Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пояснительная записка к программеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1.1. Выписка из государственного образовательного стандарта по дисциплине «Риторика» (ГСЭ. Н-Р.0008 2000 г.) для специальности 030501 «Юриспруденция» В соответствии с п. 1.3. (квалификационная характеристика выпускника) государственного образовательного стандарта по дисциплине «Риторика» (ГСЭ. Н-Р.0008 2000 г.) для специальности 030501 «Юриспруденция» юрист должен: · обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности; · понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности. Исходя из данных требований к характеристикам выпускника юридического факультета по специальности 030501 «Юриспруденция», было разработано содержание и специфика обучения дисциплине «Риторика», которая позволяет повысить компетентность личности студента, исходя из целей судебного красноречия. 1.2. Цель, задачи изучения дисциплины в вузе. Предлагаемая программа предполагает формирование таких компетенций будущего специалиста, которые являются базовыми в коммуникативной и речетворческой деятельности судебного оратора. Она включает теоретические основы общей и частной риторики, а также содержит задания и упражнения, позволяющие приобрести определенные речевые навыки. В современном российском вузе в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта целью изучения риторики студентами юридической специальности становится формирование личности и профессиональной компетентности на основе обращения к активной речетворческой деятельности. Поэтому студенты, изучающие риторику, готовятся к владению Словом во всем богатстве реальных общественно-речевых связей. В преподавании риторики требуется изучение теории ("науки") с правилами построения речи, чтение и анализ образцовых текстов литературной и ораторской классики (для "подражания"), собственных систематических упражнений в написании и произнесении речей. Задачами обучения риторике студентов юридического факультета в вузе являются следующие: а) воспитание представлений о создании коммуникативно совершенных текстов (на примере судебной и деловой речей); б) формирование собственной речи как средства и способа выражения личности, орудия общения и обучения; в) формирование представления о закономерностях создания (изобретения), исполнения и рефлексии собственных (авторских) и иных риторических текстов на основе законов речемыслительной деятельности. С помощью реализации настоящей программы обучаемые овладевают: Ø Коммуникативной компетенцией. Ø Осознанностью и пониманием возможностей русского слова, его стилистических и выразительных средств. Ø Пониманием стиля и нормы речевого поведения. Ø Развитыми и устойчивыми навыками, необходимыми для успешного публичного выступления. Ø Навыками создания различных речевых жанров, наиболее востребованных в будущей профессиональной деятельности юриста. Курс рассчитан на 32 аудиторных (8 практических и 8 лекционных занятий). Структура курса Обучение риторике основано на создании для обучаемых комфортных коммуникативных условий, устойчивой мотивации к проявлению инициативы у студентов выступать публично и вступать в публичное общение с отдельными людьми и аудиторией в официальной, полуофициальной и неофициальной обстановке. На наш взгляд, целесообразно преподавание дисциплины на основе разделения ее содержания на два крупных раздела. Первый раздел позволяет познакомить студентов вуза с базовыми категориями риторики: выявить ее назначение, ключевые понятия, установить различия между видами красноречия и формами речей; определить основы создания высказывания, опираясь на знания о композиции, логических законов риторики, значения рационального и эмоционального в речи; познакомиться с этическими функциями текстовой деятельности юриста; формировать знания о технической стороне речи. Вторая часть курса предполагает перенос полученных сведений в область специфической судебной речи. Поэтому данная методическая модель формирует знания студентов о специфике защитительной и обвинительной речи, умения и навыки ведения спора, полемики в судебных прениях с учетом знаний об адресате судебной речи. К ключевым понятиям дисциплины относятся красноречие (природная, привлекательная говорливость, привязанность к процессу говорения и умение достаточно осмысленно выступать публично в различных речевых ситуациях); ораторство (целенаправленное и осознанное публичное говорение, на активном использовании основных законов создания, исполнения и самостоятельного осмысления авторских текстов); риторика как проце сс (высшая форма проявления свободного владения и умения осмысленного, эффективного и красноречивого ситуативно обусловленного публичного выступления, на основе применения всевозможных средств языка и речи и соблюдения этических законов). Содержание программы Раздел I. Общие положения риторики в юридической деятельности Назначение риторики: определение понятия «риторика», предмет, система, задачи курса. Общая и частная риторика. Классификация красноречия: общественно-политическое, академическое (педагогическое), судебное (юридическое), социально-бытовое, богословско-церковное. Функции, формы речей. Речь в юридической риторике как средство аргументации доказывания, развертывания мысли. История судебного красноречия. Публичное общение в Древней Греции. Ораторское искусство софистов. Вклад Сократа и Платона в развитие риторики. Коммуникативная концепция Аристотеля. Римское ораторское искусство. Общение в российской традиции. Риторика имперского периода. Публичное общение эпохи XX в. Логические основы риторики. Роль логики, ее законов и категорий в риторике. Композиция судебной речи: логическая структура, виды построения. Хрия (теория аргументации) как учение о методах и формах убедительного рассуждения. Виды доказательств. Доказательство прямое и косвенное. Опровержение. Основные требования к аргументации в речи юриста и причины логических ошибок. Языковые средства, создающие логичность речи: специальные средства связи, классификация вопросов, вопросно-ответная форма в процессе судопроизводства. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи. Экспрессивное и рациональное в судебной речи: аргументы, тропы и фигуры как средства воздействия. Риторический канон: общая характеристика. Определение риторического канона. Основные риторические действия адресанта при создании высказывания. Характеристика риторических этапов создания и исполнения судебной речи. Классификация топов: топы внутренние и внешние. Языковое мастерство юриста. Техника речи: риторические свойства голоса, причины некачественного звучания, способы их нейтрализации, дикция, темп, тембр, логическое ударение, паузация в организации судебной речи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.93.232 (0.007 с.) |