. Александров и др. 11. Публичное общение советской эпохи. Д. С. Лихачев. Выступления известных поли
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.108 (0.017 с.) |